Оглавление Следующая
ПРОДАЖА КОЛЛЕКЦИИ ГИТЛЕРУ

В 1938 г., во время посещения музеев Флоренции, Гитлеру пришла в голову идея создания собственного музея, "собственного" в том смысле, что он сам, на основе своих художественных вкусов, сформирует коллекцию, финансирует ее приобретение из своих личных средств, построит здание музея и подарит его германскому народу.

Местоположение музея было выбрано в г.Линце (Австрия), где Гитлер провел свои юношеские годы. В Линце планировалось построить "Центр европейского искусства", одним из составляющих которого должен быть "фюрер музей". В "Тысячелетнем Третьем Рейхе" Гитлер планировал создать пять "государственных" ("Reichs") городов: Берлин, Нюренберг, Гамбург, Мюнхен и Линц. Линцу предназначалось стать центром искусства.

Организация по формированию музея получила название "Специальная Миссия Линц" (Sonderauftrag Unz). Деньги на приобретение произведений искусства в виде "Культурного Фонда" (Kulturfonds, Sonderfonds L) Гитлер поместил в родовой банк Кенигса "Delbruck, Schickler & Cie., Berlin". (Следовательно, Ф.Кенигс обогащался всякий раз, когда банк оформлял перевод денег.)

20 июня 1939 г. Гитлер назначил директора Дрезденской галереи д-ра Ганса Поссе по совместительству и руководителем "Проекта Линца".

Слух о том, что в Германии, в дополнение к существующим коллекционерам и. музеям, появился еще один проект, подкрепленный большими денежными ресурсами, быстро распространился среди европейских антикваров, которые предвкушали увеличение своих заработков, несмотря на военные действия, концлагеря и прочие посторонние им события.

Этот слух не мог не дойти до ушей голландца ван Бенингена, поскольку он был коллекционером и деловым человеком. Как вспоминал впоследствии один из членов семьи ван Бенингена (газ. "Пароол", 20.05.95), "ван Бенинген... купил знаменитую Коллекцию Кенигса с тем, чтобы впоследствии продать ее. Он все время что-то покупал и перепродавал. Таким образом, пришел и черед Коллекции. Кроме всего прочего, он не был в восторге от этих рисунков". Последнее замечание о том, что ван Бенингену эти рисунки лично не нравились и, следовательно, он их купил без всякого "альтруизма", но с целью извлечения денежной выгоды, подтверждается и заявлением зятя ван Бенингена, Л.Петериха, который станет главным персонажем в операции по продаже рисунков Гитлеру.

По поводу мотивов, которыми руководствовался ван Бенинген при продаже "Коллекции Кенигса" Гитлеру, опубликовано множество фантазий и в голландской, и в российской прессе. Лейтмотив многих публикаций - уверенность в том, что продажа была насильственной. Ибо Гитлер - это Гитлер, принуждающий продавать задешево, если не отнимать даром, да еще и убивающий впридачу.

К счастью историков, в российском архиве находится оригинальная переписка между представителем ван Бенингена и представителем Гитлера по поводу продажи "Коллекции Кенигса" в "Музей Фюрера". Эти документы показывают, что не Гитлер первым предложил приобрести рисунки, но, наоборот, инициатором продажи выступил владелец рисунков, потративший затем много энергии, чтобы "всучить" Гитлеру эту Коллекцию по своей цене.

Первый документ, датированный 5 августом 1940 г., - письмо зятя ван Бенингена, Л.Петериха к Г.Поссе, представителю фюрера. Письмо написано через три месяца после вторжения в Голландию гитлеровцев, однако Петерих не проявляет никакого неудобства в общении с "вражеским оккупантом". Впрочем, о каком "неудобстве" может идти речь, если и сам Петерих также являлся гражданином Германии, женившимся на голландке и проживавшим то в Голландии, то в Германии.

Петерих без обиняков сообщает Г.Поссе, что он делает предложение купить потому, что "со всех сторон слышал, что сегодня в Германии в состоянии предложить за такие действительно ценные и неповторимые вещи соответствующую цену" и надеется, что Г.Поссе заинтересует это предложение. Петерих напоминает Поссе, что еще при первой встрече в Гааге (вероятно, между 26 июня и 5 июля) тот сказал Петериху, что "Фюрер в весьма щедром объеме предоставляет средства, чтобы собрать некую коллекцию произведений искусства для немецкого народа".

В телеграмме от 11 августа 1940 г. есть свидетельство, что Поссе - Гитлер "возможно заинтересовались продажей "Коллекции Кенигса".

