Обозреватель - Observer 
Товарные рынки России 

 

КРАСНАЯ
КНИГА
 
товарных рынков России

А.СЕЛЕЗНЕВ, 
доктор экономических наук, 
действительный член 
Российской академии социальных наук
 
РЫНОК ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ  

Мировой рынок драгметаллов развивается по общим законам рынка и находится под влиянием соотношения спроса и предложения, которое в концентрированной форме характеризуется объемом сделок. По золоту объем сделок в 1996 г. превысил 30 млн. тройских унций на сумму около 12 млрд. долл. (средняя цена составляла 380—385 долл. за унцию). По серебру соответствующие величины составили около 270 млн. тройских унций стоимостью 1,4 млрд. долл. (средняя цена — около 5 долл. за унцию). 

Рынок золота 

В связи с отсутствием какой бы то ни было информации о всей совокупности драгметаллов (к которым относится также платина, серебро и др.), которыми располагает Россия и ведет торговлю на международном рынке, ограничимся рассмотрени ем проблематики рынка золота — наиболее распространенного во всем мире валютного товара (всеобщего эквивалента). 

В условиях возрастания зависимости экономики России от импорта и сокращения экспорта наукоемкой продукции одной из важнейших задач восстановления экономики является резкое увеличение запасов золота за счет расширения его добычи и утилизации золотосодержащего лома, это необходимо для увеличения стратегического резерва и обеспечения при прочих равных условиях, устойчивых закупок стратегически важных товаров и сокращения внешнего долга. 

Для аргументации необходимости государствен ной стратегии в решении рассматриваемой проблемы достаточно напомнить о зависимости между массой золотовалютных резервов и покрытием импорта. В мировой практике для оценки достаточности золотовалютных резервов применяется индикатор — покрытие резервами среднемесячного (среднеквартального) импорта. В 1993 г. Россия имела золотовалютные резервы для покрытия импорта в пределах 1,4 от месячной величины. Для сравнения: Тайвань — 13,7 мес., Япония — 4,9 мес., Чили — 11,9 мес. 

Помимо индикатора достаточности золотовалютных резервов в системе макроиндикаторов конкурентоспособности страны необходимо использовать индикаторы конкурентоспособности рынка собственно драгметаллов. Обобщение исторического опыта ряда стран мира, в том числе и России, дает основание в качестве таких индикаторов предложить: 

  • отношение золотовалютных резервов к внешнему долгу страны; 
  • отношение затрат на добычу золота и его переработку к уровню мировых цен на золото; 
  • отношение прироста золотого запаса к приросту ВВП (рассчитывается ежегодно). 
Условием, при котором возможны соответст вующие оценки, должна стать ежегодная публикация необходимой для этого статистической информации. Однако характер информации по проблемат ике рынка драгметаллов должен отражать суть стратегии государства на рынке. Она не должна быть случайной и обусловливающей потери. В частности, достаточно было заявить бывшему заместителю председателя Правительства РФ В.Каданникову, что Россия намерена увеличить объем продажи драгметаллов в целях сокращения бюджетного дефицита, как на это мгновенно отреагировала биржа драгметаллов в Лондоне: с 19 по 21 февраля 1996 г. цена золота упала с 406 до 496 долл. за тройскую унцию, платины — с 422 до 407 долл. 

Золотодобыча. Вследствие отсутствия политики, ориентированной на реализацию государствен ных интересов в развитии российского комплекса драгметаллов добыча золота сокращается и не соответствует потенциальным возможностям России. 

Прежде в этой отрасли всегда наблюдался рост, в том числе и до революции. 

Данные табл. 1 дают представление о том, как интенсивно увеличивалась добыча золота в царской России и в первые годы советской власти. 
 

Таблица 1
В годы советской власти политика России и СССР в отношении золота отражала уникальность положения страны среди золотодобывающих стран — были разведаны крупнейшие запасы золотосодержащего сырья. Оно считалось приоритет ным стратегическим ресурсом и по его добыче СССР занимал второе место в мире. С крушением СССР положение стало быстро меняться. Сегодня наша страна на фоне успехов крупнейших золотодобывающих держав представляется довольно слабой (табл. 2).  
 
