Предыдущая Оглавление Следующая

ВЕРНЁМ РОССИИ ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Всероссийского

общественно-политического движения
"Духовное наследие"

Введение

ВЕРНЁМ СЕБЕ ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ

Россия в хаосе.
Экономический спад остановлен за счёт разорения абсолютного большинства граждан страны, в прямом смысле слова лишённых средств к существованию. Сегодняшняя стабильность - на вулкане. Сегодняшние тенденции влекут нас в пропасть.

Отдаться им, отдаться стихии распада - значит, за два-три года своими руками привести нашу Родину к бесславной и трагической гибели - такой же, какую восемь лет назад нашёл Советский Союз.

Нужны перемены - но государство, раздираемое политической грызней, парализованное бюрократией и казнокрадством, презрительно пренебрегающее своим народом, уже ничего больше не может сделать.

Перестав видеть за деревьями лес, оторвавшиеся от жизни телевизионные политики "решили проблему путём изучения отдельных листьев", всё более углубляясь во всё более мелкие, более частные детали.

Поэтому, чтобы выжить, Россия должна сменить руководство. Заменить обезумевших от безнаказанного воровства и растерявшихся от понимания своей безграмотности крикунов на опытных порядочных профессионалов - на тех, КТО ЗНАЕТ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ.

Многие из них вошли в наше Движение.
Мы знаем, что Родина начинается с каждого отдельного человека. Мы знаем, что экономические проблемы сложны, но ключ к ним прост - это благосостояние каждого. "ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ" - ЭТО ДВИЖЕНИЕ К БЛАГОСОСТОЯНИЮ.

Мы хотим, чтобы в каждой кастрюле каждый день был кусок мяса. Чтобы каждый человек имел крышу над головой, и чтобы под этой крышей были тепло, свет и газ. Чтобы люди не боялись болеть, потому что знали, что их будут лечить, и лечить хорошо. Чтобы матери не боялись рожать детей.

МЫ ХОТИМ ЖИТЬ НА СВОЕЙ РОДИНЕ и хотим, чтобы люди на ней жили по-человечески.
Страшно, что за все это теперь придётся бороться.
Что же - не в первый раз.
Мы не хотим возвращаться в прошлое - мы хотим сделать наконец то, о чём мечтали вместе со своим народом всю свою жизнь.
Мы устали слушать глупости и верить призывам.
МЫ ХОТИМ ДОСТАТКА И СПРАВЕДЛИВОСТИ. НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ. МЫ ВОЗРОДИМ РОССИЮ.

1. БАНКРОТСТВО РЕФОРМАТОРОВ: ЧТО ДАЛЬШЕ?

Отказ правительства реформаторов платить долги, сделанный 17 августа 1998 года, не просто начал новый виток финансово-политического кризиса России.

Он стал окончательным свидетельством полного интеллектуального, морального, политического и экономического банкротства безответственных и безграмотных реформаторов.

Он сделал их, при всём их апломбе и богатстве, при всей их поддержке из-за пределов нашей страны, не силой, но воспоминанием. И он задал всем остальным самый простой и самый беспощадный вопрос: "Что дальше"? Ни Ельцин, ни Примаков, ни Степашин, - ни один из политических деятелей за весь прошедший год так и не смог ответить на него.

Значит, этот вопрос задан нам.
Значит, нам и отвечать: на парламентских и президентских выборах - голосованием, между ними - всей своей жизнью. Ибо всякая страна становится такой, какую хотят и какую ожидают её граждане - потому что именно наши желания и ожидания и определяют наши поступки, творящие наше же будущее.

Эта программа - проект такого ответа для тех, кто пойдёт в государство. Не из гордыни или корысти, но потому, что без государства улучшить общество нельзя. Государство - инструмент изменения общества, такой же, как, например, станок или напильник. Пытаться оздоровить общество без него - всё равно что обгрызать металлическую заготовку зубами.

Но, прежде чем говорить о том, что надо делать, - вернёмся и ещё раз напомним себе, что случилось.

Во-первых, кризис 17 августа закономерно увенчал собой порочный курс реформаторов, которые сводили свою деятельность почти только к одной финансовой стабилизации. Их политика очень быстро ограничилась поиском источников внешних и внутренних займов, что вело к росту государственного долга и сделало его непосильным не только для России в целом, но и для её регионов. Эта политика осуществляется по-прежнему. Сегодня уже от бессилия и неумения, но она по-прежнему неуклонно превращает Великую Россию в сырьевой придаток западных стран. Этот курс пора менять, пока мы ещё живы.

Во-вторых, финансовый кризис отнюдь не прошел, - напротив, он выходит на новый виток, через некоторое время "вытягивая" за собой кризисы социальные и политические. Извечное противостояние Государственной Думы и Президента дополнено обострением социальных конфликтов и ростом политического противостояния в обществе.

В-третьих, кризис, начавшийся в прошлом августе, означает не только банкротство финансовой системы и финансовой политики либералов. Прежде всего, это кризис доверия - политического, финансового, идеологического - по отношению к той элите, которая последние 8 лет управляла государством.

В-четвертых, финансовый кризис отчетливо обнажил кризис правящей элиты в ее способность управлять страной.

Что делать? Очевидно, необходимо, прежде всего, осмыслить эти качественные изменения, сделать из них выводы. Необходимо провести идею социального контракта, основанного на партнерстве, где одна сторона - избиратель, а другая - чиновники, обеспечивающие работу государственной машины. Всех их должен объединять неизменный общий интерес - экономический успех России.

Для этого необходимо осмыслить и выразить в форме, понимаемой и разделяемой большинством, стратегию развития экономики на ближайшие 15-20 лет, которая подразумевает ясное понимание:

  • ключевых рынков присутствия России;

  • основ, на которых зиждится ее конкурентоспособность в современном мире.

Мы должны научиться производить в массовом масштабе на своей территории качественную продукцию и услуги. Новая волна политизации не должна вылиться в поиск и обличение виноватых - их знают все. Интеллектуальные силы общества нельзя транжирить; они должны быть направлены на осознание причин ущербности существующей схемы управления Россией и неспособности существующей формулы отношений власти и народа обеспечить не то что процветание, а даже простое выживание страны.

Одна из основных причин провалов и неудач России в области экономики - игнорирование объективных законов, в том числе законов управления обществом. Оно не может осуществляться без создания эффективной системы выработки и принятия решений, их научного обоснования, моделирования хода их выполнения и прогнозирования последствий. Это непросто, так как нет ни кадров, ни специальной теоретической школы, ориентированной на переходный период российской экономики. Тем большее внимание надо уделять обоснованиям, анализу, моделированию, локальным экспериментам и т.д., тем больше сил надо тратить, чтобы уберечь страну от волюнтаристских решений правящей элиты.

