Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
В.САПРЫКИН,
доктор философских наук, профессор Достижения российской цивилизации в XX столетии определяются по-разному, нередко с диаметрально противоположных позиций. Примечательно, что очень часто это делают одни и те же люди. В зависимости от политической конъюнктуры они дают самые различные и даже взаимоисключающие оценки одного и того же исторического периода. Так, академик А.Н.Яковлев писал в 1990 г.: "Сегодня с особой тщательностью соизмеряем каждый свой шаг с идеалами и целями революции, находим в Октябрьских днях, в ленинском наследии и прочную духовную опору, и поучительные уроки. Отсталая страна, в которой более трех четвертей населения были неграмотными, а голод масс был нормой, стала современным государством, из нищеты и забитости вырвалась к культуре, образованию, создала равные возможности для каждого человека"*. Пройдет всего два(!) года со времени этой публикации, и А.Н.Яковлев скажет совершенно противоположное: "Социалистические революции не только не улучшили жизнь трудящихся, но повсеместно, в том числе и в Советской России, привели к катастрофическому снижению уровня потребления, к тотальному дефициту, унижающему прежде всего достоинство малоимущих слоев населения, да и всех трудящихся. Обобществление средств производства, будучи государственным, неизбежно привело к отчуждению рабочих и крестьян от основных средств труда и жизни. Того, что произошло в социалистических странах, не было ни при феодализме, ни при капитализме. Диктатура пролетариата не освободила, а закабалила людей"**. Теперь так поступают и десятки других авторов. Еще вчера, восхваляя "достижения Советской власти, знаменующие качественно новую ступень в культурном развитии человечества", сегодня они же объявляют, что в тот период произошла "духовная изоляция, удаление от мировой культуры и цивилизации", что высшим ценностям были нанесены тяжелые раны, а над культурой нависла "Варфоломеевская ночь"... Кстати, весьма примечательная деталь: когда выгодно, они доказывают, что у нас никакого социализма не было и в помине, и наоборот, когда надо "повесить" на него все беды, обрушившиеся на народ, - социализм был, и он якобы изначально повинен в них. Возникает, однако, вполне естественный вопрос: где же истина? И в чем она? Во-первых, объективный научный анализ столь сложного, сотканного из множества противоречий советского периода отечественной истории и культуры можно дать, только отрешившись от крайних политических пристрастий и односторонних мировоззренческих симпатий и антипатий. "Не проклинать, не осмеивать, а понимать" - этот не только мудрый, но и по-своему высоконравственный принцип может помочь тому, кто ищет истину, а не врагов. Во-вторых, объективный и честный взгляд невозможен без конкретно-исторического подхода к явлению. В ходе реконструкции мы призваны воссоздать не мнимые субъективно желаемые, а подлинные социальные, экономические, духовные, пространственные, временные и иные характеристики советского общества для их научной интерпретации. В-третьих, любой более или менее крупный исторический процесс всегда многомерен, многогранен. Он базируется на различных по своему содержанию социально-экономических укладах, вбирает много политических интересов, сил и движений, захватывает сотни тысяч, а иногда и десятки миллионов людей. В силу этого он никогда не бывает однороден. Поэтому нельзя подходить к оценке исторических форм и явлений с одномерных позиций, когда видят лишь позитивные или негативные стороны. XX век - это особый век для России и ее народов. Он вобрал в себя небывалые по масштабам потрясения: несколько войн, в том числе две мировые и гражданскую (по существу, разворачивается вторая гражданская война); невиданный в истории социальный эксперимент, поставивший на практическую почву осуществление вековой мечты человечества - создание государства трудящихся, а затем насильственная ликвидация этого эксперимента и варварская ломка недостроенного здания. Вряд ли найдется еще одна такая страна, которая прошла через столь жесткие и многочисленные потрясения. Только в войнах Россия потеряла не один десяток миллионов своих сыновей и дочерей. Утраты же в сфере материальной и духовной культуры просто неисчислимы. Следовательно, любой однозначный ответ - положительный или отрицательный - будет неверен. Только сумма подходов даст адекватное решение. Чтобы найти эту сумму, надо все-таки ответить на главный вопрос: а была ли эта цивилизация, которую теперь принято называть советской или социалистической? Для многих ученых здесь нет проблемы: да, безусловно, была. Не случайно профессор Гарвардского университета Ф.Розинер выдвинул проект создания "Энциклопедии советской цивилизации". Один из бывших советских диссидентов, крупный русский философ и писатель А.А.