Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы

КОНЦЕПЦИЯ
противоповстанческой
борьбы

И.Воробьев,
доктор военных наук, профессор,
генерал-майор
в отставке
В.Киселев,
доктор военных наук, полковник


Повстанческие действия известны с глубокой древности. В разные времена и в разных государствах они имели неодинаковый характер, но в конечном итоге сущность всех их одна — они всегда направлялись на свержение существующего строя. Повстанческая борьба против существовавшего строя развернулась с самого начала Октябрьской революции 1917 г. Да и сама по себе гражданская война в России в 1918—1920 гг. во многом представляла собой не что иное, как повстанчество. И после гражданской войны практически на всем протяжении существования советской власти повстанческие действия были. В 1921 г. развернулось повстанческое движение крестьянства на Тамбовщине, в 20—30-х годах — басмачество в Средней Азии, а в годы Великой Отечественной войны имели место бандитские вылазки на Северном Кавказе. К примеру, на территории Чечни в 1942 г. действовало в тылу Красной армии 247 бандформирований. В 40—50-х годах пришлось вести борьбу с бандеровщиной на территории Западной Украины, «лесными братьями» в Прибалтике, Западной Белоруссии.

Но особый размах повстанческое движение на почве националистического экстремизма получило в конце 80-х— начале 90-х годов в бывших советских республиках Закавказья — в Армении, Грузии, Азербайджане, а также в Прибалтике.

Не имея разработанной законодательно-правовой базы, советское военно-политическое руководство и его Вооруженные Силы оказались в сложном положении, свидетельством чего явилось то, что на территории СССР в конце 80-х— начале 90-х годов волевым способом 26 раз в некоторых регионах вводилось чрезвычайное положение. Войсковым частям, неоднократно привлекавшимся для «наведения порядка», пришлось выполнять по сути полицейские функции. В результате Вооруженные Силы оказывались «крайними», когда дело доходило до выяснения «виновников» разрешения конфликта («Тбилисский и Вильнюсский синдромы»).

С распадом СССР усилилось проявление сепаратизма на национальной, этнической, социальной, религиозной почве. Особо острую форму он приобрел в Чеченской республике, объявившей себя в 1990 г. независимой. Учитывая реальность сложившейся обстановки, в «Основных положениях военной доктрины РФ», принятых в 1993 г., было записано, что одним из проявлений внутренней опасности для России является попытка свержения конституционного строя или, говоря другими словами, повстанческие, антигосударственные действия.

Однако проблемы — как, какими способами вести борьбу с повстанчеством, какие силы и средства привлекать для этой цели до сих пор, по крайней мере в военном отношении, не получили своего разрешения.

Прежде всего о самом термине «повстанчество». Что под этим подразумевается, каково его политическое содержание? Впервые понятия «повстанчество», «повстанческое движение» употреблены в отечественной военной литературе последнего времени в книге «Армия и внутренние войска в противоповстанческой и противопартизанской войне», где сделана попытка исследовать мировой и отечественный опыт.

Повстанческие действия в работе квалифицированы недостаточно четко — они как бы отождествляются с партизанскими действиями, что крайне не верно. Повстанцы, по нашему мнению, ничего общего с партизанами не имеют. У них совершенно разные цели, а главное — разная политическая платформа. Если обратиться к официальным источникам, в частности, к Советской военной энциклопедии (т. 6, с. 229), то там записано, что «партизанское движение — это вооруженная борьба народных масс за свободу и независимость своей страны, за свободу и независимость или социальные преобразования, ведущиеся на территории, занятой противником...».

Повстанчество же типа бандеровщины и современной чеченской «басаевщины» ничего общего с прогрессивными освободительными целями не имеет. Это чисто уголовные, бандитские движения. В широком плане — это особая форма борьбы, которая ведется в мирное время экстремистскими силами с целью подрыва государственных устоев, отделения части территории государства, а во время войны — с целью содействия разгрому собственной армии. Для достижения этих целей руководители повстанческого движения используют различные методы — политические, экономические, идеологические, информационные, военные.