10 октября 1940 г. Г.Поссе сообщает М.Борману, что "Фюрер в принципе согласился с приобретением. Цена "Коллекции Кенигса", что продается сейчас, - 1 500 000 гульденов". Эта фраза свидетельствует, что Гитлера пришлось уговаривать купить Коллекцию и что цена была определена самим хозяином, но не под давлением.

В письме 17 октября 1940 г. Петерих пишет Поссе: "Мой тесть сказал мне: "Позаботься о том, чтобы дело было поскорее приведено в порядок... Я хотел бы Вам предложить, чтобы Вы уже сейчас направили соответствующее ходатайство о получении этой суммы, а потом, когда приедете сюда, получите в качестве залога то, что я Вам предложил". (Деньги, видимо, были нужны голландцу позарез и побыстрей.)

19 октября 1940 г. Петерих напоминает Поссе о том, что тот обещал после проверки "предложить для покупки Фюреру". Опять свидетельство, что Гитлера нужно было еще уговаривать согласиться на покупку. Петерих даже впадает в пессимизм, опасаясь, что Гитлер вообще может передумать покупать: "Вы поймете мое положение, потому что я теперь не знаю, что я должен сказать... своему тестю, и если, может быть, все-таки интереса не будет, то я делаю напрасную работу и... наживаю себе врагов".

Переписка зятя ван Бенингена с представителем Гитлера доказывает, что ни о каком принуждении со стороны германских оккупантов и речи не могло быть. Вся интонация переписки вполне "партнерская". Словами ван Бенингена: "Ни я не хочу обманывать Фюрера, ни Фюрер меня, и если профессор Поссе хочет иметь на пару рисунков больше, ты можешь их ему спокойно дать... Тебе тоже не надо быть мелочным".

"Обмана Фюрера" быть не могло и потому, что к оценке "Коллекции Кенигса" был привлечен некто, которого Л.Петерих в своей переписке называет "Тайный советник "Ф" ("F'). Вероятнее всего, под этим инициалом скрывается имя профессора Макса Фридлендера (Мах J.Friedlander). Знаменитый знаток искусств и бывший директор Кайзер Фридрих Музея, немецкий еврей Фридлендер в 1938 г. пытался эмигрировать в Швейцарию из нацистской Германии, однако Швейцария не захотела принять его. М.Фридлендер вместе со своим протеже Виталием Блохом (русским эмигрантом) в 1938 г. переехали на жительство в Голландию. В качестве "платы за въезд" Фридлен-дер передал Голландии весь свой архив и библиотеку.

После вторжения вермахта в Голландию был издан закон об аресте всех германских евреев, переехавших в Голландию после 1933 г. 71-летний Фридлендер и Блох были арестованы и отправлены в концлагерь Оснабрук. Однако вскоре, по распоряжению Геринга, они были освобождены.

М.Фридлендер и В.Блох помогали немецким нацистам скупать в Голландии произведения искусства и оценивали их. В 1942 г., когда всем голландским евреям предписано было носить "желтую еврейскую звезду", Фридлендера и Блоха освободили от этого, вручив им звание "почетные арийцы". Впоследствии после освобождения Голландии В.Блоху пришлось много потрудиться в доказательствах того, что он по принуждению помогал оккупантам.

Именно Блох (которого, кстати, хорошо знал Игорь Грабарь) рекомендовал Г.Герингу купить картину Вермеера, впоследствии оказавшейся фальшивой.

В 1973 г. бывший директор Музея Бойманса Дирк Ханнема опубликовал свою автобиографию, в которой этот голландский нацист пытался реабилитировать себя за свой коллаборационизм. По поводу продажи ван Бенингеном "Коллекции Кенигса" Гитлеру Ханнема заявил, что он "несколько месяцев тяжело боролся с представителями германских музеев, которые хотели купить всю коллекцию целиком". Однако нет никаких данных о том, что Поссе хотел купить для Гитлера все рисунки. Хотя и нельзя исключить, что сам собиратель Ф.Кенигс хотел бы видеть всю свою Коллекцию на родине, в Германии, и провоцировал разговоры на эту тему и в Голландии, и в самой Германии, возможно, с самим Поссе или с Гитлером.

Д.Ханнема "раскрывает" мотивы решения ван Бенингена продать "Коллекцию Кенигса": якобы ван Бенингену нужны были деньги на покупку американской коллекции Кука из Ричмонда (США). Эта версия повторяется многочисленными публицистами как серьезная. Но ван Бенингену в этот период деньги были нужны для другого подвига.

