Обозреватель - Observer |
Военно-политические проблемы
|
В. СИМАКОВ,
кандидат военных наук Гонки на орбитах Освоение космического пространства как среды активной деятельности людей явилось величайшим достижением всего человечества. За почти сорокалетний период, прошедший с запуска первого искусственного спутника Земли, все высокоразвитые страны стремились вложить свой интеллектуальный и технологический потенциал в развитие космической науки и техники. В настоящее время уже более двух десятков стран активно участвуют в космической деятельности. Конечно, их вклад в освоение космоса существенно различается по масштабам и достижениям. Одни страны далеко продвинулись, другие делают лишь первые шаги, активно сотрудничая с ведущими космическими державами в использовании достижений космической науки и техники. Так называемое "мирное" освоение космического пространства началось в самый разгар "холодной войны" с острейшего соперничества между СССР и США по использованию космоса в военных целях. Это соперничество практически завершилось после распада СССР. Если США и другие страны стабильно финансируют развитие космической науки и техники, активно используя космические системы в военных и гражданских целях, то Россия с трудом удерживается на достигнутом в предыдущие годы уровне. Пик соперничества между СССР и США приходится на 80-е годы. После определенных успехов СССР в освоении космоса американцы поставили своей целью в короткие сроки превзойти их. Многое им удалось, особенно успешной была высадка американских астронавтов на Луне. В 1981 г. военно-политическое руководство США выдвинуло в качестве приоритетной задачи "достижение научно-технического превосходства в использовании космоса в военных целях". С этого времени ассигнования на военно-космические программы возрастают с 8,5 млрд. долл. в 1983 г. до 20 млрд. долл. в 1988 г. и до 30 млрд. долл. в 1995 г. Форсированное использование космоса в военных целях позволило США уже к 1988 г. опередить СССР по многим направлениям развития военной космической техники. Это касается прежде всего всех видов космической разведки: радиолокационной, телевизионной, оптической, радиотехнической и др. Серьезное развитие получила система космической связи и передачи данных. В настоящее время можно определенно сказать, что соперничество в военном использовании космоса окончилось в пользу США. В создании и эксплуатации долговременных орбитальных пилотируемых космических станций сохраняется первенство России. Орбитальный комплекс "Мир" находится на орбите уже девять лет. За это время на его борту успешно работало около 30 отечественных и международных экспедиций. Однако этот комплекс до настоящего времени не такой, как планировалось: из шести двадцатитонных модулей, которые должны быть пристыкованы к основному блоку, на орбите действуют пока четыре. Два оставшихся модуля ("Спектр" и "Природа") подготовлены к запуску, однако из-за отсутствия финансирования на заключительный этап подготовки и запуск они остаются на Земле. Их эксплуатация в составе орбитального комплекса "Мир" позволила бы получить ценную информацию об экологической, климатической и электромагнитной обстановке на Земле и в околоземном космическом пространстве. Для ускорения работ по подготовке модулей к запуску американцы предложили дооборудовать их своими приборами и финансировать запуск на орбиту. Отсутствие достаточного финансирования толкает нашу космонавтику на более тесное сотрудничество с США и другими западными странами. Однако этот путь развития космической техники не решает всех проблем, стоящих перед российской космонавтикой. Основное бремя забот в этой области деятельности должно все же брать на себя государство. Так это делается во всем мире. Коммерческая сторона деятельности вносит лишь определенный вклад. Как ни печально, но Россия - родина практического освоения космоса не может в настоящее время выделить необходимые средства для удержания передовых позиций на этом направлении технического прогресса. А тем временем американцы наращивают усилия по использованию космических средств в военных целях. Свидетельство тому - запуск в последние годы нового поколения космических аппаратов, составляющих основу орбитальной группировки военных космических систем. Одновременно осуществляется интенсивная эксплуатация космических кораблей многоразового использования "Спейс-Шаттл". Большое число экспериментов, проводимых на этих кораблях, имеют военную направленность. Добившись определенных преимуществ в "военном космосе", американцы не исключают возможности сотрудничества с Россией в области, где у нас имеются неоспоримые достижения. Это прежде всего опыт создания и эксплуатации долговременных обитаемых космических станций. Американцы считают, что этот опыт мог бы быть полезен при реализации проекта по созданию международной орбитальной долговременной станции "Фридом" и при подготовке к дальним космическим перелетам. Они готовы к сотрудничеству с нами и по производству мощных жидкостных ракетных двигателей. С этой целью ведутся переговоры о покупке лицензии на производство разработанных и успешно испытанных у нас мощных двигателей для отечественной ракеты Н-1. Американцы считают, что покупка этой лицензии позволит сэкономить им несколько лет и многие сотни миллионов долларов. На фоне активной деятельности многих стран по мирному освоению космоса постоянное снижение доли расходов на коммерческие программы в бюджете России приведет к дальнейшему углублению кризиса в производстве космической техники, к существенному снижению эффективности использования действующих космических систем. К примеру, сокращение в течение года запусков спутников связи для восполнения выработавших ресурс может привести к сокращению на 50% территории, обслуживаемой двумя каналами центрального телевидения и двухкратному сокращению числа телефонных каналов связи. Аналогичные негативные последствия будут наблюдаться и для космических систем навигации, метеообеспечения и разведки. Таким образом, снижение активности государства в космической деятельности приведет к потере престижа России как одной из ведущих космических держав мира, сокращению числа рабочих мест в космической промышленности, к отказу от решения многих задач по эффективному обеспечению деятельности Вооруженных Сил и, наконец, к потере нескольких миллиардов долларов на космическом рынке коммерческих услуг. Такова цена отказа от необходимого уровня финансирования космической деятельности.