Среди политических методов можно выделить: саботаж, гражданское неповиновение, провоцирование беспорядков, самовольный захват государственных учреждений, проведение агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на дискредитацию существующего правопорядка, устройство несанкционированных митингов, шествий, демонстраций.

К числу экономических форм борьбы, особо чувствительных для населения, относятся: создание хаоса в экономике того или иного региона, неуправляемости производством, на бытовом уровне — дезорганизация торговли, снабжения необходимыми продовольственными и промышленными товарами.

В информационной сфере повстанческие лидеры стремятся, используя подконтрольные им СМИ, нагнетать страх среди населения, проповедовать безнадежность, безысходность созданного ими же самими тяжелого положения, неверие властям, насаждение панических настроений, культивирование шантажа, угрозы...

Особенно широко используются повстанцами криминогенные формы борьбы в виде диверсий, террористических актов, грабежей, разбоя, поджогов, убийств, нападений на государственных чиновников, массового насилия, мародерства, заложничества.

В военной области повстанчество выражается в создании независимых (незаконных) вооруженных формирований (НВФ), организации налетов на военные городки, склады с боеприпасами и вооружением.
Например, в 1991 г. и за три месяца 1992 г. в Армении и Азербайджане было совершено 30 нападений на военнослужащих, 78 обстрелов военных городков, свыше 500 хищений боевой техники, автомашин и 2 тыс. единиц стрелкового оружия, осуществлено 12 нападений на воинские колонны.

В зависимости от целей, характера и содержания повстанчество как социально-политическое явление можно условно разделить на шесть основных типов: сепаратистский, реформистский, псевдореволюционный, консервативный, восстановительный.

К сепаратистскому типу относится такой, когда националистами-экстремистами оспаривается законность деятельности существующего правительства и ведется борьба за отделение части территории от государства, где намечается установить власть сепаратистского правительства. Ныне в России корни повстанчества этого типа кроются в суверенизации региональных новообразований. Сепаратисты используют лозунг «О праве наций на самоопределение».

В СНГ происходят силовые варианты самосуверенизации (Абхазия, Приднестровье, Чечня).

Сущность реформистского типа заключается в том, что оно направлено на изменение («усовершенствование») существующего способа управления государством. Реформисты делают вид, что не оспаривают право правительства выполнять свои функции, но на деле добиваются кардинального изменения внутренней политики государства.

Псевдореволюционные лозунги повстанцев используются для того, чтобы свергнуть находящееся у власти правительство, заменить его на правительство другой политической ориентации, добиться переустройства общества, доминирования в нем определенных политических сил, смены институтов власти.

Консервативный тип направлен на борьбу со всем новым, прогрессивным.

Восстановительный тип характерен стремлением свергнуть существующее правительство (руководство) и восстановить правительство предшествующего режима.

Реакционный тип стремится сбросить находящееся у власти правительство и установить политическую структуру отдаленного прошлого (движение «Талибан» в Афганистане, стремление исламистов-ваххабитов установить шариатское правление в Чечне, Дагестане, других республиках России).

Стратегия и тактика руководителей повстанческого движения могут быть весьма изощренными. В одном случае ими используется стратегия непрямого воздействия на существующий строй («стратегия Суньцзы»), при которой ставится целью путем распространения провокационных слухов, ложной информации о действиях правительства обвинить его в коррумпированности, продажности, непорядочности, взяточничестве (пример «Рашенгейт» в России в августе 1999 г.).

Довольно широкое распространение в мире получила маоистская стратегия повстанчества, основанная на мобилизации широких народных масс на борьбу с существующим строем, обещанием им лучшей жизни в будущем, сопровождаемые постепенным расширением повстанческого движения в сельских и городских районах; превращением политических, экономических кризисов в вооруженные столкновения с целью завоевания политической власти военным путем. Одновременно активизируется психологическое воздействие на колеблющееся население для завоевания его доверия, ставится задача заставить правительство признать легитимной повстанческую борьбу; организовать движение сопротивления («пятую колонну»); обеспечить массовую заброску из-за рубежа диверсионно-разведывательных групп, специальных террористических сил.

