Оглавление Следующая
ПОДГОТОВКА ЕВРОПЕЙСКИХ МУЗЕЕВ К ВОЙНЕ

Цивилизованный человек всегда ответствен за культурное имущество своей Родины. Поэтому и музейщики Европы обратили внимание на особенности первой мировой войны относительно всех предыдущих. Главное отличие заключалось в использовании оружия массового поражения. Было замечено, что наибольшие разрушения причинили дальнобойные снаряды и авиационные бомбы.

Уже в 1929 г. голландский министр просвещения заказал исследования по выработке новых планов защиты национальных музейных коллекций. В 1933 г. был создан британский комитет для обсуждения проблем защиты от воздушного нападения.

Европейские музейщики внимательно следили за развитием гражданской войны в Испании после падения Мадрида в 1936 г. Фотографии музея Прадо с выбитыми стеклами и Эскуриала с развороченной крышей послужили сигналом к немедленным действиям.

Уже в 1937 г. были составлены списки важнейших произведений искусства во всех французских музеях, подлежащих немедленной эвакуации. В поисках убежищ были обследованы во всех провинциях замки, пещеры и штольни.

Разработаны программы вывоза французских шедевров в Англию на случай тотальной военной катастрофы. После чехословацкого кризиса 1938 г. французская "Служба архитектурных исторических монументов" начала заготавливать мешки с песком и стройматериалы. Только для картин Лувра было изготовлено 2000 специальных ящиков.

Во всех старинных витражах церквей Северной Франции твердая цементная замазка была сменена на мягкую для быстрого демонтажа витражей.

Британский музей начал подготовку к войне в 1938 г. Дирекция лондонской Национальной галереи вытренировала персонал так, что весь музей мог быть очищен от картин в семь минут. После "Мюнхена" все европейские музеи фактически "начали свою войну", они приступили к эвакуации экспонатов, не дожидаясь пушечной стрельбы.

Испанская гражданская война закончилась в 1939 г. Пока она длилась, шедевры музея Прадо несколько раз меняли убежища. Последнее находилось почти на границе с Францией, и когда вокруг стали рваться бомбы, испанские музейщики обратились за международной помощью. Был организован "Международный комитет по спасению испанских культурных ценностей", и в течение 24 часов были собраны деньги от частных американских и европейских коллекционеров. Испанские шедевры перевезли во Францию, затем в Швейцарию. В Женеве была открыта выставка шедевров, которые обычно не покидали своей родины.

22 августа 1939 г. был подписан германо-советский Пакт о ненападении, и уже на следующий день закрылась Национальная галерея в Лондоне. 24 августа вывезли все экспонаты из лондонской Тэйт Галлери и в тот же день из Лондона вывезли все национальные и коронные сокровища. Поезд с шедеврами шел с минимально возможной скоростью 10 миль в час, чтобы свести вибрацию к минимуму. Узнав об эвакуации лондонских музеев, голландские музеи последовали их примеру. Парижские музеи закрыли свои двери после полудня, в пятницу, 25 августа 1939 г. К моменту начала войны с Германией 3 сентября 1939 г. все европейские музейные коллекции были уже спрятаны в убежищах.

Вот так поступают цивилизованные европейцы!

В СССР защита культурной собственности накануне войны игнорировалась. Эвакуация Третьяковской галереи началась лишь тогда, когда Москву уже бомбили, и на вывоз дали лишь 9 дней. На вывоз Новгородского музея дали всего 9 часов. Никаких убежищ заблаговременно не готовили, музейщики вообще не знали, куда везут экспонаты.

Начальник эшелона, на котором отправлялись экспонаты всех московских музеев, директор Третьяковки А.Замошкин, только за Уралом вскрыл пакет, в котором было названо место - Новосибирск.

Европейцы отправляли свои экспонаты во многих поездах и сверхмедленной скоростью, советское же руководство рисковало разом всем нашим редчайшим культурным наследием. Так, например, все шедевры Русского музея, отправленные одним составом, очутились в какой-то момент между двумя поездами с боеприпасами в тот момент, когда началась немецкая бомбежка.

Многие провинциальные музеи были просто брошены на милость наступающих германских войск, некоторые, как музей в Грозном, разграблены местным населением. Кстати, в последней чеченской войне 1994 г. музей в Грозном был опять разграблен.

Результатом такого отношения к культуре стали грандиозные потери России в войне с нацистами. Причем, они исчисляются не только утратой самих памятников культуры, но и музейной документации. Вот почему и сегодня, спустя 50 лет после войны, почти невозможно составить список русских потерь и предъявить его Германии с требованиями о компенсации. Европейские же музейщики всегда заботились о тщательной документации национального музейного имущества. Так, например, французы смогли уже во время немецкой оккупации составить списки всего французского имущества, вывезенного в Германию. Германские музейщики, в расчете на то, что победоносная германская армия поможет вернуть шедевры национальной культуры, составили список того, что было вывезено из Германии в течение последних 400 лет.

Все важные памятники германской цивилизации скопированы, микрофильмированы, систематизированы, и собрание этой информации помещено в глубокие подземные бункеры. В бункерах функционируют системы автономного питания и климатического контроля. В случае ядерной катастрофы германская культура не может быть уничтожена без следа.

А как обеспечило сохранность русского культурного достояния российское Министерство культуры?


Оглавление Следующая