Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
Сегодня вектор на союз с Вашингтоном для Москвы становится неизбежным. Кремль делает то, что прежде всего выгодно России. Во всяком случае, пытается делать. Иногда это получается хорошо. Иногда происходят досадные промахи, за которые приходится довольно тяжело расплачиваться.
Сергей Вадимович, согласны ли Вы с точкой зрения, что Россия в лице Президента Владимира Путина сделала стратегический, иногда его называют историческим, выбор в пользу Запада, Европы, в пользу христианского мира, западноевропейской цивилизации? Эта точка зрения крайне опасна, поскольку она навязывает некий стереотип политического мышления. Отсюда возникает вопрос, как этот стереотип соотносится с национальными интересами России. Ведь Россия - это Запад и Восток, это Европа и Азия, это христианский мир и мусульманский. Поэтому, если подобного рода выбор действительно сделан, то будет ли он способствовать укреплению Федерации или приведет к ее размыванию. Если произойдет последнее - то это стратегическая ошибка и об этом надо задуматься. Россия вступила в западную антитеррористическую коалицию, где полностью доминируют Соединенные Штаты. И все наши наиболее крупные шаги однозначно были направлены на поддержку США, что бы те не предпринимали… Россия делает даже то, о чем ее не просят. Например, наше заявление о том, что жертвы среди мирного населения Афганистана в результате американских бомбежек полностью лягут на совесть бен Ладена и талибов. Я уже не говорю о несвоевременном уходе с наших баз на Кубе и во Вьетнаме. Возникает вопрос - где предел уступчивости России, имеет ли стратегия следования в фарватере политики США какие-либо ограничения? Где находится та самая "точка невозврата", минуя которую происходит уже необратимый ущерб нашим национальным интересам. Или мы признаем заявление бывшего главы МИД А. Козырева, который говорил, что у России нет национальных интересов, которые были бы отличны от интересов Запада и США, или, по его определению, "цивилизованного сообщества". Тогда надо признать наше историческое поражение и прекратить всякого рода заклинания по поводу многополярного мира, собственной стратегии национальной безопасности. В этом контексте становятся неуместными наши возражения по поводу расширения НАТО на Восток, развертывания НПРО США, отстаивания нашей позиции по Ближнему Востоку; нам надо согласиться, что Иран, Ирак, Ливия - это страны парии, и занять соответствующую проамериканскую позицию. Я уже не говорю о том, что претензии на СНГ, как зону наших жизненно важных интересов, повисают в воздухе. Поэтому, если мы декларируем, что Россия будет следовать без ограничений в русле глобальной стратегии США, что пока и происходит, значит, мы признаем ошибочность всего нашего внешнеполитического курса в течение последнего десятилетия. А именно в это время Россия мучительно ищет свою национальную идентичность в мировой политике, свою роль и место в мировом сообществе и в мировой истории в целом. А это уже вопросы стратегии. В течение последнего времени мы смогли проанализировать не только потенциальные стратегические ошибки России, но и тактические промахи нынешней кремлевской команды. И они лежат на поверхности. Во-первых, оказались не задействованы с нашей стороны достаточно эффективные международные механизмы. В первую очередь Совет Безопасности (СБ) ООН. Как только произошла трагедия 11 сентября, России следовало сразу потребовать созыва внеочередного заседания СБ. Этого не произошло. Лишь позднее этот важный орган был подключен уже практически в режиме осуждения терактов в США и признания права США на самооборону. Во-вторых, не был использован и Совет коллективной безопасности в соответствии с Договором о коллективной безопасности стран СНГ. Как бы все об этом забыли. Промолчала и Шанхайская пятерка. Не было проявлено достаточной настойчивости в плане созыва специальной сессии большой восьмерки. Хотя такие попытки с нашей стороны и были сделаны, но Вашингтон заявил, что это неуместно. Может американцев не устраивало возможное лидерство России в борьбе против терроризма