Во всей истории человечества вооруженные конфликты несут не только горе и страдания прямым и косвенным участникам, но и оборачиваются огромными утратами материальных и духовных сокровищ, созданных творческим гением народов. Особенно разрушительной в этом отношении явилась вторая мировая война. Почти все страны Европы, многие территории Азии и Африки оказались опаленными огнем сражений второй мировой. Особенно большие потери претерпели республики Советского Союза, ставшие жертвами не спровоцированной агрессии. Вторая мировая война сопровождалась не только массовым уничтожением памятников культуры, но и не менее массовым их разграблением. Верхом государственного цинизма со стороны стран-агрессоров в годы войны стало формирование специальных подразделений, ориентированных на противоправный вывоз культурных ценностей с временно оккупированных территорий. Система организованного грабежа охватила все государственные территории, временно оказавшиеся под контролем нацистской Германии и ее союзников. Скоординированные усилия государств антигитлеровской коалиции в первые послевоенные годы позволили возвратить часть незаконно захваченного культурного достояния. Однако эти высокогуманные акции не были завершены и до настоящего времени значительная часть памятников культуры остается невозвращенной по принадлежности либо еще не разысканной. Следует отметить, что волею обстоятельств на территории Российской Федерации оказалось определенное количество культурных ценностей, перемещенных после второй мировой войны с территории Германии и ее союзников. Преобладающая часть этих культурных ценностей была получена Советским Союзом в результате проведения союзными контрольными органами согласованных мероприятий по денацификации, демилитаризации и демократизации Германии. Другая часть была вывезена в общем потоке и по ряду причин не была своевременно возвращена законным владельцам после опознания и идентификации. Среди этой части культурных ценностей есть как объекты собственности стран-союзников по антигитлеровской коалиции и частных лиц, так и объекты собственности религиозных организаций и частных лиц, не запятнавших себя сотрудничеством с оккупантами и коллаборантами. Именно это обстоятельство - наличие нерешенной до наших дней проблемы перемещенных культурных ценностей, возникшей в процессе второй мировой войны, и стало побудительным мотивом для разработки предлагаемого законопроекта. Второе обстоятельство - потенциальная возможность вооруженных конфликтов, в которые в той или иной степени может быть втянута Российская Федерация, а также возможность внутренних вооруженных конфликтов, в ходе которых возникнет угроза сохранности культурного наследия на территориях, затронутых конфликтными действиями с применением вооруженной силы. Очевидно, что законодательного разрешения настоятельно требует обе упомянутые проблемы: как ретроспективная, уже ставшая фактом общественного бытия, так и потенциально перспективная, еще не реализовавшаяся, но не исключенная в условиях кризисных ситуаций как современности, так и будущего. В основе концепции предлагаемого законопроекта находятся два фундаментальных фактора, определяющие развитие международных отношении в последние десятилетия. Во-первых, это признание принципа необратимости результатов второй мировой войны, ставшее ныне краеугольным камнем всей современной системы международной политики и международного права. Во-вторых, - признание нерушимости права народов на сохранение их культурного наследия. Оба принципа зафиксированы в актах международного права, вырабатывавшихся с непосредственным участием Советского Союза, правопреемницей которого в полном объеме выступает Российская Федерация. Законопроект представляет собой попытку создания сбалансированного соединения данных принципов применительно к реальному правовому пространству Российской Федерации. Структурно законопроект состоит из преамбулы и шести содержательных разделов, объединяющих конкретные нормы права, относящиеся к определенному блоку вопросов. В первом разделе ("Общие положения") приводятся международно-правовые источники законопроекта, определяется состав культурного достояния, даются терминологические определения основных понятий, используемых в законопроекте, очерчиваются рамки действия законодательства о защите культурного достояния и соотношение его с международными договорами. Во втором разделе рассматривается правовой режим культурных ценностей, перемещенных в результате второй мировой войны. При этом на первом месте стоит подтверждение права Российской Федерации на возвращение собственных культурных ценностей, перемещенных из СССР и до настоящего времени не возвращенных. В разделе формулируется понятие компенсаторной реституции как формы залога, обеспечивающее право Российской Федерации на возмещение причиненного войной ущерба культурному достоянию народов нашей страны. Вместе с тем в данном разделе формулируются нормы дифференцированного подхода к культурным ценностям союзных и неприятельских государств, оказавшихся после войны на территории Российской Федерации. Принципиально важным в контексте нынешних российско-германских отношений представляется положение о возможности переговоров относительно германских культурных ценностей лишь при условии признания Германией и другими бывшими вражескими странами неоспоримости прав Российской Федерации на перемещенные из России культурные ценности и недопустимости изменения прав и обязанностей сторон в