Оглавление Следующая
АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О Ф.КЕНИГСЕ И ПРОДАЖЕ КОЛЛЕКЦИИ ГИТЛЕРУ
Т.Васильева
ДОКУМЕНТЫ ЦЕНТРА ХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ (ЦХИДК) О ГОЛЛАНДСКО-ГЕРМАНСКИХ ПЕРЕГОВОРАХ ПО ПОВОДУ ПРОДАЖИ-ПОКУПКИ

В феврале 1976 г. Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК), бывший Центральный государственный архив СССР (Особый архив) принял на хранение из Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина (ГМИИ) несколько объемных папок с материалами "Миссии Линц" (Sonderauftrag Unz) о деятельности группы высокопоставленных особ, искусствоведов, антикваров, коммерсантов Германии по созданию так называемого "Музея Фюрера" в Линце (Австрия). Среди этих документов списки произведений искусства, многочисленная переписка, отчеты, финансовые документы - платежные поручения, квитанции и т.д. До недавнего времени допуск к ним исследователей был закрыт. (Особый архив открыл читальный зал в 1992 г.) Эти документы практически оставались невостребованными. Следует, однако, упомянуть о запросе Главного архивного управления от 19 декабря 1980 г. о наличии в ЦХИДК информации о "Миссии Линц". Но в то время документы о "Миссии Линц" были еще не разработаны и в Главархив было сообщено, что сведений о ней не обнаружено.

В начале 90-х годов была начата работа с документами полученной из ГМИИ коллекции, итогом которой явилась статья о "Миссии Линц" в газете "Совершенно секретно"'. Информация, содержащаяся в материалах "Миссии Линц", может быть полезной историкам, искусствоведам, журналистам, которые занимаются проблемами культурных ценностей, перемещенных в годы второй мировой войны. Документы эти существенно дополняют опубликованные на Западе работы о гитлеровских коллекциях новыми сюжетами о том, как эти коллекции приобретались и что содержали. Касается это и Коллекции рисунков старых европейских мастеров германского банкира Франца Кенигса, переехавшего в Голландию.

В фонде ЦХИДК № 1524 "Коллекция материалов, полученных из Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина", где сосредоточены документы "Миссии Линц", имеется папка розового цвета с написанным от руки названием на обложке "Sammlung Koenigs". Эта папка содержит 130 листов подлинных немецких и голландских документов с автографами авторов о купле-продаже "Коллекции Кенигса".

Главными действующими лицами в процессе, судя по этим материалам, были доктор Лукас Г.Петерих, зять владельца Коллекции ван Бенингена, и профессор, доктор Ганс Поссе, директор Дрезденской галереи, который в 1939 г. был назначен особо уполномоченным по делам "Линца".

А началось все с завтрака в Гааге. Как видно из довольно обстоятельной переписки из папки "Sammlung Koenigs", этот знаменательный завтрак профессора Поссе с доктором Петери-хом, являвшимся представителем и доверенным лицом ван Бенингена в контактах с Поссе по поводу продажи части коллекции рисунков для "Музея Фюрера" в Линце, состоялся летом 1940 г. В письме к Поссе от 5 августа 1940 г. Петерих сообщает о своем желании быть посредником между Поссе, официальным представителем фюрера, и своим тестем. Петерих пишет, что его устроили бы "небольшие комиссионные" в размере 1 % от стоимости сделки. Однако продажа рисунков может состояться, если будет сделано "хорошее предложение" и назначена "соответствующая" цена2. В приписке к этому письму Петерих ссылается на своего друга доктора Хюбнера, который посоветовал ему обратиться к советнику посольства Виккелю, сотрудничавшему с Поссе. Видимо, "друг", доктор Хюбнер, сыграл определенную роль в самом факте предложения Петериха о продаже Коллекции Гитлеру. Еще раз Петерих упоминает имя Хюбнера в своей телеграмме Поссе от 11 августа 1940 г. в связи с сообщением Хюбнера о возможной заинтересованности Поссе продажей собрания Кенигса3. Отметим также, что в процессе купли-продажи рисунков "Коллекции Кенигса", уже упомянутый Петерихом советник посольства Виккель был одним из действующих лиц немецкой стороны от начала и до конца этой истории.

