Оглавление Следующая
"КОЛЛЕКЦИЯ КЕНИГСА - КРАМАРСКОГО"

З.Крамарский хранил свое приобретение в Музее Бойманса вплоть до октября 1939 г., когда он потребовал от директора музея Д.Ханнема отправить ее в США, где надеялся ее продать. Это требование также свидетельствует, что второй владелец Коллекции не рассматривал "Коллекцию Кенигса" как "голландское культурное достояние", но лишь как свое личное имущество, имущество германского гражданина, временно проживающего в Голландии.

З.Крамарский действительно послал в США в ноябре 1939 г. часть собрания Кенигса, также перешедшую в его владение, - картину Сезанна и две картины Ван Гога, которые были проданы в Америке. (Любопытно отметить, что Голландия сегодня требует от России возвращения части "Коллекции Кенигса" - рисунков, но не требует от США возвращения другой части - картин. Это означает, что Голландия основывает свои претензии не на "значимости для национальной культуры", но только на игре в "жертву нацизма". Ибо единственная разница между двумя частями "Коллекции Кенигса" только в том, что одна их них побывала в собственности ван Бенингена и Гитлера, а другая - нет. Материальная стоимость "картинного собрания Кенигса - Крамарского" значительно превышала стоимость "собрания рисунков".)

Согласно легенде, директор Музея Бойманса Д.Ханнема, не желая расставаться с "Коллекцией Кенигса", стал подыскивать голландского покупателя и нашел его в лице ван Бенингена.

В апреле 1940 г. владельцем "Коллекции Кенигса - Крамарского" становится ван Бенинген, крупный голландский бизнесмен и коллекционер произведений искусств. Сумма, уплаченная им за Коллекцию, в разных источниках называется различная: 2 или 1 миллион гульденов (по сведениям, идущим от наследников Кенигса, реальная сумма была все-таки 1 миллион).

В любом случае ван Бенинген заплатил слишком малую цену за Коллекцию и знал это. В документах российского архива, которые мы рассмотрим ниже, есть информация, что сам ван Бенинген определял реальную стоимость собрания рисунков в 5,5 миллиона гульденов.

Так каким же "трюком" удалось ван Бенингену заставить опытного банкира Крамарского отдать свое имущество за бесценок? Зигфрид Крамарский, директор банка "Лиссер-Розенкранц", был германским евреем. Единственным евреем во всей компании персонажей, причастных к "Коллекции Кенигса".

Ф. Кенигс заложил свою Коллекцию в 1933 г., а к 1935 г. она стала собственностью "Еврейского банка Крамарского" (такова терминология официального голландского Каталога 1989 г., с. 14). Классический пример антисемитского сюжета: "Еврей-ростовщик овладевает имуществом немца, попавшего по наивности в сети еврейского паука-кровососа".

Что такое 1935 г. в "еврейской судьбе"? Гитлер уже два года канцлер Германии, поэтому всем очевидна антиеврейская политика Третьего Рейха, и "умные осторожные люди" уже начинают "на всякий случай" избегать деловых общений с евреями. Конечно, Ф.Кенигс и З.Крамарский проживают в Голландии, ще антиеврейские процедуры начнутся несколько позже. Однако и Кенигс и Крамарский - германские граждане, а будучи на немецкой государственной секретной службе и имея бизнес в Германии, Ф.Кенигс должен быть и более информирован и более осторожен.

Пока Крамарский владел "Коллекцией Кенигса", она была выставлена около 20 раз, из них несколько раз в Германии. Например, в 1938 г. проходит выставка в Мюнхене - "столице Движения национал-социализма". Но Коллекция принадлежит немецкому еврею, находится в Германии на выставке, а еще 26 апреля 1938 г. в Германии издан закон "О взятии на учет всей еврейской собственности". Уже в 1937 г. в Германии взят под нацистский контроль весь еврейский бизнес.

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. происходит еврейский погром - "Хрустальная ночь".

Персональная выставка "Коллекции Кенигса" с печатным каталогом в родном городе Кенигса Кельне проходит в 1939 г., а еще в апреле того же года в Германии издан закон "О конфискации всех ценностей, принадлежащих евреям". Скрыть тот факт, что "Коллекция Кенигса" принадлежит уже не собирателю, но немецкому еврею, в Кельне невозможно хотя бы потому, что оформление страховки для временной выставки и для транспортировки обязательно выявит имя действительного владельца. А у владельца З.Крамарского в его германском паспорте, согласно закону, с октября 1938 г. должен стоять штамп "J" ("еврей").

