Наука
Обозреватель - Observer



НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
(цифры и факты)
 
Н.ХМАРА, О.ЩАЩАЕВ


Прежде чем говорить о проблеме положения национальных меньшинств, необходимо уточнить, кого к ним относить.

Возьмем, например, удмуртов, проживающих в Ростовской области. Их там насчитывается 5055 чел., что составляет 0,1% от всего населения области, т.е. явное меньшинство. Другое дело, удмурты в Удмуртии - их около полумиллиона. Или возьмем, например, такой народ, как табасараны. В Табасаранском районе Республики Дагестан они составляют подавляющее большинство населения - 80%, по отношению же ко всему населению данной республики - 4,32%, т.е. меньшинство, а в масштабах Российской Федерации - 0,043%, явное меньшинство.

На наш взгляд, национальное меньшинство - это национальность, составляющая меньшинство в основной массе населения России или же какого-либо субъекта Федерации, а также малочисленная народность в структуре населения страны.

Статус национальных меньшинств до сих пор не закреплен российским законодательством, а это очень важно для реального обеспечения равенства прав человека вне зависимости от его национальности. Проблема эта стоит особенно остро там, где многие народы живут в

условиях малоземелья. Таким специфическим регионом в России является Северный Кавказ. Он отличается тем, что на сравнительно небольшой территории - 250 тыс.кв.км (притом значительную ее часть занимают горы) - расселены более 100 национальностей общей численностью более 20 млн.чел.

Среди национальных меньшинств Северного Кавказа выделяется ряд групп.

Во-первых, малочисленные народы (и их представители), относящиеся к "коренным" народам республик, краев и областей Северного Кавказа. Таковых более 20. Их численность колеблется от примерно 17 тыс. (кайтагцы) до около 400 чел. (гинухцы). Основная часть этих народов проживает на территории Республики Дагестан.

Во-вторых, это представители "коренных" народов Северного Кавказа, проживающие вне республик, краев, областей, где расселена основная часть данной национальности.

В-третьих, представители народов, основная часть которых проживает вне территории Северного Кавказа (в других регионах РФ или в зарубежных государствах).

Следует отметить, что в конституциях (или их проектах) Северокавказских республик, равно как и в имеющихся уставах областей, термин "национальные меньшинства" не применяется и сама проблема, как правило, не затрагивается. Вместе с тем отмечается необходимость обеспечить основные права и свободы каждому человеку, не допустить разжигание национальной ненависти и вражды. Какого-либо другого документа органов власти, специально регулирующего права национальных меньшинств, нет. Между тем в субъектах Федерации наблюдается общая тенденция этнизации государственных органов, престижных сфер жизнедеятельности путем вытеснения из них лиц нетитульных национальностей, в том числе национальных меньшинств.

Отношения к национальным меньшинствам, представляющим коренное население региона, в целом характеризуется довольно уважительным отношением, терпимостью со стороны остальной части населения Северного Кавказа. Более прохладное отношение к тем, кто прибыл на Северный Кавказ в послереволюционные годы. Есть факты негативного отношения к тем, кто поселился здесь в ходе миграции, вызванной репрессиями 1943-1944 гг.

Особое место занимает отношение к национальным меньшинствам из числа беженцев и вынужденных переселенцев. Оно в значительной степени отрицательное. Это обусловлено не национальными, а прежде всего социально-экономическими факторами: малоземелье в горных районах, кризисное состояние экономики, безработица.

В политическом плане важно учесть то, что активизировавшиеся идеологи национального возрождения в борьбе за власть и доступ к экономическим благам, к ключевым постам используют национальную идею в качестве средства достижения своих корыстных целей. На "чужака"-инородца пытаются свалить вину за развал экономики.

Наряду с общим, характерным для всего региона, имеется и специфика, присущая тому или иному субъекту Федерации.

Республика Дагестан

Здесь проживают около 30 народов. В республике накоплен значительный опыт урегулирования межнациональных отношений, в том числе отношений с национальными меньшинствами. Однако в последние годы, особенно в 1994 и 1995 гг., этнополитическая ситуация в республике резко осложнилась. Обострился и вопрос о положении национальных меньшинств.

