Духовное наследие
Обозреватель - Observer



КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ: ВОЗВРАЩАТЬ
ИЛИ НЕТ?
 
А. ХАЛТУРИН,
член Союза художников РФ


В последнее время в прессе опубликован ряд статей о проблеме реституции культурных ценностей, утраченных СССР в период Великой Отечественной войны. Эти ценности планомерно захватывались созданными для этой цели специальными подразделениями при германских оккупационных армиях и вывозились в Германию.

Одновременно во многих материалах упоминаются и ценности, вывезенные в Советский Союз из Германии после окончания войны на основании решений Контрольного Совета, учрежденного "Соглашением Союзных Держав" от 1 мая 1945 г. и "Декларацией о поражении Германии", подписанной в Потсдаме 5 июня 1945 г., на возвращении которых настаивают в настоящее время германские власти.

Постановка этих двух проблем как равнозначных не имеет под собой ни международно-правовых, ни юридических оснований. Действовавший при Контрольном Совете "Директорат репатриаций, поставок и реституций" (ЗПиР), решая практические вопросы возмещения Германией причиненного ею ущерба при вторжении на чужую территорию, осуществлял необходимые меры по восстановлению справедливости. Вывоз культурных ценностей из Германии проводился всеми союзниками в соответствии с правовой основой, разработанной Союзными Державами и имеющей международный статус.

Вывоз же гитлеровцами культурных ценностей из стран, которые они подвергли оккупации, имел и идеологическое обоснование. По утверждению идеолога фашистской расовой теории Розенберга, достаточно уничтожить памятники народа, чтобы он уже во втором поколении перестал существовать как нация. Лишение народов их духовных и культурных ценностей рассматривалось фашистами как важная составная часть уничтожения славянских наций - русских, украинцев, белорусов, сербов, поляков.

Общеизвестны громадные человеческие и материальные потери Советского Союза в войне с Германией. Менее, однако, известны потери, часто уже необратимые, памятников культурного наследия нашего народа.

Потому хотелось бы напомнить, что НА ОККУПИРОВАННОЙ ФАШИСТАМИ ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПОДВЕРГЛИСЬ РАЗРУШЕНИЮ ОКОЛО 3000 ГОРОДОВ С ИХ ИСТОРИЧЕСКИМИ ПАМЯТНИКАМИ, БЫЛО РАЗГРАБЛЕНО 427 ХУДОЖЕСТВЕННЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ, УНИЧТОЖЕНО 1670 ЦЕРКВЕЙ, 237 КОСТЕЛОВ, 532 СИНАГОГИ. ОККУПАНТЫ РАЗГРАБИЛИ И РАЗРУШИЛИ БЕСЦЕННЫЕ СОФИЮ КИЕВСКУЮ И СОФИЮ НОВГОРОДСКУЮ, ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБОРЫ В ПСКОВЕ, ЧЕРНИГОВЕ, ВЕЛИКИХ ЛУКАХ И ДРУГИХ ГОРОДАХ.

Какую, скажите, компенсацию должна получить от Германии Россия за исчезнувшие навсегда фрески Феофана Грека из новгородских соборов или за разграбленные уникальные музейные ценности в пригородах Санкт-Петербурга, например, за неповторимую Янтарную комнату?

В Новгороде немцы уничтожили и разграбили все, что могли. В разрушенной артиллерийскими обстрелами Софии был разбит иконостас, часть икон была вывезена, золотые и серебряные ризы украдены. С куполов собора было содрано золотое покрытие, частично вывезены древние колокола. В церкви Спаса Преображения на Ильине улице немцы устроили наблюдательный пункт, а внутри храма жгли костры. Бесценные фрески Феофана Грека 1380 г. были закопчены, повреждены выстрелами. Потребовалась многолетняя трудоемкая и сложная реставрация, чтобы вернуть уникальные произведения к жизни. Прицельным огнем из пушек немцы сравняли с землей церковь Спаса Преображения на Нередице - церковь, известную как уникальный образец новгородского зодчества XII в., а еще более - своими мировой известности фресками конца XII в. Была разрушена и церковь Спаса на Ковалеве XIV в., расписанная фресками в 1380 году.

Замечательный памятник древнерусского зодчества восстановлен. Но фрески практически погибли. Реставраторы Грековы более двадцати лет собирали по кусочкам сбитую штукатурку с росписью, пытаясь восстановить рисунок фресок по фотокопиям. Несколько фрагментов они сумели вернуть к жизни, но многое утрачено безвозвратно.

Это пример только одного города-памятника. Но таких городов, лежащих в руинах, были многие десятки. Были разграблены замечательные музеи Минска, Одессы, Смоленска, Твери, Калуги и других городов. Стоит напомнить, что масштаб утрат был настолько велик, что в 1955 г. Министерство культуры СССР передало таким музеям более 15 тыс. произведений живописи, скульптуры, графики из фондов Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки и других крупнейших музеев, чтобы хотя бы частично восстановить их экспозиции.

Обсуждался ли в таком контексте этот вопрос на межгосударственных российско-германских переговорах, посвященных проблемам реституции?

Министр иностранных дел Германии Клаус Кинкель на одной из пресс-конференций заявил: "Нам нечего возвращать России". Возникает вопрос: как же может функционировать Совместная российско-германская комиссия по взаимному возвращению культурных ценностей, если одна из сторон уже заявила о невозможности осуществления принципа взаимности?

Между тем не так давно Германия возвратила Франции несколько сотен живописных произведений, похищенных во время второй мировой войны. Встает вопрос: почему в этом случае принцип взаимности не подвергается сомнению германской стороной?