Имя ван Бенингена вошло в историю европейской и мировой культуры не в связи с покупкой рисунков "Коллекции Кенигса - Крамарского". Но потому, что он стал главным потребителем самых знаменитых фальшивок и главным борцом против правды в искусстве.

История "Коллекции Кенигса" совпала с перепитиями самого громкого скандала в истории европейского искусства, когда ведущие мировые авторитеты в европейском искусствоведении "попались на удочку" самого гениального изготовителя фальшивок в истории искусств - голландца ван Меегерена (van Meegeren).

Скандал начался после разгрома Германии в 1945 г. Среди ииущества Геринга американскими военными была обнаружена картина Вермеера "Христос и грешница". Расследование происхождения картины привело, через имена известных голландских антикваров, включая А.Мид-ля, к человеку по фамилии ван Меегерен. Ван Меегерена обвинили в "экономическом коллаборационизме" с оккупантами за продажу "врагу" шедевра голландского искусства.

29 мая 1945 г. ван Меегерен был арестован голландской полицией. А 12 июля ван Меегерен выкрикнул в суде: "Дураки! Вы такие же дураки, как и остальные! Я не продал врагу национальных шедевров - я написал их сам!". Однако ван Меегерен не остановился на разоблачении только одной картины, принадлежавшей Герингу. Он заявил, что написал и много других, купленных и голландским государством, и Музеем Бойманса. Но самым масштабным покупателем, купившим наибольшее число фальшивок, был ван Бенинген.

Ван Бенинген купил первую фальшивку ван Меегерена в 1939 г. (за 220 000 гульд.), вторую и третью в 1941 г. (за 475 000 и 1 600 000 гульд.). Итого ван Бенинген потратил на фальшивки 2 395 000 гульденов, став мировым рекордсменом всех времен и народов в этой области соревнований.

Вот почему ему было нужно так много денег в 1941 г. он должен был только за фальшивых Вермееров выложить неслыханную сумму - более 2 миллионов гульденов. Даже Геринг, покупая в следующем году своего фальшивого В-ермеера за 1 650 000 гулвденов, не смог набрать такой суммы деньгами и выплатил иным, передав А.Мидлю около 200 картин других художников.

В конце концов не столь важно для нашего расследования, куда ван Бенинген потратил деньги, вырученные за "Коллекцию Кенигса - Крамарского". Однако во всех судебных процедурах западного правосудия важно выявить моральные устои обвиняемого. Поэтому приглашаются так называемые "свидетели характера".

Характер и мораль ван Бенингена проявились в его поведении после разоблачения ван Меегерена. Ван Бенинген, так же как и Д.Ханнема, были вызваны в суд для дачи показаний по поводу их покупок. Разумеется, каждый пытался выставить себя в наиболее выгодном свете.

Ван Бенинген начал свои показания со лжи. Он утверждал, что никогда не сомневался в своих покупках еще и потому, что находился под впечатлением позитивного заключения доктора Бредиуса (Bredius), сделанного якобы в 1937 г. Однако картины "Голова Христа" и "Христос в Эммаусе" не могли быть в 1937 г. одобрены Бредиусом, поскольку эти фальшивки в это время еще не были написаны.

Следующие поступки ван Бенингена характеризуют его как весьма решительного человека. Он предоставил все свои громадные денежные ресурсы, чтобы дискредитировать выводы экспертов о фальшивости Вермееров. Он даже предложил Музею Бойманса выкупить у них "Верме-ера", приобретенного музеем в 1937 г. по цене текущего года. Ван Бенинген нанял двух антикваров, которые за его деньги три года провели во Франции, Бельгии, Италии и Канаде, разыскивая свидетельство в пользу подлинности этих "Вермееров". Он предложил 500 000 долларов тому, кто сможет устроить выставку его "Вермееров" в США в качестве подлинных, и еще 50 000 долларов тому, кто сможет доказать, что ван Меегерен был не способен написать эти картины.

Наконец, ван Бенинген начал судебный процесс против известного бельгийского музейного эксперта Кореманса и "Комиссии Кореманса", обвиняя их в том, что своими разоблачениями фальшивых Вермееров они нанесли ему, ван Бенингену, ущерб на миллион долларов, ибо пострадала репутация его как коллекционера.

Заседание суда должно было состояться в Брюсселе в июне 1955 г., однако неожиданно ван Бенинген умер от разрыва сердца. Его наследники (не наш ли знакомый Лукас Петерих?) продолжили судебный процесс и после его смерти. Ван Бенинген проиграл процесс, и его продолжатели должны были оплатить все судебные издержки и ущерб эксперту.

