"...похищенное Гитлером собрание рисунков Кенигса... и ситуация с собранием Кенигса будет в дальнейшем источником растущей напряженности между советскими и голландскими культурными учреждениями".
"Возвращению подлежат все национальные художественные собрания или части... принадлежавшие до войны... третьим странам... Голландии... Результаты будут.
"Русская мысль", Париж, 18 января 1991 г. "...Любая форма признания нашего владения этими вещами повлечет за собой необходимость юридической процедуры возвращения этих памятников. Например, недавно Голландия обратилась в Государственный музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина с запросом: "Известия", 8 апреля 1991 г. "Необходимо, однако, ускорить и без всяких предварительных условий отдать находящиеся в СССР коллекции других стран, награбленные фашистами и затем взятые нами уже в Германии. Такова знаменитая коллекция рисунков западноевропейских мастеров Кенигса из Голландии... Хочется особо предостеречь от поспешных, непродуманных действий в этом непростом деле...". "Известия", 14 мая 1991 г. "...Прошло почти пятьдесят лет, а сотни тысяч военнопленных еще не вернулись домой, и продолжается бессмысленная ложь, которая не пускает их обратно... Коллекция европейских рисунков. Ее владелец Франц Кенигс в 1940 г., во время оккупации Голландии, передал свое собрание в музей Бойманса, опасаясь, что оно попадет в руки нацистов. В 1941 г. Кенигс погиб при невыясненных обстоятельствах, а рисунки были незаконно выкуплены из музея доктором Хансом Поссе для музея фюрера в Линце... И в то же время среди тех, от кого зависит дальнейшая судьба трофеев, пока господствуют представления такого рода: "Наши отцы за это кровь проливали, а мы должны это отдавать?" Но за что проливали? За рисунки собрания Кенигса? Ведь они принадлежат Голландии! Они стоили жизни подданному этой страны, Францу Кенигсу, а не русскому солдату. Храня у себя эти рисунки, мы совершаем по отношению к своим солдатам настоящее преступление: мы как бы объявляем их продолжателями дела нацистов, а себя - правопреемниками гитлеровской Германии. Но даже если речь идет о вещах, принадлежавших Германии, - не странно ли признавать за своими отцами право грабителей? Ценности, принадлежавшие ранее государственным собраниям стран, пострадавших от нацизма и не входивших в гитлеровскую коалицию. Таковы рисунки собрания Кенигса. Никакого права хранить эти вещи наша страна не имеет и никогда не получит, вернуть их следует незамедлительно. Заявление директора Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина И.А.Антоновой западным журналистам о том, что в ее музее нет рисунков из коллекции Кенигса, - это дело ее совести, но непонятно, как после этого И.А.Антонова может занимать видный пост во Всемирном совете музеев, в уставе которого несколько статей запрещают сокрытие чужих произведений в музеях. Проект решения этого вопроса, который в общих чертах приведен в этой статье, уже встретил понимание среди немецких коллег. Может быть, пора его исполнить?" "Литературная газета", 26 июня 1991 г. "В Пушкинском музее хранилась коллекция рисунков Кенигса, возвращения которой давно требует Голландия. Голландцы силами департамента изящных искусств собрали немало доказательств того, что коллекция хранится в ГМИИ. Они нашли свидетеля, который в письменной форме подтвердил им, что там находятся по крайней мере два рисунка из коллекции. После того, как и собранные свидетельства не произвели на директора ГМИИ И.А.Антонрву должного впечатления, директор департамента изящных искусств де Хаас обратился с письмом в Международный комитет музеев с просьбой дать всему этому оценку. Руководству Пушкинского музея пришлось срочно спасать репутацию. Коллекцию Кенигса перевезли. Это сделал один человек. Без охраны. С папочкой под мышкой". "Комсомольская правда", 30 октября 1991 г. "Аналогичная история - с двумя пропавшими рисунками из богатейшего собрания Кенигса (Голландия), которое хранится в Музее изобразительных искусств имени А-С.Пушкина. Впрочем, утечка трофейных шедевров из страны вполне может идти (уже идет) и на законных основаниях - растет число музеев, получивших право самостоятельно распоряжаться своими, в том числе .и трофейными, фондами". "Известия", 10 января 1992 г. "Ведь не случайно Лазарев в 1945 году в Берлине предупредил голландцев о том, что коллекция Кенигса, которую нацисты насильно "выкупили" у коллекционера из Амстердама Ван Бенингена, находится у нас. Рисковал Лазарев страшно. Если бы эта информация попала в НКВД, его бы рассстреляли за такое предупреждение. ...