Экономика |
Обозреватель - Observer
|
И.ГЛАДКОВ,
кандидат экономических наук Важнейшая составляющая экономического развития - взаимоотношения между наемными работниками и работодателями - претерпела в Европе после второй мировой войны различные метаморфозы. Снижению социальной напряженности в этот период в немалой степени способствовал своего рода "исторический компромисс" между "трудом и капиталом", при котором каждая из сторон имела свои приобретения. Так, признавая частное предпринимательство и свободу рынка, наемный труд приобрел взаимен возможность заключения коллективных трудовых договоров, социальное страхование, участие в доходах и ориентированность на полную занятость, прочные виды на будущее. Понятно, что для работодателей подобное "соглашение" означало достаточно "гармонизированные" трудовые отношения, известную стабильность в сфере политики и, пожалуй, важнейшее - формирование заинтересованных в своем труде работников. Идея создания государства "всеобщего благоденствия" получила в связи с этим широчайшую поддержку как консервативных, так и прогрессивных партий. Вполне естественно, проявились известные различия во мнениях, целях, подходах к решению задачи, но в ведущих европейских государствах эти различия не были столь существенны. Подобная ситуация объясняется в немалой степени тем, что партии, занимавшие в политическом спектре крайние позиции, как правые, так и левые, в рассматриваемый период не набирали достаточного количества голосов избирателей. Составлявшие исключение коммунистические партии Италии и Франции, сохранявшие значительное влияние, не приходили тем не менее к власти. Как результат наметившихся в Западной Европе в первые послевоенные десятилетия перемен - устойчивые среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта (ВВЦ), доходившие до 5%, и снижение уровня безработицы. Так, в 60-х годах данный показатель, исчисленный как процентное соотношение полностью безработных к гражданской рабочей силе, в ведущих западноевропейских странах был, как правило, ниже усредненного. В частности, во Франции он составлял 2,0%, в Великобритании - 1,7% и в Германии - 0,9% при среднеевропейском его уровне - 2,3- 2,4%. Для сравнения: в США - 4,1%, в Японии - 1,2%. Совершенно естественно стало казаться в этот период, что кейнсианского типа государство "всеобщего благоденствия" стало добиваться реальных успехов на пути к процветанию и занятости, социальной защищенности и гармоничным отношениям в сфере найма. Среди теоретиков формировалось представление о том, что экономика с регулируемыми рыночными отношениями придет к оптимальным результатам. Тем не менее необходимо признать особую роль экономических потрясений 70-х-начала 80-х годов во взглядах на роль государства в хозяйственной жизни страны. На смену единодушному во многом согласию на "государственное вмешательство в экономику" пришел скептицизм, поскольку государство "всеобщего благоденствия" не смогло эффективно противостоять таким явлениям, как застойные тенденции в экономике и массовая безработица, что существенно увеличило государственные расходы при параллельном сокращении доходов. Существовавшая в государстве "всеобщего благоденствия" система социальной защиты помогала в решении частных случаев, но была практически бессильна перед лицом массовой безработицы. Так, 70-е годы были отмечены растущими государственными расходами, ростом дефицита и налоговых ставок. Это сокращало доходность деловых предприятий. Снижение доходов означало углубление кризисных явлений и замыкало зловещий круг посредством сокращения капиталовложений и закрытия фирм. При этом уровень безработицы во многих ведущих странах практически удвоился по сравнению с предыдущим десятилетием: во Франции он возрос до 4,3%, в Великобритании - до 3,9% и в Германии - до 2,7% (троекратное увеличение). В Италии этот показатель, составлявший в 60-х годах примерно 5,5%, в 70-х годах достиг 6,6% при "среднеевропейских" 4,4%. В США уровень безработицы также поднялся до 6,3%, в Японии - до 1,8%. Таблица 1
ИСТОЧНИК: Справочное издание Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 1994. Происшедшие экономические изменения и дальнейшее нарастание процессов интернационализации хозяйственной жизни привели к необходимости существенного изменения как теоретических представлений, так и практики хозяйствования в ведущих странах Запада. С начала 80-х годов по настоящее время многие экономисты и представители правящих кругов стран Запада отдают предпочтение довольно популярной идее возвращения к принципам свободного рынка. Понятно, что и принципы свободных "рыночных отношений" не реализуются на практике полностью. Одним из ярких примеров этого стала экономическая политика Р.Рейгана (США, 1980-1988 гг.), сочетавшая различные подходы к ведению хозяйства. В Европе необходимость сдвигов в сфере экономики усугублялась обострением экологических проблем. Но главная тенденция просматривается весьма отчетливо: переход к рыночным основам ведения хозяйства разделяется многими правительствами европейских стран, какая из партий ни возглавляла бы их - христианские демократы, социал-демократы, социалисты и либералы. Происходящие сдвиги не могли не отразиться на положении на рынке труда, существенно изменив ситуацию на нем. Так, в период 80-х годов в ведущих странах Запада весьма существенно расширилась занятость гражданского населения: во Франции она возросла на 2,7%, в Италии - на 5,2; в Великобритании - на 7,1 ив Германии - на 7,7; в Канаде - на 12,2; в Японии - на 14,1 ив США - на 16,4%. Количественные сдвиги сопровождались качественными изменениями: как правило, возрастал удельный вес занятых в сфере услуг при сокращении его в отраслях промышленности и сельского хозяйства. Эта тенденция в 80-х годах была характерна для ведущих стран (табл.1). Следует отметить, что структурная перестройка хозяйств крупнейших стран мира предопределила и изменения в структуре занятости. Поэтому подобные изменения происходят и в других странах, в том числе и наиболее "развитых" государствах развивающегося мира. Динамика безработицы проявляет следующую тенденцию. Как показывают статистические данные, опубликованные экспертами Института немецкой экономики в Кельне, в странах промышленно развитой зоны в последние годы происходит заметное повышение уровня безработицы (табл. 2).