Интересно, был ли тайный смысл в поступке германского секретного агента Ф.Кенигса, заложившего Коллекцию в "Еврейский банк"? Может быть, была надежда, что и без выплаты долга у "еврейского банкира" удастся выбить обратно свою Коллекцию через политическое антисемитское давление? Деловые люди всегда имеют несколько вариантов прогнозирования будущего. А Кенигс мог иметь и секретную информацию о будущих планах нацистов.

Возможно, что полной продажи Коллекции Крамарскому вообще не было, и Ф.Кенигс, сохраняя частичные права на Коллекцию, мог выставлять рисунки, не указывая имя "дополнительного владельца"? Возможно также, что между З.Крамарским и Ф.Кенигсом были гораздо более сложные деловые и личные взаимоотношения, чем кажется поверхностным наблюдателям. Неизвестно, например, был ли погашен долг Кенигса Крамарскому после того, как рисунки "Коллекции Кенигса" перешли в собственность Крамарского? И если между ними прекратились "долговые-закладные" взаимоотношения, то почему у Крамарского оказались три картины Сезанна и ван Гога, которые Кенигс купил только в 1938 г.?

Как же происходила продажа "Коллекции Кенигса - Крамарского" новому владельцу - ван Бенингену? По легенде, напечатанной в "Официальном голландском каталоге 1989 г." (с. 14), ван Бенинген руководствовался "альтруизмом". Но "альтруизмом" к кому? К голландскому музею или к германскому еврею? Что такое "альтруизм" с точки зрения правительственного Каталога 1989 г.? Ограбить еврея в пользу Голландии?

Припоминаю историю покупки картины Вермеера Гитлером у австрийского графа Чернина. Тогда начальник австрийских музеев для предотвращения вывоза этой картины из Австрии предлагал продать одну еврейскую коллекцию, только что конфискованную нацистами. Здесь явно проявлялся альтруизм к Австрии за счет насилия над чехословацким евреем. Так и поступок ван Бенингена есть "альтруизм" точно такого же сорта.

Многие богатые антиквариатом голландские евреи, разумеется, приняли меры предосторожности для спасения своего имущества, в ожидании германского вторжения. Так, ювелиры-огранщики (Амстердам является мировым центром по огранке алмазов евреями еще со средних веков) переправили в США все свои запасы бриллиантов.

Зигфрид Крамарский отправил в США картины "Коллекции Кенигса" - Ван Гога и Сезанна, - которые также достались ему в качестве залога. Известно, что З.Крамарский планировал уехать из Голландии только весной 1940 г. и зарезервировал место на пароходе, отправлявшемся в голландскую "Ост Индию". В октябре 1939 г.

Крамарский потребовал от Музея Бойманса отдать ему рисунки "Коллекции Кенигса" для переправки их в США, но директор Музея Д.Хан-нема не хотел их отдавать.

11 ноября 1939 г. Крамарскому позвонил по телефону друг из Германии и сообщил, что германское вторжение в Голландию начнется на следующий день. Крамарский со своей семьей немедленно выехал из Голландии поездом в Лиссабон, оттуда в Америку. (Вторжение вермахта в тот раз, однако, было перенесено.) Поскольку США отказали ему в визе как германскому гражданину, то Крамарский поселился в Канаде.

Ван Бенинген стал хозяином "Коллекции Кенигса - Крамарского" в апреле 1940 г., коща владельца Крамарского уже полгода не было в Голландии. Беглец-еврей не имел никаких шансов торговаться за свое имущество, оставленное в Голландии. Крамарский как разумный человек вообще не хотел продавать в Голландии эту свою собственность, легко транспортируемую куда угодно. Директор Музея Бойманса, известный своими нацистскими убеждениями, Дирк Ханнема, просто не отдал убегающему еврею его имущество.

У Крамарского не оставалось времени на борьбу за свою собственность с Музеем Бойманса. Слишком велик был риск оказаться вместе с семьей в лапах гитлеровцев. Вспомним, что именно в эти дни, предшествовавшие немецкой оккупации, около 200 немецких евреев, проживавших тогда в Голландии, совершили самоубийство, будучи не в силах вынести ожидание неминуемого.

Голландец ван Бенинген смог купить, да еще и задешево, "Коллекцию Кенигса" у еврейского беглеца Крамарского, только шантажируя его неминуемым и скорым вторжением германского вермахта в Голландию. Оно произошло через 6 недель.

Ван Бенинген задешево купил у Крамарского "Коллекцию Кенигса", другой бизнесмен - Алоис Мидль (Alois Miedl) пытался выкупить у Крамарского и его банк "Лиссер и Розенкранц".

