Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



МОЛОДЕЖЬ - БУДУЩЕЕ ЧЕЧНИ


Социально-политическая обстановка
в Чеченской Республике


В.Галицкий,
действительный член Академии военных наук,
доктор юридических наук, профессор

Чеченская Республика занимает важное стратегическое положение на Северном Кавказе, что не может не учитываться при построении программы безопасности Российской Федерации и защите ее национальных интересов на Юге России.

По данным Госкомстата РФ, Чеченская Республика (ЧР) занимает 19,3 тыс. кв. км. На 1 января 2000 г. в республике проживало 767,2 тыс. чел. На 12.01.1989 г. национальный состав ЧИ АССР: 66,0% - чеченцы, 24,8% - русские и 2,3% - ингуши. В настоящее время соотношение резко изменилось в пользу чеченцев и, по оценочным данным, чеченцы составляют почти 90% населения Республики (табл. 1).

Таблица 1

Состав населения ЧР

                            тыс. чел.

Население

1985 *

1994

1999

Городское

509,8

360,4

245,1

Сельское

720,0

609,6

522,8

Всего

1229,8

970,0

767,9

            * Данные по Чечено-Ингушской АССР.

Данные табл. 1 показывают, что численность населения ЧР за последние годы снизилась. Плотность населения на 1 января 2000 г. составила 56,1 чел. на 1 кв. км.


Проблема молодежи

На сегодняшний день дети, подростки и молодежь (10-30 лет) составляют около 30% всего населения республики, что составляет около 270 тыс. чел. На 1 июля 2001 г. в действующих 475 учебных заведениях ЧР обучалось 215021 чел., из них в возрасте от 10 до 18 лет - 115920 чел. (59877 мальчиков и 56043 девочки).

По оценочным данным, социальная сфера и экономика ЧР начиная с 2002 г. будет нуждаться в более чем 15 тыс. специалистов разного профиля.

В связи с десятилетним правлением в Чечне дудаевско-масхадовского режима, проведением на территории ЧР войсковых и контртеррористических операций федеральными силовыми структурами, экономика и социальная сфера ЧР разрушена на 60-80%, отмечается ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизнедеятельности населения и особенно детей, подростков и молодежи. Создавшееся положение ограничивает их возможности по реализации своих конституционных прав и обязанностей, а также возможности вхождения молодых людей во взрослую жизнь. Это объективно ставит молодежь в прямую зависимость от криминального бизнеса и организованной преступности, в том числе и незаконных вооруженных формирований (НВФ).

Ухудшение условий жизни молодежи в ЧР, низкие стартовые возможности ее молодых граждан, трудность обретения ими социального статуса требуют активизации молодежной политики и социальной поддержки чеченской молодежи. Необходимо учесть, что защита интересов значительной части молодежи лежит в сфере традиционных форм социальной защиты в виде различных пособий, компенсаций и льготного снабжения товарами первой необходимости. В таких видах помощи, по оценке самой молодежи, нуждается не менее 50% семей, доходы которых не позволяют удовлетворить элементарные физиологические и бытовые потребности. Другая часть молодежи нуждается в услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта. Эти обстоятельства также вынуждают часть чеченской молодежи "наниматься" в НВФ и криминальные структуры. Дело дошло до того, что за постановку "фугаса" против федеральных войск подростку платят 150 руб.

Для снятия напряженности в социальной сфере и, прежде всего, в молодежной среде, назрела необходимость реализации следующих мер:

1. Шире привлекать молодежь к общественным работам (расчистка городской территории от развалин, подготовка ее к восстановительным работам и т.п.).

2. Обеспечить молодежь всем спектром образовательных услуг, в том числе и вне территории Республики.

3. Активизировать работы по созданию молодежных бирж труда; центров правовой помощи; центров социально-психологической реалибитации "Доверие"; центров занятости подростков; информационных справочно-консультационных служб и т.п.1, и, естественно, организацию их работы.


Чеченская молодежь.
Какая она?

