Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
ДВИЖЕНИЕ
НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ на пороге ХХI века С.Крылов, кандидат исторических наук, доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД РФ Движение неприсоединения, возникшее в 1961 г., объединяет сегодня в своих рядах 114 суверенных государств Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и Океании. Еще 15 стран принимают участие в работе форумов Движения неприсоединения в качестве наблюдателей. Последнее десятилетие ХХ в. совпало с серьезным этапом развития этого крупнейшего и авторитетного межгосударственного объединения развивающегося мира. На рубеже 90-х годов, в переходный период эволюции международных отношений — от «холодной войны» к новому миропорядку, Движение оказалось на грани выживания, когда скептики предрекали ему полное исчезновение с мировой арены как реликту двуполярного мира. Многие полагали, что Движение неприсоединения постигнет участь его тогдашнего Председателя — СФРЮ, распад которой как бы предвосхищал процесс «разбегания неприсоединившихся стран (НС) по своим национальным и региональным квартирам» (в 1991 г. ряды Движения покинула Аргентина, на «перепутье» оказались и некоторые другие латиноамериканские страны). Однако, благодаря «пожарному» председательству в Движении неприсоединения Индонезии (1992—1995 гг.), оно смогло выжить и доказать, что, хотя и зародилось в климате «холодной войны», отнюдь не является продуктом конфронтации. В этот критический для Движения момент политические лидеры ведущих неприсоединившихся стран — Индии, Индонезии, Египта, Колумбии, Чили — осознали, что Движению необходимо освободиться от своего архаичного идеологического багажа и искать новые критерии и концепции, создавать современные механизмы взаимодействия, адекватные нарождающемуся послеблоковому мироустройству. Колумбия во главе ДвиженияВызов времени приняла на себя Колумбия, которая в 1995 г. на ХI саммите Движения неприсоединения (Картахена, октябрь 1995 г.) была избрана его Председателем и от имени неприсоединившихся стран недвусмысленно заявила о твердом намерении Движения участвовать в формировании современного многополюсного мира в качестве самостоятельной политической силы. В Картахене неприсоединившиеся страны пришли к выводу, что нельзя более замыкаться в себе или балансировать между интересами различных держав — необходимо корректировать и координировать свои подходы и выходить на широкое международное сотрудничество со всеми основными субъектами мировой политики. Распад формулы противостояния Восток — Запад дал толчок процессам объединения Севера, что, по мнению неприсоединившихся стран, обусловило необходимость консолидации Юга. Политическая элита развивающегося мира поняла, что у них в распоряжении есть готовый механизм, как нельзя более подходящий для выполнения этих задач — это Движение неприсоединения, которое при укреплении его институциональных основ позволило бы вести эффективный диалог с Севером. При этом ставилась еще одна важная задача — не раствориться в Г-771. Каждое объединение должно найти свою нишу в системе международных координат. Картахенский форум определился и в этом отношении: за Движением осталось формулирование стратегии, выработка политической поддержки переговорных усилий развивающихся стран в международных финансовых организациях и в ВТО, ведение переговоров с Г-82. Мир взаимозависим, и у всех членов международного сообщества есть заинтересованность в устойчивом развитии. Поэтому неприсоединившиеся страны исходят из того, что новое амплуа Движения на международной арене должно заключаться в поиске решения жизненно важных социально-экономических проблем развивающихся стран на основе разумного и взаимовыгодного компромисса с развитыми государствами по всему спектру политических и финансово-экономических отношений. В Картахене неприсоединившиеся страны также пришли к согласию в отношении средств достижения этих целей. Движение видело их в укреплении солидарности и взаимодействия по линии ЮГ — Юг и развитии сотрудничества и партнерства с Севером. XII Конференция Движения (ЮАР)Вся трехлетняя деятельность Колумбии на посту Председателя Движения неприсоединения была пронизана духом реформаторства и оправдала в этом смысле его ожидания, о чем в полный голос заявила XII Конференция глав неприсоединившихся стран в Дурбане (ЮАР, сентябрь 1998 г.), принявшая Дурбанскую декларацию, в которой закреплены место и роль Движения в международных отношениях как «передовой силы нового тысячелетия, знаменующего собой эру возрождающихся наций, эру Юга, эру оправдавшейся надежды»3. По существу, это программа вхождения развивающихся государств в XXI в. Таким образом, саммит Движения в Дурбане завершил критический и крайне ответственный этап истории Движения, начавшегося в