Возглавляя особый отдел по культурному обмену генерального комиссара особого назначения при рейхскомиссаре по занятым нидерландским областям, Виккель по роду своих обязанностей осуществлял технические контакты с доверенными лицами владельцев коллекций художественных ценностей.

Основные решения сторон были приняты в октябре 1940 г. На этот месяц приходится шесть писем к Поссе, три из них Петериха, три Виккеля. Судя по содержанию писем, Петерих ведет себя очень активно. В письме к Поссе от 17 октября 1940 г. он пишет: "Мой тесть сказал мне: "Позаботься о том, чтобы дело было поскорее приведено в порядок. Ни я не хочу обманывать Фюрера, ни фюрер меня, и если профессор Поссе хочет иметь на пару рисунков больше, ты можешь их ему спокойно дать"4. И далее: "Разбазаривать коллекцию ты, конечно, не должен, чтобы не обидеть Музей Бойманса. Но если дело осуществится, тогда я хотел бы, чтобы оно осуществилось скорее"5. В этом же письме Петерих пишет, что он дал оценить коллекцию эксперту, тайному советнику "Ф" (так в письме - Т.В.) и он оценил ее в 1,5 миллиона флоринов6. Рисунки, о которых идет речь, были предварительно отобраны Поссе.

В его распоряжении имелись списки рисунков, входивших в коллекцию. Они также хранятся в ЦХИДК. Около каждого названия рисунка карандашом проставлена цена. По каждому разделу подведена общая сумма во флоринах7. Приоритет при выборе рисунков отдавался рисункам немецких, французских, нидерландских и итальянских художников. Дело в том, что коллекция рисунков банкира Франца Кенигса была приобретена Д. ван Бенингеном и хранилась в Музее Бойманса в Роттердаме. Часть ее должна была перейти в собственность музея, как об этом упоминает Петерих. В связи с этим в переписке фигурирует доктор Ханнема, директор Музея Бойманса. В письме Петериха к Поссе от 19 октября 1940 г. говорится, что предлагаемые к продаже рисунки отобраны им вместе с Ханнема и оценены тайным советником "ф"8.

Что же предлагал доктор Петерих, которому, по его словам из письма к советнику посольства Виккелю от 17 октября 1940 г., его тесть, ван Бенинген, дал полную доверенность на все, и он, в свою очередь, чувствует большую ответственность, чтобы не продать дешево9.

Из 2300 рисунков предлагались рисунки старых немецких мастеров до 1800 г. на сумму 490 000 флоринов, немецких художников после 1800 г. - на 40 000, французских - 510 000, нидерландских и итальянских - 460 000. Всего на сумму 1,5 миллиона флоринов10.

После обмена письмами с Виккелем (письма Виккеля к Поссе от 17, 19, 26 октября 1940 г.) и Петерихом (письмо Петериха к Поссе от 24 октября 1940 г.)11, дополнительными списками, каталогами и репродукциями Поссе решил еще раз оценить отобранные рисунки. Для этих целей он привлек экспертов известной лейпцигской антикварной фирмы "Бернер". В хранящемся в ЦХИДК письме представителя этой фирмы Транчолда к Поссе от 29 ноября 1940 г. говорится об этом12. К сожалению о результатах оценки ничего не сказано.

Сколько же рисунков было куплено?