Кризис власти последних лет делал неизбежным смену министров, а то и отставку целиком кабинета. То же можно сказать о бесконечных и бессмысленных реорганизациях министерств и ведомств, их хаотических слияниях, разделениях, изменении функций. Кадровая и структурная чехарда делала управляемость государством с каждым годом все хуже и хуже, а процесс принятия решений - все менее эффективным.

Для нормализации управления государством необходимо прекратить кадровую чехарду и бесконечные "реструктуризации" министерств и ведомств. Даже несовершенная структура министерства и не самый толковый министр лучше, чем чехарда перемен и "кувырк-коллегии", доведших царскую Россию до революции. В этой связи надо внести коррективы в Федеральный закон о Правительстве, установив, что структура и состав правительства, а также функции важнейших министерств устанавливаются не произволом одного, сколь угодно уважаемого человека, но утверждаются Госдумой в форме Закона и, как правило, остаются неизменными до следующих парламентских выборов.

Это позволяет осуществлять кардинальные изменения не чаще одного раза в четыре года. Подобный консерватизм, конечно же, допускает исключения, но именно исключения, когда премьер и министры могут быть заменены за конкретные недостатки совместным действием Президента и Государственной Думы.

2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ:

ВОЗВРАТ К РАЗУМУ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

Наша задача проста: сохранив демократические преобразования как безусловные завоевания нашего народа, раз и навсегда отнять у него нищету, бесправие и неграмотность, обеспечив его полную социальную защищенность. Это невозможно без создания цивилизованных рыночных отношений при помощи эффективного государственного регулирования экономики. Это невозможно без возврата веры людей к государству, без веры людей в реальность возрождения Великой России.

Основной инструмент - поддержка деловой активности, содействующей подъему экономики и прогрессу человека. Возврат к директивной плановой экономике недопустим, но в то же время надо ясно осознавать, что формирование полноценной "рыночной" экономики невозможно без государственного управления этим сложнейшим процессом. Государство должно решать те ключевые проблемы, с которыми субъекты экономики не справляются сами. Сегодня российская система управления столь либеральна и настолько не соответствует высокой монополизации экономики, что любой шаг к разуму будет в том числе и шагом к административным мерам. Во всем мире времена, когда можно было развиваться за счет стихийного высвобождения инициативы, давно прошли: инициатива нуждается в разумном административном руководстве.

При формировании экономической политики Движение "Духовное наследие" считает приоритетными следующие принципы:

Во-первых, производство материальных благ важно не само по себе, но в рамках общей стратегии развития нации, личности, государства. Будущее мира и России будет зависеть прежде всего от того, какие страны будут лидировать и определять направление развития человечества.

Во-вторых, экономическая политика должна базироваться не на идеологических установках о преимуществах той или иной формы собственности, а на достижении эффективности производства эффективным управлением, качеством и наукоёмкостью продукции.

В-третьих, основная задача государства - обеспечение лучших условий для реализации потенциала всех форм собственности. Мы против как невмешательства государства в экономику, так и жесткого государственного управления. Приоритетными для государственного контроля и управления являются отрасли, определяющие инфраструктуру экономики - энергетика, транспорт, связь, информационное обеспечение, банковская система, сырьевые отрасли.

Экономическая политика должна обеспечивать материальные условия развития личности, а в целом и нации. Только на основе гармоничного развития и безопасности личности можно обеспечить национальную безопасность, то есть защиту общества от всех угроз, которые могут возникнуть извне и изнутри его.

Главное направление приложения сил - оздоровление экономики при помощи роста ёмкости внутреннего рынка и опирающейся на него внешнеэкономической экспансии (чисто экспортная ориентация бесперспективна из-за разрыва экономики на "экспортную" и "внутреннюю" части и мирового перепроизводства).

Чтобы вывести страну из депрессии и повысить ёмкости внутреннего рынка, государство должно стимулировать спрос. Возможные каналы стимулирования: банки, население, инвестиции, антимонопольная политика.

Помогать существующим сегодня банкам надо только в пределах, обеспечивающих нормальную работу системы расчётов. Попытка увеличить совокупный спрос через банки (например, поддержкой ликвидности большого числа проблемных банков) приведут, как мы неоднократно видели, к увеличению совокупного спроса исключительно на валюту и другие спекулятивные товары, что чревато новой дестабилизацией.

Поддержка населения должна расширяться. Основные каналы:

  • возврат государственного долга по прямым выплатам, по завершении - их регрессионная индексация, в крайнем случае за счёт эмиссии на нужды бюджета;

  • улучшение управления ассигнованиями на социальные нужды и рост их объёма до минимально необходимого уровня, в крайнем случае за счёт эмиссии на нужды бюджета;

  • развитие всех видов кредитования населения, в том числе государственными структурами и под государственные гарантии (как ипотечного, так и потребительского - на приобретение отечественных товаров).

  • решение вопроса компенсации вкладов населения, в том числе за счет предоставления различных льгот (по оплате жилья, лекарств, переселения жителей Севера и т.д. и т.п.).

Но ещё нэп показал: спроса населения мало для развития сложных производств и даже для восстановления, не говоря уже о развитии, экономики.

Поэтому наряду с поддержкой населения необходимо создание и развитие под жёстким контролем инвестиционных институтов (банка развития, агентств страхования инвестиций и экспорта и т.д.). Развитие инвестиционной инфраструктуры само по себе увеличит инвестиции, ибо перетянет в реальный сектор часть средств коммерческих банков, не находящих себе объекта вложения.

Однако необходимым является и прямое стимулирование инвестиционного спроса. Его основные каналы:

  • покупка Центробанком нерыночных госбумаг с последующим осуществлением инвестиций через федеральный бюджет, в том числе Бюджет развития, управляемый Банком развития (против этого пути будут выступать внешние кредиторы, готовые реструктурировать долги России, только если у неё действительно нет денег, а не потому, что ей вдруг вздумалось осуществить инвестиционные проекты);

  • переучёт Центробанком векселей экспортёров (выданных под экспортные контракты) и компаний, осуществляющих инвестиционные проекты, в размерах и сроках, согласованных с инвестиционными институтами, а также предприятий - получателей госзаказа в размере не выше последнего;

  • выдача принадлежащими Центробанку банками гарантий либо иных форм обеспечения под инвестиционные проекты реального сектора (так как Центробанк, чтоб не допустить банкротства этих структур, вынужден будет покрыть их обязательства в любом случае);

  • гарантирование, частичное или полное кредитование государственными банками проектов реального сектора с быстрой отдачей.

Кроме того, активизирует внутренний спрос и укрепление контроля государства за государственным же сектором, например, реализация законодательного запрета на бюджетное финансирование импорта. Важная мера - и регулирование денежных потоков, ограничивающее спекулятивные операции.