В Дагестане 19 коренных малочисленных народов. По многим из них официальной статистики не существует. Оценочные же данные таковы: андийцы 17-20 тыс.чел.; кайтаги (кайтаки) - примерно 14 тыс.чел.; цезы - 8 тыс.чел.;

бжетинцы - около 7 тыс.чел; бгвалинцы, ка-ратинцы, тиндинцы и чамалинцы - примерно по 5-6 тыс.чел.; годоберинцы и ботлихцы - по 4 тыс.чел.; ахвахцы - порядка 3,2-3,7 тыс.чел.; кубачинцы - свыше 2,5 тыс.чел.; гунзибцы - 1,4 тыс.чел.; хваршинцы - ориентировочно более 1 тыс.; гинухцы - примерно 200 чел. Некоторые были охвачены переписью 1989 г. (агулы и рутульцы - по 15,4 тыс.чел.; цахуры - 5,2 тыс.чел.).

Долгие годы бытовала точка зрения о якобы идущих в Дагестане процессах консолидации наций и народностей, которые прежде всего охватили малочисленные народы, сливающиеся с соседствующими более крупными этносами. Андо-цезскую группу малочисленных народов (их 14) объявили слившейся с аварцами; кубачинцев и кайтагов - с даргинцами. Соответствующие названия народов исчезли из материалов всесоюзных переписей.

Народам, не попавшим в список для переписи населения, не оказывалось достаточного внимания в плане их культурного развития, языки их там и остались на уровне разговорно-бытовых.

И все же численность большинства из них даже возросла. Правда, количество ахвахцев (3763 чел.) осталось примерно тем же, что и в 1926 г.; арчинцев - почти не изменилось (менее 1000); упала численность и ботлихцев (примерно наполовину), гинухцев - с 400 до 200 чел. Возникла опасность их исчезновения. Следует отметить, что некоторые из малочисленных народов, как, например, проживающие в Цунтинском районе цезы (дидойцы) и бжетинцы находятся в очень тяжелом социально-экономическом положении.

В Дагестане проживает и значительное число национальных меньшинств, не относящихся к малочисленным народам РФ. Согласно переписи 1989 г., в республике проживало 5 тыс. татар, свыше 6 тыс. армян, свыше 75 тыс. азербайджанцев, более 28 тыс. ногайцев. В 1993/94 учебном году функционировала обширная сеть школ, в которых преподавание велось на родном языке многих национальных меньшинств.

Долгие годы не отмечалось серьезных нареканий со стороны национальных меньшинств. В последнее время обстоятельства изменились. Обострились отношения чеченцев-аккинцев, претендующих на восстановление Ауховского района (ликвидированного в 1944 г. в связи с депортацией чеченцев), с лакцами. Эта сложная проблема так до конца и не решена. В связи с событиями в Чеченской Республике притязания чеченцев-аккинцев на весь Хасавюр-товский район усилились. Кумыкское население республики выступает против решения чеченско-аккинской проблемы за его счет. Неоднократно возникали волнения кумыков. Национальное движение "Тенглик" выступает за создание Кумыкской автономии на исторических землях проживания кумыкского этноса.

В связи с чрезмерной перегрузкой ногайских пастбищ в результате сокращения возможности использования пастбищ в соседних регионах - Калмыкии, Чечне, Ингушетии и Ставрополье - возросло недовольство ногайцев. Движение "Бирлык" выступило за создание в составе РФ ногайской автономии путем воссоединения всех ногайских территорий.

При отсутствии должного внимания к проблемам народов Дагестана, в том числе национальным, республика может стать серьезным очагом межнациональной напряженности.

Карачаево-черкесская Республика

Здесь в последние годы резко осложнилась внутриполитическая ситуация. Борьба за власть, за сферы влияния, противостояние титульных наций усилили поляризацию людей по национальностям.

Согласно переписи 1989 г., в КЧР проживали национальные меньшинства из коренного населения: абазины - 27,4 тыс. (6,6%); ногайцы - 12,9 тыс. чел. (3,1%). По сравнению с 1979 г. число абазин увеличилось на 13,3%, ногайцев - на 9,4%. Естественно, они добиваются экономического, политического, социального и национального равноправия с карачаевцами и черкесами.