Таблица 2 
Приведенны е в табл. 2 данные не учитывают добычу менее крупных производителей драгметал лов. Так, доля Конго-Заира в мировой добыче золота составляет не менее 15%. Интересна информация о доле добычи золота в ВВП ЮАР, которая составила: 1970 г. — 20% (абсолютный объем добычи — 1000 т); 1980 г. — 9%; 1990 г. — 7%. За истекшие 110 лет в ЮАР добыто 46 тыс. т золота. Разведанные запасы золота в недрах составляют не менее 20 тыс. т. 

Объемы добычи и производства золота на территории России в динамике представлены в табл. 3 
 

Таблица 3
По другим данным, производство золота (добыча и извлечение вторичного золота) в России составляло : 
 
1991 г. — 161,8 т; 

1992 г. — 150,6 т; 

1993 г. — 149,46 т; 

1994 г. — 142,58 т; 

1995 г. — 131,94 т; 

1996 г. — 123,34 т. 

То есть за шесть указанных лет получено 859,72 т. 

В развитых странах объем производства вторичных металлов, включая драгоценные, достигает 25—40% от общего объема производства. Извлечение вторичного золота в России составляет 3—4%. Приведенная информация — свидетельство отсутствия стратегических установок и системы взаимосвязанных мер, гарантирующих высокий процент извлечения. Основные причины: недостовер ность учета содержания драгметалл ов в ломе; примитивная технология извлечения, обусловливающая значительные потери металла при переработке лома; слабый государственный контроль, фактическое отсутствие соответствующих проверок; экономическая невыгодность извлечения золота из лома. 

Россия вполне может увеличить объемы добычи золота. В последнее время опубликованы результаты исследований Центрального научно-иссле довательского института цветных металлов (ЦНИГРИ), которые позволяют говорить о возможности постепенного расширения добычи золота в Центрально-Европейском регионе России, где в песках и грунтах среднее содержание золота составляет 0,45 г/куб.м, в том числе в подмосков ных грунтах — 0,3 г/куб.м, в Смоленской области — до 4 г/куб.м. Разведанные запасы в этом районе составляют более 160 т, в том числе в Московской области от 65 до 85 т. ЦНИГРИ считает возможным уже в настоящее время начать промышленное извлечение золота не менее 20 комбинатам, перерабатывающим песок и гравий, при инвестициях в расчете на один карьер до 2,5 млрд. руб. с их окупаемостью в течение 6—8 месяцев. Но инвестиций требуют все предприятия. Основные ресурсы золота (87%) — в рудных, а не россыпных месторождениях. 

Всего в России 28 золотодобывающих регионов. Основная масса золота добывается в пяти из них: Якутия, Чукотка, Амурская, Иркутская и Магаданская области. Но именно здесь сокращается добыча — в 1995 г. против 1994 г. в Магаданской области она снизилась на 4 т, составив 17,7 т, в Якутии — на 2,7 (27 т против 29,7 в 1994 г.). Перспективным золотодобывающим регионом является Алтай. Горно-Алтайский и Салаирский золотоносные районы имеют богатые запасы россыпного золота. Там же имеется рудное золото. Расширяется добыча золота в Красноярском крае. Летом 1996 г. состоялось открытие Олимпиадинского прииска в Северо-Енисейском районе. По запасам золота оно занимает второе место в России. Золотоизвлека тельная фабрика в глубокой сибирской тайге построена с использованием современной технологии добычи. 

Производство аффинированного золота в 1995 г. составило 131 938 т против 142 578 т в 1994 г. 

Повсюду сказывается отсутствие государствен ной монополии на добычу и утилизацию драгметал лов и финансовой поддержки предприятий отрасли, испытывающих хронический недостаток оборотных средств, налоговый гнет, отсутствие материальных стимулов к труду вследствие низкого уровня зарплаты. 

Политика государства в отрасли. В результате приватизации отрасль расчленена на 900 хозяйственных образований, около 600 из которых —предприятия различных форм собственности, в том числе около 340 артелей старателей. 

Иностранные участники добычи золота в России установили, пользуясь тяжелым положением на рынке труда, кабальные условия оплаты. В частности, на одном из богатейших месторождений российского золота на Колыме, где добычу ведут американцы, 500 рабочим платят по 600 долл. в месяц. Рудник дает 16 т золота в год — 13% от объема добычи всей России. На оплату труда используется всего 2,25% стоимости продукции. Для сравнения: в США на оплату труда рабочих в золотодобывающей отрасли используется до 60% стоимости добытого золота. 