Повстанческое движение внутри страны становится особо опасным, когда оно получает широкую поддержку из-за рубежа. К настоящему времени в США, других странах НАТО издано немало трудов и официальных руководств по организации и поддержке повстанческого (партизанского) движения в других государствах.

В основу организации повстанческого движения западные специалисты обычно берут правила, изложенные в книге О.Гейльбрунна «Коммунистические партизанские действия», в которой отмечается, что «надлежит поддерживать контакт с нашими друзьями, находящимися в стане противника...; сеять разногласия между различными слоями граждан...; добиваться поддержки наших политических целей...; организовывать диверсионно-подрывную деятельность...».

Для решения этих задач в последние десятилетия в ряде зарубежных армий стали в значительном количестве создаваться специализированные части, на базе которых в кризисной обстановке планируется развернуть повстанческое движение на территории противника. Оптимальными условиями для проведения подрывной деятельности считаются внутренний региональный, межконфессиональный конфликты.

Мероприятия по организации повстанчества рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  • предварительно наладить психологическую обработку населения, по возможности используя СМИ противника;
  • установить контакты с лидерами националистических, экстремистских сил;
  • в последующем — систематически проводить активные пропагандистские кампании;
  • способствовать организации антиправительственных выступлений, стачек, саботажа, создавать подпольные повстанческие формирования.
В военное время основной формой борьбы повстанческих сил считаются боевые действия, проводимые силами иррегулярных формирований, создаваемых в основном из местного населения. Цель проводимых ими операций заключается в том, чтобы создать постоянный активно действующий фронт в тылу противника, дополнить, поддержать, расширить ведение наступательных, оборонительных действий регулярных войск, дезорганизовать работу коммуникаций, функционирование тыла, держать в постоянном психологическом напряжении, страхе вражеские войска, создать обстановку «горящей земли».

Опыт показывает, что повстанческое движение приобретает широкие масштабы, если оно опирается на активную поддержку населения, выражает его интересы; если налажено четкое централизованное руководство им, регулярное снабжение из-за рубежа оружием, боеприпасами, продовольствием. Исходя из этого, становится очевидным, что успех борьбы с повстанчеством зависит от решения трех главных задач:

  • завоевание доверия населения в регионе путем эффективного проведения информационно-политических мероприятий;
  • изоляция региона противоповстанческой борьбы от источников пополнения оружия и материальных средств извне;
  • решительное проведение специальных операций по разгрому незаконных вооруженных формирований, уничтожению их базовых центров, складов, опорных баз.
Нельзя не учитывать то, что внутреннее положение России ныне таково, что создаются определенные предпосылки, которые могут быть использованы силами, заинтересованными в разжигании повстанческих действий. Особенно на почве проявления агрессивного национализма, смыкающегося с религиозным фанатизмом (например, Дагестан).

Российская Федерация — сложное многонациональное государственное образование, вобравшее в себя свыше 100 наций и народностей. При этом только шесть из множества российских народов насчитывают в своих республиках свыше 50% коренного населения. Основное проявление межнациональных конфликтов — насилие, групповое нарушение общественного порядка и массовые беспорядки, сопровождающиеся поджогами, погромами.

Конфликт не возникает неожиданно, а вызревает в течение длительного периода.

Одной из мер по стабилизации обстановки является введение правового режима чрезвычайного положения (ЧП) на территории, где возникли чрезвычайные ситуации. Чрезвычайное положение — это ситуация, при которой жизнь и деятельность района (города), республики регламентируется приказами и директивами военного командования или представителями сил охраны правопорядка и осуществляется под их руководством.

