Обозреватель - Observer |
Образование
|
Роль образования здесь очевидна — оно как раз и является той единственной сферой, в которой осуществляется приобретение человеком знаний и умений, обеспечивающих его полноценное существование в окружающем природном и социальном мире. Эта роль реализуется объективно — независимо не только от форм и уровней развитости образовательных систем, но и от степени осознания их организаторами предназначения школы.
Вместе с тем осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса. В нашей стране эти вопросы в педагогическом сообществе ставятся уже не первый год и к разговору на эту тему оно уже давно «созрело».
На наш взгляд, ситуация здесь такова, что в современных государственных нормативных актах, теоретических и эмпирических исследованиях вопрос о целях и содержании образования представлен на недостаточном уровне. В большей степени здесь можно говорить лишь о поверхностном или демонстративно-фиктивном отражении проблем образования и попыток их решения по логике «вроде бы что-то надо делать». Вместе с тем очевидно, что без осмысления общих вопросов (уяснения основных целей) образования, обеспечить решение частных — его нормального содержания, невозможно. Проблем для решения и дискуссий здесь более чем достаточно.
Например, чем обоснован набор учебных дисциплин? Как определяется объем изучения по предметам? Обоснованных ответов, отражающих объективные потребности общества в образованных людях — специалистах, мы найдем немного.
Недавно была проведена исследовательская работа, в которой Современный гуманитарный университет совместно с ВЦИОМ изучили отношение интеллектуальной элиты России к целям и содержанию общего образования. К опросу по наиболее острым проблемам современной отечественной школы было привлечено 520 экспертов. Респонденты отбирались в Москве (35%), Санкт-Петербурге (25%), Екатеринбурге, Казани, Новосибирске и Саратове (по 10% выборки). Среди опрошенных — 46 заслуженных работников культуры, 31 профессор и академик, 18 за-служенных учителей, 8 думских депутатов и 9 служителей церкви.
Проведенные экспертные исследования и результаты их анализа поставили перед современной системой общего образования и ее организаторами целый комплекс жизненно важных задач:
Да, экспертные оценки необходимы, но следует учитывать, что они, в конечном итоге, субъективны и умозрительны. При столь динамичных изменениях условий жизни общества и его приоритетов закономерно возникает вопрос: а тому ли мы учим и учимся? Ведь очевидно, что образование должно следовать за изменяющимися реалиями цивилизованного общества.
Что же мы знаем про современное образование? А то, что его получение строго ограничено утвержденным «сверху» бюджетом времени; что жить и творить в нашей школе следует по государственному стандарту; что конечный уровень подготовки специалиста определяется не его знаниями и умениями, а наличием диплома (для трудоустройства — лучше государственного образца); что цели и содержание образования диктуются не потенциальным работодателем-заказчиком, а чиновниками из государственных органов управления; и т.п.
Особое внимание следует обратить на государственные образовательные стандарты. По нашему мнению, их существующая форма не только нарушает принципы автономности и академической свободы в образовании, но и ограничивает творчество педагога и ученика. Но если таковые стандарты и принимаются, то вполне разумно, что их содержание должно быть обсуждено педагогической общественностью.
В этой связи, попробуем ответить на вопросы: какой подход к обоснованию целей и содержания образования может быть наиболее оптимальным?; как определить основное содержание программ обучения?
На наш взгляд, при рассмотрении профессионального образования мы должны, в первую очередь, знать будущую профессиональную деятельность обучаемых: проводить специальные научно-исследовательские работы по ее правовому, социологическому, психологическому и другим видам анализа. Очевидно, эти исследовательские результаты должны быть исходными при определении целей и содержания профессионального образования. Перед утверждением образовательные стандарты должны публично обсуждаться академическим сообществом.
Совершенно иные акценты предполагаются в системе общего образования. Они сводятся к решению задач общего развития молодого поколения и его подготовки к профессиональной деятельности. Но «профессиональная деятельность» у ребенка, юноши или девушки в процессе их обучения имеет особенность: она сводится к процессу приобщения к достижениям человеческой цивилизации и потреблению (материально-техническому, правовому, эстетическому и т.п.) результатов ее деятельности. Иными словами, перед общим образованием ставится цель вооружить человека знаниями и умением пользоваться материальными и духовными продуктами, средствами информации, массовой коммуникации и передвижения, грамотно ориентироваться в огромном мире окружающих нас вещей.
По нашему мнению, наиболее важными являются следующие восемь содержательных направлений развития общего образования.
Первое, что мы должны дать в общем образовании, это — адекватную реальности естественнонаучную картину мира. «Без естествознания, нет спасения современному человеку, — справедливо еще в прошлом веке писал А.И.Герцен, — без него «где-нибудь в душе остается монашеская келья и в ней мистическое зерно». Но при этом следует убедить молодое поколение в том, что одним из основных компонентов этой естественнонаучной картины мироздания является человеческое сообщество — социальная реальность, подчиненная не только природным, но и социальным законам развития. Решение этой задачи может быть возложено на комплекс естест-венных и гуманитарных наук. Между тем, как показали экспертные исследования, современный комплекс дисциплин, формирующих у молодого поколения научную картину мира, является во многом эклективным, избыточным и безсистемным.
