Вчера проект бюджета на 2002 год был внесен в Государственную
думу двумя мужчинами в военной форме с серьезными лицами. Мужчины
вошли в здание на Охотном ряду. В руках одного из них был кожаный
чемоданчик. В чемоданчике документ, по которому предстоит жить ст
ране в следующем году. Первое чтение бюджета состоится не раньше о
ктября, так что время для сближения позиций у правительства и депу
татов есть. Главным камнем преткновения по традиции станет распред
еление бюджетных доходов.
Сегодня размноженные копии финансовой конституции поступят в
бюджетный комитет Госдумы. В течение трех дней спикер Геннадий Се
лезнев подготовит распоряжение о порядке прохождения бюджета. Есл
и оно пойдет без особых осложнений, то последнее, четвертое чтен
ие документа состоится в конце ноября начале декабря.
В Белом доме уверены, что осложнений не будет. Вицепремьер А
лексей Кудрин заверил журналистов, что кабинет министров уже да
вно проводит "нулевое чтение" и сумеет не допустить торгов вокр
уг бюджета: "Депутаты сами не заинтересованы в торге с правител
ьством, чтобы не помешать благоприятному развитию экономики".
У депутатов свои представления о том, что хорошо для российс
кой экономики, и легкой жизни правительству они не обещают. Нес
омненно, рост расходов на образование, повышение зарплат и пенс
ий, которые придали бюджету, по выражению Куприна, "социальное
лицо", импонирует парламентариям. Но представителей регионов в
Думе не устраивает предложенное правительством распределение на
логовых поступлений: 62 процента центру и 38 субъектам федера
ции. Много вопросов вызовет стабилизационный фонд, появившийся
в бюджете только на прошлой неделе в несколько искаженном по с
равнению с первоначальным виде. Напомним: вместо того чтобы от
кладывать в копилку сверхдоходы от экспорта нефти, правительст
во решило наполнить фонд, предназначенный для расплаты с запад
ными кредиторами в 2003-2004 году, за счет увеличения объема
внешних заимствований. Но главное недовольство парламента вызо
вут заявленные правительством доходы бюджета, которые депутаты
считают существенно заниженными.
При разработке бюджета Минфин применил хитрый прием рассчитал
расходы, исходя из неблагоприятного прогноза нефтяных цен ($ 17
за баррель), а доходы спроектировал по цене $22 за баррель.
Однако реально доходы федеральной казны могут превысить даже
самые оптимистические оценки (ожидаемая средняя стоимость барреля
нефти в следующем году составит $23-24). В таком случае правительство
сможет за счет "лишних денег" расплатиться и по процентам,
и по основной части долга. При условии, что не будет, как предлагает
Минфин, делить допдоходы с депутатами. Парламентариев, понятно,
такой поворот событий Не устраивает.
Конечно, в Бюджетном кодексе записано, что допдоходы должны
отправляться на сокращение долгового бремени. Однако в последние
годы это правило нарушалось на основании другой статьи кодекса.
В ней сказано, что "лишние" деньги можно тратить на иные цели,
если внести изменения в закон о бюджете. Депутаты очень не хотят
терять контроль за допдоходами и обвиняют правительство в том, что оно, как выразился зампред бюджетного комитета Виталий Шуба, приносит в жертву своему неумению договориться о реструктуризации долга "внутренние интересы страны".