Обозреватель - Observer |
Военно-политические проблемы
|
В.СИМАКОВ , кандидат военных наук |
СКОЛЬКО СТОИТФОРСИРОВАННАЯ РЕФОРМА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ? |
ЛЮБОЕ преобразование в сфере обороны требует значительных финансовых
затрат. Это положение ни у кого не вызывает сомнений. Любая реформа — это
кропотливая, плановая, рутинная работа в течение многих лет. К сожалению,
военная реформа, к реализации которой приступило руководство Российской
Федерации, начата форсированными темпами, без тщательной подготовки.
Сегодня все знают, к чему привело начатое пять лет назад форсированное реформирование народного хозяйства страны. Обвальный переход к рыночным отношениям без продуманной подготовки и постепенных тщательно выверенных шагов отбросил некогда экономически развитую страну, входящую в первую пятерку мировых держав, в конец второй десятки стран мира. Россия по многим экономическим показателям в настоящее время отстает даже от крупных латиноамериканских стран. В 1996 г. ВВП упал еще на 6%, а 9,3% экономически активного населения оказались без работы, сокращается продолжительность жизни, за чертой бедности находятся более 60% жителей страны. Такова цена торопливости. Такой же "революцион ный" подход возобладал при переходе к реализации военной реформы. В других странах, где экономические преобразования осуществляются на основе тщательно выверенных и последова тельных шагов, без излишней торопливости, реформы сопровождаются постоянным экономическим ростом. И соответственно улучшением социального положения населения. У нас, как мы знаем, наоборот. Постоянное систематичес кое уменьшение ВВП, падение из года в год жизненного уровня происходит, возможно, не потому, что идут экономические реформы, а вследствии того, что идут они, по-видимому, не так как надо. Нет уверенности в том, что в начатых преобразованиях Вооруженных Сил все тщательно продумано и взвешено. Это прежде всего касается соответствия темпов реформиро вания ВС уровню выделенных на эти цели финансовых ресурсов. При сокращении в 1998 г. штатной численности ВС до 1200 тыс. чел. будут уволены более 100 тыс. офицеров. Из них почти 60% не имеют право на пенсию, и 70% не имеют гражданской специальности. По существующим законам, всем им необходимо выплатить выходное пособие в размере 20 должностных окладов; не имеющим квартиры предоставить их, уволенным в зависимости от срока службы должна быть назначена соответствую щая пенсия, желающим обеспечена переподго товка на гражданские специальности. Уже сейчас можно ориентировочно оценить, во сколько триллионов рублей обойдется проведение этих мероприятий. По самым скромным подсчетам, только на их реализацию необходимо в течение года выделить до 20 трлн. руб. Второй блок необходимых значительных затрат связан с видовой структурной перестройкой ВС. Ликвидация на первом этапе Главкомата Войск ПВО и создание четырехвидовой структуры ВС также сопряжена со значительными финансовыми затратами. Так, например, создание новых объединенных командных пунктов и систем боевого управления ВВС и ПВО в едином виде вооруженных сил ВВС, разработка и отлаживание новых единых форм совместных боевых действий ВВС и ПВО потребует до 10 трлн. руб. Соизмеримы затраты и на встраивание системы ракетно-космической обороны в состав систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противоракетной обороны в ракетные войска стратегического назначения. Не меньшие траты потребуются при формировании трехвидовой структуры. Недопущение научного и технологического отставания от развитых стран в разработке перспективных образцов вооружения и военной техники также потребует дополнительных финансовых ресурсов. Если раньше в дореформен ный период перевооружение армии на новые образцы вооружения и военную технику осуществлялось планомерно, то в период реформ этот порядок из-за отсутствия денег был нарушен. Армия практически в течение нескольких лет отказывалась от закупки новых вооружений. Парк вооружений даже с учетом сокращения ВС старел быстрыми темпами. Обновления вооружения практически не производилось. К примеру, в настоящее время войска укомплектованы современной бронетехникой лишь на 24%. Оснащение реформируемой армии новым оружием, его освоение войсками потребует значитель ных дополнительных вложений. А надо еще