Сильнейшим шагом, повышающим внутренний спрос, является проведение эффективной политики борьбы со злоупотреблением монопольным положением. Всякая компания, уличенная в таком злоупотреблении, должна, помимо колоссальных штрафов, не менее чем на год попадать под жесткий контроль Министерства по антимонопольной политике, которое будет тщательно контролировать все процессы ценообразования.

Нужно создание разумной стратегии привлечения иностранных инвестиций, в том числе на базе соглашений об СРП и механизмов концессий.

Государство должно учитывать, что характер собственности влияет на эффективность управления лишь в долгосрочном, а не кратко- и среднесрочном плане. Поэтому в ближайшие годы оно должно быть почти безразлично к форме собственности. Поддержка и защита частной собственности должна осуществляться, но не как текущая экономическая, а как политическая и стратегическая мера, направленная не на решение текущих проблем, а на закладывание основ конкурентоспособной экономики завтрашнего дня.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Сегодняшняя экономическая политика не решает главную проблему России - не позволяет преодолеть кризис неплатежей. Именно они не дают привлечь в реальный сектор банковские кредиты, преодолеть бюджетный и инвестиционный кризисы, обеспечить подъем уровня жизни и экономический рост. Их главная причина - чрезмерная нехватка денег, которая имеет и политические последствия. Так, она возродила ряд черт тоталитарной, административно-командной экономики: если при социализме чиновники распределяли дефицитные товары и инвестиционные средства, то сегодня они распределяют исключительно дефицитные деньги. Это делает сегодняшнюю систему "распределения денег" более криминальной, менее эффективной и менее устойчивой, чем система существовавшая в СССР.

Одна из основных причин неплатежей - переток ресурсов за рубеж и в криминальные сектора экономики. Таким образом, главная задача оздоровления экономики - установление эффективного государственного контроля над финансовыми потоками для смягчения недостатка денег и доведения их объема до нормального уровня.

Опыт показал: сосредоточение свободных средств экономики в спекулятивных финансовых инструментах наподобие ГКО-ОФЗ создаёт угрозы всей платежной системы страны. Программа оздоровления экономики должна исправить допускавшиеся в прошлом и вновь делаемые ошибки. Для этого необходимо:

  • дополнить регулирование объема денежной массы регулированием её структуры;

  • добиться установления контроля над бюджетными средствами для последующего смягчения финансовой политики и ремонетизации реального сектора и экономики в целом;

  • превратить крупные банки в финансовых агентов государства;

  • поставить неконкурентоспособную часть реального сектора экономики под прямой контроль государства (используя угрозу банкротства);

  • провести широкомасштабную замену и переподготовку не справляющихся со своими обязанностями менеджеров на всех уровнях - и в аппарате госуправления, и на предприятиях. Это должна быть подлинная революция менеджеров;

  • заморозить взаимную просроченную задолженность предприятий, поставленных под контроль государства, и в течение нескольких лет обеспечить ее взаимопогашение при помощи расчетных векселей Минфина (не принимаемых в бюджет).

Экономическая политика государства должна быть направлена на последовательное решение двух задач:

  • первая - восстановить текущую ликвидность экономики;

  • вторая - после восстановления текущей ликвидности и снижения неплатежей до нормального уровня государство должно сосредоточить усилия на переходе к устойчивому экономическому росту.
Государство должно неустанно и убедительно разъяснять, что денежная эмиссия возможна только в тех случаях, когда она:
  • носит вынужденный характер, направлена на восстановление платежной системы страны или поддержание беднейшей части населения на прожиточном уровне;

  • носит временный характер и автоматически прекращается по удовлетворении минимальной потребности экономики в денежной массе;

  • эффективно дополняется антиинфляционными мерами, которые не приведут к новой девальвации и усилению инфляции.
Правительство и Центробанк должны обеспечивать опережающий рост доходов по отношению к динамике цен за счёт:

  • полного погашения бюджетной задолженности перед населением;

  • контроля за установлением валютного курса, защищающего общество от биржевых спекуляций;

  • замораживания транспортных тарифов, тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги с обеспечением 100%-ной оплаты деньгами.

Необходимо укрепление системы органов государственной власти России, в том числе усиление полномочий и ответственности Правительства, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти: создание такой системы управления, при которой, с одной стороны, исключалось бы дублирование функций различных министерств и ведомств, а с другой - обеспечивались бы современный уровень хозяйствования в государственном секторе и эффективное государственное регулирование в частном секторе.

Следует также:

  • обеспечить реальную государственную монополию на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции с созданием отдельного государственного органа, полностью контролирующего все вопросы в этих сферах деятельности;

  • установить строгую ответственность руководителей соответствующих министерств и ведомств, представителей государства за уровень доходности и оценочной стоимости активов вверенных им предприятий.

Одним из основных принципов экономической политики должна быть опора на собственные силы. Перед российской промышленностью стоят две серьезные проблемы: потеря половины внутреннего рынка и отсутствие источников инвестиций. В связи с этим нужна разумная протекционистская политика, помогающая отечественному производителю. В то же время в целях модернизации следует установить таможенные льготы для ввоза промышленного оборудования.

Мы должны отказаться от бесплодных мечтаний и безответственных обещаний скорого экономического роста. Россия находится в тяжелейшем положении, по-настоящему устойчивый, а не спекулятивный подъем невозможен без тяжёлого и часто неблагодарного труда. Он требует от нас увеличения потребления отечественных товаров, повышения конкурентоспособности, улучшения управления, усиления инвестиционной активности, укрепления национальной валюты.

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В первую очередь надо решить следующие задачи:

  • уменьшить уровень и упростить систему налогообложения до приемлемого в мировой практике уровня;

  • обеспечить подлинное равноправие всех видов собственности;

  • реализовать внешнеэкономическую политику, не просто защищающую отечественного производителя, но и повышающую его конкурентоспособность;

  • провести разумную конверсию военного производства при обеспечении постоянной разработки и выпуска новейших конкурентоспособных видов вооружений, агрессивной торговля оружием;

  • выйти в соответствии с международными нормами из договоров, ограничивающих экспортные возможности России;

  • сохранить в государственной собственности воздушные, водные, лесные и земные ресурсы.

Необходимо стимулировать рост организованных сбережений населения в банковской системе. Использование даже десятой доли сбережений, сделанных в наличной форме, в качестве кредитных и инвестиционных ресурсов могло бы кардинально оздоровить реальный сектор экономики. Система взаимных гарантий коммерческих банков, включая иностранные, и субъектов Федерации по вкладам граждан могла бы дать старт росту сбережений в банках, кредитующих реальный сектор.

