Оглавление Следующая
РОССИЯ ОСУЖДЕНА С ПОМОЩЬЮ РОССИЯН
(Конференция о военной добыче в Нью-Йорке)

19-21 января 1995 г. в Нью-Йорке состоялась Международная конференция "ВОЕННАЯ ДОБЫЧА. Вторая мировая война и ее последствия: утраты, обретения и возвращения культурной собственности".

Конференция финансировалась немецкими и американскими фондами, что заранее определило направление ее работы.

Кто же придумал саму идею конференции, с какой целью и почему в Америке? Кто отбирал участников, задавал темы и, тем самым, направлял событие в определенном направлении?

Истинные стремления организаторов конференции выразила одна из них, американка К.Ловенталь: "Поскольку среди самих русских появились авторы, чьи публикации внушили надежду бывшим владельцам, ...вопрос об уничтожении людей и собственности не будет решающим фактором. Ибо многие участники переговоров еще не родились во время войны... Участники смогут проявить добрую волю, и международное право сыграет важную роль".

Таким образом, желаемой целью конференции, по мысли ее организаторов, было отделение проблемы русских трофеев от проблемы русских потерь и перенесение дискуссии в нейтральное поле международного права.

Представляли Россию на американском судилище? Заместитель министра культуры М.Швыдкой, начальник Отдела реституции Министерства культуры В.Кулешов, член Государственной комиссии по реституции Н.Никандров, директор Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина И.Антонова, директор Библиотеки иностранной литературы Е.Гениева, начальник Отдела археологии ГМИИ В.Толстиков, член Государственной комиссии по реституции юрист М.Богуславский, журналист К.Акинша и искусствовед А.Расторгуев.

Состав российской делегации преднамеренно был подобран таким образом, чтобы российская позиция была бы максимально ослаблена. Поскольку трое из российских докладчиков - К.Акинша, А.Расторгуев и Е.Гениева - являются именно теми людьми, которые по сути выступили против российских интересов, "обнадеживая" в своих статьях и выступлениях "бывших владельцев" - немцев. Трое из приглашенных - М.Богуславский, К.Акинша и А.Расторгуев - так или иначе сотрудничают с различными германскими организациями.

Отдельно отметим потаенный смысл приглашения в Америку директора ГМИИ им. А.С.Пуш-кина Ирины Антоновой. Антонова является стойким защитником русских интересов, однако ее репутация в глазах Запада дискредитирована тем, что она в течение нескольких лет лгала журналистам, не признавая наличия в фондах музея трофейных произведений искусства. Позиция государственного чиновника - директора музея вполне оправдана инструкциями, которые она получала от вышестоящих инстанции. Точно так же поступают и должны поступать все государственные чиновники во всех странах. Однако защищать правое дело после уже прозвучавшей лжи крайне сложно, практически невозможно. С этой точки зрения, командирование И.Антоновой в Америку было задумано специально для дискредитации позиции русских патриотов.

Подтверждением этого явились статьи в американских газетах. Так, газета "Нью-Йорк ньюсдэй" начала свой репортаж с того, что выставила И.Антонову на всеобщее посмешище: "Ее сумочка, может быть, от Шанель, и ее костюм элегантно черный, однако не обманывайтесь в происхождении риторики мадам Ирины Антоновой. Когда долговременный директор Московского пушкинского музея говорит.., она говорит в старом советском огнедышащем стиле - так говорит "Старейший Живущий Большевик" из сегодняшней офф-бродвейской постановки "Рабы".

Выпад американской газеты не случаен, ибо спустя месяц уже на другом континенте, в Москве, во время открытия выставки трофейных шедевров в ГМИИ 27 февраля 1995 г. той же Ирине Антоновой уже европейские журналисты бросали в лицо вопросы: "А Вы лично вывозили трофеи из Германии?", "А Вам сегодня не стыдно?", "А со Сталиным Вы тоже встречались?"

Какой бы благородной ни была позиция И.Антоновой, необходимо учитывать тот ее имидж, который сложился у западной общественности. К.Акинша и Г.Козлов в своих публикациях внушили американцам, что среди россиян против выдачи трофеев Германии протестуют только "коммунисты и фашисты". Якобы у русских нет нормальных причин желать оставить себе эти ценности!

Состав российской делегации отличался от других не только присутствием антироссийски настроенных лиц, но и отсутствием дипломатов. В делегациях других стран дипломаты были. Сам германский посол, бросив все дела, лично присутствовал все три дня конференции с 8 утра до 6 вечера. Причем не только слушал, но многократно выступал почти во всех прениях.

