В феврале 1976 г. Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК), бывший Центральный государственный архив СССР (Особый архив) принял на хранение из Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина (ГМИИ) несколько объемных папок с материалами "Миссии Линц" (Sonderauftrag Unz) о деятельности группы высокопоставленных особ, искусствоведов, антикваров, коммерсантов Германии по созданию так называемого "Музея Фюрера" в Линце (Австрия). Среди этих документов списки произведений искусства, многочисленная переписка, отчеты, финансовые документы - платежные поручения, квитанции и т.д. До недавнего времени допуск к ним исследователей был закрыт. (Особый архив открыл читальный зал в 1992 г.) Эти документы практически оставались невостребованными. Следует, однако, упомянуть о запросе Главного архивного управления от 19 декабря 1980 г. о наличии в ЦХИДК информации о "Миссии Линц". Но в то время документы о "Миссии Линц" были еще не разработаны и в Главархив было сообщено, что сведений о ней не обнаружено. В начале 90-х годов была начата работа с документами полученной из ГМИИ коллекции, итогом которой явилась статья о "Миссии Линц" в газете "Совершенно секретно"'. Информация, содержащаяся в материалах "Миссии Линц", может быть полезной историкам, искусствоведам, журналистам, которые занимаются проблемами культурных ценностей, перемещенных в годы второй мировой войны. Документы эти существенно дополняют опубликованные на Западе работы о гитлеровских коллекциях новыми сюжетами о том, как эти коллекции приобретались и что содержали. Касается это и Коллекции рисунков старых европейских мастеров германского банкира Франца Кенигса, переехавшего в Голландию. В фонде ЦХИДК № 1524 "Коллекция материалов, полученных из Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина", где сосредоточены документы "Миссии Линц", имеется папка розового цвета с написанным от руки названием на обложке "Sammlung Koenigs". Эта папка содержит 130 листов подлинных немецких и голландских документов с автографами авторов о купле-продаже "Коллекции Кенигса". Главными действующими лицами в процессе, судя по этим материалам, были доктор Лукас Г.Петерих, зять владельца Коллекции ван Бенингена, и профессор, доктор Ганс Поссе, директор Дрезденской галереи, который в 1939 г. был назначен особо уполномоченным по делам "Линца". А началось все с завтрака в Гааге. Как видно из довольно обстоятельной переписки из папки "Sammlung Koenigs", этот знаменательный завтрак профессора Поссе с доктором Петери-хом, являвшимся представителем и доверенным лицом ван Бенингена в контактах с Поссе по поводу продажи части коллекции рисунков для "Музея Фюрера" в Линце, состоялся летом 1940 г. В письме к Поссе от 5 августа 1940 г. Петерих сообщает о своем желании быть посредником между Поссе, официальным представителем фюрера, и своим тестем. Петерих пишет, что его устроили бы "небольшие комиссионные" в размере 1 % от стоимости сделки. Однако продажа рисунков может состояться, если будет сделано "хорошее предложение" и назначена "соответствующая" цена2. В приписке к этому письму Петерих ссылается на своего друга доктора Хюбнера, который посоветовал ему обратиться к советнику посольства Виккелю, сотрудничавшему с Поссе. Видимо, "друг", доктор Хюбнер, сыграл определенную роль в самом факте предложения Петериха о продаже Коллекции Гитлеру. Еще раз Петерих упоминает имя Хюбнера в своей телеграмме Поссе от 11 августа 1940 г. в связи с сообщением Хюбнера о возможной заинтересованности Поссе продажей собрания Кенигса3. Отметим также, что в процессе купли-продажи рисунков "Коллекции Кенигса", уже упомянутый Петерихом советник посольства Виккель был одним из действующих лиц немецкой стороны от начала и до конца этой истории. Возглавляя особый отдел по культурному обмену генерального комиссара особого назначения при рейхскомиссаре по занятым нидерландским областям, Виккель по роду своих обязанностей осуществлял технические контакты с доверенными лицами владельцев коллекций художественных ценностей. Основные решения сторон были приняты в октябре 1940 г. На этот месяц приходится шесть писем к Поссе, три из них Петериха, три Виккеля. Судя по содержанию писем, Петерих ведет себя очень активно. В письме к Поссе от 17 октября 1940 г. он пишет: "Мой тесть сказал мне: "Позаботься о том, чтобы дело было поскорее приведено в порядок. Ни я не хочу обманывать Фюрера, ни фюрер меня, и если профессор Поссе хочет иметь на пару рисунков больше, ты можешь их ему спокойно дать"4. И далее: "Разбазаривать коллекцию ты, конечно, не должен, чтобы не обидеть Музей Бойманса. Но если дело осуществится, тогда я хотел бы, чтобы оно осуществилось скорее"5. В этом же письме Петерих пишет, что он дал оценить коллекцию эксперту, тайному советнику "Ф" (так в письме - Т.