Оглавление Следующая
ВОЕННАЯ ДОБЫЧА ЕВРОПЕЙЦЕВ

Для европейца не Гитлер, а Наполеон был величайшим военным грабителем в мировой истории. Однако между двумя завоевателями было много общего. Основное сходство заключалось в том, что оба были патриотами исключительно центрально-европейской цивилизации. Русскую культуру и Наполеон, и Гитлер единодушно относили к "неевропейской, восточной" и ценили невысоко. Поэтому оба завоевателя, оккупировав часть русской земли, больше уничтожили, чем вывезли культурных ценностей.

Уроки европейской истории учат, что какие бы события ни происходили в каком-либо уголке планеты, памятники культуры перемещались только в одном направлении - в Европу. И они оставались здесь навсегда.

Самым известным трофеем в европейской истории следует признать четверку бронзовых коней, находящихся ныне на балконе венецианского собора св. Марка. Этих коней Юлий Цезарь захватил в Греции и привез в Рим. Император Константин, основав Византию, переместил их в Константинополь. В 1204 г. европейские крестоносцы, не без помощи венецианцев, разграбили Константинополь, и лошадки перекочевали в Венецию, на балкон собора св. Марка. Венецианский собор, как многие европейские соборы, является хранилищем награбленного во время войны.

Кроме коней венецианцы и приезжие туристы теперь любуются и трофейными мраморными украшениями-скульптурами, и манускриптами, и серебряными дарохранительницами. Четверка уже "венецианских" коней-путешественников по приказу своего очередного "хозяина", Наполеона, поскакала в Париж, чтобы украсить триумфальную колесницу нового "всемирного императора". Только после поражения при Ватерлоо кони вернулись в свое венецианское стойло и пока еще находятся там.

Наполеон довел военные грабежи до совершенства. Впервые в истории мировых завоеваний при наступающих войсках были организованы специальные отряды "комиссионеров", чьей задачей было выявлять во вражеских странах культурные ценности, которые "для пользы европейской цивилизации" было бы необходимо переместить на территорию Франции.

Впоследствии Гитлер, подражая Наполеону, организовал спецкоманды по культурному разбою, однако, в отличие от Наполеона, он грабил только евреев и славян, но не всех европейцев подряд.

Наполеон планировал построить во Франции 22 новых музея, наполненных трофейными ценностями. Гитлер же мечтал об устройстве только одного музея в г.Линце, в котором он родился.

Наполеона называют "изобретателем особого отношения" к памятникам культуры как к "наиболее почетным" военным трофеям. Поэтому праздник победы над Италией праздновался в Лувре, куда было приглашено 700 гостей "со всего света", чтобы показать им тысячи шедевров, награбленных в Италии и Голландии. Прибывшие затем 500 скульптур были торжественно провезены по парижским улицам.

Когда наполеоновская Франция проиграла войну и союзные победители пытались вернуть награбленное прежним владельцам, французский народ буквально восстал, не желая расставаться с сокровищами. Очевидцы наблюдали толпы парижан, кричавших, плакавших и препятствовавших вывозу из музеев чего бы то ни было. Директор Лувра, Денон, попытался воспрепятствовать вывозу из музея награбленных шедевров, а когда их все-таки вывезли, то кричал во след увозившим: "Ну и берите их. Все равно у вас нет глаз, чтобы увидеть их художественные достоинства, а наши французские музеи все равно будут иметь все лучшие в мире произведения искусств!"

Величайший музей Европы - парижский Лувр к 1812 г. всеми способами преуспел в присвоении себе не менее половины мировых шедевров всех времен и народов. Ну а кому досталась "вторая половина"? Британскому музею в Лондоне.


Оглавление Следующая