Поскольку опасность повстанчества на территории России в последнее время неуклонно возрастает, то возникает настоятельная необходимость принятия ряда неотложных мер по предотвращению или разрешению конфликтов. Представляется, что назрела необходимость разработки Концепции противоповстанческой борьбы, которая должна разрабатываться на государственном уровне, поскольку в ней затрагиваются не только военные, но и политические, экономические, идеологические и информационные меры, направленные на выявление истоков повстанчества и борьбу с ним, и должна стать руководством к действию.

Методология формирования такой Концепции в схематичном виде представлена на рисунке. Как видно, разработка Концепции основывается на учете многих противоречивых факторов. Главное, чтобы Концепция отражала не декларативные положения, а конкретные мероприятия, практические рекомендации — кто, за что отвечает на федеральном и региональном уровнях по разрешению конфликта; кто, что и как делает по урегулированию возникших спорных ситуаций, проведению переговоров с конфликтующими сторонами, осуществлению миротворческих акций, различного рода политических и военных демаршей.

Концепция должна аккумулировать накопленный мировой и отечественный опыт противоповстанческой борьбы, чтобы избежать ошибок прошлого.

Концептуальный фундамент противоповстанческой борьбы составляют следующие основополагающие принципы:

  • законодательно-правовое обеспечение противоповстанческих действий;
  • превентивно-предупредительные мероприятия, позволяющие избежать кровопролития;
  • оперативная предусмотрительность при подготовке и ведении противоповстанческой борьбы;
  • гибкость, дипломатичность и расчетливость действий;
  • согласованность усилий силовых структур, единство, централизм в руководстве ими;
  • всестороннее обеспечение осуществляемых военных мероприятий.
Главенствующий принцип противоповстанческой борьбы заключается в том, чтобы она была обеспечена законодательно, основывалась на международных и национальных юридических, правовых нормах. К настоящему времени в России такая законодательная база, в отличие от США, западноевропейских государств, разработана не полностью. Это относится прежде всего к привлечению Вооруженных Сил (ВС) для борьбы с антиправительственными, антиконституционными выступлениями экстремистских, националистических повстанческих сил. Это исключительно важно, поскольку привлечение армии против гражданских беспорядков внутри своей страны всякий раз вызывает болезненную реакцию в обществе и отрицательно сказывается на морально-боевом настроении личного состава ВС. Надо признать ошибочность длительное время господствовавшего в отечественной военной политике взгляда об отсутствии у наших Вооруженных Сил внутренней функции. Функция эта есть, она объективна, необходима обществу. Ее структурирование позволяет расширить сферу взаимодействия армии с другими силовыми структурами, включая в нее целый ряд задач мирного времени.

Следующий принцип гласит, что в основе противоповстанческой борьбы должны лежать превентивно-предупредительные мероприятия. Надо стремиться упреждать развитие конфликтных ситуаций, не допуская вооруженных столкновений. Задача — «не бить по хвостам». Одной из важных предпосылок эффективности решения задачи предотвращения и развития конфликтной ситуации является правильное прогнозирование складывающейся криминогенной обстановки в регионе, что даст возможность заблаговременно принимать меры по нейтрализации конфликта.

Сложность предвидения развития событий и расчета состава сил и средств для проведения противоповстанческих действий состоит в том, что здесь неприменимы типовые нормативы, выработанные для определения боевых возможностей и характера боевых действий войск в «обычной» войсковой операции, поскольку количественный и качественный состав иррегулярных формирований повстанческих сил, их оргштатная структура, тактика действий могут быть самыми разнообразными. В этом случае надо опираться на опыт специальных операций, проведенных в Афганистане, Чечне и других «горячих точках».

Сущность принципа гибкости, дипломатичности и расчетливости действий в противоповстанческой борьбе заключается в том, чтобы выбрать рациональные пути и способы разрешения конфликта. Опыт показывает, что с целью локализации и нейтрализации повстанческих действий могут применяться как силовые, так и дипломатические методы. Одним из них является заключение перемирия.

