Обозреватель - Observer |
Экономика
|
И.Лисиненко,
депутат
Московской городской Думы,
президент
Чайной и кофейной ассоциации России,
член-корреспондент РАЕН
Перемены, произошедшие в экономической
системе России в последние годы, выявили настоятельную необходимость расширения
процесса развития корпоративных форм самоорганизации коммерческих и производственных
структур. Опыт последних лет показал — централизованные, административные
рычаги отраслевого управления могут быть с успехом заменены механизмами
координации интересов отдельных предпринимателей в рамках создаваемых ими
некоммерческих ассоциаций и объединений, решающих общие проблемы развития
отрасли и защищающих их общие интересы.
В том или ином виде этот процесс идет во всех развитых странах.
Многолетний опыт функционирования Федерального союза
немецкой промышленности, Федерального союза немецкой оптовой и внешней
торговли показывает, что эти органы самоуправления в частнопредпринимательском
секторе подчас оказывают не меньшее воздействие на экономические процессы,
чем официальные государственные институты. При этом решения, принимаемые
в рамках предпринимательских объединений, не подменяют процесс управления
на уровне государственных или местных органов, а являются серьезным дополняющим
фактором, своеобразным «нижним» этажом регулирования, определяющим прежде
всего отраслевые ориентиры и условия экономического роста.
Большую роль в регулировании процессов экономического
развития играют в своих странах Федерация шведских промышленников, Торгово-промышленный
союз Швейцарии, Конфедерация британской промышленности, насчитывающая свыше
200 более мелких профессиональных объединений и ассоциаций, Объединение
нидерландских промышленных предприятий и ряд других национальных объединений
производителей.
Многие из этих структур не только широко поддерживаются государством, но и созданы по инициативе правительственных органов. Типичным примером является здесь Франция. Экономический и социальный совет Франции считает, что наличие профессиональных организаций производителей и внешнеторговых операторов является наиболее эффективной формой связи между государственными органами и предпринимательским корпусом страны. В настоящее время во Франции насчитывается более 400 национальных профессиональных объединений продуцентов, экспортеров и импортеров, в том числе только по сельскохозяйственным товарам и продовольствию их насчитывается более 100.
В целом процесс создания и функционирования некоммерческих корпоративных объединений на Западе развивался под влиянием усиления внутриотраслевых центростремительных тенденций, заполняя ниши регулирующих функций, усиливающихся с ростом экономического обобществления производства.
В настоящее время функции профессиональных корпоративных объединений в различных странах могут существенным образом варьироваться, однако по целому ряду ключевых направлений они идентичны и включают в себя прежде всего:
В ряде других стран членство в ассоциациях и союзах является добровольным делом, однако на практике никто из достаточно крупных фирм не проявляет желания быть аутсайдером, так как это означает практическое «выпадение» из процессов коллективного регулирования в отрасли и потерю влиятельности.
Очень часто реальная роль корпоративных образований выходит за рамки официальных уставных задач. Еще в эпоху зарождения корпоративных образований западные экономисты квалифицировали их не только как экономические, но и социально-политические институты, а Д.Гелбрейт видел в них важнейшие «источники власти», причем не только экономической. Очевидно, что в последнее время тенденция усиления влиятельности корпоративных образований стала набирать еще большую силу.
Прежде всего возрастает роль корпоративных объединений в системе социального и экономического партнерства. В целом ряде стран многие из них, наряду с профсоюзами и государственным органами, формально или неформально, являются одной из сторон в консультациях и переговорах о выработке основных направлений достижения социальной стабильности и условий коллективных договоров. По историческим и другим причинам сложилось большое количество национальных моделей участия корпоративных организаций в диалоге с правительством и рынком труда, однако практически везде они добиваются учета стратегических интересов отечественного производства.
Опыт показывает, что в основе процесса формирования всех западных демократий лежит расширение сотрудничества между корпоративными организациями общенационального и отраслевого уровня и государством. Более того, сегодня можно утверждать, что это сотрудничество, достижение эффективного компромисса является стержнем механизма выработки и принятия государственных решений по подавляющему большинству вопросов экономической и социальной политики страны.
Другая функция, которую возлагают западные государства на корпоративные объединения — своеобразная «кузница» кадров, «поставщик» для государственного менеджмента высококвалифицированных специалистов, имеющих богатый опыт переговорной и оперативной деятельности. Не секрет, что многие теперешние высокопоставленные государственные чиновники в прошлом — руководители корпоративных организаций. Их опыт, знания, умение находить конструктивные взаимовыгодные решения как нельзя лучше соответствуют широкому кругу задач, решаемых в рамках государственного менеджмента.
Не менее важной функцией является и выполнение роли «агентов влияния» в международном бизнесе и международных экономических организациях. Именно эти объединения в конечном счете создают экономический имидж своей страны на международной арене, формируют мировое общественное мнение, зондируют почву для принятия правительственных решений в той или иной сфере международных отношений. Именно эти объединения являются носителями интересов национальной буржуазии, национального предпринимательского корпуса, по самой своей природе заботящегося о повышении конкурентоспособности отечественного производства и его международной экспансии.