и наш рывок в лидеры в мировой политике? А почему именно сейчас надо было заявить о нашем уходе с Кубы и из Вьетнама? Думаю, что наш Президент сделал это намеренно, чтобы не идти на поводу у тех, кто предлагал ему торговаться с Западом в обмен на поддержку Россией антитеррористической коалиции. И здесь он поступил правильно, иначе подобного рода торговля нанесла бы России моральный ущерб. Как известно, в дипломатии односторонние уступки никогда не возвращаются адекватно партнеру. Их просто кладут в карман и о них забывают. Хотя я не исключаю, что существуют некие договоренности с Западом, в частности с США, по поводу адекватных действий с их стороны в ответ на наш отказ от баз, о которых мы не знаем. Нам остается лишь надеяться на это. В ходе военных операций в Афганистане США впервые используют в военных целях воздушный коридор постсоветского пространства. Это совершенно новая ситуация в наших отношениях с Вашингтоном. К чему это может привести? Пока просматриваются два сценария развития событий. Первый. США закрепляются в республиках Центральной Азии и остаются там надолго, если не навсегда. В этих условиях Россия постепенно теряет свои военные, геополитические, экономические позиции в этом регионе, соглашается с тем, что американское передовое базирование выдвигается в Центральную Азию, на территорию бывшего СССР. Но при этом Вашингтон сохраняет свое участие в антитеррористической коалиции, которая будет существовать неопределенно долгое время. Возможно, что американский фактор, в условиях ослабленной России, будет играть в этом случае в регионе стабилизирующую роль. Второй сценарий. США отбомбились и улетели. И Россия остается лицом к лицу с талибами и со всем этим разворошенным исламским муравейником. И сбывается мечта многих антироссийских сил: мы превращаемся в своего рода загранотряд НАТО, прикрывающий Запад от исламской угрозы. Русь уже прикрывала Европу от орд Чингисхана. И какой из этих сценариев больше соответствует национальным интересам России? Может истина где-то посередине. Идет очень тонкая игра. И не все игроки в ней еще засветились. Думаю, что вопрос идет и о судьбе СНГ и Договора о коллективной безопасности. Ведь развитие событий по американскому сценарию может привести к полной ликвидации этих структур. И предпосылки к этому уже есть. Например, вопрос о предоставлении воздушных коридоров и военных баз для нужд американцев решался странами Центральной Азии и Закавказья самостоятельно. А только потом, постфактум, оформили это коллективным решением. Считаете ли Вы, что антитеррористическая операция развивается точно по сценарию США? Скорее наоборот. Более глубокий анализ показывает, что события развиваются по сценарию тех сил, которые действительно стоят за терактами в США. Идет очень последовательное и умелое нагнетание массового психоза. Сначала эффективные, в духе Голливуда, взрывы в Нью-Йорке и Вашингтоне. Своего рода шоу-террор, рассчитанный именно на узнаваемость, а не нанесение максимального ущерба. Создается совершенно новая пропагандистская технология: слияние виртуального мира с подлинной реальностью. Иначе удары были бы нанесены по наиболее болевым точкам современной инфраструктуры, и без использования камикадзе. Затем PR в отношение бен Ладена: одели в белые одежды, посадили на белого коня и отправили армаду кораблей и самолетов ловить его. Далее, массовое распространение сибирской язвы. Уверен, что последуют и другие теракты, и не только в США. Возникает новая психологическая ситуация. Даже если нигде ничего и не грохнет, но все мы будем ежедневно ждать какой-нибудь катастрофы. Не ясно пока, какую позицию занимает Пекин… Лично у меня складывается впечатление, что американский сценарий - это часть более тонкого плана Китая. Сейчас эта страна как бы незаметна, неподвижна. Но эта неподвижность старого крокодила, который пока не дергается, чтобы все думали, что он бревно. Но ведь именно Китай из всей этой ситуации может извлечь для себя наибольшую выгоду, поскольку развитие событий объективно ослабляет всех участников: и США, и Россию, и исламский мир. Беседовал спецкор журнала |
|