учитывать и прошлые долги государства Министерству обороны в размере 30 трлн. руб., в том числе долги за электроэнергию, тепло и воду 7,5 трлн. руб. В государственном бюджете на 1998 г. на нужды обороны предусматривается 82,5 трлн. руб. Это на содержание и оснащение Вооруженных Сил штатной численностью 1200 тыс. чел. Перечисленные выше расходы, связанные с реформированием ВС, входят в эти ассигнования в размере 4,05 трлн. руб. А где взять остальные 20—25 трлн.? Конструктивного ответа на эти вопросы у правительства нет. Хотя для частичного решения, например, жилищного вопроса предложено выдать увольняемым военнослужа щим так называемые жилищные сертификаты под гарантию государства. Но это ценная бумага, а не живые деньги. А сколько стоит подобная ценная бумага государства, можно определить на примере государственных векселей, которыми государство расплачивалось в 1995—1997 гг. с оборонщиками за госзаказ. Чтобы рассчитаться с долгами предприятия предлагали их коммерческим банкам. Эти векселя покупались коммерческими банками по цене не более 60—70% от номинальной стоимости. Не исключено, что такая же судьба ждет жилищные сертифика ты. А это значит, в очередной раз государство не выполнит своих обещаний перед своими гражданами. Надо учитывать, что значительные средства необходимо направить на разработку новейших вооружений и конверсию военно-промыш ленного комплекса. Без этого не может состояться качественно обновленная армия. За 1989—1995 гг. произошло более чем 10-кратное никак не обоснованное, бессистемное снижение расходов на разработку вооружений. При этом уровень финансирования на гражданские исследования в рамках конверсии практически не возрос. Все это подвело научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов вооружения и военной техники к критической черте, за которой следует потеря воспроизводственного потенциала по сложным высокотехнологическим образцам вооружения. Для восстановления этого потенциала в целях придания реформированным вооруженным силам нового качества необходимы значительные финансовые затраты. Следует отметить, что процесс деградации научно-технической сферы России разворачива ется на фоне активного формирования в промышленно развитых странах Запада материально-технической базы XXI в., основу которой составляют высокие наукоемкие технологии, многие из которых являются технологиями двойного назначения. Мир, по существу, находится на пороге новой военно-технической революции, которая должна привести к новым направлениям в развитии теории и практики военного дела. Осознавая это, развитые страны Запада тратят на НИОКР в 5—8 раз больше, чем Россия. Только государственная поддержка приоритетных высокотехнологических направлений научно-технического прогресса в нашей военно-оборонной промышленности позволит решить задачу оснащения Вооруженных Сил современным высокоэффективным вооружением и военной техникой. Это и предусматривается планами реформы, но на это опять нужны деньги, и немалые. К примеру США только на разработку перспективных вооружений тратят до 3% ВВП, а у нас — 0,41% ВВП. Видимо, отсутствие необходимых средств на эффективное проведение военной реформы подвигло правительство на свертывание статей расходов в бюджете на национальную оборону. В проекте бюджета отсутствует распределе ние расходов на содержание Вооруженных Сил, закупки вооружения и военной техники, капитальное строительство, НИОКР. Видимо, это сделано специально с целью снижения возможности осуществления гражданского контроля за силовыми структурами, что является важной характеристикой демократического общества. Необходимость же такого контроля за обеспечением обороноспособности страны в ходе проведения военной реформы, наоборот, должна возрасти. Без этого вряд ли можно говорить о повышении доверия к правительству со стороны общества. Таким образом, подводя итог сказанному, можно определить ориентировочно суммарные расходы на проведение военной реформы сверх предусмотренных в бюджете страны на 1998 г. не менее чем в 30—35 трлн. руб., или 30—35 млрд. после деноминации рубля. Такова, на наш взгляд, минимальная цена форсированного проведения военной реформы. Найдет ли правительство дополнительно такие деньги в реалистичном Бюджете-98? Вот в чем вопрос. |
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(94);%>
|