В качестве главного результата восстановления в Республике федеральной власти можно считать появление в молодежной среде ЧР мощный потенциал саморазвития общества. Однако такой потенциал молодежи, возникающий в переходные периоды общественного развития, может иметь как конструктивную, так и деконструктивную направленность. Стабилизация социально-экономической жизни будет способствовать развитию и проявлению позитивных и конструктивных форм активности молодежи. Для закрепления положительных тенденций необходимо:

  • во-первых, внедрять в сознание молодежи новые ценности "созидания, творчества и общественного служения";
  • во-вторых, создавать систему поддержки ее социально значимых инициатив.

С другой стороны, можно говорить об улучшении деловых и волевых качеств чеченской молодежи: новые возможности выбора, ставка на собственные силы в достижении жизненного успеха; отсутствие гарантий благополучия за счет общества и государства, что требует жизненного самоопределения и высокого напряжения сил. У молодежи формируется самостоятельность, ответственность за свою судьбу и судьбу своих родственников, реальная оценка своих возможностей, высокая адаптация к жизненным переменам и т.д. Однако под влиянием этих и других обстоятельств происходит разрушение традиционного чеченского общества (понижается роль старейшин, их роль начинает передаваться тем, кто обладает мощными финансовыми ресурсами и т.п.).

Отсутствие координации и взаимодействия в молодежной политике, ее слабая методологическая база в администрациях районов и муниципальных структурах в Республике ставит в неравное положение местную чеченскую молодежь и чеченскую молодежь, проживающую в других субъектах РФ, что вызывает соответствующие противоречия между ними, которые усиливаются за счет умело и активно проводимой сепаратистской пропаганды через специально подготовленных эмиссаров.

В частности, сепаратистской пропагандой распространяется мнение о том, что те, кто выехал из Чечни, являются предателями чеченского народа, а во всех бедах чеченцев виноваты русские. Для отдельных категорий чеченской молодежи, не выезжающей из Чечни, эти тезисы играют роль нравственных и моральных компенсаторов их неудовлетворенности собственной жизнью. Именно это обстоятельство и является одним из базовых оснований для вербовки новых подпольщиков и боевиков.

При этом федеральные СМИ не оказывают соответствующего противодействия сепаратистской пропаганде.

Дефицит ресурсных возможностей требует расстановки приоритетов и концентрации средств для получения социально-экономического и общественно-политического эффекта, так как дефицит государственного бюджета не позволяет выделить необходимые финансовые и материально-технические ресурсы. Так, на каждый год планировалось по 14,5 млрд. руб., в июле 2001 г. Правительством РФ было принято решение об объемах финансирования на восстановление экономики и социальной сферы ЧР не более 4,5 млрд. руб. в год. Это отрицательно сказывается и на решении проблем чеченской молодежи и напряженность в обозримом будущем не будет снята.


Социологические данные

В июле 2001 г. по решению Правительства ЧР в части сельских населенных пунктов и г. Грозного было проведено полевое социологическое исследование, целью которого было выяснить социально-экономическое положение населения Республики и его отношение к проводимой контртеррористической операции. Было обследовано более 1100 респондентов. Возрастные группы молодежи: до 17 лет, 18-24 года, 25-30 лет.

Исследование показало:

1. К 2001 г. произошло нарастание социальных проблем молодежи, как и всего населения Чечни, при снижении подавляющего большинства показателей в социальной сфере.

2. Демографическая обстановка не только остается неблагоприятной, но и имеет тенденцию к ухудшению. Общество стареет. Увеличивается дисбаланс между мужским и женским населением. В молодых семьях стремление иметь ребенка все чаще откладывается на неопределенное будущее из-за политической нестабильности, жизненной неустроенности, материального неблагополучия, влияния различных факторов социального риска.

Негативные демографические процессы в молодежной среде представляют серьезную угрозу чеченскому этносу. Проблема разрушения генофонда чеченцев носит стратегический характер.

3. Ухудшение здоровья значительной части молодежи. Новым является обострение внимания к своему здоровью.

Состоянием своего здоровья обеспокоено почти 70% 25-30-летних. Лишь четвертая часть молодых людей определяют свое здоровье как "хорошее". Наибольшую опасность представляют болезни, связанные с вооруженными конфликтами, социальным неблагополучием и ухудшением экологии.