Россияне даже и не думали подготовиться к конференции так, чтобы произвести наибольшую пользу русским интересам. Перед началом заседаний и в перерывах делегации всех стран не поленились разложить на столиках свои печатные материалы, переведенные на английский язык. Так поступили делегации Бельгии, Голландии, Венгрии, Польши, Чехии, Франции, США, Германии.

НЕМЦЫ ВЫЛОЖИЛИ СЕМЬ ПУБЛИКАЦИЙ В СВОЮ ПОЛЬЗУ, А РУССКИЕ - НИЧЕГО!!! Российская делегация вела себя в Нью-Йорке чрезвычайно застенчиво, как бы извиняясь за "тот русский народ, который выступает против очередного ограбления России".

Вот только один пример упущенных возможностей повернуть ситуацию в русскую пользу.
Американская делегация с пафосом рассказала о событии 1945 г., когда правительство США намеревалось вывезти шедевры из германских музеев. Тогда группа находящихся в Германии американских офицеров написала протест против вывоза. Как только американцы сообщили об этом случае, германская делегация тут же размножила этот офицерский протест и раздала всем присутствующим в качестве противопоставления действиям русских.
Ни один из членов российской делегации не удосужился нейтрализовать "американский пафос" простым напоминанием о том, что американская позиция в 1945 г. кардинально отличалась от русской. Ибо право на репарации имели только те государства, которые были оккупированы немцами. Поэтому США автоматически исключались из дележа германской культурной собственности.

Российские докладчики были беспомощны в ответах и совершенно не обладали необходимой информацией. Так, например, после доклада Н.Никандрова ему был задан такой вопрос:
"Золото Шлимана было вывезено не по приказу из Москвы. И не по приказу Советской администрации Германии, но по простому распоряжению Военного Совета 1-й армии. Вы, очевидно, специалист по советским вывозам, так и объясните что, как и почему". Н.Никандров отвечал, что он еще не нашел документов относительно вывоза золота Шлимана, но, если бы нашел, то обязательно сообщил бы слушателям. Парадокс ситуации заключался в том, что вопрос россиянину задавал другой россиянин, который утверждал, что нашел и имеет документы, которые неведомы официальному члену Государственной комиссии по реституции.

Все российские делегаты постоянно жаловались на секретность архивов, что для иностранцев звучало диким, ибо эта Комиссия носит название "ГОСУДАРСТВЕННОЙ"!

Поляки уже успели опубликовать книгу о советских вывозах культурных ценностей, основанную на материалах советских архивов. В Москве открыто продается книга П.Кнышевского, также написанная на основе советских архивов. В США скоро выходит книга о судьбе Смоленского архива, но вот членам Государственной комиссии по реституции все недосуг...

Неспособность самих русских к работе по уточнению русских потерь вынудила немцев даже создать свою организацию для выяснения судьбы произведений русского искусства по всему миру. Представительница германского центра М.Хиллер сделала доклад о судьбе русского имущества на основе документов американских архивов. После конференции я посетил некоторые американские библиотеки и хранилища и убедился, что германскую исследовательницу там хорошо знают, ибо она постоянно приезжает и работает. И только несчастные россияне никогда, ничего и нигде не изучали.

В.Кулешов в своем выступлении привел такой "аргумент": нужно извинить директоров российских музеев, не желающих отдавать шедевры. Какой директор музея не хочет иметь побольше Рембрандтов.

Незамедлительно выступил американец, который громогласно заявил: "Такая русская психология полностью противоречит этике европейских и американских директоров, которые не покупают того, чего нельзя купить законно!" Российский чиновник не нашел, что ответить, поскольку не был информирован о том, что в тот же самый момент не менее 50-ти американских музеев находились под судом или следствием за покупку краденого, контрабандного или сомнительного по происхождению. Директор одного из крупных американских музеев шесть лет не мог покинуть территорию США, ибо Франция через Интерпол требовала его ареста за покупку картины, вывезенной из Франции без разрешения.

Наибольший удар по русским интересам нанесла группа предателей. Россиян, но выступавших за немецкие интересы.

Журналист К.Акинша уже даже успел получить за свои публикации и премии и теплые зарплатные местечки. В мае 1995 г. в США вышла книга К.Акинши и Г.Козлова, разоблачающая все "русские зверства" в отношении немецких культурных ценностей.

Основной тезис К.Акинши: только две страны планировали загодя ограбление других стран - Германия и СССР. Музей Гитлера в-Линце был идентичен супермузею Сталина в Москве.