Объемы добычи золота сокращаются, что в значительной степени связано с проведенной приватизацией. Это можно проиллюстрировать на примере месторождения "Сухой Лог" на р. Лена. Было создано АО "Лензолото" с участием австралийской фирмы, что в дальнейшем было признано незаконным, так как: 

  • приватизация была осуществлена путем создания не АООТ, а АОЗТ; 
  • австралийская фирма получила акции без проведения конкурса или аукциона; 
  • документы на приватизацию не были легализованы в российском консульстве в Австралии, как это полагалось; 
  • трудовому коллективу было передано 17,24% привилегированных акций, а 6,9% было продано на льготных условиях, что не согласуется ни с одним принятым вариантом приватизации; 
  • с работниками "Лензолото" не согласовали вопрос об учреждении АОЗТ с участием иностранного капитала. Поэтому было принято решение о проведении повторной приватизации "Сухого Лога". Самое любопытное в этом деле то, что австралийская фирма признала за собой только 4,8% акций, а не 31%. О криминальном характере приватизации свидетельству ет тот факт, что 26,3% акций оказались якобы бесхозными. Новый вариант приватизации АО "Лензолото" рассчитан на овладение контроль-ным пакетом акций ФПГ "Еврозолото", которая рассчитывает на 51% акций. С принципиальной стороной участие в приватизации ФПГ рационально: в нее входят Московский завод спецсплавов "Аурат", производящий полуфабрикаты из драгметаллов для ювелирного производства, Костромской ювелирный завод, предприятие "Мосэкспо-металл" (вторичные драгметаллы), предприятие "Мосэкспо" (оптовая ювелирная торговля), Импэксбанк, Щелковский завод драгметаллов, 15 золотодобывающих артелей. Технологически и финансово обоснованная структура может быть серьезным конкурентом австралийской компании. 
Остро стоит проблема разработки и реализации государственной программы рационального использования кадров золотодобытчиков. Многие мелкие предприятия в районах Крайнего Севера оказались несостоятельными, их работники брошены на произвол судьбы. Именно такой оказалась судьба золотодобытчиков ГОК "Куларзолото" в Якутии, на котором автору этих строк довелось побывать в период его расцвета — в начале 80-х годов. Опытные кадры могли бы быть использованы на вновь открывающихся предприятиях, испытывающих дефицит трудовых ресурсов. 

Актуально расширение сотрудничества России со странами СНГ в добыче драгметаллов. Единая согласованная политика могла бы способствовать сокращению вывоза золота, увеличению его добычи. Не исключено, что такое сотрудничество станет невозможным вследствие упрочения позиций иностранного капитала. В Казахстане, например, занимающем седьмое место в мире по балансовым запасам золота и, по некоторым оценкам, имеющем перспективу выхода на второе место1, принят закон о золоте, снимающий ограничения по его экспорту. Это чрезвычайно оживило деловую атмосферу. Уже построен с помощью австралийских компаний аффинажный завод. Согласно публикации в "Файненшл Таймс" (октябрь 1995 г.), английской компании "Бакырчак Голд" принадлежит 40% акций казахстанско-английского СП "Бакырчак" — со всеми вытекающими из этого последствиями. Практические действия зарубежных инвесторов таковы: создан консорциум западных золотодобывающих компаний во главе с "Бакырчак Голд", которому предоставлен режим наибольшего благоприятство вания при инвестировании разработки Васильковс кого месторождения, разведанные запасы которого занимают четвертое место в мире (6,5 млн. тройских унций). Не исключено, что 80% акций предприятия будет в руках "Бакырчак Голд". 

Следует отметить, что страны, имеющие статус развивающихся, не позволяют себе отдавать добычу золота в руки иностранных компаний. В Бразилии, например, в связи с открытием крупного месторождения золота (15 т) добыча возрастет и вернется к уровню 1994 г. в результате пересмотра планов приватизации крупнейшей в мире горнодобывающей корпорации "Вали-ду-Рай-Доси" и предприятий энергетики. Далеко не все золотодобывающие страны допускают в этой отрасли "свободное предпринимательство". В этой отрасли везде присутствует государство. В силу целого ряда причин ставший реальностью "уход" государства из этой отрасли в России немедленно ознаменовал и "уход" России из пятерки ведущих в мире производителей золота — впереди нас ЮАР, США, Канада, Австралия, Китай... 