Из числа юношей, прошедших медицинскую комиссию при военкоматах, только 48% признаны здоровыми и годными к прохождению военной службы.

Среди обследованных юношей выявлены: 17% больных туберкулезом, 16% - патологией органов слуха, 12% - заболеванием глаз, 5% - различные травмы, 2% - психические заболевания.

В молодежной среде прогрессируют сердечно-сосудистые заболевания. Наблюдается высокая детская смертность, рождение больных детей. У 17-30-летних выявлены различные формы патологии репродуктивной системы.

4. В 1999-2001 гг. значительная часть молодежи не получила достаточного высшего, среднего, неполного среднего и начального образования. Основная причина: развал системы образования, дефицит квалифицированного профессорско-преподавательского состава.

5. Уровень безработицы среди молодежи выше 90% и прочно занимает в РФ 1-е место.

6. Правовая защищенность молодежи фактически нулевая (11-12%), что существенно влияет на ее отношение к федеральному Центру и к контртеррористической операции (табл. 2).

Таблица 2

Отношение молодежи Чечни к наиболее важным факторам социальной жизни

                                  %

Проблемы

Результаты опроса

Количество опрошенных студентов вузов
г. Грозного

из них жители:

сельской местности

городской местности

Правовая незащищенность

75

89,7

85,6

87,5

Безработица

42

33,3

46,6

29,1

Наркомания

29,8

12,8

13,3

12,5

Материальное неблагополучие

19,6

7,6

23,3

4,2

Отсутствие жилья

18,5

5,1

6,6

4,2

Невозможность самореализации

19,6

30,7

40

25

Отсутствие досуга

9,2

-

-

-

Недостаточное обеспечение прав человека и гражданина, грубые и частые нарушения закона в правоприменительной практике, двойные стандарты органов государственной власти и местного самоуправления предопределяют рост антифедерального настроения и способствуют процессу генерирования среди чеченской молодежи сил, противостоящих федеральному Центру, дают весомые аргументы антироссийской пропаганде и основания для вербовки части чеченской молодежи в ряды боевиков.

Надежда на суд, прокуратуру и органы власти, правовые гарантии у чеченской молодежи весьма низкие (табл. 3,4).

Таблица 3

Вопрос: Как Вы оцениваете свои шансы получить
в случае необходимости судебную защиту?

                                  %

Варианты ответов

Возрастные группы

Средний показатель

до 17 лет

18—24 года

25—30 лет

Достаточно высоко

5,2

4,8

5,3

5,1

Средне

15,1

14,9

15,6

15,2

Достаточно низко

69,0

74,5

72,0

71,8

Не желаю этого

10,7

5,8

7,1

7,9

Таблица 4

Вопрос: Как Вы оцениваете возможность свободно
и публично выражать свои политические взгляды, требования?

                                  %

Варианты ответов

Возрастные группы

Средний показатель

до 17 лет

18—24 года

25—30 лет

Достаточно высоко

2,9

3,3

3,1

3,1

Средне

20,5

21,0

21,8

21,1

Достаточно низко

63,4

63,5

64,0

63,6

Не желаю этого

13,2

12,2

11,1

12,2

Данные табл. 3 и 4 показывают, что чеченская молодежь в подавляющем большинстве относится с недоверием к существующим институтам федеральной, республиканской и местной власти.

Чеченское общество живет в своем внутреннем закрытом мире. Поэтому социологические исследования не смогли полностью вскрыть все политические, социальные и психологические процессы в Чечне.

Контртеррористическая операция не снизила уровень криминализации в молодежной среде. Для преступности в Республике характерны политический экстремизм и бандитизм в их наиболее активных формах: диверсия, террор, грабежи, разбой. Отсутствие необходимых профилактических мер способствует росту преступности несовершеннолетних.

С катастрофической скоростью в молодежной среде распространяются наркомания и алкоголизм. Муфтият Республики не сказал пока еще своего веского слова по этому поводу.