Космические средства История использования космического пространства в военных целях началась с запуска первой баллистической ракеты большой дальности. С тех пор идет постоянное наращивание использования космических средств в военных целях. Положив в основу своей космической деятельности высказывание президента Джонсона о необходимости господства в космосе для обеспечения господства на Земле, США ни на один день не ослабляют своих усилий по наращиванию космической составляющей своих вооруженных сил. Особенно усилилась гонка космических вооружений в 90-е годы, когда США развернули работы по программе под названием "Стратегическая оборонная инициатива". Главная цель этой программы - разработка и создание различных видов оружия, в том числе на новых физических принципах. Оружие планировалось разместить в космическом пространстве с целью отражения массированного удара стратегических баллистических ракет по территории США и их союзников. Тем самым была сделана попытка форсировать превращение космического пространства в потенциальный театр военных действий. Проведенные в США ряд экспериментов в стенах лабораторий и в космосе подтвердили возможность создания ракетного космического оружия для уничтожения БР и боевых блоков. Что касается космического оружия на новых физических принципах (высокоэнергети-ческих лазеров, пучкового и микроволнового оружия, электромагнитных пушек и др.), то на этом пути встретились значительные трудности, преодолеть которые к настоящему времени пока не удалось. Разработка этого оружия осталась на стадии начальных лабораторных экспериментов. Созданные на полигонах экспериментальные установки для отработки такого оружия представляют собой капитальные многоэтажные сооружения с большим энергопотреблением. Другие наземные опытные прототипы такого оружия при каждом эксперименте самоуничтожаются, например сверхмощный лазер на рубине с накачкой путем взрыва обычного В В и с дорогостоящей фокусирующей оптикой. Для накачки мощного газового лазера используется блок электроконденсаторов большой емкости, весящий многие тонны и потребляющий сотни тысяч киловатт электроэнергии. Трудноразрешимыми проблемами являются фокусировка лазерного луча в атмосфере, удержание луча на цели в течение времени излучения, создание мощного и легкого источника тока и ряд других. Следует отметить, что вывод в космос противоракетного оружия запрещен Договором по ПРО. Другими соглашениями запрещен вывод в космос оружия массового поражения. Таким образом, для космического оружия на новых физических принципах нет ни правовой базы, ни технологических возможностей. Совсем по-другому обстоят дела с развертыванием в космосе военных обеспечивающих систем, в первую очередь разведывательных систем предупреждения о ракетном нападении, связи, навигации, метеообеспечения и др.:
Комплексное использование информационных возможностей космических обеспечивающих систем позволяет повысить эффективность действий наземных войск в 1,5-2 раза. Опыт войны в районе Персидского залива подтвердил высокую эффективность космических обеспечивающих систем в организации оперативной разведки, связи, предупреждения о пуске баллистических ракет, оперативной передачи данных и др. В этой связи сокращение ассигнований на военный космос соответственно приведет к снижению боеготовности российских ВС. В настоящее время общепризнано, что активная космическая деятельность является непременным условием научно-технического прогресса в стране. В космической технике в сконцентрированном виде находят применение самые последние достижения науки и техники, все направления высоких технологий. Без прогресса в космической деятельности не может быть продвижения в научно-техническом развитии государства. В условиях экономического кризиса и сокращения ассигнований на космическую деятельность необходимо более широкое сотрудничество с другими странами, что позволит поддержать отдельные направления в развитии космической техники. Одновременно целесообразно разработать федеральную программу поддержки космической деятельности, в которой необходимо предусмотреть технологическое обновление производств космической техники, поддержание на должном уровне наземной космической инфраструктуры, развитие научно-технических разработок. Только в этом случае Россия может продолжать называться ведущей космической державой. |
|