Зиновьев, живущий уже много лет на Западе, также считает советский период России самостоятельным типом цивилизации, к тому же вершиной мирового развития XX столетия. Однако сегодня значительно больше тех, кто полностью отрицает данный факт, аргументируя свою позицию все теми же ссылками на многочисленные жертвы, которые понесла страна в результате Октябрьской революции 1917 г., последующей борьбы, продолжавшейся в советском обществе практически весь период его существования. Если же на проблему смотреть не волюнтаристски, а через призму логики исторического процесса, то надо, во-первых, признать следующее: не революция, а контрреволюция всегда и везде ответственна за массовые жертвы, ибо она с невероятным ожесточением бросается в бой против собственного народа за отнятый "рай". Парижская коммуна стоила трудящимся 100 тыс. расстрелянных, казненных, сосланных на каторгу и заточенных в тюрьмы. Первая российская революция - около 200 тыс. заключенных в тюрьмах и тысячи казненных по суду и без суда. Финляндская рабочая революция (1918 г.) - 30 тыс. убитых, умерших от пыток и голода и 90 тыс. брошенных в тюрьмы и концлагеря. Ноябрьская революция в Германии (1918 г.) - 15 тыс. убитых только коммунистов. Венгерская пролетарская революция (1919 г.) - 5 тыс. убитых и 700 тысяч заточенных в тюрьмы. Подобный перечень можно продолжать вплоть до сегодняшних дней, когда процесс возвращения буржуазии к власти сопровождается массовыми жертвами со стороны, народов России, Грузии, Азербайджана, Армении, Чечни, Таджикистана. С победой Октябрьской революции в развитии общества наступил новый этап. И это совершенно очевидно становится, увы, теперь, когда происходит демонтаж социализма. Рождение в муках и не менее трудное развитие социализма (России все эти годы никто не предоставлял режима наибольшего благоприятствования!) не прервало постоянной, вечно восходящей к вершинам социального прогресса линии развития человеческого общества. Оно на качественно новой ступени продолжило эту линию. Наконец, в оценке любого социального организма, в том числе советского общества, нельзя пользоваться лишь терминами типа "было" - не было"... Это всегда не только определенное состояние, но прежде всего процесс становления, вызревания, развития. Феодализм развивался почти тысячу лет, капитализм насчитывает 500-летнюю историю своего существования, и на разных этапах своего развития они были разными. Социализму же - всего около 70 лет... К тому же все 70 лет он вел беспрерывную, изнуряющую борьбу за свое выживание, ибо против него, не прекращая ни на один день, боролись могучие силы внешней и внутренней контрреволюции. Поэтому оценивать советскую цивилизацию нужно как минимум по двум критериям: а) по достигнутому результату в жизненно важных для трудового народа сферах; б) по развивающимся тенденциям. Если мы попытаемся это сделать, то, безусловно, дадим утвердительный ответ на вопрос была ли советская цивилизация? И это подкрепляется конкретными ее достижениями.
Прежде всего в условиях этой цивилизации коренным образом менялись материальные условия жизни людей. До Октябрьской революции по относительной смертности (особенно детской) и продолжительности жизни наша страна стояла в одном ряду с наиболее отсталыми странами мира. В 1896-1897 гг. средняя продолжительность жизни в России не превышала 32 лет (у мужчин 31 год, у женщин - 33). Уже к 1926-1927 гг. в европейской части она поднялась до 44 лет (42 года у мужчин и 47 лет у женщин). К концу существования СССР продолжительность жизни составляла 70 лет. И это вполне закономерно. В течение всего периода после революции, исключая годы войны, реальные доходы советских людей постоянно повышались. За годы Советской власти они выросли в городе более чем в 10 раз, в деревне - более чем в 14. Резко увеличился жилой фонд страны: в 1989 г. он составил более 4,5 млрд. кв. м. Каждый год 10-11 млн. советских людей справляли новоселье. В стране впервые в мире была создана качественно новая система здравоохранения и отдыха. Почти треть всех врачей мира работали в СССР. На начало 1990 г. в стране насчитывалось свыше 16 тыс. санаториев и других учреждений отдыха с числом мест 2,5 млн. В 1989 г. в санаторно-курортных учреждениях отдыхало и лечилось более 7 млн. человек; в домах отдыха, пансионатах, на турбазах отдохнуло 40 млн. человек. В процессе социального творчества народы России создали впервые в истории мировой цивилизации собственные формы власти - Советы и собственное государство - советскую многонациональную федерацию. Власть трудового народа в условиях возникшей цивилизации - это:
В 1982 г. по требованию профсоюзов были освобождены от должностей 9,8 тыс. хозяйственных руководителей. В 1983 г. в обращениях граждан в руководящие органы власти было поставлено 16 млн. вопросов, свыше 57% из них разрешены положительно. Таковы факты. За ними сложнейшая и крайне противоречивая картина становления, развития и действия новой власти. С одной стороны, она несла в себе все худшие черты старого мира: слепой эгоизм собственника и жажду разрушения, анархическое своеволие и веру во всемогущество любого начальника и его приказа, догматическую закостенелость и махровый бюрократизм. Все это было - не могло не быть! С другой стороны, это была действительно власть трудящихся - понятная и близкая, к которой можно было обратиться, от которой можно было требовать, на которую можно было даже жаловаться.