Современная чеченская молодежь живет в условиях более чем десятилетней конфронтации и жестокой ломки старых ценностей в обстановке:

  • затянувшегося вооруженного конфликта;
  • непоследовательности национальной, экономической и социальной политики федерального Центра;
  • разрушенных образовательной и правоохранительной систем;
  • многолетнего негативного пропагандистского и морально-психологического воздействия сепаратистов и религиозных экстремистов;
  • реанимированных "обид" чеченского общества на Россию за репрессии 40-50-х гг.;
  • отсутствие целенаправленной положительной информационно-психологической пропаганды российских СМИ на чеченское общество;
  • резкого снижения ценности человеческой жизни.

Деятельность российских федеральных СМИ не удовлетворяет потребности чеченской молодежи.

78% из всех опрошенных считают, что освещение событий вокруг Чечни необъективно. Вместе с тем в молодежной среде в последнее время наблюдается тяга к учебе (56%), спорту (21%), что вселяет надежду на улучшение обстановки.

Однако политический протест в молодежной среде носит долговременный и радикальный характер.

Наиболее благополучными в социально-политическом отношении являются Шелковской, Наурский и Надтеречный районы, хотя это "благополучие" относительное. По данным надежных источников, население этих районов, занимая лояльную к федеральному Центру позицию (как в первой, так и во второй чеченских кампаниях), получает огромные материальные и финансовые выгоды. Это обстоятельство необходимо использовать, но не забывать, что в определенный момент население этих районов может резко изменить свои ориентиры. Было бы целесообразным снизить количество блокпостов на их территории, а освободившиеся силы перебросить на укрепление терской линии для затруднения проникновения боевиков из горных районов.

Улучшается обстановка в Шалинском и Гудермесском районах. Самых ответственных и осторожных подходов и механизмов в реализации задач и целей федерального Центра требуют гг. Аргун и Грозный, а также Урус-Мартановский, Ножай-Юртовский, Курчалоевский, Грозненско-сельский и Веденский районы.

Несмотря на негативные тенденции, чеченская молодежь благоприятно относится к военной службе в строительных, железнодорожных войсках и войсках МЧС (при условии содержания их на территории Чечни и использовании в восстановительных работах).

В качестве основных принципов, характеризующих отношение чеченской молодежи к федеральному Центру и его политике, можно назвать:

  • отсутствие веры федеральному Центру вообще;
  • уверенность в том, что федеральные деньги, выделенные на восстановление Чечни, снова будут разворованы и, прежде всего, в Москве;
  • отсутствие веры в успех восстановительных работ (большинство опрошенных считает, что отсутствует контроль за использованием финансовых средств, в том числе ни для кого не является секретом, что значительно завышаются сметы и расходы, но никто это не пресекает);
  • отсутствие гарантии безопасности для тех чеченцев, которые честно хотят сотрудничать с федеральным Центром; >произвол со стороны силовых структур (особенно МВД).


    Лояльность общества - на службу Центру

    Важным для реализации целей федерального Центра по ликвидации сепаратизма и экстремизма на территории ЧР является то, что подавляющее большинство чеченского народа, в том числе и чеченская молодежь, выступает категорически против каких-либо переговоров с Масхадовым. Они считают, что в случае переговоров и подписания всевозможных "мирных" договоров к власти возвратятся недобитые чеченские бандиты и снова наступит произвол, что приведет к очередному исходу чеченцев из Чечни. Подобную оценку Масхадова и Ко необходимо активно использовать в борьбе с оставшимися еще НВФ и их подпольными структурами.

    Колебания в среде лояльной части чеченского общества связаны со следующим:

    1. Мероприятия Правительства РФ по восстановлению социально-экономической сферы Республики как в 2000 г., так и в первом полугодии 2001 г. фактически не выполнены2.

    В частности, постановление Правительства РФ от 29августа 2000 г. № 639 "О комплексе первоочередных мер по обеспечению нормального функционирования экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2000 г." выполнено лишь на 48,6%; постановление Правительства РФ "О Федеральной целевой программе восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2001 г." от 9 февраля 2001 г. № 96 за 10 мес. 2001 г. подавляющим большинством федеральных госзаказчиков не выполнены (в отдельных случаях не более чем на 29%).