Чтобы занять шестое место в мире, России предстоит выдержать соперничество с Аргентиной и Бразилией. 

Такова правда победы над Россией в "холодной войне". 

Рост добычи золота в России возможен только при техническом перевооружении отрасли. На это требуется минимум 6 млрд. долл. По другим оценкам, для увеличения добычи золота в 1,3—1,4 раза нужно построить 2—3 десятка современных предприятий, вложив в это не менее 10 млрд. долл. При таких вложениях возможен выход на уровень добычи до 300 т в год. В США в 1993 г. добывалось 333 т. Резкое возрастание потребнос ти в инвестициях в отрасль — общемировое явление, связанное с переходом к добыче рудного золота и с работой на более значительных глубинах, а также в связи со снижением содержания золота в руде. 

Принципиальный вопрос — возможно ли привлечение инвестиций при господстве в отрасли мелких субъектов хозяйствования? Ответ на него ясен — невозможно. Об этом, в частности, свидетельствует опыт ЮАР, где добыча золота монополизирована тремя концернами, а в Австралии — всего лишь одним. Там понимают, что такое монополия в отличие от российских приватизаторов и "демонополистов". В мире около половины добычи золота приходится лишь на 15 ведущих ТНК. К числу подобных 13 элитных объединений совсем недавно относились "Северовостокзолото" и "Якутзолото". Теперь на их месте — 650 карликовых структур с доминантой беспомощности. Из 12 ГОКов "Северовостокзолото" девяти уже нет, три оставшиеся — банкроты... 

Государственная программа в золотодобываю щей отрасли связана с разработкой и реализацией системы мер, гарантирующих рост инвестиций в отрасль и радикальное обновление технологий добычи и извлечения из лома драгметаллов, в том числе и на основе привлечения средств населения (продажа золота без налога на добавленную стоимость), стимулирования под контролем государства иностранных инвестиций. По имеющимся оценкам, ежегодно на поддержание объема добычи золота требуется 10—15 млрд. долл. США. Пока что инвестиционная активность явно низкая. Всего в 1995 г. было освоено в золотодобыче 1125 млрд. руб., из них 343,8 — за счет "золотого кредита", то есть за счет продажи ранее добытого металла; 569,95 млрд. руб. — за счет средств самих предприятий и 218,25 млрд. руб. иностранных инвестиций. Получив доступ к золотым месторождениям, иностранные компании не торопятся вкладывать капиталы — к середине 1996 г. в золотодобычу было вложено около 76 млн. долл. Однако довольно значительными были проекты инвестирования в разработку месторождений. Уже 16 из них контролируются зарубежными фирмами. 

Назовем наиболее масштабные: 

1. Проект СА "Светлое" в Челябинской области. 

2. Проект с участием австралийской компании "Стар текнолоджи системз" по освоению месторождения "Сухой Лог" в Иркутской области (запасы составляют свыше 1000 т). Установленные первоначально инвестиции в размере 3,7 млрд. долл. пересматриваются с целью сокращения. 

3. Проект освоения и промышленной разработки месторождения Омолонского в Магаданской области при участии ЕБРР, "Американской корпорации частных инвестиций" и банка "Российский кредит". Проект реализуется крайне вяло. 

4. Проект освоения месторождения Кубака в Магаданской области. Большой интерес к нему проявляют американские компании "Сайпрус минералз" и "ОПИК" — ведется работа по вводу мощностей на 56 тыс. т руды, добываемой открытым способом (в породе содержание золота — 16 г на тону). 

5. Проект по реализации соглашения на разработку Покровского месторождения в Амурской области, заключенного с компанией "Петер Хамбро ПЛС" (Великобритания) и "Хоумстейк" (США). 

6. Проект освоения месторождения "Куранахс кое золотоносное поле" в Алданском районе Якутии, где при участии якутских компаний "Сахазоло то", "Алданзолото" и канадской компании "ЭЧО бей минералз компани" создана золоторудная компания по добыче 7—8 т золота в год (содержание золота — 1 г на тонну, стоимость проекта — 200 млн. долл.). 

7. Проект освоения месторождения "Многовершинный" в Хабаровском крае, где создано СП с участием компании "Амор Интернэшнл Голд майнз лтд" (Канада). 