отношении результатов второй мировой войны. В третьем разделе законопроекта предлагаются нормы и принципы, обеспечивающие защиту культурных ценностей в возможных вооруженных конфликтах с участием Российской Федерации, в том числе принцип защиты культурного достояния народов, обязательство воздержания от использования культурных ценностей, сооружений и прилегающих к ним участков в военных целях, формы практической и специальной защиты культурных ценностей. В четвертом разделе предлагается механизм реализации норм предлагаемого законопроекта, включая признание приоритетности судебного порядка рассмотрения споров и претензий, а также использование механизма переговоров и иных международных процедур. Здесь же предлагается формирование контрольного механизма реализации законопроекта (формирование Совета защиты культурного достояния России) и создание Фонда развития культурного достояния России. В пятом разделе законопроекта предлагаются формы международных культурных обменов, направленные на защиту культурного достояния Российской Федерации. А единственная статья заключительного шестого раздела формулирует общие основания ответственности за нарушение законодательства о защите культурного достояния России в вооруженных конфликтах. Проект Федерального закона "О защите культурного достояния Российской Федерации в вооруженных конфликтах" подготовлен по инициативе подкомитета по культуре Комитета Государственной Думы по образованию, культуре и науке. Над проектом работала группа сотрудников Института анализа и управления конфликтами и стабильностью под руководством генерального директора Института доктора юридических наук Э.И. Скакунова. Проект (в первой редакции) прошел экспертизы Министерства культуры Российской Федерации и ряда ведущих специалистов-культурологов их научных учреждений Российской Академии наук. Замечания и пожелания экспертов учтены в предлагаемом тексте. Настоящий федеральный закон регулирует отношения защиты культурного достояния России как в международных и гражданских спорах относительно культурных ценностей, перемещенных из/в СССР в результате второй мировой войны, так и в связи с вооруженными конфликтами с участием Российской Федерации. Основными целями настоящего Федерального закона являются:
Законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения защиты ее культурного достояния в вооруженных конфликтах, состоит из настоящего Федерального закона и других нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, при условии, что они соответствуют настоящему Федеральному закону. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, принимаются подзаконные акты Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон основывается на международно-правовых договорах, правопреемство в отношении которых осуществляет Российская Федерация: Гаагская конвенция о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг., Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., Гаагской конвенции и Протокола о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативного Протокола к Международному Пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., а также Декларации Объединенных Наций от 5 января 1943 г. и Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларацией ЮНЕСКО о принципах международного культурного сотрудничества 1966 г., мирных договорах с бывшими вражескими государствами, двусторонних договорах и соглашениях, заключенных Российской Федерацией или обязательных для нее в соответствии с международным правом. Культурное достояние Российской Федерации включает перечисленные ниже категории ценностей:
Для целей настоящего Федерального закона используемые в нем понятия означают:
Настоящий федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации. Его положения обязательны для всех физических или юридических лиц Российской Федерации и других государств, если они осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, а также для всех учреждений и должностных лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Федеральном законе, то применяются нормы международного договора. Международные договоры, регулирующие отношения защиты культурного достояния Российской Федерации, подлежат ратификации. Культурные ценности, перемещенные из СССР в результате второй мировой войны или считающиеся на момент принятия настоящего Федерального закона пропавшими, в случае их обнаружения, в том числе и в частных коллекциях, на территории любых иностранных государств, подлежат передаче Российской федерации в качестве реституции в натуре Германией, а также другими бывшими вражескими государствами, если такие ценности будут обнаружены на территории последних. До урегулирования споров о культурных ценностях любых других государств, перемещенных в СССР в результате второй мировой войны, Российская Федерация, осуществляя право владения и пользования этими ценностями, предоставляет им режим открытого хранения и доступа для всех заинтересованных лиц, организаций и учреждений Российской Федерации и других государств. Применение Российской Федерацией Гаагских конвенций о законах и обычаях сухопутной войны 1899 и 1907 гг. к перемещенным культурным ценностям Объединенных Наций и нейтральных государств