В.) и он оценил ее в 1,5 миллиона флоринов6. Рисунки, о которых идет речь, были предварительно отобраны Поссе. В его распоряжении имелись списки рисунков, входивших в коллекцию. Они также хранятся в ЦХИДК. Около каждого названия рисунка карандашом проставлена цена. По каждому разделу подведена общая сумма во флоринах7. Приоритет при выборе рисунков отдавался рисункам немецких, французских, нидерландских и итальянских художников. Дело в том, что коллекция рисунков банкира Франца Кенигса была приобретена Д. ван Бенингеном и хранилась в Музее Бойманса в Роттердаме. Часть ее должна была перейти в собственность музея, как об этом упоминает Петерих. В связи с этим в переписке фигурирует доктор Ханнема, директор Музея Бойманса. В письме Петериха к Поссе от 19 октября 1940 г. говорится, что предлагаемые к продаже рисунки отобраны им вместе с Ханнема и оценены тайным советником "ф"8. Что же предлагал доктор Петерих, которому, по его словам из письма к советнику посольства Виккелю от 17 октября 1940 г., его тесть, ван Бенинген, дал полную доверенность на все, и он, в свою очередь, чувствует большую ответственность, чтобы не продать дешево9. Из 2300 рисунков предлагались рисунки старых немецких мастеров до 1800 г. на сумму 490 000 флоринов, немецких художников после 1800 г. - на 40 000, французских - 510 000, нидерландских и итальянских - 460 000. Всего на сумму 1,5 миллиона флоринов10. После обмена письмами с Виккелем (письма Виккеля к Поссе от 17, 19, 26 октября 1940 г.) и Петерихом (письмо Петериха к Поссе от 24 октября 1940 г.)11, дополнительными списками, каталогами и репродукциями Поссе решил еще раз оценить отобранные рисунки. Для этих целей он привлек экспертов известной лейпцигской антикварной фирмы "Бернер". В хранящемся в ЦХИДК письме представителя этой фирмы Транчолда к Поссе от 29 ноября 1940 г. говорится об этом12. К сожалению о результатах оценки ничего не сказано. Сколько же рисунков было куплено? В документе, наброске карандашом, хранящемся в ЦХИДК, обозначена цифра 538:
немецких авторов - 305, французских - 66, нидерландских - 48, итальянских - 11913.
На этих сведениях заканчивается история "Коллекции Франца Кенигса", по документам ЦХИДК.
Однако в изданном голландским департаментом изобразительных искусств каталоге А.Элена "Утраченные рисунки старых мастеров" (Гаага, 1989 г.)14 опубликованы немецкие документы о завершении этой истории. Это - подписанная Виккелем доверенность представителю немецкой стороны А.Е.Зиппелю на получение в Музее Бойманса четырех коробок, предназначенных для Государственной картинной галереи в Дрездене, от 4 марта 1941 г.; документ Музея Бойманса, подтверждающий получение Зиппелем коробок с частью "Коллекции Кенигса" из Музея Бойманса, от 5 марта 1941 г. и письмо директора Дрезденской галереи доктора Ганса Поссе директору Музея Бойманса доктору Дирку Ханнема от 26 мая 1941 г. с выражением благодарности за содействие в порученном ему деле. "После того, как приобретенная нами часть рисунков "Коллекции Кенигса" из собственности господина ван Бенингена прибыла в Дрезден и была принята на этих днях в присутствии господина Петериха, - пишет Поссе, - я не хотел бы упустить случай еще раз выразить свою горячую благодарность за Вашу любезность и дружеское содействие в выполнении моей задачи"15. Итак, рисунки из "Коллекции Франца Кенигса", купленные у ван Бенингена, поступили в Дрезденскую галерею в мае 1941 г. В декабре 1942 г. Поссе умер и был похоронен с высшими государственными почестями. Ответим еще на один вопрос: "Как оказались документы, связанные с историей "Коллекции Кенигса", в Москве?" В 1945 г. материалы ряда архивов, находившихся в Дрездене, как говорится в сопроводительной записке ГМИИ к передаваемым в Особый архив в феврале 1976 г. документам, вместе с художественными ценностями были привезены в Москву и поступили в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. При подготовке данной публикации о "Коллекции Кенигса" по научно-справочным картотекам ЦХИДК были наведены справки о Кенигсе и ван Бенингене. Оказалось, что тот и другой упоминаются в документах фонда № 7 "2-е Бюро Генерального штаба Франции, г. Париж", хранящегося в ЦХИДК в виде микрофильма16. Ван Бенинген, как говорится в донесении из Алжира от 13 января 1927 г., официально представляет интересы Гамбургского общества "Дейчес Колен Депо" в Алжире17. Кенигс, как значится в донесениях от 23 апреля, 7, 10 мая 1940 г., является одним из администраторов банка "Родиус-Кенигс Хавделмаатшаппи" в Амстердаме и занимается разведывательной деятельностью в пользу Германии .
|