Затем необходимо вернуть вещи в "третьи страны". Как только мы это сделаем, у нас появится моральное право требовать что-то, скажем, у американцев или англичан. Но пока у нас находится коллекция Кенигса, принадлежащая Голландии, о чем говорить?" "Министр культуры России Евгений Сидоров объявил, что Россия вернет Нидерландам сотни полотен, украденных нацистами в 1940 году... Выступая по голландскому телевидению, Сидоров впервые официально подтвердил, что полотна находятся в России. Он сказал, что Москва намеревается вернуть Нидерландам целое собрание, состоящее из картин. 526 полотен займут свое законное место в экспозиции музея Бойманса-Бенингена. Картины, собранные Францем Кенигсом в 20-х годах нашего столетия, должны были, по замыслу Гитлера, составить гордость "музея фюрера" в Линце". "Интернационал геральд трибюн", Париж. ("За рубежом", № 31,1992 г.) Франц Кенигс - немецкий банкир, получивший голландское гражданство. В 1939 г. эмиссар Гитлера Ганс Поссе начал переговоры... о приобретении коллекции... Немцы купили наиболее интересную часть коллекции. После войны Государственная служба изобразительного искусства Нидерландов отказалась признать законность сделки, так как, по ее данным, Кенигс преследовался нацистами как еврей и вынужден был продать свою коллекцию за бесценок". "Коммерсант Daily", N* 31,1992 г. "Кстати сказать, к многочисленным титулам многоуважаемого г-на Ямщикова видимо следует прибавить и еще один, тоже вполне официальный и почтенный - Полноправный член Госкомиссии по реституции". "...Ямщикову и Расторгуеву пришлось дезавуировать в письме в "НГ" свою же собственную информацию ("Известия", 1.0 января 1992 г.) о пропаже нескольких рисунков из Бременского собрания и из собрания Кенигса. Ничего постыдного в этой роли г-на Ямщикова нет и не может быть, и трудно не разделить его желания как-то привлечь внимание общественности, ибо действительно будет нехорошо, если обнаружится, что и в самом деле что-то пропало уже из спецхранов". "Независимая газета", 28'июля 1992 г. "...министр (Е.Сидоров) стал говорить вещи, которые тянут на хороший международный скандал. В обмен на коллекцию Кенигса он надеется получить у ни в чем не повинной и пострадавшей от гитлеризма Голландии не менее чем всемирно известное собрание работ Казимира Малевича..." "Независимая газета", 28 июля 1992 г. "Сейчас профессор назначен руководителем группы по изучению и систематизации коллекции, хотя его не только не спросили, хочет ли он этим заниматься, но даже не сказали, где же в настоящее время коллекция находится. Профессор В.Гращенков сообщил сенсационную новость... В 1955 г., когда Никита Хрущев возвращал сокровища Дрезденской галереи в Германию, произошла некая путаница, и часть работ из коллекции Кенигса попала к немецким коллегам... Гращенков считает, что коллекция Кенигса неизбежно будет отдана...". "Советник министра культуры Валерий Кулешов сказал, что коллекция за время своего пребывания на территории СССР как минимум дважды меняла свое местонахождение". "Коммерсант Daily", 21 ноября 1992 г. "Известно, что все музейные ценности третьих стран, содержащиеся в наших фондах, должны быть в соответствии с международным правом безоговорочно возвращены законным владельцам. Что же мешает сделать это уже сегодня - в тех случаях хотя бы, когда речь идет о шедеврах мирового значения, вроде коллекции Франца Кенигса?" "Вторая мировая война. Нидерланды. Маленькая страна под боком и под пятой "третьего рейха". Оккупация. По голландским музеям в поисках шедевров рыщут нацистские "любители искусства". В Роттердамском музее они находят коллекцию Кенигса - собрание рисунков старых мастеров, изначально принадлежавшее банкиру Францу Кенигсу - немецкому еврею, в 30-х годах эмигрировавшему в Нидерланды. Коллекция потрясает воображение нацистов. Так хочется пополнить этими шедеврами экспозицию будущего "Музея фюрера"! Немцы вынуждают Роттердамский музей продать драгоценные рисунки и вывозят их в Германию". "...То есть может случиться так, что завтра наша комиссия примет решение по возвращению коллекции Кенигса. Коллекцию упакуют, довезут до Шереметьево, а там любой пограничник или таможенник скажет: "На каком основании? У меня в инструкции написано, что никто не вправе вывозить собственность Российского государства". Такого рода правовые тупики у нас сейчас существуют...". "Культура", 12 апреля 1993 г. "Коллекция Кенигса" - рисунки, собранные немецким банкиром Кенигсом, эмигрировавшим перед второй мировой войной в Голландию. Во время войны ее последний владелец, голландский коллекционер Ван Бенинген, под давлением оккупационных властей был вынужден продать ее в собрание Гитлера. Из Голландии нацисты вывезли коллекцию в Дрезден, где ее обнаружили