Так закончился самый знаменитый скандал с фальшивками в мировой истории. Ван Бенинген показал себя человеком, который никогда не останавливался, защищая свои интересы.

Рисунки "Коллекции Кенигса" были лишь маленькой песчинкой в том океане произведений искусств, который носился по Европе во время второй мировой войны. Даже для наших персонажей рисунки Коллекции были мелочью. Чем же более серьезным занимались между собой эти лица?

Ф.Кенигс в 1938 г. купил у Г.Геринга две картины Ван Гога и одну Сезанна. Эти картины Геринг конфисковал как "дегенеративные" из Берлинской национальной галереи. Именно эти картины Ф.Кенигс продал затем Крамарскому, который вывез их в 1939 г. в США, где и перепродал. Кроме того, Ф.Кенигс продал Герингу через посредничество Мидля 19 картин, включая 9 полотен Рубенса.

Во время оккупации Ф.Кенигс соучаствовал в покупке Герингом 600 картин на сумму в 2 000 000 гульденов.

Рисунки "Коллекции Кенигса" были проданы им Крамарскому, от него перешли к ван Бенингену, который часть из них продал Гитлеру, а остаток подарил в Музей Бойманса.

Семейный банк Кенигса оформлял все покупки Гитлера для "Музея Фюрера", следовательно, Кенигс получал доход от всех покупок Гитлера.

Ван Бенинген продал Гитлеру не только рисунки Кенигса, но также в 1941 г. 18 картин, среди которых были работы Ватто, Гойи и других известных художников. Есть данные, что незадолго до 1941 г. ван Бенинген продал Гитлеру также и эскизы маслом Рубенса.

Г.Геринг вел дела с Ф.Кенигсом, с ван Бенингеном, с Музеем Бойманса, не только покупая, но и продавая им произведения искусства. В том числе и те, которые нацисты конфисковывали у своих жертв.

Результат германской оккупации для Голландии: голландские музеи, не потеряв ни одного экспоната, только увеличили свои коллекции.

3 декабря 1940 г. было достигнуто соглашение между ван Бенингеном и Гитлером через посредника Г.Поссе о формуле продажи "Коллекции Кенигса". Цена составила 1 400 000 гульденов. К сожалению, не сохранилось этого "окончательного документа-договора" о сделке и нет банковского счета оплаты покупки Гитлером (так утверждает ныне голландская сторона). Возможно, отсутствие документов не случайно, но преднамеренно. Возможно, сам ван Бенинген уничтожил или скрыл финансовые детали сделки.

Но есть прямое свидетельство, что продажа "Коллекции Кенигса" была лишь частью более обширной сделки ван Бенингена с Гитлером в то время. Например, Г.Поссе в письме к Reichschancellor Dr. H.H.Lammers, датируемом днем договоренности с ван Бенингеном (3 января 1940 г.), упоминает о том, что Гитлер еще не оплатил ван Бенингену 220 000 гульденов за предыдущую покупку у него серии картин, включающей масляный эскиз Рубенса. Л.Петерих в своем письме к Г.Поссе от 24 октября 1940 г. намекает о могущих возникнуть трудностях с оплатой: "Однако я не отрицаю, что с деньгами для Вас, как и для нас, могут быть большие трудности (возможно, также по банковским техническим причинам)".

Эти "трудности с оплатой" объясняются не нехваткой денег у Гитлера, но спецификой германской оккупации Голландии и, возможно, специальными требованиями ван Бенингена. Многие голландские продавцы настаивали на получении от немцев оплаты в специальных казначейских билетах Германии или других государств. Оплата в местной валюте для немцев была предпочтительнее, тем более что в таком случае сделка легализовывалась как "местная".

Голландия вскоре вошла в сферу немецкой марки и была упразднена "валютная граница" между Германией и Голландией. Границы остались лишь с Францией, Бельгией и другими странами. Голландский гульден был практически упразднен приравниванием его к немецкой марке. Антикварная торговля, как и любой экспорт-импорт между Голландией и Германией, тут же оживилась.

Продажа Гитлеру Коллекции пришлась на переломный период экономических взаимоотношений между Германией и Голландией, видимо, поэтому и возникли "технические сложности", и платеж за "Коллекцию Кенигса" был включен в более обширный счет тех же персонажей.

После продажи рисунков Гитлеру ван Бенинген подарил Музею Бойманса оставшиеся рисунки "Коллекции Кенигса" - около 2200. К этому дару он добавил еще четыре картины Босха и четыре картины Рубенса.


Оглавление Следующая