    Выполнение этой программы до конца 2001 г. весьма проблематично.

    2. Не налажены конструктивные силы с лидерами и интеллигенцией чеченского народа как на территории ЧР, так и за ее пределами, что не позволяет максимально использовать их потенциал при восстановления социально-экономической сферы Республики, прекратить сопротивление незаконных вооруженных и подпольных формирований чеченских сепаратистов федеральным силам.

    Из-за недостаточно активного использования возможностей прогрессивно настроенных политических и общественных лидеров чеченского народа, лучшей части его интеллигенции и священнослужителей (прежде всего тех, которые после августа 1996 г. выехали за пределы Чечни), в том числе и молодежи, отсутствия у них политической и правовой поддержки, а иногда и открытое недоверие со стороны федерального Центра привело к их изоляции, в которой заинтересованы, прежде всего, полевые командиры чеченских НВФ, экстремистски настроенные лидеры и авторитеты чеченского общества как в Чечне, так и за ее пределами.

    3. Не решен вопрос занятости, прежде всего, чеченской молодежи (14-30 лет), что не позволяет ликвидировать (или минимизировать) базу пополнения боевиков, уменьшить количество подпольщиков.

    4. Не принято решительных мер по разработке программы подготовки молодых кадров для экономики, социальной сферы, культуры, органов местного самоуправления Республики.

    Эти недостатки приводят к дискредитации усилий Президента РФ и Правительства ЧР по восстановлению социально-экономической сферы Чечни.

    В настоящее время подготовлен проект "Республиканская целевая программа "Молодежь Чечни" на 2002-2003 годы", который получил одобрение со стороны Департамента молодежной политики Министерства образования РФ и Правительства ЧР.


    Предложения

    1. В целях сокращения сроков ликвидации незаконных вооруженных и подпольных формирований чеченских сепаратистов целесообразно активно проводить совместные административно-политические, разъяснительные и заградительные мероприятия с военными комендатурами, местной администрацией и религиозными авторитетами.

    2. В сложившейся военно-политической и социально-экономической обстановке в ЧР наиболее эффективным было бы издать правовой акт о порядке не амнистирования чеченских боевиков, а их легализации, то есть добровольной явки для возвращения к мирной жизни. В этом правовом акте целесообразно предусмотреть выдачу легализовавшимся боевикам специального документа, в котором указать их права и обязанности, а также ответственность за нарушение взятых ими на себя обязательств. При этом необходимо шире использовать возможности Министерства обороны, органов ФСБ, МВД России, местных авторитетов, родственников, СМИ и т.д.

    3. Для вовлечения молодежи Чечни в работу по восстановлению экономики и социальной сферы Республики целесообразно:

    • ускорить создание молодежных строительных отрядов под руководством Комитета Правительства ЧР по делам молодежи;
    • привлекать молодежь от 18 до 30 лет в деятельность правоохранительных органов (отряды, группы по обеспечению безопасности местного населения и объектов строительства и восстановления и т.п.);
    • призывать чеченскую молодежь в военно-строительные, железнодорожные воинские части и в воинские части МЧС.

    4. Используя возможности НИИ РАН, провести фундаментальное социологическое исследование чеченского общества. Это будет способствовать решению многих спорных политических, социально-психологических и иных вопросов, а также ликвидации сепаратизма.

    __________________

    1 В настоящее время во многих субъектах РФ развернута целая система самых разнообразных социальных учреждений для подростков и молодежи.
    2 Необходимо отметить, что все госзаказчики получили бюджетные средства на восстановление своих объектов в Чечне в 2001 г. (общая сумма свыше 780 млн. руб.). Созданное распоряжением Правительства РФ от 14 мая № 676 Федеральное казенное предприятие "Дирекция" (руководитель Попов А.А.) также получило бюджетные средства на 2001 г. в сумме 450 млн. руб. К сожалению, в силу низкой организации работ и по другим причинам процент вложения данных средств в восстановление экономики и социальной сферы Чечни весьма низок.


   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]