советские эксперты и отправили в Пушкинский музей. На основании декларации о незаконности любых сделок на окккупированных нацистами территориях, подписанной 5 января 1943 года представителями стран - участниц антигитлеровской коалиции, в том числе и СССР, коллекция считается собственностью Голландии". "Московские новости", 16 мая 1993 г. "Но нужно постановление парламента или правительства, которое позволило бы официально подтвердить, что, например, коллекция Кенигса находится у нас. Служба безопасности сейчас вовсе не настаивает на прежней секретности... Серьезный вопрос - об изумительной по красоте и богатству коллекции Кенигса. Я поручил директору Пушкинского музея Ирине Антоновой постепенно готовить ее выставку. Что касается ее принадлежности, здесь многое запутано и должно стать предметом международного арбитража". "Московские новости", 16 мая 1993 г. "Рисунки голландского собрания Франца Кенигса, хранившиеся сперва в ГМИИ им.Пушки-на, потом зачем-то в Музее Революции, куда их переправили в 1991 году для того, чтобы спасти мундир администрации ГМИИ, являются государственной собственностью Королевства Нидерлан-дов. Это следует из законов этой страны и соглашения союзников антигитлеровской коалиции, у которого есть точная дата, недвусмысленный текст и подписи. И сколько бы эти рисунки ни стоили, как бы ни хотелось уйти за разные дополнительные обстоятельства их истории, как бы ни хотелось получить за них хотя бы деньги, это непристойно. К сожалению, есть все основания полагать, что самые грязные дела в этом отношении еще впереди. За державу обидно". "Независимая газета", 4 августа 1993 г. "А коллекция Кенигса вообще принадлежит Голландии - стране, которая так же, как и Россия, была оккупирована фашистской Германией. Так вправе ли и на каких основаниях мы можем продолжать задерживать эти произведения". "Одной из самых интересных коллекций, появившихся у нас после второй мировой войны, является "Коллекция Кенигса". Из решений Госкомиссии видно, что уже дано указание экспертной группе подготовить правовое заключение о ее передаче Голландии. Пожалуй, ни по какой другой коллекции не было опубликовано столько домыслов и откровений, сознательной дезинформации. Цель одна - сформировать в нужном духе общественное мнение и направить его против музейных работников, защищающих по праву принадлежащие нам сокровища, создать вокруг них обстановку морального террора. А под шумок добиваться вывоза коллекции из России". "Российская газета", 4 августа 1994 г. "Наказывать внуков за преступление дедов - несправедливо по законам Божеским и человеческим. О какой морали может идти речь... Ссылки на "интересы народа" - лицемерны, рассуждения о "праве победителей" - кощунственны. Во всех этих спорах о "реституции" - внятно закономерное наследование большевистского призыва "Грабь награбленное". "Московские новости", сентябрь 1994 г. "...Так называемая коллекция Кенигса, между прочим, собственность Голландии... "Новое время", № 13,1994 г. "Шанс на то, что Россия возвратит Нидерландам ценную коллекцию Кенигса, "очень мал". Об этом сказал Валерий Кулешов, председатель Российской комиссии по реституции... Кулешов считает справедливой голландскую просьбу о возвращении коллекции очень ценных рисунков, однако, по его словам, коммунисты и националисты в российском парламенте заблокируют решение о возвращении. Комиссия российского парламента готовит закон, запрещающий возврат культурных ценностей. Кулешов так же, как и либеральный российский министр культуры Евгений Сидоров, имеет большие возражения против данного проекта договора. "Несмотря на юридические аспекты, он не годится и с этической точки зрения. Для такой страны, как Нидерланды, бывшего союзника в борьбе против фашизма, закон будет иметь серьезные негативные последствия. По моему мнению, с бывшими союзниками нужно вести отдельные переговоры по их претензиям...". "Пароол" (голландская газета), 20 мая 1995 г. "Я встретил в Думе полное невежество. Сплошные эмоции. Члены парламента не имеют понятия о международном праве". "Пароол", 20 мая 1995 г. "Как-то заместитель министра культуры Михаил Швыдкой заговорил о Голландии. По его словам выходило, что это второй по товарообороту наш партнер (так было и во времена СССР). Единственный нерешенный вопрос между Голландией и Россией - коллекция Кенигса... и один архив. А в следующем году Голландия отмечает 300-летие визита Петра I и под это предлагает очень выгодную культурную программу. Почему бы нам не передать Голландии коллекцию Кенигса - как жест доброй воли?" В 1994 году совместная группа во главе с профессором Российского института государства и права М.