В документе, наброске карандашом, хранящемся в ЦХИДК, обозначена цифра 538: немецких авторов - 305, французских - 66, нидерландских - 48, итальянских - 11913. На этих сведениях заканчивается история "Коллекции Франца Кенигса", по документам ЦХИДК. Однако в изданном голландским департаментом изобразительных искусств каталоге А.Элена "Утраченные рисунки старых мастеров" (Гаага, 1989 г.)14 опубликованы немецкие документы о завершении этой истории. Это - подписанная Виккелем доверенность представителю немецкой стороны А.Е.Зиппелю на получение в Музее Бойманса четырех коробок, предназначенных для Государственной картинной галереи в Дрездене, от 4 марта 1941 г.; документ Музея Бойманса, подтверждающий получение Зиппелем коробок с частью "Коллекции Кенигса" из Музея Бойманса, от 5 марта 1941 г. и письмо директора Дрезденской галереи доктора Ганса Поссе директору Музея Бойманса доктору Дирку Ханнема от 26 мая 1941 г. с выражением благодарности за содействие в порученном ему деле. "После того, как приобретенная нами часть рисунков "Коллекции Кенигса" из собственности господина ван Бенингена прибыла в Дрезден и была принята на этих днях в присутствии господина Петериха, - пишет Поссе, - я не хотел бы упустить случай еще раз выразить свою горячую благодарность за Вашу любезность и дружеское содействие в выполнении моей задачи"15.

Итак, рисунки из "Коллекции Франца Кенигса", купленные у ван Бенингена, поступили в Дрезденскую галерею в мае 1941 г. В декабре 1942 г. Поссе умер и был похоронен с высшими государственными почестями.

Ответим еще на один вопрос: "Как оказались документы, связанные с историей "Коллекции Кенигса", в Москве?"

В 1945 г. материалы ряда архивов, находившихся в Дрездене, как говорится в сопроводительной записке ГМИИ к передаваемым в Особый архив в феврале 1976 г. документам, вместе с художественными ценностями были привезены в Москву и поступили в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

* * *

При подготовке данной публикации о "Коллекции Кенигса" по научно-справочным картотекам ЦХИДК были наведены справки о Кенигсе и ван Бенингене.

Оказалось, что тот и другой упоминаются в документах фонда № 7 "2-е Бюро Генерального штаба Франции, г. Париж", хранящегося в ЦХИДК в виде микрофильма16.

Ван Бенинген, как говорится в донесении из Алжира от 13 января 1927 г., официально представляет интересы Гамбургского общества "Дейчес Колен Депо" в Алжире17.

Кенигс, как значится в донесениях от 23 апреля, 7, 10 мая 1940 г., является одним из администраторов банка "Родиус-Кенигс Хавделмаатшаппи" в Амстердаме и занимается разведывательной деятельностью в пользу Германии .

Примечания

  1. "Совершенно секретно", № 11, 1993, с. 21-22.
  2. ЦХИДК, ф. 1524, on. 2, д. 40, л.1-2. Перевод публикуемых документов с немецкого Н.Яковлевой.
  3. Там же, л. 3.
  4. Там же, л. 22.
  5. ЦХИДК, ф. 1524, on. 2, д. 40, л. 22.
  6. Там же.
  7. Там же, л. 39-129.
  8. Там же, л. 33.
  9. Там же, л. 24 и об.
  10. ЦХИДК, ф. 1524, on. 2, д. 40, л. 33.
  11. Там же, лл. 25-27, 28-31, 35, 36.
  12. Там же{ л. 37.
  13. Там же, л. 21.
  14. Missing Old Master Drawings from the Franz Koenigs Collection claimed by the State of The Netherlands Albert J.Elen SDU Publishers The Netherlands Office for Fine Arts. Haag, 1989.
  15. Там же, с. 19.
  16. Подлинные документы этого фонда были переданы Французской республике в мае 1994 г. Оригиналы французских документов были вывезены Советской Армией с территории освобожденной Чехословакии в 1945 г.
  17. ЦХИДК, мфм ф. 7, on. 1, д. 127, л. 445.
  18. Там же, д. 35, л. 206, д. 152, л. 36, 60.



Оглавление Следующая