Второй яркой "звездой" мелькнул в Америке А.Расторгуев, обозначенный в бумагах конференции как ассистент проректора МГУ. Он обвинял русских в тех грехах, в которых не успел обвинить К.Акинша: в том, что русские солдаты грабили Германию лично.

А.Расторгуев сообщил американским слушателям, что, согласно его подсчетам, 70% европейских вещей на русском антикварном рынке вывезены из Германии в 1945 г. Молчание членов российской делегации просто поражало. Никто из них не обвинил А.Расторгуева в фальсификации, хотя любому здравомыслящему человеку ясно, что никто не в состоянии ни подсчитать, ни опознать число тайно вывезенных предметов искусства.

Россиянин А.Расторгуев утверждал, что советские солдаты частным образом награбили в Германии больше, чем американские солдаты. Что при официальных советских перевозках "были плохо организованы трофейные комиссии и царило чудовищное воровство".

Чтобы доказать, что А.Расторгуев - лжец, достаточно открыть продававшуюся на той же конференции книгу К.Алфорда "Роль американской военщины в краже европейских ценностей". В ней приводится статистика, согласно которой, только по судебно доказанным случаям, с 1945 по 1962 г. американские солдаты похитили из Германии 3978 произведений искусства.

Среди так никогда не найденной добычи американской военщины были такие ценности, как драгоценности германской княжеской семьи Гессе, оцениваемые в миллионы долларов. Американцами разграблен так называемый "венгерский золотой поезд" с имуществом многих венгерских аристократов и с государственной казной Венгрии.

Американский офицер, которому было поручено охранять исторические ценности монастыря Кведлинбурга, преспокойненько отправил их почтой прямо в Техас, по своему домашнему адресу. О стоимости награбленного можно судить по тому, что только одну книгу из этой коллекции правительство Германии оценило впоследствии в 9 миллионов долларов.

Простой здравый смысл говорит о том, что американской солдатне было гораздо сподручнее поживиться кражами в оккупированной Германии. Русские солдаты находились под неусыпным надзором политруков, парторганизации и СМЕРШа. А в распоряжении американцев был транспорт, почта, денежные переводы и ящики самой ценной валюты - американских сигарет. В лице американских военных в Германию хлынул поток прожженных дельцов с врожденным нюхом к личной выгоде, чековыми книжками, с корпорациями за спиной. Среди американских солдат тогда была популярна такая поговорка: "Один воюет, двое грабят". У побежденных немцев была своя пословица: "Единственная разница между советским солдатом и американским, что американцы еще и принимают ванну".

Наивысшего накала достиг обличитель - А.Расторгуев в тот момент, когда выкрикнул в лицо И.Антоновой: "Я знаю, Вы покупали в музей от частных лиц ворованные в Германии произведения!" И И.Антонова признала наличие таких покупок, объяснив это заботой о судьбе шедевров. Это признание произвело неблагоприятное впечатление на американскую аудиторию.

Равнодушие членов российской делегации и некомпетентность в области международных прецедентов не позволила повернуть ситуацию в пользу России. Например, еще с 1977 г. в филадельфийском музее выставлены доспехи, выкраденные американским солдатом из германского музея уже после 8 мая 1945 г. Метрополитен музей купил краденые геммы, и, вынужденный возвращать их Баварскому государственному музею, поставил условие, что никогда имя Метрополитен музея не будет упоминаться в связи с возвратом этих предметов.

Антироссийские выступления К.Акинши и А.Расторгуева, выступавшего от имени "российской общественности", употреблявшего местоимение "мы", можно объяснить их членством в германских организациях. В частности, Расторгуев состоит членом берлинского общества "Утраченное искусство в Европе", на чьи деньги он и приехал в Нью-Йорк.

Но с не меньшими обвинениями выступила против России и Е.Гениева, генеральный директор Библиотеки иностранной литературы и официальный член Государственной комиссии по реституции. Она сообщила иностранным слушателям, что ее собрание редких книг на 92% состоит из трофеев, вывезенных из Германии. Она заявляла: "Руководители советских книжных команд, зачастую, везли в Советский Союз все, что попадало под руку, вплоть до современных модных журналов... Величайшее культурное достояние германского народа было отправлено в СССР...

Сотни тысяч, надеюсь, что это сотни тысяч, но не больше, германских книг, вывезенных в СССР, так и не дошли до читателей, ...оказались в подвалах, ...многие были раскрадены, другие залиты водой, сожжены, выкинуты на улицу".