Явно выражено стремление государственных институтов избавиться от всех обязанностей по управлению экономикой немедленно привело к абсолютной децентрализации в золотодобывающей отрасли. Возникли неведомые ранее проблемы: 

  • в бюджете нет средств для его выкупа, поэтому разрешена скупка золота коммерческим банкам. В 1995 г. в закупках золота участвова ли 13 банков — им было продано 4% добытого золота — 5,4 т. Центральный Банк такое право тоже имеет и активнейшим образом им пользуется, скупая значительную часть золота; 
  • компенсации убытков добывающих предприятий, вынужденных одновременно заниматься инвестированием; 
  • управления разрозненными почти семьюстами юридическими лицами (из них более 300 артелей старателей), на долю которых приходится 56% всей золотодобычи. На 11 государствен ных рудниках и приисках добывается лишь 1% золота... Основная добыча золота сосредото чена на Северо-Востоке и на Дальнем Востоке — в 1995 г. добывалось: в Республике Саха — 28,2 т, в Магаданской области — 22,3 т, в Амурской области—12,4 т, в Иркутской области — 11,6 т. 
В собственности государства оставлен неполный аффинаж (4 завода) и 6 геологоразведочных экспедиций. Скрывается от народа информация о судьбе аффинажного завода в Новосибирске...; 
  • неподготовленного перехода к эксплуатации рудных месторождений, что неизбежно повышает капиталоемкость и трудоемкость золота. Кстати, в добыче доля россыпных месторожде ний составляет около 85%, а рудных—15%. Доля же в запасах — соответственно 20% и 80%; 
  • неблагоприятного соотношения предельной государственной цены и налогов в условиях инфляции и неплатежей. Как известно, с 1992 г. расчетные цены были переведены на базу мировых, а налоги и инфляция были реалиями российской "рыночной" реформы. В результате издержки выросли почти в 26 раз, а цена золота — в 11 раз. В 1996 г. государство покупало золото по цене 12 долл. за грамм при мировой цене 12,5 долл. С января же 1990 г. по июль 1995 г. расчетная цена на золото возросла в 2964 раза, а дизельное топливо подорожало в 10 625 раз, электроэнергия — в 9405 раз, услуги транспорта — более чем в 6845 раз, взрывчатые вещества — в 3778 раз. Собственно, так все было и задумано. На языке УК СССР это квалифицировалось бы как вредитель ство, наносящее ущерб государственным интересам — со всеми вытекающими из этого последствиями. 
Напрашивается сам собой вывод — назрела необходимость восстановления государственной монополии на добычу золота в России. Требуется восстановление крупных хозяйственных образований — не обязательно прежнего типа. Возможны ФПГ с крупными банками в их составе. Одной из таких групп могла бы быть ФПГ на базе аффинажного завода, который намечается построить в Магаданской области. Нужна организация лизинга оборудования. 

Столь же необходим и рынок драгметаллов —регулируемый государством. 

Рынок драгметаллов в России. Указы Президента РФ от 28 марта и 18 декабря 1993 г. о либерализации рынка драгметаллов в России и Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г., которым утвержден порядок операций с драгметаллами, не способствовали активизации рынка драгметаллов. Высокий спецналог и НДС превращают золото в неликвидный товар. Рынок драгметал лов во многом остается "теневым". В докладе МВД "О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией" говорится, что "... имеются достаточные основания полагать, что не менее 40% фактически добываемого золота по отчетам не проведено, похищено и реализовано многочисленными коммерческими структурами... Минфин России пытается окончательно прекратить кредитование золотодобываю щих предприятий и тем самым уйти от вопроса планирования и учета сдачи драгоценных металлов в Гохран...". 

По данным Минфина РФ, "теневой" оборот золота в 1996 г. составил 12 т. Однако при этом вряд ли учитывается экспоненциальный рост списания "золотоемкого" оборудования, в котором, по оценкам специалистов, содержится от 200 до 600 т золота. 

Существенное значение для развития рынка драгметаллов как государственно- регулируемого могли бы иметь следующие меры: 

1. Создание мощной (в рамках СНГ — между Россией и Казахстаном) ПФГ, способной инвестировать отрасль. 

