Обозреватель - Observer
Внешняя политика

Новая стратегическая
концепция НАТО
и агрессия против Югославии
Н.Извеков,
вице-президент
Внешнеполитической
ассоциации

На юбилейной сессии Совета НАТО на высшем уровне (Вашингтон, 23—24 апреля 1999 г.) под грохот бомбардировок Югославии вооруженными силами альянса была, как и ожидалось, принята так называемая новая стратегическая концепция Североатлантического союза, предназначенная определять его поведение на мировой арене на многие годы вперед в грядущем XXI в.

Это довольно пространный документ — 16 страниц убористого машинописного английского текста (в русском переводе — 24 стр.), состоящего из 5 частей, 16 тематических разделов, 63 конкретных пунктов, которые отражают различные направления, моменты и акценты в «новых подходах» альянса к складывающейся ныне в мире ситуации.

В части I, посвященной целям и задачам альянса, помимо уже ставших традиционными, такими как обеспечение безопасности, проведение консультаций, сдерживание и оборона, выделены две новые задачи: урегулирование кризисов и партнерство. В данном случае речь идет о военно-политическом сотрудничестве со странами «евроатлантического региона», не являющимися членами НАТО, но присоединившимися к программе «Партнерство во имя мира».

В первой части содержатся также некоторые упоминания и ссылки на известные международные документы — Устав ООН, Вашингтонский договор о создании НАТО и на отдельные общепризнанные принципы международного права (уважение суверенитета, разрешение споров мирными средствами и т.д.). Утверждается также, что «союз не считает себя противником какой-либо страны» (п. 11).

Однако из дальнейшего содержания принятой альянсом концепции видно, что подобные ссылки на деле не более чем «словесные декларации» (в английском языке на этот счет имеется подходящая идиома — «paying lip service), поскольку подлинные намерения НАТО выходят далеко за пределы того политико-правового миропорядка, который сложился в последние десятилетия.

В части II, где дается характеристика «стратегических перспектив», отмечается:

«Союз действует в постоянно меняющейся обстановке. За последние годы ее развитие было в целом позитивным, хотя неопределенности и угрозы, способные перерасти в острый кризис, сохраняются. В рамках этого развивающегося контекста НАТО играла существенную роль в укреплении евроатлантической безопасности после окончания «холодной войны» (п. 12).

Характеристика реальных и потенциальных «угроз» для безопасности альянса изложена в отдельном разделе документа (п. 20—24). В частности, здесь говорится:

«20... Безопасность союза по-прежнему подвергается широкому спектру военных и невоенных угроз, которые исходят с разных сторон и часто являются непредсказуемыми. Эти угрозы включают в себя неопределенности и нестабильности внутри евроатлантического пространства и за его пределами, возможности возникновения быстроразвивающихся региональных кризисов на периферии союза. Ряд государств, расположенных внутри Евроатлантического региона и за его пределами, сталкиваются с серьезными экономическими, социальными и политическими трудностями. Этническое и религиозное соперничество, территориальные споры, неадекватные или безуспешные попытки реформ, нарушения прав человека и дезинтеграция государств могут привести к нестабильности локальной и даже регионального характера. Возникшие в результате этого напряженности могут вызвать кризисы, затрагивающие евроатлантическую стабильность, страдания людей и вооруженные кон-фликты. Такие конфликты могут затрагивать безопасность союза, распространяясь на соседние государства, включая страны НАТО, или любым другим путем, а также затрагивать безопасность других государств».

В числе рисков фигурируют как распространение ОМУ (оружия массового уничтожения — ядерного, биологического, химического), так и глобальное развитие новых технологий. Последняя тенденция, по мнению натовских стратегов, чревата опасностью того, что «противоборствующие государства и негосударственные объединения могут попытаться использовать растущую опору союза на информационные системы посредством проведения информационных операций, призванных разрушить такие системы. Они могут попытаться реализовать подобные замыслы с тем, чтобы противостоять превосходству НАТО в традиционных вооружениях».

Наконец, упоминается ряд иных опасностей: «Интересы безопасности могут быть затронуты другими угрозами более широкого происхождения, включая террористические акты, саботаж, организованная преступность, а также нарушение потоков жизненно важных ресурсов. Неконтролируемые перемещения значительных групп людей, в частности, возникшие в результате вооруженных конфликтов, могут также создавать затрагивающие союз проблемы безопасности».

Подобный обширный перечень «угроз и рисков» приведен в документе не случайно. Он показывает против каких «угроз» и «вызовов» НАТО намерено бороться в будущем XXI в.

Однако возникает вопрос — по какому праву и на основании какого нового мандата альянс собирается это делать?

Вопрос второй — обладает ли эта региональная военно-политическая структура необходимыми механизмами и инструментарием для решения всех тех сложных проблем, нарастающих повсеместно в мире?

Ответ на оба вопроса отрицательный. Никакого международно-правового мандата у НАТО на проведение каких-либо операций за пределами сферы компетенции альянса не было и нет. Равно как и нет подобающего инструментария для эффективного решения разного рода проблем и кризисов в сопредельных с НАТО регионах.

