Одной из основных причин провалов и неудач России в области экономики является игнорирование объективных законов в решении задач управления сложнейшим динамическим объектом — социально-экономической системой страны. Процесс управления таким объектом не может быть решен иначе, как путем научного обоснования принимаемых решений, моделирования хода их выполнения и прогнозирования их последствий. Единственно верных решений на этом пути быть не может: нет ни кадров, ни специальной теоретической школы, ориентированной на переходный процесс российской экономики. Поэтому задачей становится не просто создание эффективной системы управления, а системы, решения в которой принимаются на основе теоретического анализа, моделирования, локальных экспериментов, а не волюнтаристских решений правящей элиты. Кризис власти последних лет делал неизбежными смену министров, а то и отставку кабинета в целом. То же можно сказать о всевозможных реорганизациях министерств и ведомств, их слиянии, разделении, изменении функций. Кадровая и структурная чехарда делала управляемость государством с каждым годом все хуже и хуже, а процесс принятия решений все менее эффективным. В обыденной жизни складывается мнение: если вы за государственное управление — вы “коммунист”, против — вы “демократ”. Однако государственное управление экономикой не имеет отношения ни к коммунизму, ни к демократии. Законов, по которым может происходить управление экономикой множество, но Россия в силу исторических причин всегда выбирает крайности. Одна из таких крайностей — плановая система, система “прямого” управления, в которой все расписано, все спланировано. Такие системы в наибольшей степени неэффективны. Системы “рыночного” типа всегда более эффективны, однако это все равно системы управления, а не абсолютно свободное взаимодействие отдельных производителей. Представители правящей экономической элиты впадали в крайность, утверждая, что рыночная экономика обеспечивает не только стабилизацию, но и быстрое эффективное развитие. При этом забывалось, что стабилизация может наступить и при крайне низком уровне производства. Нам же нужна не просто стабилизация, а стабилизация на крайне высоком уровне производства, обеспечивающем уровень жизни населения на уровне развитых западных государств. Иное неприемлемо для страны, считающей себя великой державой. Однако процветающая экономика не может быть построена сама собой за счет инициативы отдельных предпринимателей и групп без усилий государства. Для эффективного развития производства нужна развитая инфраструктура — транспорт, связь, энергетика, банковская система. Создание эффективной инфраструктуры в нашей стране, управление этим процессом возможны только с государственным участием, поскольку у отечественного частного капитала нет для этого ни средств, ни сил, ни организационного умения. Нам нужна эффективная рыночная система, позволяющая обеспечить стабилизацию экономики, эффективное равновесие между спросом и предложением, в максимальной степени для развития общества потенциал частной инициативы. Однако для построения такой оптимальной рыночной системы необходим длительный этап государственного регулирования. И здесь таится главная проблема государственного управления экономикой — необходимо знать и уметь, как это сделать. К глубочайшему сожалению, в стране полностью разрушена система подготовки и принятия решений. Сегодня ни один закон не проходит экспертизу в прикладных и фундаментальных научных учреждениях, не проверяется в порядке эксперимента на отдельных предприятиях или в отдельных субъектах Федерации. В Совете Федерации есть экспертные советы, но создаются они по инициативе сотрудников аппарата, а не как часть специальной государственной системы. Государственное управление экономикой должно базироваться на двух четко прописанных законодательно системах — системе принятия решений и системе исполнения решений. Но если исполнению решений каждое правительство уделяет достаточно внимания, то системе принятия решений не уделяется практически никакого внимания. Тем более, бессмысленно требовать эффективного принятия решений, если сами решения неверны. Выход есть, если не ставить перед собой задачу мгновенного получения эффекта и скоропалительной перестройки, а ясно понимать сложности, стоящие перед страной, и следовать элементарной логике управления. Первое и основное: если не убежден на 100% в безусловном успехе начинания — ничего не надо делать в масштабах государства. Надо экспериментировать, пробовать очень осторожно и в небольших масштабах. Даже небольшое воздействие на объект экономики позволяет определить качественные результаты воздействия. Не менее важная составляющая процесса управления — кадры. Безграмотность сегодняшнего кадрового состава министерств и ведомств (за редчайшими исключениями) способна свести на нет любые благие намерения высших должностных лиц. Большинство чиновников сегодня делится на две категории: чиновники с опытом работы в системе Госплана, абсолютно не представляющие реальную жизнь предприятий, и чиновники, способные только перекладывать бумаги. Без привлечения в аппарат (именно в аппарат, а не на места министров) сотен по настоящему квалифицированных кадров эффективное управление страной невозможно. Реальным и возможным путем для этого является своего рода призыв на государственную службу (причем на высокооплачиваемую) практиков сегодняшнего бизнеса. В России уже сформировался существенный интеллектуальный слой новой промышленной элиты, способной осуществлять действенное государственное управление. И последнее. Любое управление, и не только государственное, должно осуществляться по законам — написанными и принятыми. Законы устанавливают правила управления. Любые изменения законов в реальной жизни дезорганизуют управление. К глубочайшему сожалению, с приходом каждого нового Председателя Правительства новые руководители Правительства, а за ними руководители министерств и ведомств, испытывают все меньшее уважение даже к тем несовершенным законам, которые принимаются Государственной Думой. Надо уметь держать свое слово, надо думать, прежде чем принимать решения, надо уметь отвечать за свои действия. Это касается и отдельного гражданина, и Правительства, и Государственной Думы. И до тех пор, пока все мы не будем следовать этим принципам, эффективное государственное управление экономикой невозможно.
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(65);%> <%you_hit(77);%>