Оглавление Следующая
НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ И АНТИКВАРИАТ

Искусство всегда волновало Гитлера и других руководителей Третьего Рейха, тем более что культура была признана важнейшим аспектом германизма. Однако до 1937 г. никаких репрессий против неугодной национал-социализму культуры не проводилось, хотя печатных выпадов против "культуры жидо-большевизма" было предостаточно.

С 1937 г. началась чистка германских музеев от модернистских "извращений", было конфисковано около 16 500 произведений авангардистов. Затем была устроена знаменитая выставка "Дегенеративное искусство", перемещавшаяся по многим городам Германии и Австрии. Эта выставка привлекла внимание интеллектуалов всего мира, ее смотрело более трех миллионов человек. Впервые модерное искусство увидели массы людей, а до этого оно было уделом лишь группки эстетов.

Конфискованные из германских музеев творения модернистов и стали первым звеном "проблемы перемещенного искусства", которая встала после войны в 1945 г. и продолжается до сего времени. Отнятые у собственных германских музеев произведения искусства были частично проданы за границу, частично обменены на образцы классического искусства, некоторые попали в личные коллекции нацистских вождей, ценивших модерн, но запрещавших любить их прочему народу. Весьма малая часть самых малоценных работ была публично сожжена нацистами для назидания публики, как сожгли когда-то и малоценные издания неких "еврейско-большевистских литераторов".

В июне 1939 г. в Швейцарии в "Галерее Фишер" был организован публичный аукцион конфискованных шедевров европейского авангарда, и многое было куплено мировыми музеями и частными коллекционерами. Вся выручка шла Третьему Рейху.

Надо уточнить послевоенную судьбу этих шедевров. Поскольку победители-союзники в 1945 г. не позаботились объявить недействительными все конфискации из германских музеев "дегенеративного искусства", а все денежные расчеты происходили в негерманской валюте, то все покупки этого товара из рук нацистов остались законными и по сей день. (Таков "двойной стандарт" победителей по отношению к тому, что нацисты продали, и к тому, что купили.)

Таким образом получилось, что наиболее пострадавшими от эстетики германского национал-социализма европейскими музеями стали германские музеи, лишившиеся практически всех памятников модернистского искусства конца XIX-начала XX веков. Зато германский нацизм принес прибыль музеям Западной Европы и США, которые скупали по дешевке шедевры Пикассо, Ван Гога и других художников, которые сегодня являются самыми дорогими из всей истории человечества.

Немецкие евреи, выезжавшие из Германии до 1939 г., могли беспрепятственно вывозить все свое домашнее имущество, включая произведения искусства. Поскольку половина германских евреев благополучно эмигрировала из Германии, практически все еврейские коллекции были вывезены самими хозяевами или проданы перед отъездом.

Сегодня, спустя полвека после войны, забывается, что перемещение культурных ценностей из всех европейских стран в Германию началось не в связи с военными действиями и насильственными акциями нацистов, но совершенно по другим причинам и задолго до войны.

Как только немецкий народ доверил свою судьбу канцлеру Гитлеру в 1933 г., тот быстро привел германскую экономику к расцвету, и немцы стали богатеть. Многие немцы, нацисты и ненацисты, активно коллекционировали произведения искусства, не обращая внимания на политическую ситуацию. В богатую культурную страну всегда стекаются произведения искусства, и в гитлеровскую Германию хлынули памятники со всего мира.

Многие вожди национал-социализма были заядлыми любителями прекрасного и не жалели денег на приобретение шедевров. Даже главные вожди нацизма, как А.Гитлер и Г.Геринг, квалифицировались всем миром как "респектабельные господа". Все покупки Г.Геринга или А.Гитлера были законными, и продавцы не оставались внакладе. Добавим, что оба вождя были одержимы собирательством, и две самые грандиозные частные коллекции Третьего Рейха были предназначены в дар германскому народу.

Только после войны мир переименовал прежних "глав культурных государств" в "извергов рода человеческого" и объявил все германское коллекционирование "преступным ограблением невинных жертв гитлеризма".

До войны же, пока германские солдаты еще не пришли во Францию или в Голландию, французские и голландские антиквары привозили в Германию свой товар и навязывали тем покупателям, кого после войны стали называть "нацистскими насильниками".

Гитлер лелеял идею возвращения в Германию всех памятников германской культуры всех времен, которые покинули Германию в течение последних четырех столетий. Директор Берлинского музея О.Кюммель по поручению Геббельса задолго до начала войны объездил со своими сотрудниками всю Европу и составил "Меморандум и список произведений искусства, украденных французами из Рейнской области в 1794 году". Затем германские музейщики подготовили еще более капитальное исследование "Список произведений искусства и ценных предметов, которые ушли из Германии, начиная с 1500 года и стали иностранной собственностью вне зависимости от законности или незаконности приобретения". В списке перечислялись картины, скульптуры, декоративное искусство, книги, рукописи, карты, музыкальные инструменты, архивы, военные трофеи, оружие и многое другое.

Однако никаких практических акций по выполнению этих "списков" германские оккупанты не осуществляли, отложив это "окончательное решение судьбы зарубежных германских памятников" до "окончательной победы над всеми врагами Третьего Рейха". Однако и тогда немцы не планировали грабеж западноевропейских стран, предполагались всевозможные формы обмена, покупки, компенсации.

Совершенно иначе произошло знакомство славян с германским "культурным национал-социализмом".


Оглавление Следующая