На передний план резко выдвинулась проблема абазин.

Абазины представлены в органах государственной власти КЧР: примерно 10% абазин в Совете Министров, 5,3% - в аппарате УВД республики, среди руководителей основных предприятий их 9%. Таким образом, представительство абазин во властных структурах примерно пропорционально их доле в населении республики. Абазинский язык изучается в 33 школах, на спецотделении в Карачаевском пединституте, на нем издается художественная, публицистическая и детская литература. Выходит республиканская газета, ведутся передачи республиканского радио.

Однако лидеры национального движения "Адыгылара" потребовали выделения абазин-ского национального региона. Осенью 1991 г. была даже провозглашена Абазинская республика. На IV съезде абазинского народа (январь 1995 г.) выдвинуто требование добиваться образования Абазинского административного района. В резолюции говорится о необходимости признания геноцида по отношению к аба-зинскому народу в период Кавказской войны и о принятии закона о его статусе как народе-изгнаннике.

Имеются и проблемы ногайского национального меньшинства. Ногайцы также представлены в органах государственной власти и управления. В Совете Министров - 10,3%, в Народном Собрании - 3,6%, в аппарате УВД республики - 3,3%, среди глав администраций и руководителей служб городов и районов - 6,1%, руководителей основных предприятий и хозяйств - 2,1%. Издается республиканская газета "Ногай довысы". Ногайский язык и литература изучаются в восемнадцати школах, а также в четырех детских садах республики. Для обучения ногайскому языку и литературе готовятся кадры в Карачаево-Черкесском пединституте и педучилище.

Однако учебники выпускаются в крайне ограниченном количестве. Фактически прекращен выпуск художественной литературы. За последние 7 лет не выпущено ни одного названия детской книги. Свернули свою деятельность народные театры. Очень низок процент специалистов с высшим образованием из ногайцев. По данным статистики, из 17 738 специалистов КЧР с высшим образованием ногайцев лишь 103 человека (0,6%).

Ногайская общественная организация "Бирлык" ставит вопрос о формировании органов госуправления на паритетной основе.

В КЧР, кроме того, проживает 6,3 тыс. украинцев; 3,8 тыс. осетин; 2,5 тыс. татар; 2,4 тыс. армян; 1,6 тыс. греков; 1,3 тыс. белорусов; 1 тыс. кабардинцев и др. Эти народы располагают гораздо меньшими возможностями. К примеру, только греки могут учить детей родному языку.

Кабардино-Балкарская Республика

Сложная экономическая и внутриполитическая ситуация, сложившаяся в КБР, оказывает значительное негативное воздействие на межнациональные отношения народов, населяющих эту республику.

В КБР проживают представители более десяти народов, которые в республике составляют меньшинство. Среди них: украинцы - 12,8 тыс.чел. (1,7%), осетины - около 10 тыс.чел. (1,3%), немцы - 8,5 тыс.чел. (1,1%), корейцы - 4,9 тыс.чел. (0,7%), турки - 4,1 тыс.чел. (0,6%), армяне 3,5 тыс.чел. (0,5%). Здесь проживают евреи горские, татары, азербайджанцы, белорусы, грузины и цыгане численностью менее 0,5%. Среди народов республики и та-ты, которые отнесены к малочисленным народам России: их 1,8 тыс.чел. Как видим, состав очень пестр, и, естественно, это влечет за собой массу проблем.

Национальные меньшинства пытаются реализовать свои культурные запросы через различные общественные центры. Открыт греко-еврейский культурный центр "Товуши", клуб армянской культуры "Ахпюр", общество грузинской письменности, истории и культуры "Риони", корейский культурный центр "Чин-Сен", Осетинское культурное общество и др. Но возможности этих организаций слишком ограничены. Из вышеназванных народов только таты, осетины и евреи имеют возможность обучать детей на родном языке. В 1993/94 учебном году функционировала одна осетинская национальная школа, в которой обучалось всего 92 ученика, 127 детей изучали в средней школе осетинский язык как предмет; 193 ученика начальных классов учились на родном татском языке; в одной школе (564 ученика) изучался иврит.