2. Интенсивное увеличение объемов инвестиций в добычу и извлечение золота из лома позволило бы ускорить накопление драгоценного металла в валютном фонде страны, а в случае необходимости — экспортировать его, пользуясь ростом спроса на золото на мировом рынке под влиянием сокращения его добычи в основных регионах мира (табл. 4). В 1992 г. спрос на физическое золото на мировом рынке составлял 3,277 т, а в 1995 г. достиг рекордного уровня (3,335 т). Основным потребителем золота остается ювелирная промышленность (соответственно 2,519 т и 2,749 т) — это больше, чем производилось (в 1995 г. — 2,272 т). Недостаток покрывался даже за счет продажи его банками (в 1995 г. центральные банки продали из запасов около 700 т золота), а также стимулирования будущего производства в процессе хеджирования на биржах драгметаллов. 
 

Таблица 4
Из приведенной табл. 4 следует, что скрываемые продажи золота из "посткоммунистических" стран, включая Россию, являются реальностью. 

3. Разработка принципиально новых законодатель ных актов, регулирующих отношения в этой сфере и прежде всего — узаконивающих государственную монополию на операции с драгметаллами и на их добычу. 

4. Организация в России крупной биржи драгметаллов с участием учредителей из стран СНГ. 

5. Развитие рынка ценных бумаг, обеспеченных драгметаллами, введение параллельного обеспечения золотом рубля. 

6. Полная отмена всех налогов, за исключением начислений на заработную плату, с золотодобы вающих предприятий. 

7. Разрешение банкам продавать и покупать драгметаллы как за свой счет, так и за счет средств клиентов 2

8. Стимулирование продажи ювелирного золота — в том числе и путем оформления долговых обязательств или банковских сертификатов, подлежащих оплате наличными твердым рублем. 

9. Восстановление объемов производства в золотодобывающих отраслях (приборостроение, военная техника, медицинская техника, ювелирные изделия). Только ювелирная промышленность способна поглотить не менее 15 т золота в год. 

Постановление правительства РФ от 30 июня 1997 г. не может обеспечить полноценного функционирования рынка отечественных драгметаллов — официальным посредником на этом рынке оказались коммерческие банки, а не биржа. Банки оказались и контролерами этого рынка. Введенный нормативно-банковский рынок слитков драгметал лов будет ущербным. Те кто имеет значительные средства, отсечены от возможности вложения денег в драгметаллы. Это прежде всего такие финансовые институты, как страховые компании, пенсионные фонды и др. Приобретать золото могут частные лица. С осени 1997 г. населению предлагают мерные слитки золота весом 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 г. Предполагается, что мерные слитки золота привлекут средства населения в инвестиционный процесс. Но при этом проблематична заинтересованность сограждан при покупке золота как простого товара оплачивать налог на добавленную стоимость — ведь каждая покупка "благотво рительно" опустошает кошелек в размере 20% от ее цены. Однако можно рассчитывать и на чисто российскую реакцию сограждан на деятельность финансовых пирамид, которым население больше не доверяет и готово вкладывать средства в "дорогое" золото, предпочитая его долларам, приобретение которых оказывается отнюдь не бесплатным. Все же можно с достаточными основаниями прогнозировать, что такой рынок драгметаллов чреват ростом преступности. Наверняка будет развиваться "черный рынок" золота и драгметаллов. симптомы последнего имеются — бесследно исчезают вертолеты с золотом на борту, в печати сообщалось о контрабандной переправке в Китай 20 т российского золота, масса которого совпадает с "падением" добычи золота. 

Для ликвидации "черного рынка" золота необходимо, как это делается во всем мире, приравнять золото к валюте, не считая его рядовым потребительским товаром. А для этого нужно, чтобы при осуществлении операций с физическими лицами по купле-продаже валюты и золота условия были одинаковыми. Но важно учесть и то, что "эквивален том" золота может быть интервенционно проникшая в страну валюта. В ситуации прозрачности всех российских границ такая перспектива реальна. Отнюдь не случайно на мировом рынке золото стало самым дешевым за последние 12 лет (февраль 1996 г. — "пиковая" цена за последние 7 лет — 417 долл. США за тройскую унцию; в начале июля 1997 г. унция стоила 325,2 долл.). Сказался "выброс" золота на рынок Центральным банком Австралии — за первую половину 1997 г. продано 167 т резервного золота. Рекордным был объем продаж Центральным банком Нидерландов (1996 г.) 300 т золота. 