Государство должно немедленно взять на себя гарантии по рублёвым вкладам населения в банках, кредитующих реальный сектор экономики, в пределах 100 минимальных зарплат, и затем постепенно увеличивать этот гарантируемый уровень.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РЕФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Разрушение банковской системы России после 17 августа сделало необходимой её реструктуризацию на принципиально новой основе. Изменения, откладываемые вот уже более года, должны затронуть оба её уровня - и Центральный, и коммерческие банки.

Прежде всего надо пересмотреть юридический статус и цели деятельности Центробанка. Законодательно закрепленная подотчетность его Государственной Думе сегодня носит формальный характер и не позволяет последней влиять на выработку, реализацию и корректировку денежно-кредитной политики Центробанка, а также на процесс принятия решений руководством Центробанка. Статус последнего должен быть подчинен решению общеэкономических задач.

Не менее важно дополнить цели Центробанка. По действующему законодательству он отвечает за устойчивость рубля - цель оправданная, но совершенно недостаточная. Вне связи с общей экономической стратегией она подталкивает Центробанк на стабилизацию рубля любой ценой, в том числе за счёт снижения конкуренто-способности и обнищания населения. Излишнее сужение цели Центробанка толкает его на проведение эгоистичной, узковедомственной политики и снимает с него ответственность за состояние экономики в целом. Назрела необходимость и важных законодательно оформленных решений, регламентирующих положение Центробанка:

  1. Изменение юридического статуса Центробанка: закрепление его двойной подчиненности - Государственной Думе и правительству.

  2. Дополнение перечня основных целей Центробанка положением о том, что он должен реализовывать общий курс экономической политики государства.

  3. Перечисление в федеральный бюджет всей прибыли Центробанка, его финансирование на основе сметы, утверждаемой Государственной Думой. Регулярные проверки финансовой деятельности Центробанка Счетной палатой РФ.

  4. Направление ресурсов Центробанка на кредитование реального сектора путём переучёта векселей эффективных предприятий и предоставления ресурсов банкам, кредитующим реальный сектор в соответствии с государственными приоритетами, в форме гарантий и кредитов. Только таким образом можно поднять отечественное производство.

  5. Возврат к практике прямого кредитования Центральным Банком дефицита государственного бюджета. Это меньшее зло, чем выстраивание пирамид внутреннего и внешнего долга.

  6. Проведение Центральным Банком умеренных денежных эмиссий, способных повысить монетизацию экономики и пополнить оборотные средства предприятий.

Изменение статуса и целей деятельности Центробанка позволит переориентировать его с узковедомственных проблем на общегосударственные и возложить на него ответственность за последствия его экономической политики.

В реформировании нуждается и второй уровень банковской системы - коммерческие банки. В ходе кризиса происходит их естественный отбор: устойчивые выживают, нежизнеспособные отмирают. Но этот процесс не может быть пущен на самотек: государство должно реструктурировать и поддерживать добросовестные жизнеспособные банки, стимулировать слияние мелких и средних банков для повышения их жизнеспособности, немедленно закрывать безнадёжные банки, оказывающие разлагающее влияние на всю экономику (после августа 1998 года "умерло" не менее половины российских банков, до сих пор формально считающихся Центробанком действующими).

Государство должно не только контролировать коммерческие банки, но и всемерно оказывать организационно-техническую помощь в их совершенствовании, предоставлять льготы для обеспечения определенных направлений деятельности, в первую очередь - для обеспечения кредитования промышленного сектора экономики.

Роль государства в восстановлении разрушенной банковской системы двояка:

  1. Государству в лице Центробанка надлежит ужесточить контроль над деятельностью коммерческих банков, более активно использовать меры административного воздействия, для чего необходимо:

    • стимулировать слияния и поглощения банков;

    • разработать обязательные нормативные документы и общие правила, регламентирующие порядок проведения отдельных банковских операций, в том числе выдачи кредитов;

    • сократить удельный вес банков, относящихся к закрытым формам собственности;

    • повысить требования к профессиональному уровню, деловой репутации и стажу работы на руководящих должностях в кредитных организациях к претендентам на высшие банковские должности;

    • ввести уголовную ответственность руководителей банков за сознательное искажение отчетности.

  2. Укрепить государственные банки, банки с долевым участием государства, вводить государственных представителей в частные кредитные учреждения, участвующие в государственных программах.

  3. Восстановить подорванное доверие населения к коммерческим банкам - исключительно сложная, но в то же время первостепенная задача. Единственный масштабный источник кредитования хозяйства - сбережения граждан. Для привлечения этих средств нужна система государственных гарантий. Первый шаг в этом направлении - незамедлительное принятие закона "О страховании банковских депозитов граждан и гарантировании минимального уровня этих депозитов".

  4. Ужесточить меры валютного регулирования и контроля: острейшей проблемой продолжает оставаться незаконный вывоз капитала за границу. Для этого необходимо:

    • ограничить число банков, имеющих право на валютные операции;

    • сократить сроки обязательной репатриации валютной выручки по экспорту и дифференцировать их по группам товаров;

    • ввести процедуру ведения корреспондентских отношений российских банков с иностранными через специальные счета в Центробанке.

    Реформирование банковской системы России должно идти на основе усиления государственного регулирования, что согласуется как с особенностями национального хозяйственного уклада, так и с потребностями текущего момента.

3. КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ

Необходимо дополнить регулирование объема денежной массы регулированием ее структуры в целях более равномерного распределения денег между финансовым и реальным секторами, смягчения кризиса неплатежей и снижения инфляционного давления на финансовую систему.

Сокращение денежной массы в результате массового банкротства банков в августе-октябре 1998 г. наряду с ростом цен резко повысило потребность экономики в денежной массе. Эмиссия (более 70 млрд. руб. за семь месяцев) потребовала одновременного введения ограничений на приобретение валюты и ряд иных мер. Сегодня ясно: эмиссия должна быть направлена непосредственно беднейшей части населения, так как при этом на валютный рынок направляется минимальная часть выделенных средств.

Таким образом, эмиссия должна быть осуществлена в форме выплат государством своих долгов перед населением (их сумма - 80 млрд. руб. - примерно соответствует масштабам эмиссии, заведомо инфляционно безопасной при использовании предусмотренных ниже механизмов), а затем - в форме обеспечения всем гражданам прожиточного минимума.

Механизм "отгораживания" эмиссии от валютного рынка, сверх применяемых сегодня мер, состоит в предоставлении Центробанку права в случае угрозы спекулятивной атаки на рубль норматива обязательного резервирования средств, направляемых банками на покупку валюты. При нормативе в 80% из рубля, направленного на валютный рынок, до этого рынка дойдет 20 копеек. В момент введения разумно установить, что указанный норматив может постепенно снижаться при стабилизации финансовых рынков, и что он не распространяется на ограниченное количество контрактов на импорт жизненно необходимых материалов.

БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ ОПТИМИЗАЦИИ КОЛИЧЕСТВА ДЕНЕГ

Борьба с кризисом неплатежей включает:

  • Контроль за деятельностью кредитных организаций, включая все нужные меры для обеспечения сохранности вкладов граждан, восстановления ликвидности банков и поддержания системы расчетов.

  • Комплекс мер по поддержанию ликвидности и обеспечению бесперебойной работы инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и других организаций, а также на восстановление их резервов в ликвидной форме.

  • Восстановление ликвидности рынка государственных долговых обязательств, включая номинированные в иностранной валюте.

  • Повышение текущей ликвидности кредитных организаций, усиление платежной дисциплины.

  • Осуществление зачетов встречных требований бюджетов различных уровней друг другу.

  • Отмена налоговых льгот для оффшорных компаний, упразднение оффшорных зон на территории Российской Федерации.
Поэтому необходимо:

  1. Провести взаимозачеты.

    На первом этапе - подготовка и проведение зачетов всего объема взаимной просроченной задолженности между федеральным бюджетом и предприятиями с жёстким контролем за посредниками.

    На втором этапе - подготовка и проведение аналогичных, но более сложных зачетов между предприятиями ТЭК, потребителями их услуг и федеральным бюджетом.

    На третьем этапе - подготовка и проведение аналогичных зачетов с предприятиями транспорта и коммунального хозяйства.

    Долги бюджета перед бюджетополучателями, не предъявленные теми во время проведения взаимозачета, аннулируются в одностороннем порядке. При проведении взаимозачетов важно установить принцип паритета: взаимопогашение долгов происходит только в отношении предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом. Если предприятие не имеет задолженности перед федеральным бюджетом, последний должен рассчитываться с ним только деньгами или пакетами акций предприятий.

  2. Сократить неиспользуемые остатки средств федерального бюджета до технологически необходимого уровня - с 27 до 5 млрд. руб., установив соответствующие задания всем федеральным органам исполнительной власти.

  3. Установить контроль правительства за внебюджетными фондами, передав:

    • сбор взносов в них Министерству по налогам и сборам;

    • контроль над их сбором - Налоговой полиции;

    • контроль над их расходованием - Минфину.

    Подчинить соответствующие структуры аппарата внебюджетных фондов указанным ведомствам.

    Применить к счетам внебюджетных фондов механизм оптимизации остатков, описанный в п. 2. При определении лимитов остатков исходить из пропорции между этими лимитами и общим объемом расходов, установленной для федерального бюджета.

  4. Обеспечить открытую конкурсность обслуживания счетов федерального бюджета и счетов внебюджетных фондов, а также обслуживания взаимозачетов и их проведения;

  5. Зафиксировать, начиная с определенного времени, минимальный уровень непроцентных расходов федерального бюджета в реальных деньгах (то есть без учета взаимозачетов) в процентах к ВВП с поквартальным получением недостающих средств за счет нерыночных низкодоходных займов, размещаемых в контролируемых государством социально значимых банках - его финансовых агентах. Для реализации принципа гарантированного минимума реальных непроцентных расходов представляется необходимым обязательное одновременное включение в Закон о федеральном бюджете следующих ключевых положений:
    • понятия минимального уровня непроцентных расходов бюджета в реальных деньгах (т. е. без результатов зачетов);
    • механизма обязательной ежеквартальной мобилизации средств, недостающих для обеспечения минимального уровня непроцентных расходов федерального бюджета, при помощи нерыночных займов.

  6. Нормативно установить независимо от фиксации минимального уровня расходов федерального бюджета:

    • очередность бюджетных выплат при любой нехватке средств;

    • объем остатков средств федерального бюджета на счетах в банках;

    • предельный уровень возвратности бюджетных ссуд;

    • правило равномерного исполнения всех расходных статей.

  7. Реализовать следующие направления бюджетной реформы:

    • переход на международную систему бюджетной отчетности;

    • приведение в полное соответствие друг другу систем счетов, в которых исполняется и планируется бюджет;

    • ревизия и реструктуризация статей расходов (включая сокращение федеральных программ в соответствии с возможностями бюджета);

    • поэтапное завершение в 1999-2000 гг. процесса переориентации дотаций с производителей на потребителей;

    • законодательное обеспечение осуществления государственных закупок и несоциальных государственных инвестиций только на основе открытого конкурса.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Государство должно признать свою ответственность за крайне тяжелое положение реального сектора российской экономики, в том числе за счет разрушения всей системы управления. Перед государством стоят две главные задачи: коренное изменение системы управления экономикой в целом и принципиально иные требования к менеджменту предприятий независимо от форм собственности. Задачи менеджмента предприятий:

  1. Предприятия, сохранившие задолженность перед федеральным бюджетом после взаимозачетов, реструктурируют её по схеме, основы которой заложены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 г. № 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет".

  2. Контрольный пакет акций предприятия, нарушившего договор о реструктуризации своего долга федеральному бюджету (не справившегося с текущими платежами), в течение двух месяцев продается на аукционе по цене, не ниже 50% номинальной задолженности федеральному бюджету (включая реструктурированную). Если предприятие не располагает контрольным пакетом своих акций, оно принуждается к его эмиссии в кратчайшие сроки.

  3. Если предприятие не куплено на аукционе, контрольный пакет его акций автоматически переходит в государственное управление. При этом на предприятие назначается внешний управляющий, в установленный срок разрабатывающий план оздоровления предприятия, а задолженность бюджету замораживается на срок оздоровления (до пяти лет).

  4. В случае погашения реструктурированных долгов федеральному бюджету в течение пяти лет и выполнения плана оздоровления предприятия команда внешних управляющих получает в собственность контрольный пакет акций предприятия, находящийся у государства, или же его часть, пропорциональную возвращенной части задолженности.

Это обеспечит переход предприятия в руки собственников, делом доказавших свою эффективность, и явится, по сути, третьим, завершающим этапом широкомасштабной приватизации.

ЗАДАЧИ НОВОГО АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Эффективность государства - главный фактор развития, определяющий все будущее России. Повышение этой эффективности - важнейшая стратегическая задача. Важно понимать, что никакие самые разумные преобразования не могут быть осуществлены, если инструмент этого осуществления - госаппарат - непригоден. Для страны важно создать механизм перманентного совершенствования системы госуправления.

Сегодняшний момент благоприятен для реформирования российской системы государственного управления, так как:

  • разложение аппарата государственного управления зашло достаточно далеко для того, чтобы общество и крупнейшие корпорации осознали необходимость перемен;

  • ослабленность и пассивность аппарата государственного управления существенно снижают возможность сопротивления его деструктивных элементов;

  • развитие информационных технологий изменяет принципы управления и ведет к качественному скачку.