Пафос обвинения был драматичен: "Когда, благодаря совместным усилиям советско-не-мецкой комиссии по реституции открыли сверхсекретную комнату в Ленинке, то взору немецких и российских библиотекарей предстала библия Гуттенберга, которая по чьей-то злой воле, бескультурью, трусости медленно духовно гибла в этой тюрьме".

Перебирая шедевры антирусской риторики Е.Гениевой, не могу не процитировать следующие: "Книги, не нужные ни одной русской библиотеке, но нужные Германии"; "Война кончилась, а ее пленные существуют и содержатся часто в неподобающих условиях". Гениева завершила свое выступление почти шаманским заклинанием-угрозой: "И снова встает этот зловещий русский вопрос - что делать?"

Что движет россиянами, которые активно, даже передергивая карты, хлопочут о германских интересах в ущерб русским?

Это россияне первыми стали печатно требовать выдачи трофеев и установили через голову правительства контакты с немцами в виде, например, "Бременской группы". Это россияне вселили немцам надежду, что настало благоприятное время для давления на Россию. Эти же россияне обманули и себя, и русское общество, утверждая, что международные законы требуют возврата трофеев.

Попав под влияние "психической атаки" русских "выдавальщиков", Государственная комиссия по реституции стала составлять планы выдачи трофеев обратно, вместо того, чтобы искать юридические и политические обоснования удержания трофеев в России.

Откуда есть и пошли в русской земле "выдавальщики" русского добра чужеземцам?
Лично я склонен принимать всерьез версию, что среди россиян возникло такое "новое мышление", по которому интересы общемировой культуры и даже чисто германские интересы выглядят гораздо благороднее любых "локальных русских интересов". Я верю в искренность одного из первых "глашатаев выдачи" С.Ямщикова, призывавшего россиян через газету "Известия":
"Может, пора понимать патриотизм несколько иначе? Более гибкая, общечеловеческая позиция, признающая право народа обладать шедеврами, им принадлежащими, поможет нам и самим".

"Перестройщики патриотизма" призывают понимать патриотизм иначе, чем кто?.. Иначе, чем Илья Муромец? Иначе, чем немцы?

Начальник Отдела библиотек Министерства культуры России и член Комиссии по реституции Е.Кузьмин заявил: "Мне 35 лет, я не пережил ужасов фашизма, и я хочу строить СВОИ отношения с другим народом... И я хочу, чтобы поступки отцов и дедов не вставали непреодолимой стеной на этом пути". Чиновник Российского государства не стыдится открыто предпочитать СВОИ, то есть ЛИЧНЫЕ интересы, наплевав на исторические интересы русского народа и государства.

Слушая и читая высказывания на конференции "перестройщиков патриотизма", немцы могли лишь предаваться мечтам, а американские слушатели в своем уме высчитывали проценты, которые полагаются всем посредникам за удачно проведенную операцию.

Группа международных адвокатов, выступивших на конференции, рассказала о гонорарах, выплаченных Германией тем посредникам, которые помогли немцам выцарапать из американцев Кведлинбургские сокровища.

Посредники заработали несколько сотен тысяч долларов, а сами ценности обошлись Германии в 3 млн. долларов.

Так какой же процент выплатит Германия русским посредникам, которые помогут вытащить из России ценностей на миллиард долларов?

И не заманчиво ли, продавая сегодня из России сырьевые природные ресурсы, не оставить неиспользованными и ресурсы культурно-трофейные?

В самом деле, не странно ли, что умные и расчетливые немцы, ради немногих трофеев, согласились подвергнуться огромному риску напоминать всей Европе о германских зверствах в юбилейный год 50-летия разгрома германского фашизма?

Некоторые россияне думают, что Германия из чисто меркантильных интересов пробует разжиться материально, получив предметы с определенной рыночной стоимостью. Именно на меркантильности и строят свои расчеты те "выдавальщики", которые уговаривают русских обещанием немецкой денежной помощи. Так, С.Ямщиков обещает, что немцы дадут деньги на реставрацию новгородского кремля. Е.Гениева уговаривает отдать немцам книги, ибо "ни одна книга не вернулась в Германию, но вот Германия дала России 300 000 марок". А замминистра культуры М.Швьщкой, в "Известиях", перечислил множество дорогих подарков, полученных Россией от немцев, и воскликнул: "Разве это не достаточная компенсация за пять тысяч старонемецких книг, не представляющих особой ценности для российской духовной жизни?"