Джакарте в 1992 г. — обновления и поиска их роли и места в новых «международных реалиях». Движение неприсоединения не кануло в Лету, а стало одной из несущих конструкций находящегося в стадии формирования многополюсного мироустройства. «Красной нитью» на форуме проходила мысль об императивности консолидации сотрудничества по линии Юг — Юг, укрепления политической солидарности между неприсоединившимися странами в условиях глобализации международных отношений, либерализации и углубляющейся взаимозависимости мировой экономики. Движение убеждено, что развивающийся мир ориентирован на развитие, и потенциал здесь огромен. Проблема заключается в том, что Юг по-прежнему выступает в роли экспортера сырьевой продукции для стран Севера, поэтому «вертикальные» финансовые потоки Север — Юг остаются в неприкосновенности. Состоявшаяся Конференция Юг — Юг (Сан-Хосе, январь 1997 г.) по торговой, финансовой и инвестиционной политике развивающихся стран разработала программы и сформулировала рекомендации наиболее развитым странам Юга, заинтересованным в освоении новых и более прибыльных рынков в «третьем мире», по разворачиванию «горизонтальных» кредитных потоков, сориентированных на развитие более слабых экономик Юга. В Дурбане лидеры многих неприсоединившихся стран подчеркивали, что существующий объективный разрыв в интересах между «менее южными» и «более южными» государствами должен дать импульс внедрению разработанной в Сан-Хосе модели сотрудничества Юга, получившей в заключительных документах Дурбанского саммита неприсоединившихся стран название «Донорство Юг — Юг». В такой модели ведущие страны Юга видят свою потенциальную нишу, дающую им возможность с одной стороны, потеснить конкурентов с Севера, а с другой — содействовать экономическому росту Юга. В этом контексте Движение полагает, что интенсификация регионального и субрегионального сотрудничества стран Азии, Африки и Латинской Америки, существующие там торгово-экономические союзы и сообщества призваны стать стартовой площадкой для формирования трехконтинентального экономического пространства Юга. Для реализации таких планов и программ неприсоединившихся стран — и это подтвердил форум в Дурбане — считают крайне необходимым созыв под эгидой ООН всемирного саммита Юг — Юг, подготовке которого была посвящена встреча Г-77 в Джакарте (Индонезия, август 1998 г.). Стратегический курс на расширение сотрудничества Юг — Юг вовсе не предполагает свертывание существующих связей с Севером. По мнению неприсоединившихся стран, укрепление взаимодействия Юг — Юг призвано гармонизировать эти связи и послужить серьезной предпосылкой для усиления переговорных позиций Юга в его диалоге с Севером. Установление отношений сотрудничества и партнерства в этом диалоге стало одним из стратегических приоритетов Движения неприсоединения после Картахенского саммита. Причем неприсоединившиеся страны предложили Северу не ограничиваться исключительно экономической повесткой дня (обеспечение устойчивого развития, реструктуризация долга и т.д.), а вести обмен мнениями по всему спектру политических, социальных, экологических и гуманитарных проблем. Отказ Движения от своих радикальных идей, таких, например, как требование коренной перестройки институтов Бреттон-Вудской системы, и продемонстрированная на практике — в ВТО — готовность Юга к конструктивному взаимодействию с развитыми странами заложили хорошую основу для ведения нормального диалога с Севером. Формат диалога Движения с СеверомНа Картахенском форуме Движения было принято решение о создании компактного оперативного механизма координации действий, выработки общих позиций неприсоединившихся стран и ведения переговоров с Г-7 и ЕС — так называемой «тройки ДН (бывший, действующий и будущий председатели), работающей по «образу и подобию» тройки ЕС. Север «подхватил» инициативу Движения, и первые встречи министров ино-странных дел «тройки» Движения с председательствующей в то время в Г-7 Францией и «тройкой» ЕС состоялись в 1996 г. Впоследствии контакты ДН — Г-8 на министерском уровне дважды в год — накануне очередной встречи в «верхах» ведущих мировых держав и во время сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в Нью-Йорке — были формализованы. Таким образом диалог Север — Юг набирает силу. Отвечая на упреки развитых государств в декларативности позиций развивающегося
мира по экономическим и торгово-финансовым вопросам, Делийская конференция
министров иностранных дел неприсоединившихся стран (апрель 1997 г.) учредила
специальную экономическую группу в составе видных экономистов неприсоединившихся
стран, которая подготовила для утверждения Дурбанским саммитом Движения
практические рекомендации по повестке дня диалога. В Дурбане курс на расширение
партнерства и сотрудничества с Севером получил поддержку Движения неприсоединения.