Представляется необходимым в кратчайшие сроки разработать Программу государственного строительства в Российской Федерации. Цель программы - установить долгосрочные ориентиры развития государственной системы управления и внедрить в массовое сознание понимание того, что совершенствование системы управления обществом - не только самостоятельная, но и наиболее выгодная и важная для общества сфера деятельности государства.

4. БЮДЖЕТ ДЛЯ РУССКИХ, А НЕ ДЛЯ МВФ

ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Основная причина нынешнего финансового кризиса - неспособность правительства финансировать расходы государственного бюджета и длительное покрытие дефицита бюджета за счет неприемлемого роста государственного долга. Государство, требуя своевременно уплачивать налоги, должно неукоснительно выполнять и свои обязательства. Расходование средств федерального и местных бюджетов необходимо строго контролировать: создать и законодательно обеспечить общегосударственную систему контроля, подчиненную Счетной палате РФ; превратить налоговую систему из чисто фискального средства выбивания денег в инструмент государственной экономической политики; создать простую и ясную систему налогов, уйти от запутанности и противоречий, отказаться от практики введения новых норм задним числом, а также частого изменения налогов и налогового законодательства, произвольного трактования законодательства со стороны ведомств. Предлагаемая бюджетная политика предполагает решение нескольких крупных проблем, а именно:

  1. Госдума должна ускорить введение в действие Бюджетного кодекса, что позволит по-новому выстроить взаимоотношения государства с налогоплательщиками, создать стимулы для роста производства и инвестиций, упорядочить бюджетное устройство и бюджетный процесс.

  2. Правительство должно принять программу жесткой, но не жестокой по отношению к беднейшим слоям населения экономии государственных расходов и приступить к ее выполнению.

  3. Перейти на составление среднесрочного проекта федерального бюджета.

  4. Запретить прирост государственного долга России.

  5. Завершить переход на полномасштабное казначейское исполнение федерального бюджета.

  6. Принять меры по поэтапной ликвидации бюджетных зачетов на региональном и местном уровнях.

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА

Надо признать: для честных налогоплательщиков налоговый пресс непосилен, а государство не в состоянии обеспечить должный контроль над уплатой налогов и их достаточную собираемость. России нужна другая налоговая система - система, ориентирующая предприятия на повышение эффективности своей работы и рост доходов, простая для контроля и дешевая в эксплуатации. Налоговая реформа должна включить следующее:

  1. Упрощение и облегчение налогового режима малого бизнеса - важнейшее направление. Государство должно предложить малому бизнесу "правила игры", конкурентоспособные с правилами криминального мира. Только после создания для мелких предпринимателей реальной возможности уплаты налогов государству, а не криминальным структурам, можно начать "загонять" их в легальный сектор прямым административным принуждением (при помощи налоговой переписи, массовых проверок оборота и т.д.). Целесообразно ввести для нефинансовых предприятий с числом занятых менее 20 чел. упрощенную процедуру налогообложения с единым налогом. Ставку единого налога установить на уровне 10% выручки.

  2. Целесообразно ежеквартально освобождать от налогов прирост производства в натуральном выражении по сравнению со средним уровнем аналогичного квартала. По мере перехода экономики к устойчивому экономическому росту от налогов может освобождаться превышение объемов производства над прогнозными оценками, использованными при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год.

  3. Величина налогов должна устанавливаться на основе тщательного анализа, расчетов, предварительных экспериментов в отдельных отраслях промышленности или в пределах отдельных субъектов Российской Федерации. При этом на стадии формирования полноценной рыночной экономики целесообразно дифференцирование налогов по группам отраслей.

  4. Создать механизм налоговых соглашений Правительства Российской Федерации (в лице Минфина и Министерства по налогам и сборам) и субъектов экономики России (добившись затем его законодательного оформления), предусматривающий:

    • налоговые льготы субъектам экономики, не имеющим задолженности перед федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, в обмен на увеличение налоговых поступлений и иных обязательных поступлений в федеральный бюджет относительно расчетного или текущего уровня;

    • минимальную величину увеличения налоговых поступлений и иных обязательных платежей, позволяющую заключать налоговое соглашение (не менее 10% в расчете на год);

    • поквартальную разбивку обязательств субъекта экономики по увеличению налоговых поступлений и иных обязательных платежей в федеральный бюджет.

    • ответственность субъекта экономики за нарушение налогового соглашения с Правительством Российской Федерации.

    • механизм гарантирования обязательств субъекта экономики перед Правительством Российской Федерации по налоговому соглашению

МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ

Для обеспечения стабильности рубля необходимо:

  1. Предусмотреть в расчетах доходной части уровень собираемости налогов и сборов не менее 70% с пересчетом доходной части бюджета в случае превышения уровня инфляции против размеров, принятых в проекте бюджета.
  2. Использовать кредиты Центробанка на финансирование кассового разрыва, образующегося в ходе исполнения федерального бюджета.

  3. Повысить эффективность использования государственной собственности путем перечисления дивидендов по акциям предприятий и банков, находящихся в государственной собственности, в бюджет.
  4. Активизировать работу по возврату ранее предоставленных СССР и Россией кредитов другим странам.
  5. Определить и реализовать комплекс мер, направленных на:
    • повышение доверия населения к банковской системе и увеличение вкладов граждан;
    • дедолларизацию экономики, сокращение ввоза в Россию наличной иностранной валюты и снижение оттока финансовых средств за рубеж;
    • переориентацию кредитных ресурсов коммерческих банков из спекулятивно-финансовой сферы в реальный сектор экономики;
    • совершенствование порядка регулирования величины ставки рефинансирования Банка России и размера кредитной ставки коммерческих финансовых структур;
    • упорядочение участия нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг;
    • упорядочение вексельного обращения;
    • оценку эффективности функционирования региональных расчетных палат, предназначенных для клиринговых расчетов между предприятиями;
    • введение в практику продаж просроченной задолженности;
    • расширение использования современных расчетных инструментов, в том числе дебетовых, активизация мер по сужению сферы расчетов наличными деньгами.
  6. Обеспечить установление курса национальной валюты Цен-тральным банком на основании сальдо текущих операций платежного баланса страны, объемов золотовалютных запасов, уровня инфляции.

5. РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР - ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Предлагаемый комплекс мер по оздоровлению банковской системы нельзя считать исчерпывающим, так как реальный сектор экономики по-прежнему остается вне сферы основных приоритетов. Необходима государственная долгосрочная программа экономического, научно-технического, социального развития, разработанная на основе сложившейся геополитической ситуации, тенденции и кризисов развития мирового сообщества

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Важнейшая фундаментальная экономическая проблема - кризисное состояние реального сектора.