В спорах о перемещенных культурных ценностях Объединенных Наций и нейтральных государств Российской Федерацией применяются, на условиях взаимности, Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 и 1907 гг., приравнивающих культурные ценности, даже если они принадлежат государству, к частной собственности и запрещающие всякий захват, а равно конфискацию таких ценностей. Российская Федерация подтверждает заявленное Объединенными Нациями в Декларации от 5 января 1943 г. право объявлять недействительными любую передачу или любую сделку в отношении своей собственности, а также прав и интересов любого характера, включая права и интересы, связанные со своим культурным достоянием, находящимся или находившимся на территориях, оккупированных или подпавших под контроль - прямой или косвенный, правительств, с которыми Объединенные Нации находились в состоянии войны, принадлежащих или принадлежавших лицам, включая юридические лица, находившимся на таких территориях. Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 и 1907 гг. применяются Российской Федерацией в международных спорах с бывшими вражескими государствами, а также в гражданских спорах с их физическими и юридическими лицами, с учетом принципа международной ответственности этих государств за развязывание агрессивной войны, включая уголовную ответственность лиц, совершивших военные преступления, преступления против мира и человечности, а также мирных договоров и двусторонних договоров и соглашений, заключенных Российской Федерацией или обязательных для нее в соответствии с международным правом. Нормы международного права, возникшие после окончания второй мировой войны, применяются на основе доброй воли Российской Федерации в спорах с бывшими вражескими государствами лишь при условии недопустимости изменения прав и обязанностей сторон в отношении результатов второй мировой войны, включая сохранение уровня причитающегося Российской Федерации возмещения за ущерб, причиненный ей этими государствами. Принцип материальной компенсации за возвращаемые Российской Федерацией бывшим вражеским государствам культурные ценности является основой для урегулирования существующих или могущих возникнуть в будущем между ними споров. Цель компенсаторной реституции в отношении культурных ценностей бывших вражеских государств рассматривается Российской Федерацией как временная мера обеспечения возмещения ущерба, причитающегося ей в связи с агрессивной войной со стороны этих государств. В спорах, связанных с перемещенными ценностями бывших вражеских государств, сохраняют юридическую силу решения Союзного Контрольного Совета по демилитаризации и денацификации, если они выражены в приговорах осужденных по этим мотивам "главных преступников" и "преступников". Применение Российской Федерацией норм, изложенных в ст. 11-15 настоящего Федерального закона, в спорах с Германией и другими бывшими вражескими государствами ставится в зависимость от признания ими положения, изложенного в ст. 7 настоящего Закона. Культурное достояние народов подлежит уважению, охране и специальной защите в вооруженных конфликтах с участием Российской Федерации. В соответствии с этим, незаконный принудительный вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным последствием вооруженных конфликтов. Участвуя в вооруженных конфликтах, Российская Федерация обеспечивает воздержание своих вооруженных сил как от любого использования культурных ценностей, сооружений для их охраны и непосредственно прилегающих к ним участков земли в целях, которые могут привести к разрушению и повреждению этих ценностей, так и от каких-либо враждебных актов, направленных против этих ценностей. Соответственно, запрещаются, предотвращаются и, если необходимо, пресекаются любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Система охраны культурных ценностей Российской Федерации от возможных последствий вооруженных конфликтов включает в себя как строительство необходимых укрытий или подготовку к перемещению культурных ценностей в безопасные места, так и их обозначение отличительным знаком в соответствии с Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. Определяемые (Федеральным Советом защиты культурного достояния России) укрытия, предназначенные для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, центры сосредоточения культурных ценностей и другие недвижимые культурные ценности, имеющие для Российской Федерации особое значение, пользуются специальной защитой путем внесения их в список Всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО.
Споры о культурных ценностях других государств рассматриваются на территории Российской Федерации, как правило, в судебном порядке. В ходе судебного рассмотрения споров о культурных ценностях решаются вопросы, связанные с возмещением расходов по хранению, экспертизе, идентификации и реставрации передаваемых ценностей, а также транспортных и иных расходов по их передаче. Споры о перемещенных в результате второй мировой войны культурных ценностях бывших вражеских государств, включая определение размеров материальной компенсации, причитающейся Российской Федерации, рассматриваются, в порядке исключения из положения, изложенного в ст. 22 настоящего закона, путем международных переговоров с привлечением, при необходимости, посреднических услуг ЮНЕСКО и других международных организаций, а также при помощи иных мирных средств в соответствии с Уставом ООН. Список перемещенных в результате второй мировой войны культурных ценностей бывших вражеских государств, в отношении которых вследствие применения международных процедур достигнуто соглашение о размерах причитающейся Российской Федерации материальной компенсации, публикуется Советом по защите культурного достояния России.