Движение неприсоединения и ООНГосударства — члены Движения неприсоединения высказались за возрастание роли ООН в формировании нового миропорядка. Сегодня именно в этой Организации развивающиеся страны видят наиболее адекватный и проверенный механизм, способный гарантировать соблюдение баланса интересов всех членов международного сообщества. Однако новые условия, по мнению Движения неприсоединения, должны повлечь за собой модернизацию ныне существующих структур поддержания мира и международной безопасности и, прежде всего, ООН. Движение неприсоединения поддержало основные положения доклада Генерального секретаря ООН К.Аннанна: «Обновление Объединенных наций: программа реформы», но тенденция в сторону радикализации общей платформы Движения по этой проблеме сохранилась. Во многом она обусловлена неудовлетворенностью неприсоединившихся стран темпами реформы, небеспочвенными опасениями, что она пройдет без их участия. Вместе с тем, несмотря на подобные опасения, Движение неприсоединения так и не смогло прийти к общему знаменателю, особенно в том, что касается целесообразности и приоритетности тех или иных изменений. Поэтому Дурбанской конференции в «верхах» ничего не оставалось, кроме как подтвердить установку Картахены добиваться реформирования этой универсальной организации в сторону большей демократизации, транспарентности, повышения эффективности ее деятельности. Неприсоединившиеся страны подчеркнули, что ООН призвана стать «главным центром разработки политики развития, так же как и помощи развитию». В целом, как и прежде, Движение неприсоединения выступает за:
Таким образом, главным объектом реформы избран Совет Безопасности. Это обусловлено и неудовлетворенными амбициями некоторых крупных развивающихся стран, таких, например, как Индия и Индонезия, Нигерия и ЮАР, Бразилия и Аргентина, быть представленными в этом Органе ООН в качестве постоянных членов от своих региональных групп, а также опасениями подавляющего большинства неприсоединившихся стран, что они могут быть отстранены от реформы Совета Безопасности, который, в результате, превратится в структуру безраздельного доминирования Севера. Поэтому Дурбанский форум поручил рабочей группе Движения по реформе ООН, возглавляемой Председателем Движения неприсоединения, продолжать линию на конструктивное сотрудничество неприсоединившихся стран с другими государствами — членами ООН по согласованию общеприемлемых параметров реформы Организации. Разоружение — наступательная линия ДвиженияВновь становится наступательной линия Движения неприсоединения по всему комплексу разоруженческого досье международного сообщества. Причем приоритетной политической задачей, как показали ход дискуссий и итоги XII конференции Движения неприсоединения, будет борьба за ядерное разоружение. При этом в Движении отдают себе отчет в том, что процесс ядерного разоружения будет длительным и поэтапным. В этой связи Движение неприсоединения активно выступило за присоединение всех неприсоединившихся стран к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и высказывается за укрепление и развитие режима нераспространения ядерного оружия. Государства — члены Движения заявляют о своем активном участии в подготовке конференции по рассмотрению действий ДНЯО и считают необходимым обеспечить широкий международный контроль обязательств по ДВЗЯИ. В этом контексте Дурбанский форум обратил внимание на сложности, встающие на пути процесса ядерного разоружения в связи с проведением ядерных испытаний в Южной Азии. Движению не удалось прямо осудить Индию и Пакистан, однако кропотливая работа с ними Председателя Движения неприсоединения и ведущих столиц Движения все же привела к тому, что в ходе 53-й сессии ГА ООН обе страны заявили о своей готовности присоединиться к ДВЗЯИ в «ближайшем будущем». Вместе с тем, неприсоединившиеся страны утверждают, что существуют объективные причины, подпитывающие ядерные амбиции «пороговых» государств, в том числе неприсоединившихся, а именно, позиция ядерных держав, которые не отказались от принципа построения своей безопасности на основе ядерного сдерживания. Подобная позиция вызывает беспокойство Движения неприсоединения и расценивается им как заявка «ядерного клуба» на монополию в управлении вопросами международного мира. Поэтому Движение настаивает на разработке Конференцией по разоружению в Женеве параметров ядерного разоружения и его проведения под международным контролем с определением конкретных сроков ликвидации ядерных потенциалов, а также призывает ядерные державы официально отказаться от концепции ядерного сдерживания. Одним из важнейших направлений разоружения Движение неприсоединения считает обеспечение и сохранение баланса обычных