Судьбу русской, а затем и советской цивилизации невозможно понять вне контекста национальных отношений. Именно история нашей Родины с ее огромными просторами, с большим разнообразием естественно-географических условий, с длительным взаимовлиянием оседлых и кочевых культур, с ее многосторонними связями многочисленных народов служит основой для научных выводов и оценок глобального масштаба. С точки зрения национальной Россия представляет собой уникальную цивилизацию, качественно отличную от агрессивной, гегемонистской западной, базирующейся на подчинении и подавлении народов всего остального мира. И.А.Ильин писал: "Дайте себе труд заглянуть в историческую карту Европы Карла Великого и первых Каролингов (768-843 гг. по Р.Х.). Вы увидите, что почти от самой Дании, по Эльбе и за Эльбой (славянская "Лаба"!), через Эрфурт к Регенсбургу и по Дунаю - сидели славянские племена: абодриты, лютичи, линоны, гевелы, редарии, укры, поморяне, сорбы и много других. Где они все? Что от них осталось? Они подверглись завоеванию, искоренению или полной денационализации со стороны германцев. Тактика завоевателя была такова: после военной победы в стан германцев вызывался ведущий слой побежденного народа; эта аристократия вырезывалась на месте; затем обезглавленный народ подвергался принудительному крещению в католицизм, несогласные убивались тысячами; оставшиеся принудительно и бесповоротно германизировались. Видано ли, слыхано ли что-нибудь подобное в истории России? Никогда и нигде! Сколько малых племен Россия получила в истории, столько она и соблюла"***. В течение огромного исторического периода - свыше тысячи лет - на Руси происходило формирование уникальной общности различных народов. Восточные славяне, расселившиеся в лесостепной полосе Восточной Европы, издревле взаимодействовали с народами, сменявшими друг друга. И всегда славянское ядро (русские, украинцы, белорусы) в ходе исторического взаимодействия несло земледельческий прогресс в среду народов, живших кочевым скотоводством, охотой, рыболовством. Постепенно сближались, переплетались, объединялись культуры и сами судьбы народов в едином Отечестве... После 1917 г. были обеспечены поистине исторические достижения в решении национального вопроса, обогатившие мировую цивилизацию. Удалось создать уникальный в истории человечества союз народов - Союз ССР, выдержавший труднейшие испытания и обеспечивший прогресс всех национальностей. До революции нерусские народы не имели своей государственности, а к концу существования СССР было 53 национально-государственных и национально-административных образования: 15 союзных и 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. В 1926 г. максимальный разрыв по производству промышленной продукции на душу населения между старыми промышленными районами и национальными окраинами достигал 38 раз, а перед разрушением СССР всего 2,3 раза. До Октября грамотных людей среди неславянских народов было не более 1-2% от общего числа населения. В годы Советской власти у каждого народа сложилась своя научная и художественная интеллигенция, впервые появились научные центры, высшие учебные заведения, широкая сеть народного образования, театры, кино, живопись, архитектура. Социализм спас от полного исчезновения или возродил многие уникальные национальные традиции, дал им второе дыхание. 52 народа страны впервые получили свою письменность. Вот как об этом говорил Д.А.Кунаев: "Огромная территория Казахстана, равная по площади вместе взятым Великобритании, Франции, ФРГ, Испании, Австрии, Голландии и Дании, за три десятилетия была превращена в край высокоразвитой промышленности, сельского хозяйства, культуры. ...В год своего 60-летия Казахстан выпустил промышленной продукции в 875 раз больше, чем в 1920 г. ...Неуклонно повышается уровень народного образования в республике. В 1936 г. у нас работали 16 высших и 83 средних специальных учебных заведения. К 1980 г. в Казахстане было 55 высших и 231 среднее специальное заведение, в том числе 2 университета. ...Едва ли открою что-либо новое, если скажу: стремителен был взлет культуры и искусства Советского Казахстана"****. Концентрированное достижение советской цивилизации - формирование новой исторической общности - советского народа. Эта общность складывалась добровольно и является образованием более высокого порядка, чем буржуазные нации, ибо в ней нет места присущим западной цивилизации притеснениям "инородцев" и "иноверцев", их насильственной ассимиляции. Еще вчера это понятие кое-кому представлялось пропагандистским штампом апологетов социализма, сегодня - оно символ утраченных великих ценностей. Чеченская война отрезвила многих.
|
|