В республике работает общество "Эллада", в планах которого добиться предоставления грекам КБР территориальной автономии.

Значительная часть населения КБР, в том числе и национальные меньшинства, с большим беспокойством следит за попытками сепаратистов, как балкарских, так и других, развалить республику, создать на ее месте три новых национально-государственных образования. Реализация подобных планов привела бы к тяжелым последствиям для национальных меньшинств.

Республика Адыгея

В последнее время особенно усложнилась ситуация в Республике Адыгея. Принятая в марте 1995 г. Конституция республики вызвала беспокойство неадыгского населения. С одной стороны, в ней зафиксировано (ст.3), что "взаимное уважение, добровольное и равноправное сотрудничество всех слоев населения, граждан всех национальностей составляет социальную базу республики". С другой - Конституция закрепляет паритетное участие в представительных органах власти коренного населения, т.е. адыгов (они составляют лишь 25,2% всего населения), с остальным населением (т.е. с 75%).

Национальные меньшинства составляют здесь примерно 10% населения. Здесь проживают: украинцы - 13,7 тыс.чел. (3,18%), армяне - 10,4 тыс.чел. (2,42%). Менее одного процента населения республики составляют белорусы, татары, немцы греки, цыгане, азербайджанцы.

Из состава национальных меньшинств наиболее компактно расселены армяне. Они сосредоточены главным образом в Майкопском районе и г.Майкопе. В последнее время численность армян увеличивается за счет беженцев.

В парламенте республики, избранном в 1991 г. (состав 100 чел.), кроме адыгов и русских всего б представителей других национальностей.

В республике функционируют следующие общественные организации: "Союз славян Адыгеи", немецкое общество "Видергебурт", татарское общество "Дуслык" и общественное объединение греков "Арго". Их основные цели - объединение граждан своих национальностей, развитие национальной культуры, языка, образования и т.п. В республике издается газета "Дружба", но проблемы национальных меньшинств не находят в ней должного отражения.

Республика Северная Осетия

Осетино-ингушский конфликт на время отодвинул на задний план проблемы других национальностей. Однако они существуют. В республике проживает более 10 национальностей, представляющих национальное меньшинство: армяне - 13,6 тыс.чел. (2,1%), грузины - 12,2 тыс.чел. (1,9%), украинцы - 10 тыс.чел. (1,6%), кумыки - 9,4 тыс.чел. (1,5%). Менее одного процента населения составляют немцы, греки, корейцы, кабардинцы, чеченцы, татары, белорусы, азербайджанцы, цыгане и др.

Ситуация осложнена тем, что РСО наводнена беженцами и вынужденными переселенцами из Южной Осетии. На конец 1993 г. их насчитывалось 70 тыс. Кроме того, сюда влился поток мигрантов из Чечни, около 7,5 тыс. (на 1.03.95 г.), людей самых различных национальностей.

Лишь незначительная часть национальных меньшинств обучают детей на родном языке. Так в 1993/94 учебном году в республике функционировали 3 грузинские школы, где обучалось 237 учеников; 3 кумыкские, где обучалось 1890 учеников; 1 армянская школа (62 ученика).

Основную национально-культурную функцию выполняют различные общества: славянское - "Русь", греческое - "Прометей", грузинское - "Эртоба", еврейское - "Шолом", азербайджанское - "Азери", корейское - "Сам Чен-Ри" и культурное общество народов Дагестана.

Сейчас все народные движения, обеспокоенные судьбами мира в республике, выступают за необходимость прекращения вражды между осетинами и ингушами, за восстановление добрососедских отношений.

Ингушская Республика

В трех районах территории, контролируемой республиканскими властями, - Назрановском, Малгобекском и Сунженском - к началу 1993 г. проживали народы, которые можно отнести к национальным меньшинствам: чеченцы - 12,7 тыс.чел. (5,2%), турки - около 2,4 тыс.чел. (0,97%), татары - 104 чел. (0,04%), другие - 1665 чел. (0,7%). Согласно переписи 1989 г., в районах, составляющих ныне Ингушетию, проживало 753 украинца, 127 белорусов, 156 грузин, 158 армян, 241 аварец, 225 кумыков, 134 лакца, 322 осетина, 199 татар, 85 евреев и примерно 1100 лиц других национальностей (подсчет авторов). В связи с большой миграцией последнего времени, возможно, часть из них уехала. В то же время к 1.03.95 г. в республику прибыло более 115 тыс.чел. мигрантов из Чечни.