вооружений, прежде всего, в «третьем мире», придавая первостепенное значение региональным мерам регулирования уровня вооружений, но с учетом закрепленного в Уставе ООН права каждого государства на самооборону. При этом неприсоединившиеся страны настаивают на равном доступе к получению современных видов оружия и высоких технологий. Дурбанский саммит отметил высокую актуальность для неприсоединившихся стран вопроса пресечения нелегального распространения обычных вооружений. Движение в этой связи активно продвигает идею ужесточения международного контроля за поставками таких во-оружений и обеспечения максимально возможной транспарентности мировой торговли оружием. Отражая точку зрения подавляющего большинства неприсоединившихся стран, Движение неприсоединения выступает за скорейшее проведение IV спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН для обсуждения назревших вопросов ядерного и обычного разоружения. Позиция Движения Неприсоединения по другим вопросамНаметился серьезный сдвиг в подходах Движения неприсоединения к такому «в высшей степени антисоциальному явлению», как международный терроризм. Осуждая любые проявления терроризма, неприсоединившиеся страны выступают за налаживание конструктивного многостороннего сотрудничества в рамках ООН по этой проблематике, в том числе за скорейший созыв международной конференции на уровне глав государств и правительств для рассмотрения конкретных мер коллективного отпора любым террористическим действиям, а также заключение всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом. Вместе с тем, Дурбанский форум подтвердил свою принципиальную позицию о легитимности борьбы против колониального угнетения, иностранного вмешательства и оккупации, за национальное освобождение и самоопределение и вновь призвал международное сообщество не «отождествлять терроризм с такого рода борьбой». Период председательства Колумбии в Движении неприсоединения отмечен разворотом неприсоединившихся стран в сторону гуманитарной проблематики и защиты прав человека. Неприсоединившиеся страны изменили свое отношение к принципу универсальности в правозащитной сфере, приходят к пониманию неприемлемости двойных стандартов и оценках правозащитных ситуаций в тех или иных государствах, выступают против односторонних и экстерриториальных принудительных действий в международных отношениях, которые противоречат одному из фундаментальных прав человека — праву на развитие и солидарно отстаивают свою позицию в Комиссии ООН по правам человека в Женеве. Подтверждая приверженность Всемирной декларации прав человека, о чем в полный голос было заявлено в Дурбане, Движение неприсоединения исключает при этом всякое политическое и экономическое давление или вмешательство во внутренние дела неприсоединившихся стран под предлогом защиты гуманитарных прав и свобод, а также высказывается за «уважение национальных, региональных, исторических, культурных и религиозных особенностей каждой страны». Движение неприсоединения уделяет большое внимание урегулированию региональных
конфликтов, полагая, что исключительная прерогатива поддержания и обеспечения
международной и региональной безопасности принадлежит ООН. В этом контексте
неприсоединившиеся страны отводят ей главную роль в проведении операций
по поддержанию мира, превентивной дипломатии, урегулированию региональных
конфликтов. Лишь с согласия ООН, по мнению Движения, к урегулированию
региональных конфликтов могут подключаться и региональные организации,
а соответствующие решения должны приниматься на основе соблюдения интересов
всех участников конфликта. В последнее время Движение в своих подходах
к урегулированию тех или иных конфликтных ситуаций обнаруживает умеренность,
склонность к компромиссу, избегает категорических оценок. Наиболее выпукло
взвешенность позиции Движения проявилась по отношению к самому застарелому
международному конфликту — ближневосточному. Причем Движение неприсоединения
не играет здесь роль простого статиста. Во многом это заслуга бывшего и
нынешнего председателей Движения — Колумбии и ЮАР, президенты которых Э.Сампер
и Н.Мандела, а сейчас Т.Мбеки, поддерживали и продолжают поддерживать постоянный
контакт с руководителями Израиля и Палестины, удерживая наиболее радикальные
силы в самом Движении от скороспелых и легких решений. Движение неприсоединения
намерено и впредь проводить такую линию в ближневосточном урегулировании,
оказывая полную поддержку ходу мирного процесса в целом, но понимая, что
всеобщий мир в регионе может наступить лишь при условии ухода Израиля со
всех оккупированных территорий, в том числе и из Иерусалима, создания независимого
Палестинского государства и решения проблемы беженцев.