М. Богуславским опубликовала доклад о юридическом статусе части "коллекции Кенигса", перемещенной на территорию СССР. В заключении утверждалось, что все юридические обоснования для реституции "коллекции Кенигса", в отношении которых правительством Нидерландов была выдвинута претензия, имеют законную силу и, следовательно, коллекция должна быть возвращена. "Смущает лишь то, что музей в равной мере гордится тем, что сохранил (именно потому, что не показывал), и тем, что, наконец, показал". "Коммерсант Daily", 30 сентября 1995 г. "О коллекции был информирован Борман, что само по себе свидетельствует: нацисты стремились заполучить коллекцию любой ценой... Сам Кенигс, к тому времени принявший голландское подданство и ненавидевший фашистский режим, мог лишь с болью наблюдать за торгом... В том же месяце при загадочных обстоятельствах в вагоне поезда в Кельне Франц Кенигс был найден мертвым. Голландия... несколько раз запрашивала советское правительство о местонахождении коллекции. Надо ли говорить, какой она получала ответ. Основываясь на декларации о незаконности любых сделок на оккупированных нацистами территориях, подписанной 5 января 1943 года странами - участницами антигитлеровской коалиции, в том числе и СССР, Голландия считает коллекцию своей собственностью и настойчиво требует ее возвращения. Кое в чем она уже преуспела... В 1989 году голландская сторона наконец получила ответ из СССР: коллекцию Кенигса обещали вернуть" в случае обнаружения на советской территории. Вопрос о правомочности возвращения из России в Голландию 309-работ из коллекции Кенигса уже несколько лет обсуждает совместная российско-нидерландская группа. Готово заключение, согласно которому все юридические обоснования для возвращения Голландии коллекции Кенигса имеют законную силу.
Директор Государственной службы изобразительного искусства Нидерландов Роберт де Хаас, прилетевший в Москву на открытие выставки, считает тайное полувековое хранение коллекции беспрецедентным в музейной практике. По его словам, общественность Голландии настроена однозначно: коллекцию хотят видеть в Музее Бойманса в Роттердаме". "Московские новости", 1-8 октября 1995 г. "Впоследствии о своем праве на собственность на московскую часть коллекции заявили Голландия и Германия. Кому будут отданы рисунки из собрания Кенигса и будут ли они отданы вообще, пока неясно. Как заявил на пресс-конференции, посвященной грядущему открытию вернисажа, замминистра культуры Михаил Швыдкой: "Сейчас проходят юридические и конституционные экспертизы". Михаил Швыдкой затруднился назвать инстанцию, которая должна дать окончательный ответ". "Куранты", 30 сентября-1 октября 1995 г. "В чем суть наших возражений против первого законопроекта? Самое главное - он устанавливает совершенно неприемлемую в международно-правовом смысле процедуру возврата культурных ценностей, награбленных, конфискованных, изъятых и приобретенных немцами в оккупированных странах Западной Европы и попавших к нам вместе с основной массой ценностей из Германии. В соответствии с декларацией от 5 января 1945 г. все эти приобретения являются незаконными. В числе претендующих стран... Голландия". "Известия", 25 августа 1995 г. "В конце прошлого года Андрей Козырев написал послу Голландии в России господину де Вое ван Стейнвеку: проблема Кенигса приоритетна в отношениях между Голландией и Россией. В 1993 году была даже создана совместная группа во главе с российским профессором права Богуславским, которая через год опубликовала резюме: работы следует вернуть. А уже в начале 1995 года зам. министра культуры Михаил Швыдкой, готовя общественное мнение, рассказывал журналистам: Так почему бы нам не передать им коллекцию как жест доброй воли? Заметим, формулировка "жест" свидетельствует о шаткости юридических обоснований возврата. Посол Голландии в России заявил обозревателю "ОГ": "От решения этого вопроса зависит культурное соглашение. Конечно, не так прямолинейно: мы - вам, вы - нам". Господин посол дал понять - архив их не волнует. Волнует другое - как же так, ПРАВИТЕЛЬСТВО готово передать, а никто ничего не передает? Сегодня в России ситуация двойственная. Правительство заверяет страны-оппоненты о своей готовности вернуть требуемые произведения. Но сделать этого не может: ценности по-прежнему не имеют в России статуса...
...С России сейчас каждый старается "поиметь" как можно больше". "Общая газета", 12-18 октября 1995 г. "ПО ОЦЕНКАМ, СДЕЛАННЫМ МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ СССР В 1991 ГОДУ, СТАРТОВАЯ АУКЦИОННАЯ ЦЕНА КОЛЛЕКЦИИ СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 400 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ".
|