Государство, наконец, должно сформулировать и начать целенаправленно проводить промышленную политику. Государственная промышленная политика - это не декларация о необходимости подъема производства, а выделение приоритетных предприятий, целых отраслей и оказание им целевой поддержки, в том числе и через налоговые льготы. Кроме того, государство должно оказывать неотложную помощь в решении острых проблем, стоящих перед производством, например, проблемы неплатежей.

На промышленных предприятиях (в том числе и по вине государства) сейчас лежит непомерный груз долгов и неплатежей. Чтобы вернуться к нормальному функционированию финансов предприятий (что позволит им своевременно платить зарплату и налоги), необходимо отложить эти долги и реализовать расшивку неплатежей через различные формы зачетов. Это необходимо сделать срочно, так как иначе все остальные необходимые меры окажутся малоэффективными.

Государство должно осуществлять реструктуризацию долгов предприятий перед бюджетом и даже замораживать просроченную задолженность при условии принятия специальных программ оздоровления.

При определенных условиях государство может пойти на полное списание всех без исключения долгов предприятий бюджетам всех уровней, Такими условиями может быть принятие долгосрочной обоснованной экономической программы, установление оптимальных ставок налогов, принятие обязательств предприятиями по безусловной уплате текущих платежей с жесточайшей ответственностью руководящего состава предприятий за исполнение этих обязательств, иные меры, Прежде всего это относится к предприятиям оборонного сектора экономики, задолженность которых перед бюджетом возникла, в основном, из-за неоплаты государством собственного оборонного заказа, Такое списание долгов должно производиться на основании отдельного федерального закона.

Государство должно осуществлять адресную поддержку реального сектора. В нынешних условиях невозможно оказать помощь всей промышленности - необходимо выделить наиболее важные приоритеты, "локомотивы" развития. Среди таких приоритетов:

  • во-первых, успешно работающие предприятия, руководство которых способно рационально распорядиться государственной поддержкой; критерием успешности должна стать своевременная выплата зарплаты и налогов, стабильный рост производства, повышение конкурентоспособности продукции;

  • во-вторых, обрабатывающие и в особенности наукоемкие отрасли, конкурентоспособные на мировом рынке или имеющие гарантированный спрос внутри страны.

Государственная поддержка должна заключаться в гибкой налоговой политике, финансировании перспективных НИОКР и развитии инфраструктуры, ликвидации препон при осуществлении инвестиционных проектов, модернизации оборудования и создании новых мощностей. Необходимо срочно увеличить финансирование научных исследований в таких отраслях, как биотехнологии, космическая техника, авиастроение, военная техника и других, где Россия еще находится на передовом уровне, одновременно уделяя постоянное внимание проведению работ в области обеспечения безопасности населения от защиты техногенных факторов производств.

До недавнего времени государство делало ставку лишь на один сектор - ресурсодобывающий. Это необходимое направление, но ограничение промышленной политики только им - путь к деградации экономики, деинтеллектуализации общества, превращению России в полуколониальный сырьевой придаток развитых стран. В средне- и долгосрочной перспективе все силы должны быть брошены на развитие высоких технологий и наукоемкого производства, ресурсо и энергосберегающих технологий. Соответствующие меры должны быть незамедлительно приняты также в сфере науки и образования.

Кроме того, государство должно поощрять те предприятия, которые берут на себя социальную ответственность, содержат жилой фонд и социальные объекты. В этом случае необходимо осуществлять зачет налоговых платежей в счет оправданных расходов предприятия на социальную сферу.

Государство также должно уделить внимание проблеме снижения издержек и ресурсосбережению, особенно в сфере естественных монополий. В настоящее время у системообразующих предприятий нет стимулов к снижению себестоимости, напротив, чем выше себестоимость - тем легче оправдать монопольно высокие цены и требовать помощь от государства.

В то же время, государство должно стимулировать создание и расширение производств, в том числе и за счет включения в себестоимость продукции соответствующих затрат (или их части) или применяя иные экономические меры стимулирования.

Меры стимулирования реального сектора экономики включают:

  • разрешение производственным организациям погашения просроченной задолженности перед федеральным бюджетом государственными ценными бумагами;

  • проведение реструктуризации задолженностей предприятий в бюджеты всех уровней путем предоставления рассрочки по выплатам в счет основного долга на срок до 5 лет при условии осуществления всех текущих платежей;

  • зачет средств, использованных предприятиями на финансирование объектов жилищной сферы, подлежащих передаче органам местного самоуправления, в пределах сумм просроченной задолженности по налоговым платежам и пеням;

  • переоформление задолженности федерального бюджета перед бюджетополучателями в государственные купонные облигации со сроком погашения 5-10 лет;

  • установление порядка консервации неиспользуемых производственных мощностей предприятий, предусматривающего снижение амортизационных отчислений и налога на имущество;

  • определение порядка финансирования и выведения из состава активов предприятия мобилизационных мощностей;

  • разработка и принятие программы диверсификации экспорта, в которой будут предусмотрены меры поддержки производителей продукции, расширяющие номенклатуру товаров, поставляемых за рубеж, и определяющие систему сертификации ориентированной на экспорт продукции и страхования экспортных кредитов;

  • определение и законодательное оформление особого порядка санации, банкротства и обусловленной крайними обстоятельствами национализации градообразующих предприятий или предприятий, имеющих стратегическое значение. Эти меры должны применяться при необходимости реструктуризации и повышения эффективности работы предприятия;

  • обеспечение строгого соблюдения нормативов системы недропользования, а также реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", принятие и реализация соответствующих нормативных актов;

  • оформление на базе имеющихся казенных предприятий (государственных унитарных предприятий) и компаний с преобладающей государственной собственностью государственного сектора экономики, состоящего преимущественно из крупных вертикально интегрированных государственных научно-производственных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп, сформированных, в основном, по отраслевому принципу;

  • осуществление финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей, реструктуризация задолженности предприятий АПК перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, реализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства, направленных на восстановление нарушенного паритета цен, укрепление финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса.

Промышленная политика включает:

  1. Создание системы защиты и страхования инвестиций в реальном секторе, в первую очередь от политических рисков, с привлечением зарубежных страховых фирм и банков как гарантов.

  2. Решение проблемы закрепления прав иностранных инвесторов на использование земельных участков. В настоящее время представляется вполне достаточным закрепление права долгосрочной аренды при регламентированном порядке корректировки размеров арендной платы на протяжении срока действия арендного договора. Этот же метод разумно использовать и в отношении земельных участков, занимаемых приватизированными предприятиями.

