Экономика |
Обозреватель - Observer
|
для России Е.Ведута,
доктор экономических наук, профессор Политики, ранее активно использовавшие лозунг "рыночная экономика" все чаще говорят теперь о стратегии, опять претендуя на ключевые посты в управлении государством. А что такое стратегия государства? Что собираются строить эти господа? Капитализм, социализм, рыночную экономику или цивилизованное общество? Можно, конечно, долго говорить об идеальной модели общества, но что делать государству сегодня, чтобы жизнь живущих в нем граждан улучшалась изо дня в день? Для этого требуется научный подход к определению стратегии1 государства (блока государств, мирового сообщества) и пониманию закономерностей ее трансформации. Исходя из стратегии государство формулирует приоритеты и механизмы государственного вмешательства в экономику, направляет развитие личной инициативы и нравственных тенденций, поддерживает общественный порядок. Стратегия, обеспечивающая устойчивый рост уровня благосостояния большинства граждан за счет эффективности производства и реализации принципа социальной справедливости, является социально эффективной. В противном случае она - корпоративная, реализующая узкоэгоистические интересы обогащения группы (корпорации) лиц за счет обнищания всех остальных граждан. В зависимости от ослабления или усиления протекционистского характера деятельности государства выделим три типа экономических стратегий - либеральную, регулируемую и мобилизационную. Если экономика государства становится открытой, со свободным движением товаров и капиталов, то стратегия такого государства - либеральная. Если затем государство устанавливает контроль за движением товаров и капиталов, то его стратегия переходит в регулируемую. Регулируемая стратегия становится мобилизационной в случае угрозы выживанию государству, когда оно в силу чрезвычайных условий вынуждено усиливать прямое вмешательство в производство и во все внешнеэкономические связи. Таким образом, регулируемая стратегия является промежуточной между либеральной и мобилизационной. Изменение типа экономических стратегий государств влияет, в свою очередь, на изменение позиций государств в мировой экономике и, следовательно, на переход от многополярного мира к однополярному миру, и наоборот. В основе построения современного однополярного мира лежит либерально корпоративная стратегия, лоббируемая транснациональными корпорациями в целях своего обогащения за счет ухудшения жизни подавляющего большинства населения планеты. Почему это стало возможным? Как противостоять разрушению глобальной стратегической стабильности? Отличительной чертой мировой финансовой системы, возникшей после первой мировой войны, стала смена золотого стандарта системой банкнотного и бумажноденежного обращения. У монополий появилась возможность увеличивать цены, а у государства - бюджетные расходы за счет дефицитного финансирования посредством подписки на государственные займы, облигации которых служат фундаментом для пирамиды банковских денег, что отражается в обесценении денег. Инфляция приобрела всеобщий характер. Искусственное завышение цен, сокращая потребление и сбережения немонополистов, ведет к обогащению монополистов и одновременно к кризису перепроизводства с обострением социальной ситуации. Инфляция предполагает девальвацию национальной валюты, при которой выигрывают экспортеры, поскольку товары на внутреннем рынке ими покупаются по более дешевым ценам, а продаются на внешнем рынке за устойчивую валюту и обмениваются на большее количество обесцененной валюты. Реально проигрывают потребители импортных товаров. В результате роста экспортно ориентированного производства уменьшается безработица. Однако удорожание импорта и бремя долгов, выраженных в реальной валюте, отток иностранных капиталов вызывают ухудшение платежного баланса. В конце концов эффект девальвации, вследствие роста затрат экспортеров на осуществление капиталовложений, оказывается быстро исчерпанным. В связи с "перегревом" экономики и ухудшением платежного баланса рекомендуется финансовая стабилизация, предполагающая использование дефляции, означающую изъятие из обращения излишней денежной массы, выпущенной в период инфляции. Если в результате стабилизации покупательная способность денег оказывается на более высоком уровне, чем в момент их максимального инфляционного обесценения, то имеет место ревальвация. Для уменьшения дефицитного финансирования используют рост налогообложения, сокращение социальных расходов и замораживание заработной платы. Воздействие ревальвации противоположно девальвации. Она невыгодна экспортерам и выгодна импортерам, которым покупка иностранной валюты для оплаты ввозимых товаров, становится дешевле. Для улучшения платежного баланса за счет привлечения иностранных капиталов повышаются процентные ставки, что способствует импорту инфляции. В результате снижаются темпы экономического роста, возрастает безработица и социальная дезинтеграция. Необходимость выплаты высоких процентов в долгосрочной перспективе делает приоритетной задачу оживления экономики с использованием девальвации и механизма инфляции. (табл.1). Из табл. 1 видно, что из-за отсутствия автоматических механизмов, восстанавливающих равновесие, кризис перепроизводства в рамках корпоративно либеральной стратегии неизбежен.