Предположим, что цена, заплаченная немцами за книги, действительно "достаточная" и даже чрезмерная. Но почему умные переплачивают?

Нет сомнения, что для германских музеев остатки трофеев представляют минимальный интерес с точки зрения культуры, ибо в германских коллекциях достаточно адекватных произведений. Ну, разве что, золото Шлимана стоит особняком.

НЕМЦАМ НУЖНЫ НЕ ТРОФЕИ, НО РЕВАНШ! Они хотят доказать русским и остальному миру, что, "проиграв эпизод 1945 года", Германия все-таки выиграла саму историю. Особенно сладко заполучить у русских трофеи в юбилейный год 50-летия германского поражения. Если бы этого удалось добиться, то германский реванш вошел бы в мировые учебники истории как важнейшее доказательство "русской неполноценности и германского ума".

Россиянам пора усвоить урок предыдущей выдачи трофеев, за которую немцы и не думают быть благодарны русским.

На конференции выступал В.Шмидт, генеральный директор Дрезденской государственной коллекции искусств. Упомянув о возврате СССР коллекций Дрезденской галереи, он счел уместным высмеять речь советского министра культуры 1 мая 1955 г. По словам В.Шмидта, советский министр пытался обмануть весь мир, заявляя, что "величайшие шедевры, якобы, были найдены в ужасающем состоянии в полуобрушенных шахтах". В.Шмвдт не поленился разыскать рисунок 1944 г., представляющий вид шахты, где немцы прятали картины. Все присутствовавшие на конференции ахнули от вида немецкой аккуратности и советской наглости и лжи. Никто не обратил внимания, что рисунок был сделан годом раньше знаменитого разрушения Дрездена и его окрестностей английской и американской авиацией 13 февраля 1945 г. Известно, что эта бомбардировка вошла в историю как самая разрушительная операция в истории всех мировых войн, когда за три дня было убито больше людей, чем при атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

Если немцы издеваются над министром культуры 1955 года, неужели они отнесутся с большим уважением к министру культуры 1995 года?

И германский посол граф Ламбсдорфф никогда не будет благодарить русских, которые, по его словам, "взяли постоянных заложников войны, наказанных отправкой в культурный Гулаг, в Гулага искусств".

Граф Ламбсдорфф призывает русских "подвести черту под прошлым... нацеливаться в будущее".
Утверждает, что "Новая Германия" не должна отвечать за ту, "Старую Германию".

Но и Гитлер в свое время утверждал, что его "Новая Германия" не ответственна за "Старую Германию", и собирается исправить все старые ошибки. Поэтому Геббельс поручил директору Берлинского музея О.Кюммелю направиться с группой ассистентов во Францию и секретно просмотреть французские архивы, музеи и библиотеки. Результат секретной командировки лег на стол фюреру под названием "Меморандум и список произведений искусства, украденный французами из Рейнской области в 1794 году". Во время подготовки оккупации Англии был составлен список всех германских шедевров, находящихся во всех английских замках.

Следующим приказом фюрера было создание бригады из виднейших германских музейщиков, которые должны быть отправлены в различные европейские страны под прикрытием фальшивых научных тем, но секретно работавших над одной темой "Список произведений искусства и ценных объектов, которые ушли из Германии, начиная с 1500 года и стали иностранной собственностью вне зависимости от легальности или нелегальности приобретения". Список включал книги, рукописи, карты, музыкальные инструменты, архивы, военные трофеи, оружие, картины, скульптуру и декоративное искусство.

Как видим, "нынешняя Германия 1995 года" с помощью Гитлера и без него имеет списки всего культурного имущества, покинувшего Германию за последние ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ. Германия, разумеется, имеет списки всего культурного имущества, потерянного в 1945 г. Та же Германия имеет списки и русского имущества, переданного из западных зон оккупации в советскую. Та же Германия сегодня организовала специальный институт по поискам русских произведений искусства по всему миру.

А члены Российской Государственной комиссии по реституции даже не понимают, с каким серьезным противником они имеют дело и ведут переговоры. Только от недопонимания серьезности западного мира можно не испытывать чувства стыда за то, что в течение 50 лет так и "не успели" составить список утраченного Россией за три года германской оккупации!

Победив Россию в "холодной войне", естественно, требовать реванша - трофеев от предыдущей проигранной войны. Так что, ежели россияне сделают свой патриотизм "гибким", германцы в ответ получат еще одно доказательство того, что выигрывают только те, кто твердо стоит на своем!
Разницы между "новой" и "старой" Германиями я не вижу.


Оглавление Следующая