В России процесс создания и развития некоммерческих корпоративных объединений хозяйственных структур, хотя и имеет свою специфику, обусловлен теми же факторами, что и в западных странах. Среди них важнейшее значение имеет стремление заполнить нишу отраслевого уровня регулирования. Распад централизованного планирования и материально-технического снабжения, затягивание налогового «корсета», нарушение системы обратной связи — от производителя к управленческим структурам и т.д. не могло не вызвать стремления к внутриотраслевой консолидации и поиску добровольных форм объединений, хозяйственных структур всех форм собственности, призванных выражать отраслевые интересы и при необходимости — защищать их. Даже самых заклятых конкурентов объединило стремление выжить и во весь голос заявить о своих естественных правах.
В результате сегодня в нашей стране имеется целый ряд влиятельных некоммерческих объединений предпринимателей, берущих на себя инициативу по разработке предложений и рекомендаций по промышленной и внешнеторговой политике, совершенствованию валютного, налогового и финансового законодательства, участию страны в международных связях.
Примером здесь может служить Российский союз промышленников и предпринимателей, лидер которого А.Воль-ский является сегодня одной из влиятельнейших фигур в экономической политике страны и экономическом истеблишменте.
Другой пример — Ассоциация российских банков.
Есть и целый ряд других российских профессиональных объединений, играющих заметную роль в регулировании отраслевых процессов развития — Союз экспортеров металлопродукции России, Союз нефтеэкспортеров, Ассоциация риэлтеров и т.д.
В русле общей стратегии корпоративных образований идет и работа недавно созданной Чайной ассоциации России. Представляя интересы предпринимателей чайного бизнеса, а также широкого круга потребителей, Чайная ассоциация России видит свою основную функцию в оказании содействия по развитию и стабилизации чайного рынка, наиболее полному удовлетворению потребностей в чайной продукции, защите интересов чайных производителей и трейдеров в государственных органах.
Разумеется, российские корпоративные объединения только разворачивают свои важнейшие функции. Однако уже сейчас ясно, что важнейшим преимуществом большинства российских объединений производителей является их способность, не применяя жестких директив, увязывать вертикаль регулирования с горизонтальным уровнем, координируя экономическое поведение своих членов и взаимоувязывая систему их экономических интересов.
Можно с уверенностью предположить, что со временем российские объединения окажутся в состоянии решать весь спектр задач, которые в настоящее время решают отраслевые объединения большинства развитых стран.
Разумеется, корпоративные объединения не могут сегодня претендовать на универсальность и охватывать весь спектр экономического и социального представительства интересов всех уровней. Важна, однако, тенденция, показывающая, что на смену личностных отношений, которые были характерны для России в первоначальный период «капиталистического накопления», приходят системные контакты, ставящие взаимоотношения государства и бизнеса на качественно новую степень.
В рамках этой новой модели официальный лоббизм корпоративных организаций позволяет участвовать в процессе принятия экономических и политических решений тем группам людей, которые до настоящего времени не имели такой формальной возможности.
Разумеется, как и во всяком общественном явлении, лоббизм, отстаивание интересов своей отрасли и своего производства может носить уродливый, а порой и криминальный характер.
В этой связи важно как можно быстрее легализовать процесс коллективного, корпоративного лоббизма, принять, наконец, специальный закон, позволяющий упорядочить деятельность лоббистских консультативных структур и официально выносить предложения или претензии группы предприятий какой-либо отрасли или какого-то вида производства на обсуждение государственных органов, принимающих решение.
Важно, чтобы и корпоративные объединения взяли бы на себя целый ряд обязательств и приняли своего рода Кодекс чести, наподобие Кодекса поведения транснациональных корпораций. В нем могли бы быть зафиксированы важнейшие этические нормы работы этих объ-единений, правила ведения лоббистких кампаний, выполне-ния своих общественных обязательств и т.д.
Необходимо также, чтобы этическая программа затрагивала не только процедуры и правила общения объединений с государственными органами, но и наметила основные принципы взаимоотношений предпринимателей между собой. В дореволюционной России заключение сделки с купцом определенной гильдии было абсолютно безопасно с юридической точки зрения, поскольку принадлежность к гильдии означала, что выполнение обязательства гарантируется самой гильдией, ее традициями и внутренними правилами, нарушение которых приведет к остракизму и изоляции.
Уже сейчас есть примеры профессиональных объединений, определяющих правила поведения своих членов — НАУФОР (операции на рынке акций), АУВЕР (операции с векселями).
Очевидно, что подобная практика должна быть принята в рамках работы
других корпоративных объединений. Думается, что только при соблюдении этих
правил власть пойдет навстречу стремлениям отраслевых лобби, гарантируя
свое содействие в обмен на политическую поддержку. Практика показывает,
что корректность взаимоотношений как внутри корпоративных организаций,
так и их взаимоотношений с государственными органами приносит максимальные
политические дивиденды. Только в этом случае будет осуществляться процесс
демократизации собственности, а лозунг «народного капитализма», то есть
такой формы организации экономического процесса, при которой соблюдаются
и согласуются интересы всех общественных слоев и уровней управления, перестанет
носить схоластический характер.
|