Таблица 2
% к общей численности рабочей силы
Кроме того, материалы ОЭСР позволяют судить об уровне безработицы среди молодежи (лица моложе 25 лет). Данный показатель рассчитывается как процентное отношение безработных молодых людей к общей численности рабочей силы моложе 25 лет. Обращает на себя внимание довольно заметное увеличение данного соотношения, особенно в 80-е годы (табл 3). Таблица 3
Согласно приведенным выше данным, наиболее остра ситуация с безработицей в Великобритании: ее уровень от десятилетия к десятилетию более чем удваивался, приближаясь к "среднеевропейскому" (табл. 4). По мнению специалистов, столь резкое обострение проблемы безработицы в этой стране в первой половине-середине 80-х годов было связано с осуществлением экономической политики администрации М.Тэтчер. "Тэтчеризм" привел страну к глубоким реформам именно на пути создания свободной рыночной экономики. Позднее, по мере завершения этапа реформ показатель безработицы в 1988-1990 гг. обнаружил тенденцию к снижению. Судя по официальным данным, однако, в этот период уровень безработицы среди мужчин был примерно в два раза выше, чем среди женщин, что связывается с методикой выявления безработных.
Таблица 4
% от рабочей силы
По сравнению с Великобританией реформы в Федеративной Республике Германии были не столь глубокими. Но перемены, начавшиеся также с 80-х годов, носили более постепенный характер. Не вызывает сомнения, что самым значительным изменением был переход от краткосрочной стабилизации экономики и политики полной занятости к курсу, направленному на обеспечение устойчивого роста в длительной перспективе. Эти меры включают в себя такие шаги, как способствование снижению стоимости рабочей силы, сокращение государственного регулирования и приватизация. По официальным данным, накануне объединения в ФРГ насчитывалось около 2 млн. безработных; и хотя уровень ее в стране существенно ниже аналогичных показателей в других западноевропейских государствах, он все же удвоился по сравнению с предшествующим десятилетием. Снижение остроты данной проблемы в ФРГ затруднено не только структурными особенностями национальной рабочей силы (спецификой возрастной и квалификационной структуры), но и процессами объединения западных и восточных земель в единый хозяйственный комплекс. Происходившие в экономике Франции сдвиги также соответствовали основным тенденциям эволюции мирового хозяйства. Специалисты оценивают положение с безработицей как достаточно тяжелое, хотя с 1989 г. ситуация обнаруживала тенденцию к улучшению. В основе этой тенденции просматриваются: меры по созданию рабочих мест, несколько опережающие темпы роста экономически активного населения; увеличение периода обучения молодежи, исключающее, таким образом, часть ее из числа соискателей рабочих мест. Подъем экономики, наметившийся в Италии в последнее время, не смог радикально смягчить проблему безработицы. Особенно это заметно в территориальном плане. В 80-х годах, по свидетельству экспертов, на севере и в центре страны отмечалась практически полная занятость и лишь ограниченная безработица. В то же время южные районы, - включая острова, по-прежнему страдали от высокой и увеличивающейся безработицы. Как и в других западноевропейских странах, в Италии происходит сокращение числа работающих на крупных фирмах, поэтому снижение уровня безработицы возможно лишь в результате увеличения занятости в сфере среднего и малого бизнеса. Согласно официальным данным, рынок труда в России все еще не способен стать эффективным инструментом оптимизации использования рабочей силы и повышения эффективности труда. По данным, которые рассчитывались по методологии Международной организации труда, общий потенциал безработицы можно оценить в более чем 10 млн.чел., или 13,5% экономически активного населения страны. |
|