Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
В Богданов
17-18 декабря 2001 г. в Москве прошел 4-й раунд российско-китайских консультаций по вопросам стратегической стабильности. Российскую делегацию возглавлял заместитель министра иностранных дел РФ Георгий Мамедов, китайскую - заместитель главы МИД КНР Ван Гуанья. Особый интерес к этим переговорам был вызван той обоюдной оценкой ситуации, складывающейся после объявления США о решении выхода в одностороннем порядке из Договора по ПРО. Общность взглядов сторон в отношении последствий американского шага была подчеркнута в телефонном разговоре между Президентом РФ Владимиром Путиным и Председателем КНР Цаян Цзэминем, состоявшемся 13 декабря 2001 г. Так стало известно из высокопоставленных информированных источников в Москве, в ходе последних консультаций стороны обсудили перспективы практического сотрудничества, в том числе и в военно-технической области в той новой ситуации, которая складывается в мире в связи с выходом США из Договора по ПРО. Ровно через 10 лет после того как с карты мира исчез СССР, Соединенные Штаты объявили о выходе из Договора по ПРО. Ведь этот Договор вместе с соглашениями об ограничении ядерных вооружений на протяжении многих лет определял правила глобального противоборства между двумя сверхдержавами. Москва была способна создавать симметричные угрозы Вашингтону в ходе гонки вооружений. Не из стремления к разоружению, а для того чтобы сделать эту гонку более предсказуемой, но менее опасной и дорогостоящей, стороны решили кодифицировать свое соперничество, обеспечив стратегическую стабильность на условиях паритета. В конце 80-х - начале 90-х годов был подписан ряд новых договоров, фиксировавших принцип паритета - РСМД, ДОВСЕ, СНВ-1 и СНВ-2. Когда при Дж. Буше-старшем завершилась "холодная война", Россия унаследовала от СССР режим двустороннего контроля над вооружениями с США. Но в отличие от Советского Союза, Россия не была и не может быть сверхдержавой, равной по мощи Соединенным Штатам. В условиях острейшего социально-экономического и политического кризиса, в котором наша страна пребывала в 90-е годы, возникла колоссальная асимметрия между Вашингтоном и Москвой. Но тот факт, что двусторонний режим контроля над вооружениями сохранился, что США, оставшись единственной сверхдержавой, формально сохранили военно-стратегический паритет с Россией, стал, пожалуй, главным фактором защиты российских интересов на мировой арене. Администрация Дж. Буша-младшего провозгласила стратегию односторонних действий по обеспечению подавляющего превосходства США в XXI в. Конечно, немаловажную роль играет и субъективный фактор. Дональд Рамсфелд еще во время своего первого пребывания на посту министра обороны 26 лет назад сорвал подписание Договора ОСВ-2. В 1998 г. возглавляемая им комиссия обеспечила пропагандистское прикрытие планов НПРО, объявив (вопреки мнению большинства экспертов), что через 5 лет государства-изгои могут создать МБР, способные поражать американскую территорию. В январе 2001 г., накануне инаугурации Буша-младшего, был опубликован доклад второй комиссии Рамсфелда с требованием ускоренной милитаризации космоса. Такова в сжатом виде, как говорится, предыстория вопроса. Аналитики Старого и Нового Света довольно пристально следили за последними российско-китайскими переговорами в Москве. Так подчеркнули наши информированные источники, на этих переговорах Россия и Китай выразили очень большую озабоченность происходящим. По их мнению, речь не может идти о "бизнесе, а лишь об очень серьезных вещах, которые могут иметь далеко идущие последствия". Наша задача, отметили источники, - ответственно подойти к этой ситуации. Пекин считает, что аргументация Вашингтона в подкреплении своего решения выхода из Договора по ПРО "не выдерживает никакой критики". И Россия и Китай констатировали, что так называемой "ракетной угрозы", исходящей от некоторых стран, которая оправдывает выход США из этого Договора, не существует "ни сейчас, ни в долговременной перспективе". "Мы не закрываем глаза на область ракетного распространения, но уверены, что эти вопросы можно снимать, не используя военные методы, а например, выходя на прямые контакты с руководством государств, чья деятельность вызывает вопросы, а также поддерживая российскую идею о глобальном стратегическом контроле (ГСК)", - указали источники. По словам нашего источника, Москва и Пекин считают "необоснованной" попытку США привлечь теракты 11 сентября 2001 г. как обоснование своего тезиса о возможности овладения талибами межконтинентальными баллистическими ракетами. "Даже, если предположить, что такое может произойти, как технически они смогут осуществить запуск? Для этого нужны и специалисты и особые условия, которыми талибы не располагают. А тем более сегодня, когда все их базы практически уничтожены", - подчеркнули наши собеседники. Как полагают в Москве, взаимодействие России с Китаем - один из самых важнейших факторов, с которым не могут не считаться США. И в этой связи важно продолжить активные консультации между нашими странами в стратегической области. Источники отметили, что об этом есть договоренность и высшего руководства России. Такие обязательства содержатся также в Договоре о добрососедстве и сотрудничестве между Россией и КНР. Москва и Пекин призвали США не делать скороспелых выводов в силу серьезности происходящего. Россия и Китай будут стараться проводить скоординированную политику в отношении тех возможных мер и шагов, которые затрагивают этот вопрос, отметили наши источники. В целом позиция Москвы и Пекина относительно одностороннего выхода США из Договора по ПРО и самого Договора остается твердой, принципиальной, но в то же время взвешенной и "неистеричной". "Позиция остается такой, какой была, и меняться в перспективе не будет". Кроме того, на прошедших в Москве консультациях КНР поддержала инициативу по сокращению стратегических наступательных вооружений на взаимной и контролируемой основе. Пекин подтвердил важность того, чтобы будущие сокращения СНВ были оформлены юридически обязательным путем и обязательно контролируемы. Стороны констатировали, по словам источников, что США преследовали цель профинансировать за счет американских налогоплательщиков технический рывок американских частных компаний для обеспечения первенства США в ключевых областях. Среди этих целей - стремление достичь абсолютной безопасности США за счет других стран, а также нейтрализовать, "обнулить" потенциал сдерживания, которым сейчас реально обладают Россия и Китай. Во время московских консультаций стороны выразили обеспокоенность, что "имеющиеся у американской администрации планы не будут ничем сдерживаться и могут привести к гонке вооружений в космосе". В Москве считают "очень важной" поддержку китайской стороной инициативы России о достижении договоренности о "невыводе ударных средств в космическое пространство" и принятии мер по предотвращению гонки вооружений в космосе. Вместе с тем Москва и Пекин считают очень важным не прерывать диалог с США, а продолжить работу с целью разъяснения последствий выхода из Договора по ПРО с точки зрения международной безопасности и стратегической стабильности. "Было бы непродуманно "хлопать дверью" и закрывать диалог", считают в двух столицах. Надо сказать, что обеспокоенность России и КНР по поводу возможных последствий для мирового сообщества и, в частности, для самих Соединенных Штатов, в случае их окончательного выхода из Договора по ПРО, разделяют многие политики в Вашингтоне. Чтобы утвердить решение нынешней администрации необходима поддержка как минимум двух третей членов конгресса США. И первый тревожный звонок для Буша-младшего прозвучал 18 декабря, когда согласительная комиссия палаты представителей и сената конгресса США, одобрив проект оборонного бюджета на 2002 г., урезали запрошенные президентом ассигнования на разработку НПРО на 400 млн. долл. |
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(21);%>
|