В становление после первой мировой войны многополярного мира затрудняло координацию действий международных финансовых центров по финансовой стабилизации и тем самым перекладывание бремени нестабильности международной финансовой системы на зависимые страны, импортирующие капитал. Это послужило причиной великого экономического кризиса в западных странах, эпицентр которого оказался в Германии. В результате великого кризиса проблема оживления экономики и борьбы с безработицей стала ключевой. Следуя идеологии либеральной стратегии, для подъема экономики, роста экспортного производства и уменьшения безработицы требуется инфляция. Многополярность мира в 20-е годы определила необходимость перехода Англии и США к регулируемым стратегиям, предполагавшим запуск механизма кредитной экспансии и регулирование движения товаров и капиталов. Применение валютного демпинга Англией и США по отношению к другим странам давало им временные преимущества, которые в долгосрочном плане неизбежно вели к повторению кризиса перепроизводства на их территориях. Новая экономическая политика (НЭП) в СССР также являлась регулируемой стратегией, в ходе которой была осуществлена дефляция с восстановлением экономики и золотого содержания червонца. Переход СССР от НЭП к мобилизационной стратегии индустриализации с централизованным распределением инвестиций был вызван замедлением темпов экономического роста, ростом безработицы (табл. 2). Существовала и угроза перерастания великого кризиса в военный конфликт с СССР. Секрет "экономического чуда" СССР, вышедшего по объему промышленного производства и национального дохода на 1-е место в Европе и 2-е место в мире, объясняется высокой степенью согласованности принципов экономической политики, нацеленной на реализацию стратегических планов развития ключевых отраслей промышленности. Однако возникла серьезная проблема укрепления реальной платежеспособности рубля.
Многополярность мира "мешала" свободному движению товаров и капиталов и позволила транснациональным корпорациям, в основном базирующимся в США, перекладывать потери от медленной инфляции на периферийные страны, что неизбежно привело к военному "разрешению" глобального экономического кризиса. После второй мировой войны ведущим противоречием стало соперничество двух супердержав - СССР и США. Страны имели неравные стартовые возможности по масштабам производства, накопленным богатствам и опыту практической реализации стратегий. Из табл.3 видно, что приоритетом экономической стратегии США становится создание либеральной международной финансовой системы с укреплением доллара в качестве мировых денег для утверждения своего мирового господства. С этой целью США организуют МВФ, МБРР, ГАТТ, помогают Западной Европе и Японии как стратегическим союзникам против СССР, восстановить экономику. Экспорт капитала предоставляется под политические требования перехода стран к либеральной стратегии. Особую роль в создании современной международной финансовой системы сыграл еврорынок, подрывавший возможности использования странами ЕС государственного регулирования. Но он же оказал незаменимую услугу этим странам во время кризисов 70-х и 80-х годов, вызванных нефтяными шоками. Фактически бремя высоких цен на нефть оплатили развивающиеся страны, вынужденные обращаться к завышенным монополистами дорогим кредитам на международном рынке ссудных капиталов. Координация действий "семерки" для перераспределения доходов, создаваемых в других странах, в свою пользу, потребовала дерегулирования финансовых рынков США, а затем и других стран "семерки".
Для победы СССР в период "холодной" войны требовался переход на социально эффективную стратегию. Пытаясь сохранить военный паритет с США, приоритетом СССР остаются высокие темпы развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс. СССР также создает стратегических союзников и межрегиональные экономические институты блока СЭВ. Однако бессистемное реформирование национальной стратегии с уничтожением централизованного управления сопровождалось снижением реальной платежеспособности рубля, ростом внешних заимствований и доли сырьевых ресурсов в экспорте товаров, ростом "убыточного" экспорта в развивающиеся страны. Во второй половине 70-х годов США, имевшие хронический дефицит платежного баланса, начинают обгонять СССР в темпах капитальных вложений, а к середине 80-х годов и по темпам экономического роста. Ухудшение геополитических позиций нашей страны в 80-90-х годах явилось не столько следствием чисто экономических обстоятельств, сколько результатом недооценки стратегических вызовов со стороны соперничающих держав. Политиканский развал СССР резко обрушил экономические связи хозяйствующих субъектов и привел к зависимости государств СНГ от иностранного капитала. Россия, как и другие страны СНГ, продолжила либерализацию национальной экономики, что позволило переложить на них, подобно развивающимся странам, бремя расходов по поддержке нестабильной мировой экономики. Отсутствие в этих странах упреждающей подготовки к неблагоприятному развитию событий приобрело хронический характер. В России сложился устойчивый политический спектр, обслуживающий ее плавание между двумя рифами дефляции и инфляции. Финансовую стабилизацию, ведущую к сокращению национального производства и распродаже государственной собственности, включая собственность на землю, обслуживают СПС и "Яблоко", а запуск инфляции для временного улучшения конкурентных позиций отдельных национальных корпораций, например ВПК, за счет падения реальной платежеспособности рубля и приближения уровня потребления большинства граждан к физиологическому минимуму - КПРФ. Продолжение корпоративно либеральной стратегии означает разрушение цивилизации. Чтобы противодействовать этому, требуется построение многополярного мира на базе социально эффективной стратегии. Учитывая бесценный опыт национального стратегического планирования в СССР, Россия в блоке с заинтересованными государствами СНГ имеет самый высокий исторический шанс первой из государств (блоков) выйти на социально эффективную стратегию в условиях глобализации. Поэтому задача разработки и реализации долгосрочной научно обоснованной программы (в виде алгоритма действий, согласованных по срокам и исполнителям) социально эффективного развития должна быть приоритетной у Правительства России. Сопоставление принципов либерально корпоративной и социально эффективной стратегий дано в табл. 4.
__________________ 1 Стратегия государства (блока государств, мирового сообщества) - направленность изменений баланса сил социальных групп (корпораций) на определенном этапе исторического развития. |
|