Оглавление Следующая
ПСИХОЛОГИЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ

Наполеоновские солдаты не стыдились брать культурные трофеи в завоеванных странах и, как записано в европейских учебниках истории, "брали открыто и в цивилизованной форме". То есть с обязательной выдачей расписок об изъятии.

Нельзя не отметить еще одной аналогии Наполеона с Гитлером, безусловно свидетельствующей об общеевропейской психологии. Когда после 1945 г. победители стали обвинять Германию в военном разбое, то подсудимые Нюренбергского трибунала искренне возмущались: какие же мы разбойники, если всегда выдавали расписки своим жертвам? И действительно, нацисты прославились выдачей расписок настолько, что после войны, когда сама Германия попала под американскую оккупацию, в Европе шутили: "Отличие американских мародеров от нацистских только в том, что германские еще и расписки выдавали".

В 1796 г. французские художники отмечали наполнение Лувра награбленными шедеврами: "Французская республика своею военною силою и превосходством своего Просвещения является единственной страной в мире, которая может обеспечить их сохранность. Все остальные нации должны учиться у нас, как наполнять музеи". Но не Лувр и не Британский музей первыми начали вывозить памятники культуры из далеких стран. Первым европейским коллекционером "варварской экзотики" стал Ватикан. Католические миссионеры, разбредясь по всему миру, уже с 1692 г. начали посылать в Ватикан образцы "искусства язычников", которые и сформировали впоследствии "Папский музей миссионерства и этнографии".

По распоряжению Наполеона, французский экспедиционный корпус вывез из Египта множество древних сокровищ, включая знаменитый "Камень Розетты", благодаря которому были расшифрованы древнеегипетские иероглифы.

Однако английские корабли перехватили французскую добычу и переправили ее на Британские острова. При выгрузке "Камня" на британский берег генерал Тернер с воодушевлением произнес: "Я надеюсь, что этот камень станет гордым напоминанием о трофеях британского оружия, то есть законной добычей. Нет, не украденной у беззащитных жителей, но почетно добытой нашим военным счастьем".

В последнюю общеевропейскую войну, вторую мировую, культурная добыча продолжала играть особую роль в психологии всех тех, кто ощущал себя "непременным победителем". Так, немцы не только планировали взять трофеи, но и возвратить себе то, что французы захватили в качестве трофеев во всех войнах с Германией.

Во время "холодной войны" на международных форумах бывшие колонии, а ныне независимые, но бедные страны третьего мира стали требовать возврата им национальных шедевров, вывезенных в Европу во времена колониализма. Их требования были с негодованием отвергнуты богатыми, цивилизованными и прогрессивными странами Европы. Так, в 1983 г. хранитель Оксфордского музея Н.Пенн открыто заявил: "Как же счастливы мы тем, что Британский музей и Национальная галерея наполнены предметами, не являющимися ни британскими, ни национальными.

Кто-то возмущается, что эти музеи откровенно империалистические, кто-то убежден, что они держатся нами как трофеи для ублажения нашей гордости. Однако... наши музеи делают цивилизованную работу по напоминанию нам о том, "что не является нашим наследством", вдохновляют нас любить вещи без претензий, что они сделаны для нас".

При обсуждении "проблемы реституции" в британской палате лордов в октябре 1983 г. лорд Дженкинс, бывший министр по делам искусства, спокойно лгал, заявляя: "Мы (Британия), единственная страна в мире, которая никогда не грабила другую страну во всей нашей истории. Тем не менее мы, возможно, имеем больше иностранных предметов, чем другие страны...". Ну а по поводу реституции английский лорд с гордостью добавил: "Британия никогда не была завоевана или оккупирована после 1066 г., поэтому и отсутствовала дискуссия о реституции".

Как говорится в книге Ж.Гринфильда "Возвращение культурных ценностей", все европейские музеи делают все возможное, чтобы избежать выдачи чего бы то ни было кому бы то ни было. Так, хранитель Лувра, выслушав очередную речь поборника интернациональной кооперации в реституции, отметил: "Замечательная речь. Но запомните, что Лувр никогда ничего не отдаст".

Директор Британского музея в ответ на просьбу греков вернуть скульптуры с Парфенона обвинил их в "культурном фашизме". Депутат палаты общин Д.Прайс рекомендовал напомнить греческому правительству, что в действительности не существует давно уже никакого Парфенона, ибо греки по своему невежеству его уничтожили.

Цивилизованные европейцы убеждены, что любые декларации ЮНЕСКО о реституции культурных ценностей в "некультурные страны" основаны не на принципах европейской цивилизации, а, по словам директора всех британских музеев Д.Вильсона, "на марксистско-ленинских принципах".


Оглавление Следующая