Переломным этапом на пути к такой трансформации стало заседание Комитета по методологии Движения неприсоединения на уровне министров иностранных дел в мае 1996 г. в Картахене, которое должно было «разобраться в своих рядах» в целях укрепления организационных основ Движения. В этом смысле, по признанию самих неприсоединившихся стран, он оправдал их надежды, приняв поистине «революционные» решения. Впервые в обобщающем виде была определена иерархия всех его органов и регламентирующие их полномочия, порядок работы и принятия решений, методы координации деятельности в целях повышения роли коллективной дипломатии Движения неприсоединения на международной арене. В соответствии с «духом и буквой» этого своеобразного «статута» Движения отдельные радикальные режимы уже не могут диктовать свои позиции всему Движению неприсоединения, блокировать решения институционального характера. В полную силу заработал координационный механизм — «тройка» Движения. Иллюстрацией зрелости Движения неприсоединения и укрепления его единства также является и тот факт, что уже в Дурбане неприсоединившиеся страны определились с кандидатурой будущего Председателя — Бангладеш, которая будет принимать у себя XIII Конференцию в «верхах» в 2001 г. Результатом обновления Движения неприсоединения стал крупный международный успех Дурбанского саммита. В Дурбане в статусе «гостей» или наблюдателей присутствовали почти все европей-ские государства, включая Велико-британию, Германию, Францию, Италию, а также Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Китай и — впервые — США. Полноправным членом Движения стала Белоруссия. В том или ином качестве на Конференции присутствовали и другие страны СНГ (за исключением Грузии и Таджикистана). Неприсоединившиеся страны считают, что такое беспрецедентно широкое представительство государств на форуме стало для Движения неприсоединения историческим прорывом, а также полноценным признанием де-факто Движения в качестве самостоятельного и авторитетного фактора мировой политики. ДвижениеВо второй раз на саммит Движения неприсоединения была приглашена Россия. Неприсоединившиеся страны были инициаторами установления прямого диалога «тройка» Движение неприсоединения — Россия на уровне министров иностранных дел, начало которому было положено в сентябре 1996 г. в Нью-Йорке. На сегодняшний день Движение видит в России своего союзника, которому, как никакому другому государству, в силу ряда исторических причин и объективных условий, понятны «чаяния и заботы» развивающихся стран. Кроме того, Россия рассматривается неприсоединившимися странами в качестве одного из ключевых факторов в обеспечении подлинной многополюсности современного мира. В этом контексте Движение неприсоединения приветствовало полноправное вступление России в Г-7 и образование «восьмерки». В Движении рассчитывают, что присутствие России в этой структуре ведущих мировых держав придаст новую тональность переговорам с Югом, а позиции Г-8 станут более взвешенными и сбалансированными. Выражается надежда на закрепление тенденции поворота Г-8 в сторону развивающегося мира. Гарантом этой тенденции и адвокатом интересов неприсоединившихся стран в «восьмерке» Движение хотело бы видеть Россию. Итак, Движение неприсоединения устремлено в будущее. Достигнуто единство неприсоединившихся стран в виденье своего политического кредо в XXI в. Движение внутренне окрепло. Завершился период становления его институтов. Коллективная дипломатия неприсоединившихся стран успешно действует по важнейшим азимутам мировой политики. Из пестрого по составу и аморфного конгломерата Движение неприсоединения превратилось в авторитетную и прочную политическую структуру государств Юга, признанную Севером в качестве равноправного партнера по диалогу. 1 Г-77 — «Группа-77» — это экономическое оъединение развивающихся государств, выступающих в ООН и связанных с ней организациях с общих позиций, возникшая в 1966 г. 2 Г-8 — это группа семи наиболее развитых стран, созданная в 1975 г., плюс Россия (с 1994 г.). 3 The Durban Declaration for the New Millennium, p. 1. 4 The Final Document of the XIIth Summit of the Non-Aligned Movement. 2—3 September 1998, Durban. South Africa. Р. 4.
|