И тем не менее, НАТО вознамерилась действовать на всех этих направлениях, подменяя по существу ООН и другие международные и региональные структуры.

В самом начале части III документа подчеркивается:

«25. Союз привержен широкому подходу к безопасности, в рамках которого признается важность политических, экономических, социальных и экологических факторов наряду с обязательным оборонным измерением».

Далее в натовском документе четко видны главные принципы, которые будут лежать в основе новой стратегии альянса. И эта стратегия носит преимущественно военный характер.

Часть IV принятого документа полностью отведена под изложение «Директив для вооруженных сил Союза».

Здесь можно выделить следующие моменты:

«41. Союз будет поддерживать необходимый военный потенциал для выполнения полного объема задач НАТО. Принципы солидарности и стратегического единства союзников остаются главенствующими для всех задач Союза. Вооруженные силы Союза должны гарантировать военную эффективность и свободу действий НАТО...»

«46. Для защиты мира и предотвращения войны или принуждения любого рода союз будет сохранять в обозримом будущем соответствующее сочетание ядерных и обычных вооруженных сил, базирующихся и размещенных до настоящего времени в Европе, где это необходимо, хотя и на минимально достаточном уровне...»

«53. Это, в частности, означает, что:

b)  В мирное время географическое распределение вооруженных сил союза будет обеспечивать их достаточное размещение на всей его территории, включая размещение и развертывание сил за пределами национальных территорий...»

f)  Союз должен быть в состоянии сосредоточивать гораздо большие вооруженные силы как для ответа на основные вызовы в области безопасности, так и для решения ограниченных задач посредством усиления мощи, мобилизации резервов или восстановления сил в случае необходимости...»

«56. Оборонная стратегия Союза, ориентированная против рисков и потенциальных угроз, связанных с распространением ядерного, биологического и химического оружия, а также средств его доставки, в том числе в области противоракетной обороны, должна постоянно улучшаться. Поскольку от войск НАТО может потребоваться проведение операций за пределами границ Союза, его потенциал противодействия угрозам распространения должен быть гибким, мобильным, прочным и готовым к быстрому развертыванию...»

«59. В целях сохранения способности гибко реагировать на возможные чрезвычайные обстоятельства и эффективно решать свои задачи, Союз нуждается в достаточном материально-техническом обеспечении, в том числе в транспортных мощностях, медицинском обеспечении и запасах, позволяющих эффективно развертывать и оказывать тыловую поддержку всем видам вооруженных сил...»
 

*   *   *
 
Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:
  • Хотя одобренный Советом НАТО документ по форме является скорее декларацией, безусловно, его авторы намерены придать ему сугубо обязательный и долгосрочный характер. Прежде всего, обязательность относится к положениям документа, в которых речь идет о будущих намерениях альянса.
  • Некоторые важные моменты принятой новой натовской стратегии говорят о том, что альянс по существу изменяет свой характер, переставая быть преимущественно оборонительной структурой, и стремится трансформироваться в некое подобие «международного арбитра», «готового действовать в ответ на многие «угрозы» и «вызовы» современного сложного мира. Однако при этом НАТО намерена полагаться главным образом на военные средства, находящиеся в ее распоряжении, что прямо вытекает из характера принятой стратегической концепции.
  • Ряд положений натовского документа можно расценить как направленные на изменение давно сложившихся принципов и норм международного права, например, уважения национального суверенитета государств. Конкретное толкование отдельных его пунктов означает, что как сами государства — члены альянса, так и страны вне его, рассматриваются составителями документа как не обладающие реальным суверенитетом. Речь идет о п. 41 и 43 (акцент на сохранение атлантической солидарности и недопущение «ренационализации оборонной политики») и п. 56 (о возможности действий НАТО за пределами сферы ее компетенции). Подобный подход со стороны альянса трудно расценить иначе, чем выдвижение своего рода «доктрины ущемленного суверенитета» применительно ко всем государствам как входящим в НАТО, так и не являющимся ее участниками.
  • Отдельные пункты, касающиеся перспектив вооруженных сил НАТО, указывают на то, что альянс также может пойти на увеличение своих вооруженных контингентов вопреки действующим многосторонним договорам по сокращению и ограничению вооруженных сил (п. 53, 54). В данном случае имеется в виду прежде всего Договор об обычных вооруженных силах в Европе, хотя в тексте продекларирована приверженность альянса соблюдению ДОВСЕ.
  • В документе немало говорится о так называемом партнерстве со странами — не членами альянса. Здесь конкретно упоминаются Россия и Украина (п. 36, 37).
Однако при более внимательном прочтении этих пунктов становится ясно, что упомянутые страны рассматриваются альянсом отнюдь не как равноправные субъекты международных отношений, а скорее как «клиенты» НАТО, которые могут привлекаться к выполнению тех или иных операций в интересах альянса, когда это выгодно последнему.
 

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(41);%>    TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]