Платина и палладий 

Россия является вторым в мире экспортером платины. В 1994 г. объем мировой добычи платины составлял порядка 4 млн. тройских унций, то есть 124,5 т — на сумму около 1,7 млрд. долл. по цене 13,3 долл. за грамм). В 1995 г. только Япония преимущественно для ювелирных целей закупала в России в среднем за месяц 2695 кг — на 75,6% больше, чем среднемесячно в 1994 г. Поддержание высокого уровня цен при устойчивом спросе на платину в Японии (до 5 т только для ювелирного производства) — в интересах России. Аналогичный подход должен быть доминирующим на рынках драгоценных камней и металлов. 

Подобно тому, что происходит с резервными запасами алмазов, стало характерно и для стратегических запасов платины и палладия. В 1995 г. Россия экспортировала рекордное количество этих металлов (1280 тыс. тройских унций платины и 4200 тыс. тройских унций палладия) для покрытия бюджетного дефицита, выручив при этом 1 млрд. долл. Около 600 тыс. унций платины поступило из государственных запасов. Удивляясь столь неосмотрительным действиям российских экспортеров, специалисты крупнейшей в мире компании по продаже металлов платиновой группы "Джонсон Мэтью" считают возможным истощение запасов к концу столетия, то есть к концу 2000 г. 

При наличии растущего спроса на драгметаллы этой группы (табл. 4) и высоких ценах (в среднем за 1995 г. цена тройской унции платины составляла 424,22 долл., палладия — 151,28 долл.) вполне понятен соблазн властей "заработать" на продаже результатов труда предшествующих поколений. Однако это выгода иллюзорная. Металлы платиновой группы используются импортерами в наукоемких технологиях для изготовления электронного оборудования, ввозимого в Россию по монопольно высоким ценам. 

При определении перспективы экспорта платиноидов необходимо умело использовать сырьевую зависимость Запада от других стран, в том числе немалую — от России. Практически это означает предельную осмотрительность в торговле стратегическими запасами. Поскольку сегодня спрос мирового рынка на палладий почти на 69%, а платины — на 26,7% зависит от экспорта из России, причем добыча платиноидов не сокращается, а даже растет, и Россия остается наряду с ЮАР ведущим оператором на мировом рынке платиноидов, целесообразно их экспорт "обставлять" выгодными для России условиями импорта наукоемкой продукции для инвестиций инновационного характера, обеспечивающих заданный уровень конкурентоспособности товаров на внутреннем рынке и экспортируемых в другие страны. Спрос на инвестиционную платину остается чрезвычайно высоким — в 1995 г. он составлял 4 млн. 840 тыс. унций, в 1996 г. — столько же. Ежегодный объем добычи платины составляе т 130—140 т, экспорта —37 т. Остается устойчивым спрос по объему слитков: сократился спрос на крупные слитки и возрос — на мелкие (табл. 5). 
 

Таблица 5
Редкоземельные металлы 

Россия и СНГ располагают также значительными возможностями удержания конкурентных позиций на рынке редкоземельных металлов (РЗМ). Проведенные ВНИКИ исследования дают достаточн о ясное представлени е об этих возможностях. Данные оценок горного отдела министерства внутренних дел США о добыче редкоземельных металлов в мире (табл. 6говорят сами за себя — СНГ занимает третье место в мире. 
 

Таблица 6
Опыт стран, лидирующих в производстве и торговле редкоземельны ми металлами, свидетель ствует о значительных возможностях получения валюты за счет их экспорта. В частности, на Китай приходится 35—40% объема мировой торговли редкоземель ными металлами. Абсолютное потребление редкоземельных металлов является надежным индикатором уровня развития наукоемких технологий. Они применяются для изготовления электронно-лучевых трубок, в производстве катализаторов в химической промышленности, в электронной и металлурги ческой отраслях, в научных исследованиях, в производстве светотехники. Не случайно крупнейшим импортером редкоземельных металлов является Япония — в 1994 г. она ввозила 16 531 т этого сырья. 

Индикаторами конкурентоспособности на рынке редкоземельных металлов могут быть типичные для всех других рынков индикаторы — соотношение затрат и результатов (затрат, цен и прибыли), производительность труда, доля затрат на оплату труда в издержках, соотношение цены для производителя и цены экспорта. 


1 В Казахстане 25 россыпных и 120 коренных месторождений золота, в том числе значительные — Васильковское, Суздальское, Бакырчак, Акбакат. "Век". 1996. № 10. C. 6. | назад | 

2 Это предложение реализовано частично путем утверждения Центральным Банком России новой лицензии на операции с драгметаллами. | назад |





   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]