В парламенте республики 21 человек, в том числе 3 чеченца и 1 черкес.

Как известно, тысячи ингушей - бывших жителей Пригородного района Северной Осетии сегодня живут в вагончиках, в приспособленных помещениях, ожидая возможности вернуться в родные места. К сожалению, процесс этот идет медленно, недоверие, страх пока глубоко сидят в сознании людей, которые долгие годы жили рядом. Всю эту ситуацию усугубляет экономическая разруха. В республике действует лишь Татарский национально-культурный центр им.Тукая.

Структура республики только формируется, не преодолены острейшие политические и социальные проблемы. Сегодня важно помочь Ингушетии встать на ноги, создать нормальные условия для жизни людей.

Чеченская Республика

Согласно переписи населения, проведенной в ЧР в январе 1994 г., нечеченцы составляли менее 10% населения. Здесь национальным меньшинством стали и русские. Места компактного проживания других народов: Грозненский сельский район (русские и кумыки), Щелковский район (ногайцы, кумыки, осетины), города Грозный и Гудермес (кумыки). Права народов нетитульной национальности при режиме Дудаева никак не соблюдались.

Среди покинувших Чечню - значительное число представителей национальных меньшинств, не исповедующих ислам.

На территории районов, составляющих ныне Чеченскую Республику, кроме чеченцев, проживало 269 150 русских, 12 584 украинца, 2450 белорусов, 885 грузин, 14 666 армян, 6035 аварцев, 1710 даргинцев, 9828 кумыков, 968 лакцев, 1499 ногайцев, 1499 осетин, 4900 татар, 2566 евреев, 100 790 лиц других национальностей.

По данным миграционной службы, к январю 1995 г. количество вынужденных переселенцев из Чечни за последние три года составило 256,6 тыс.чел., т.е. примерно 24% населения.

С установлением мира в Чечне в ряду первоочередных должен быть вопрос о гарантиях прав национальных меньшинств.

Если говорить в целом о проблемах национальных меньшинств в республиках Северного Кавказа, то необходимо на федеральном уровне законодательно определить их правовой статус, включая ретулирование вопросов участия в деятельности органов местного самоуправления, национальных и административно-территориальных единиц и т.д. Нужно принять федеральный закон "О национальных меньшинствах Российской Федерации". Закон сможет эффективно работать, если в нем сформулировать права национальных меньшинств и определить механизм их претворения в жизнь. В частности, одной из мер могло бы быть право на установление национально-культурной автономии.

Федеральная государственная политика в сфере национальных отношений должна быть направлена на решение все возрастающих проблем, и прежде всего на сохранение национальной самобытности народов, которое возможно лишь при условии обеспечения равных возможностей и прав в политической жизни. Необходима государственная поддержка национальных культур, языков, письменности, школ. Очевидно, необходимо и официальное признание со стороны государственной власти граждан, относящих себя к национальному меньшинству. В решение этого вопроса мог бы внести свой вклад Институт этнологии и антропологии РАН.

Анализ показал необходимость специального комплексного обследования положения национальных меньшинств как на Северном Кавказе, так и на территории всей Российской Федерации. Целесообразно предварительно провести первичное обследование национальных меньшинств с помощью администраций субъектов РФ по кругу вопросов, определенных Миннацем России. Это, по меньшей мере, привлечет внимание властей к их проблемам.

При Миннаце России не мешало бы иметь Совет представителей общественных объединений национальных меньшинств РФ. Желательно рекомендовать субъектам Российской Федерации создание при главах администраций на общественных началах консультативных органов из представителей национальных меньшинств.

Учитывая сложившуюся ситуацию на Северном Кавказе, важно также предпринять меры по решению первоочередных проблем национальных меньшинств, и прежде всего по защите прав личности, чести и достоинства беженцев и вынужденных переселенцев.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]