Второе требование, как логическое продолжение первой задачи, заключается в доведении до обучающихся правил их поведения в социуме. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество», — подчеркивал В.Г.Белинский. Поэтому уже со школьной скамьи человек должен знать установленные обществом социальные нормы и традиции социума, к которому он принадлежит.
Это особенно актуально сейчас, когда в сознании подавляющего числа наций и народов устраняются старые идеологические стереотипы и начинают утверждаться общечеловеческие ценности. К сожалению, современное общее образование проявляет здесь известную робость, отдавая на откуп всевозможным сектантским, мистическим и другим (во многом шарлатанским) течениям души наших юных людей и формирование норм их взаимоотношений.
Третье направление связано с физическими началами в человеке как части природы. Здесь актуальными выступают проблемы его безопасности и выживания. Уже с древних времен, например, в школах Пифагора и Платона, были установлены правила физической гигиены человека, с которыми нам — людям конца II тысячелетия необходимо считаться и которые следует развивать, особенно в современных неблагополучных экологических условиях.
Современная отечественная школа до настоящего времени проявляет лишь робкие шаги в реализации данного направления. По нашему мнению, изучение проблем обеспечения жизненной безопасности и гигиены человека должно в общем образовании занимать статус не второстепенных и факультативных (как это сейчас принято), а приоритетных предметов, наряду с комплексом естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
Четвертая задача общего образования сопряжена с тенденцией значительного ухудшения здоровья молодого поколения. Поэтому растущий организм должен получить оздоровляющее воздействие в школе, а не в условиях профессинальной деятельности, когда на это, как правило, нет времени или уже поздно. К сожалению, современный комплекс мероприятий по физической подготовке в рамках общего образования не представляет собой целенаправленную систему оздоровления юношей и девушек.
Пятое направление общего образования целесообразно связать с развитием природных способностей молодого поколения. Древний девиз: «Не из каждого дерева можно выточить Меркурия», — наверное, не совсем правомерен. Отдавая должное нашим предкам, обратим внимание на существование в нашей стране и за рубежом целого ряда педагогических методик совершенствования художественных, музыкальных, лингвистических, физических и т.п. способностей детей, которые ждут своего применения в общеобразовательной сфере. Попытки внедрения на массовом уровне школы подобных инновационных технологий, учитывающих индивидуальность обучаемого и развивающего его способности, в современном общем образовании остаются лишь единичными, далекими от совершенства образцами.
Шестой путь развития общего образования обусловлен необходимостью приобщения юношей и девушек к достижениям культуры, формированию у них навыков ориентации в ее многообразных проявлениях. Театр и кино, музыка и танцы, архитектура и живопись, литература и народное творчество... — перечень областей культурного наследия человечества можно продолжать. Заметим, что идущую от античности «культуросообразность» образования в качестве его основного принципа выдвинул в прошлом веке выдающийся немецкий педагог А.Дистервег.
К сожалению, данная направленность в процессе обучения человека в условиях современного общего образования считается второстепенной. Курсы эстетики, как правило, остаются невостребованными не только по причине отсутствия квалифицированных педагогических кадров, но и живучести прагматических и технократических стереотипов у самих педагогов и чиновников от образования.
Седьмое, предполагается обязательное овладение не только родным, но и иностранными языками. Их незнание ведет к нашей изоляции от мирового образовательного пространства и ограничению межкультурного общения. То, что происходило и продолжает происходить в этой сфере образования иначе как целенаправленным абсурдом не назовешь: десятилетия россияне изучают иностранные языки и в итоге их не знают.
Наконец, результатом восьмого направления в общем образовании должен стать человек как профессионально грамотный потребитель материальных и духовных продуктов общества. Наш социальный альтруизм не должен выходить за рамки разумного. Мы должны признать, что человек должен быть не только мыслящим и производящим, но и человеком-потребителем: знания человечества «разумно и без вредной ошибки применять с несомненной для себя пользой» (Я.Каменский).
Итак, диапазон проблем современного образования очень широк. Одними голыми рассуждениями и абстрактными обобщениями здесь дело не продвинешь: необходимы специальные исследования, которые бы прояснили поставленные в статье вопросы этой важнейшей сферы человеческой жизнедеятельности.
Наконец, проблема целей и содержания образования должна занять статус, соответствующий ее роли в обществе. Это означает, что решение вопросов образования должно иметь приоритетное значение среди важнейших социально-политических задач и обсуждаться на любых уровнях, будь то Федеральное Собрание или «педагогический парламент», всенародный или региональный референдум. Ибо политическое будущее любой страны в подавляющей степени определяется будущим ее школы. Лучшего индикатора прогресса общества история не знает. К такому пониманию, что образование является частью политики и должно обсуждаться обществом в неменьшей степени, чем сама политика, мы уже готовы.
В заключение отметим, что потребность в формировании человека
III тысячелетия — это серьезный вызов всей системе образования. Насколько
ясно и адекватно мы сможем определить его цели и содержание, настолько
продуктивно образование выполнит этот исторический заказ.
|