Компетентные органы России имеют право требовать от правительства Германии принятия действенных мер по возвращению в музеи и другим российским владельцам памятников истории и культуры, похищенных в России немецко-фашистскими войсками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., возврата этих памятников или их замены равноценными памятниками, находящимися во владении Германии.

Следует признать, что деятельность Совместной российско-германской комиссии по взаимному возвращению культурных ценностей была с самого начала неверно ориентирована: главной ее задачей должно быть не удовлетворение политических амбиций Германии по возвращению якобы незаконно похищенных у нее ценностей, но возвращение России или соответствующая компенсация утраченных ею в результате действий войск Третьего рейха культурных ценностей; возмещение потерь, понесенных Советским Союзом, а также затрат по восстановлению архитектурных, исторических памятников, разрушенных немцами на временно оккупированных ими территориях России. Необходимо также, чтобы официальные лица Германии, участвующие в рассмотрении проблемы реституции, четко поняли несостоятельность заявлений об отсутствии на территории Германии похищенных во время войны культурных ценностей. Немецкой стороне следует в этом случае произвести тщательное расследование, куда ушли эти ценности, кому проданы.

В конце 60-х-начале 70-х годов мне посчастливилось познакомиться с замечательным человеком - немцем Георгом Штайном. Солдат, в годы войны он воевал против нас. Глубоко пережив ужасы войны, ужасы того, что творила немецкая армия на оккупированных ею землях, он решил хотя бы в какой-то мере искупить зло, которое несла эта армия. Собрав группу разделявших его убеждения людей, он сумел организовать возвращение по церковным каналам Псковско-Печерскому монастырю его ценностей: икон, церковной утвари - того, что было похищено у монастыря в годы оккупации.

В начале 70-х он передал в управление ИЗО и охраны памятников Министерства культуры СССР три тома объемистых досье - документы, показания очевидцев, свидетелей, связанных с историей похищения из Екатерининского дворца Царского Села всемирно известной Янтарной комнаты. Георг Штайн продолжал поиски Янтарной комнаты - подвиг, ставший смыслом его жизни до последнего дня - дня гибели от рук убийц.

Неужели немецкое государство, славящееся целеустремленностью и организованностью своих служб, не может сделать то, что сделал один человек во имя восстановления справедливости, - найти то, что было похищено: и Янтарную комнату, и сотни тысяч других ценностей - памятников истории и культуры. Если будет проявлена эта добрая воля, естественно, Совместная комиссия сможет тоща рассмотреть просьбы, именно просьбы, германской стороны о передаче ей какой-то части культурных ценностей, перемещенных из Германии. Этот вопрос следовало бы рассматривать только в случае удовлетворения первоочередных требований российской стороны - на условиях получения ею соответствующих компенсаций.

Известно, что наше государство в полной мере проявило добрую волю в решении проблем реституции, возвратив Германии полностью коллекции Дрезденской галереи, ликвидировав угрозу ее гибели в заминированных штольнях под Дрезденом и обеспечив труднейшую реставрацию серьезно поврежденных картин. Были также возвращены коллекции произведений Музея прикладного искусства Дрездена, так называемого "Зеленого свода" и, наконец, ансамбли мраморных горельефов, созданных известнейшими греческими мастерами третьего века до н.э. для Пергамского алтаря, составлявших гордость берлинского музея Пергамон, серьезно поврежденного бомбежками Берлина в 1944-1945 гг. Могут ли чиновники из МИДа Германии назвать какую-либо другую страну-победительницу во второй мировой войне, которая с таким же пониманием значения культурных ценностей в деле духовного становления нации отнеслась к побежденной державе?

В июне 1995 г. комиссия Государственной Думы России заслушала отчет о деятельности комиссии по возвращению культурных ценностей и признала ее работу неудовлетворительной в самом принципе постановки вопроса: первоочередная задача комиссии, ее главная цель - возвращение России похищенных у нее культурных ценностей.

В конце июня на совместном заседании российская сторона предъявила германским специалистам конкретные и подробные документы о 40 тысячах похищенных немцами во время войны памятников истории и культуры.

Как говорят, немецкие специалисты были неприятно поражены. По некоторым сведениям, один из ответственных правительственных чиновников заявил, что он будет рекомендовать г-ну Колю попытаться вернуть решение этой проблемы в чисто политическое русло.

Мы живем в нелегкое для России время. Тяжело приходится и отечественной культуре. Закрыт Исторический музей, требует срочной помощи Ленинская библиотека. Из-за сокращений государственных дотаций музеи, пытаясь выжить на самоокупаемости, взвинтили цены на входные билеты. Билет в Эрмитаж стоит несколько тысяч рублей. В связи с этим резко сократилась посещаемость музеев, исчезли очереди у картинных галерей, ранее так удивлявшие иностранцев. Для большинства областных и районных музеев стала реальностью угроза приватизации. Это означает, что человек, "приватизировав" музей, будет иметь возможность стать владельцем коллекции произведений Репина, Айвазовского и других крупнейших художников.

Именно сегодня, когда культура "сидит" на голодном пайке, руководители наши с необъяснимой легкостью решают вопрос о передаче Бонну Готтской библиотеки и других культурных ценностей, материальный эквивалент которых составляет многие, так необходимые нашей культуре, миллионы, миллиарды долларов. Одновременно на создание московского варианта Диснейленда выделяется 30 млрд. рублей (!?).

Всем нам, и прежде всего Президенту и Правительству, следует понять, что культурное наследие нашего народа - это национальное достояние России, и оно не может быть разменной монетой во внутренней и внешней политике чиновников, пусть даже самого высокого ранга. Потому что чиновники, как известно, приходят и уходят, а Россия остается.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]