Сам Ф.Кенигс был в какой-то мере связан с операцией по ликвидации имущества беглого еврея. Ибо вместе с бумагами банка "Лиссер и Розенкранц" к А.Мидлю переходила и еще одна часть собрания Кенигса - 19 картин старых мастеров, включавшая не менее 9 полотен Рубенса. Эта часть "Коллекции Кенигса" была перепродана впоследствии Герману Герингу.

Ф.Кенигс помог А.Мидлю и Г.Герингу в операции по прикарманиванию имущества другого еврейского беглеца - антиквара Гудстиккера (J.Goudstikker). В этой сделке Герман Геринг, вложивший свою долю (2 миллиона гульденов), получил 600 картин, включая 9 полотен Рубенса, картины Кранаха и Мемлинка. На Нюренбергском трибунале Г.Геринг уверял, что купил чрезвычайно дешево, поскольку вещи стоят никак не менее 5 миллионов.

Ф.Кенигс, по-видимому, имел какое-то отношение и к покупке ван Бенингеном у Крамарского рисунков "Коллекции Кенигса". Как сказано в официальном Каталоге 1989 г., "благодаря решительному сотрудничеству ван Бенингена, Коллекция смогла быть сохраненной от вывоза заграницу и распродажи там. Не только Музей Бойманса, но и Ф.Кенигс был возмущен этим альтруистическим вмешательством ван Бенингена. Ф.Кенигс, повинуясь своему чувству, тут же подарил музею два редких рисунка Карпаччио из своей "Второй Коллекции".

Зная, кем был в действительности Ф.Кенигс, его поступок в период германского вторжения нужно истолковывать не "чувством к Голландии", но некими другими соображениями. Возможно, Ф.Кенигс также получил от покупки ван Бенингена какую-то выгоду, выражавшуюся, возможно, в деньгах или хотя бы в избавлении от психологической зависимости от "еврейского банкира" Крамарского. Можно предположить, что Ф.Кенигс был рад, что его Коллекция не увезена в США, надеялся на то, что "Коллекция Кенигса" в конце концов поедет на его родину - в Германию. Так это и случилось после продажи ее Гитлеру.

Принимал ли Ф.Кенигс участие и в продаже Коллекции Гитлеру? Во всяком случае, как "банкир Гитлера" Ф.Кенигс получил свои комиссионные за посредничество в оформлении сделки.

Предвидя, что голландский Музей Бойманса будет вскоре лишен этой Коллекции, Ф.Кенигс и сделал свой "прощальный подарок" Голландии.

Франц Кенигс умер в Германии, неподалеку от своего родового гнезда близ Кельна 6 мая 1941 г., на следующий день после прибытия рисунков из "Коллекции Кенигса" в Дрезденскую галерею. "Вторая Коллекция" Кенигса всю войну пребывала в Германии в берлинской квартире Ф.Кенигса.

Перед германским вторжением в Голландии проживало 113 000 евреев. Из них 104 000 погибло от рук гитлеровцев.

Все ловкие бизнесмены использовали панику евреев перед германским вторжением в Голландию и постарались выкупить у них задешево, шантажируя их угрозой нацистской конфискации.

Именно на такую сообразительность голландских бизнесменов и рассчитывали германские агенты по закупке произведений искусств типа Мюльмана и Поссе, прибывшие в Голландию сразу же после вторжения. Без "сообразительных голландцев" многие шедевры были бы вывезены евреями-владельцами в США.

Голландия получила право на "Коллекцию Кенигса" только тогда, когда ее купил голландский гражданин ван Бенинген. Это право получено аморальным шантажом и угрозами с помощью голландских и немецких нацистов.

Так есть ли сегодня у Голландии права на Коллекцию?

По всем стандартам мировой юриспруденции такого рода принудительные сделки квалифицируются как "КАБАЛЬНЫЕ", "НИЧТОЖНЫЕ", "НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ". Согласно юридическим словарям, сделка такого рода может быть расценена как "сделка, которая может быть признана недействительной не только по требованию контрагента, но любого другого заинтересованного лица или суда. Ничтожная сделка признается недействительной со дня ее заключения. Она не создает правовых последствий, на которые была направлена воля сторон, совершавших эту сделку". Или: "Сделка, которую гражданин вынужден был совершить под влиянием... угрозы или вследствие стечения тяжелых обстоятельств, на крайне невыгодных для себя условиях".

Таким образом, Нидерландское государство не получило юридического права на "Коллекцию двух немецких граждан Кенигса - Крамарского", поскольку недействительны права голландского гражданина ван Бенингена на правомочность покупки.

И окончательно голландские даже гипотетические права были утрачены после продажи Коллекции Гитлеру.


Оглавление Следующая