С момента вступления в силу настоящего Федерального закона все перемещенные культурные ценности, находящиеся в учреждениях культуры субъектов Российской Федерации или муниципальных учреждениях культуры, переходят в распоряжение Совета по защите культурного достояния России. Перераспределение перемещенных культурных ценностей между федеральными учреждениями культуры, учреждениями культуры субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями культуры с этого момента не допускается.
Российская Федерация содействует расширению круга участников международных связей по защите культурного достояния России, поощряет самостоятельное участие в этих обменах частных лиц, организаций и учреждений в области культуры. Политика и приоритеты международных культурных обменов по защите культурного достояния России определяются федеральными государственными программами, соглашениями Российской Федерации с другими государствами. На территории Российской Федерации могут беспрепятственно создаваться филиалы и структуры международных фондов и организаций по охране и защите Всемирного культурного и природного наследия, а также защите культурного достояния России. Любое юридическое и физическое лицо имеет право вступления в международные организации по охране и защите Всемирного культурного и природного наследия в соответствии с порядком, определенным их уставами. Ответственность за нарушение законодательства о защите культурного достояния России в вооруженных конфликтах устанавливается уголовным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. В связи с критической оценкой рядом специалистов и заинтересованных учреждений концепции проекта Федерального закона "О праве собственности на культурные ценности, перемещенные на территорию Российской Федерации в результате второй мировой войны" по инициативе подкомитета по культуре Комитета по образованию, культуре и науке Государственной Думы федерального Собрания Российской федерации Институтом анализа и управления конфликтами и стабильностью подготовлен альтернативный проект Закона "О защите культурного достояния Российской Федерации в вооруженных конфликтах". Непосредственная разработка настоящего проекта осуществлена генеральным директором Института, доктором юридических наук Э.И. Скакуновым при участии доктора юридических наук, профессора М.И. Лазарева, кандидата юридических наук К.Г. Борисова и других экспертов Института. Потребность в разрабатываемом законе диктуется не только тем, что Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, до сих пор обременена оставшейся со времен второй мировой войны проблемой возврата как собственных культурных ценностей, так и перемещенных в то время ценностей Германии, ее союзников и ряда стран антигитлеровской коалиции, но и необходимостью решения этой проблемы в качественно новой международно-правовой ситуации, когда в результате ряда юридически обязательных для России актов (Женевские конвенции о законах и обычаях войны 1949 г., Гаагская конвенция и Протокол о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция ЮНЕСКО 1970 г. о культурных ценностях и Протоколы 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.) культурные ценности народов приобрели международно-правовой статус "культурного достояния (наследия)" и не могут, по этой причине, быть присвоены никаким другим государством. Для России эта проблема политически осложняется и тем, что ее законодательное решение является своего рода показателем готовности страны либо с достоинством переступить ради будущего через свои прошлые несчастья путем восприятия правил, установленных, кстати, с участием СССР, международным сообществом, либо, искушая себя желанием возмездия, скорее - за неосуществленные в прошедшие годы мечты победителей, снова стать на путь изоляции и противопоставления "своей правды" опыту всего человечества. Проект Федерального закона, подготовленный Институтом анализа и управления конфликтами и стабильностью, исходит из того, что основанное на международном праве решение проблемы перемещенных в результате второй мировой войны культурных ценностей может быть осуществлено лишь в рамках первой альтернативы.
Исходя из этих положений, проект закона позволяет прийти к разумному компромиссу, от которого, в конечном счете, выигрывает и Россия, и Германия. Проект регламентирует, кроме этого, вопрос о спорах и претензиях о перемещенных ценностях с Объединенными Нациями и нейтральными государствами. Более того, проект не ограничивается решением спора о культурных ценностях периода второй мировой войны, а дает развернутые положения о режиме культурного достояния народов в вооруженных конфликтах с участием Российской Федерации. Проектом закона предусматривается создание правового режима и механизма возвращения культурных ценностей, правовые основы механизма компенсации и др. Проект Федерального закона предусматривает полную оплату многолетнего хранения, обработки, охраны ценностей материальной и духовной культуры при их передаче из Российской Федерации на основе международных соглашений.
|