Этот метод перспективен как тактический прием, чтобы выиграть время, добиться прекращения огня, развода конфликтующих сторон, осуществления гуманитарных мероприятий (эвакуации и обустройства беженцев, ликвидации последствий общественных беспорядков). Недостатком перемирия является его непрочность, временный характер, отсутствие гарантий исполнения сторонами принятых обязательств. Во время чеченской военной кампании (1994—1996 гг.) чеченские боевики использовали перемирие для восстановления боеспособности своих разгромленных формирований и вывода войск из-под удара.

Наиболее предпочтительными в ликвидации конфликта с политической точки зрения является заключение договора согласия. При этом может быть найдено паритетное решение по всем пунктам разногласия, что труднодостижимо, либо сконструирована модель решения проблемы с качественно новыми характеристиками.

Примерами последнего варианта могут быть: договоренность о некой сбалансированной совместной форме административного управления путем взаимоделегирования полномочий (временного делегирования полномочий); введение новой координирующей и авторитетной для конфликтующих сторон структуры или субъекта управления; установление удовлетворяющих интересы враждующих сторон разнообразных форм автономного или иного договорного самоуправления; выход одной общности (территории) из подчинения другой (полностью или частично, сразу или поэтапно); компромисс, в том числе договоренность об отмене взаимно или односторонне декретирующих актов и переход к «нулевому варианту».

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в разрешении конфликтов не может быть единых рецептов. В конкретной ситуации приходится принимать всегда одно из трех возможных решений:

  • либо достичь цели на основе мирного соглашения, либо иным путем;
  • отказаться от решения конфликта (в содействии — перейти к нейтралитету, в противодействии — капитулировать);
  • доисследовать ситуацию (отложить принятие решений на потом).
При разрешении внутреннего конфликта существует два подхода: «институциальный» и «инструментальный». «Институциальный» подход подразумевает создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования кризисных ситуаций. Такая инфраструктура должна включать в себя институты национального, регионального и глобального уровня и быть направленной на стратегическое прогнозирование и разрешение конфликта.

«Инструментальный» подход состоит в подборе и умелом сочетании конкретных мер регулирующего воздействия. Их можно классифицировать, сведя к двум основным категориям: «оперативные решения» и «тактические решения».

Оперативные решения связаны с некоторыми разовыми или эпизодическими действиями, направленными в основном на ограничение разрастания конфликта (разоружение боевиков; разъединение конфликтующих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтных ситуаций — размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.п.

Тактические решения направлены на урегулирование уже возникших конфликтов путем силового давления на их участников или посредством налаживания переговорного процесса.

Обстановка во взрывоопасных регионах может сложиться так, что для преодоления существующего кризиса в регионе помимо политических решений требуются силовые методы поддержания стабильности в форме введения правового режима ЧП. Мера эта крайняя и обоюдоострая. Здесь нужна тщательная, всесторонняя оценка ситуации. Если местное население всецело поддерживает действия федеральных властей по наведению правопорядка, то эффект можно ожидать положительный, в противном случае это приведет к дискредитации правительственных решений и затягиванию конфликтной ситуации.

Возвращаясь к рассмотрению принципов, лежащих в основе Концепции противоповстанческой борьбы, особое внимание следует обратить на принцип всестороннего обеспечения проводимых мероприятий и, в первую очередь, информационно-психологическое обеспечение. Это означает, что на период разрешения конфликтной ситуации необходимо создавать Чрезвычайную комиссию по организации и ведению информационно-психологических операций. Ее функция должна состоять в том, чтобы централизовать на федеральном уровне усилия всех СМИ по вскрытию антинародной, бандитской сущности повстанцев,  разоблачению их лживой пропаганды и показу оправданности и справедливости акций, проводимых федеральными властями по наведению конституционного правопорядка в регионе. В качестве положительного примера можно привести приобретенный опыт в этой части при борьбе с ваххабитами в Дагестане. Кстати, там имело место одно из проявлений повстанческих действий в замаскированной форме.
 

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]