Оглавление Следующая
ВОЕННЫЕ ТРОФЕИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ

История Европы изобилует завоевательскими походами против практически всех других стран на всех континентах. Отсюда - приток в Европу огромного количества трофейных ценностей.

Россия, не считая легендарных походов на Цареград киевских дружин, никогда не вела завоевательских войн против европейских стран. Немногие культурные трофеи, что имеются в ризницах древнейших русских соборов и в Оружейной палате, как-то: серебряные византийские сионы и "Корсунские врата" в новгородской св.Софии - вот и все, что Россия имеет трофейного от всех Многочисленных войн.

Начиная с XVIII в. русские музеи пополнялись преимущественно лишь путем законных покупок на антикварных рынках всего мира, что резко отличает их от величайших европейских музеев. Лишь в период второй мировой войны в ответ на массовые разрушения и грабеж русских культурных ценностей Советская Армия взяла в побежденной Германии некое количество культурных трофеев, призванных стать компенсацией за русские потери.

Список германского культурного имущества, предназначенного к вывозу в СССР, был составлен в 1942 г. ведущими русскими искусствоведами и включал в себя такие значительные комплексы, как Дрезденская галерея, Пергамский алтарь и прочие шедевры мировой культуры. Победа над Германией в 1945 г. предоставила России шанс составить из трофеев собрание мировых шедевров, которое сделало бы Москву еще одним центром мировой культуры.

Однако действия руководства СССР лишили Россию этого уникального шанса, а ущерб, причиненный германскими агрессорами, так и не был возмещен.

Начиная с реформ Петра Первого, с начала XVIII в., русская интеллигенция и российское правительство стали испытывать некий "комплекс неполноценности" относительно государств Центральной Европы.

Поэтому и не были взяты культурные трофеи в Германии в 1757 г. и во Франции в 1812 г. Русские побоялись обвинений в "русском варварстве" со стороны даже побежденных европейцев.

И сегодня трофеи второй мировой войны Правительство и чиновники Министерства культуры хотели бы вернуть в Германию в силу страха перед теми же обвинениями, что прекрасно выразил министр культуры РФ Е.Сидоров: "Если все это наше просто потому, что у нас оказалось, то давайте перестанем морочить голову цивилизованному человечеству и поставим всех перед фактом. Со всеми вытекающими отсюда политическими последствиями для России.

Если же мы хотим, чтобы к нам относились как к цивилизованной стране...". Заместитель министра культуры М.Швыдкой также болен "европоподобострастием", ибо боится "...в ответ получить все, что угодно, вплоть до железного занавеса в культуре. И не только со стороны Германии, но и других стран".

На слушаниях в Государственной Думе "русский писатель Курчаткин" пугал заявлением, что "чужая культура не усваивается, если пришла путем неестественным". Этот "писатель" как будто не знает, что все остальные народы прекрасно усваивают чужую культуру, как бы она к ним ни пришла.

Все высказывания "европобоязливых" основаны на полном невежестве по поводу реалий европейской исторической психологии. Ибо настоящие европейцы никогда ничего никому не отдают, тем более не отдают того, что уже привезено в их страну. Правительства любой европейской страны понимают патриотизм как такую форму хозяйствования, когда добро идет только в родной дом, но не распределяется по "всем мировым ночлежкам". Но в России встречаются такие личности, как депутат Госдумы А.Нуйкин, который утверждает, что использование культурных трофеев для России является "дикостью родо-племенной морали, как в Германии в 30-х годах".

Россияне типа Е.Сидорова, М.Швыдкого и А.Нуйкина не способны понять, что они попирают исконный инстинкт европеизма - чувство цивилизованной справедливости. Трофеи не "случайно" оказались в России или, как говорит Е.Сидоров, "просто потому, что у нас оказались", но куплены кровью нации, то есть по высшей и законнейшей цене.

Все экономическое мышление западного мира основано на принципах "неотвратимости компенсации" за имущественный ущерб. Именно на этом понятии зиждется банковское дело, страховое дело, партнерство в любом бизнесе. Так что те, кто требует от России пренебречь принципом "вытребовать от германского должника обязательную отдачу долгов", наносят чудовищный вред репутации России как "надежного" партнера Европы. Партнеры только тогда партнеры, когда уверены в обоюдности моральных принципов.

Судьба русских военно-культурных трофеев трагична. Эти ценности не послужили на пользу России в качестве материальной компенсации за ущерб, причиненный германскими агрессорами. Они даже не выставлялись в музеях.

Но завоеванное народом не должно растрачиваться.
Европейская цивилизация одержала очередную победу.
Проиграв вторую мировую войну, немцы сумели вернуть себе все свое имущество без всякой компенсации русским за разбой на русской территории.

Сам факт того, что европейцам удалось внушить постсоветским чиновникам низкопоклонство перед Европой, свидетельствует, что нынешние российские чиновники действительно недостойны распоряжаться мировыми культурными ценностями.


Оглавление Следующая