  3. Создание механизма регулирования цен, затрат и заработной платы путем организации переговоров между производителями и потребителями продукции при посредничестве Правительства Российской Федерации в рамках межотраслевых коллективных соглашений, а также в рамках трехсторонних соглашений между работодателями, правительством и профсоюзами.

  4. Создание при председателе Правительства Российской Федерации и при руководителях важнейших экономических ведомств советов крупнейших производителей, участвующих в выработке ключевых решений с правом совещательного голоса.

    Стратегическая задача - организация скорейшего перехода от сегодняшнего противостояния правительства и региональных властей к противостоянию объединений предпринимателей и региональных властей с превращением Правительства Российской Федерации в балансирующий и примиряющий орган.

  5. Формирование в ходе реструктуризации задолженности предприятий перед федеральным бюджетом, взаимной просроченной задолженности и оздоровления предприятий, финансово-промышленных групп (ФПГ) и холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий (и, в частности, ликвидирующие посредников, паразитирующих на этих цепочках). Основными механизмами формирования ФПГ и холдинговых компаний представляются следующие:

    • размещение счетов предприятий, реконструктирующих свою задолженность перед федеральным бюджетом, только в коммерческих банках, являющихся финансовыми агентами государства;

    • создание механизма передачи безнадежных должников в собственность основного кредитора;

    • предоставление ФПГ и холдинговым компаниям приоритетного права на приобретение пакетов акций входящих в них предприятий;

    • снятие необоснованных ограничений на работу инвестиционных фондов и ограниченное рамками федерального бюджета предоставление налоговых льгот для стимулирования создания на их базе указанных компаний;

    • содействие формированию системы взаимодействия крупных предприятий с мелкими и средними, работающими по их заказам или являющихся потребителями их продукции;

    • создание холдингов на базе отраслевых министерств и ведомств.

  6. Создание государственных и смешанных (государственно-частных) лизинговых фирм, осуществляющих приобретение отечественной высокотехнологической продукции (авиационная техника, оборудование и т.д.) и сдачу его в аренду, а также осуществляющих лизинг оборудования, закупленного по иностранным связанным кредитам.

  7. Проведение государством ревизии выполнения всеми участниками приватизации условий, на которых осуществлялись соответствующие акты приватизации.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

Сдерживание цен необходимо: государство должно избавить своих граждан и свои предприятия от угрозы ценового террора со стороны монополий. Принципиально важно, что в условиях высокой монополизации экономики сдерживание цен должно быть одновременно направлено и на сферу производства, и на сферу торговли. Иначе то, что "не добрал" производитель, "доберет" торговец, и наоборот.

  1. Решение проблемы завышения цен торговлей (в том числе организационными монополиями) - установление предельного разрыва между розничными ценами продукции и отпускными ценами завода-изготовителя (по-разному для разных отраслей, с выделением ГСМ и медикаментов; в среднем, например, 30%). Регулировать рентабельность торговых организаций не имеет смысла, так как в этом случае они будут повышать цены за счет перекрестных перепродаж.

  2. Необходимо сделать отказ от повышения цен на протяжении некоторого промежутка времени таким же категорическим условием участия в государственных программах, как и отсутствие долгов перед бюджетом. Например, допускать к участию во взаимозачетах и поставках на госнужды только корпорации, не повышавшие цены на протяжении некоторого прошедшего промежутка времени. Нефтяным компаниям, повысившим цены на свою продукцию, сокращать доступ к экспортной трубе так, чтобы убыток от сокращения экспорта в 2 раза превышал прибыль от повышения цен.

  3. Естественные монополии могут получить право ставить вопрос о повышении цен только после обеспечения своей полной финансовой прозрачности, чтобы государство могло осуществить полную проверку их структуры затрат и убедиться в обоснованности последней.
    Без финансовой прозрачности естественных монополий государство имеет право рассматривать просьбу о повышении цен как попытку переложить на общество последствия неэффективной деятельности этих корпораций. При этом проверку структуры затрат естественных монополий должны проводить не контролируемые ими органы (правительства - типа Минтопэнерго и ФЭКа или "независимые" консультанты, оплачиваемые за счет проверяемых корпораций), а относительно независимые структуры - Счетная палата, МАП и т.д.

  4. Следует ввести практику государственного контроля за структурой затрат всех предприятий-монополистов. Предприятие, резко повысившее цены, должно автоматически, по факту этого повышения заноситься в категорию "локальных монополистов" на ограниченный промежуток времени (например, на год) и подвергаться контролю за структурой затрат. При этом по каждому случаю резкого повышения цен МАП должен возбуждать дело по подозрению в злоупотреблении монопольным положением.

  5. При повышении внутренних цен предприятиями-экспортерами правительство должно немедленно, в оперативном режиме принимать "ответное" решение о повышении экспортных пошлин на соответствующие товары с тем, чтобы убытки предприятий-экспортеров от роста пошлин в 2 раза превышали их прибыль от повышения цен. Это решение должно предусматривать, что в случае восстановления прежнего уровня внутренних цен предприятиями-экспортерами экспортные пошлины также возвращаются на первоначальный уровень.

  6. Важным способом повышения цен является навязывание принудительных услуг (например, железные дороги при фиксации тарифов практикуют повышение платы за аренду вагонов, рост числа и ставок разнообразных страховых платежей и т.д.). Борьба с этой практикой - отдельный и сложный вопрос. Необходима четкая и разработанная инструкция Министерства антимонопольной политики, позволяющая трактовать любое непрямое повышение цен как "злоупотребление монопольным положением".

  7. Описанные меры могут быть реализованы при наличии дееспособного правительства, обладающего работающим аппаратом. На сегодня передача аппарату правительства не свойственных ему функций принятия содержательных решений полностью пара-лизовала как принятие этих решений, так и являющийся органичной задачей аппарата процесс согласований. Поэтому первый шаг к регулированию цен - наведение хотя бы минимального порядка в аппарате, работающего сегодня в режиме ошпаренной даже не кошки, а обезьяны (в том числе по степени осмысленности действий).

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

За время реформ сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) доказал социальную значимость. На 866 тыс. малых предприятий занято более 7 млн. чел., а с учетом совместительства и индивидуальных предпринимателей - более 12 млн. чел. Малый бизнес дает 12% ВВП страны, а с учетом "теневой" экономики - до 17% ВВП. Формирование сферы малого предпринимательства идет противоречиво, без должной законодательной базы и государственной поддержки. В развитии малого бизнеса выявились серьезные трудности:

  • отсутствует заметная динамика в росте количества малых предприятий и численности занятых на них;

  • сохраняются чрезмерный налоговый пресс и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки малых предприятий (обязательность залога при получении кредита, высокая процентная ставка);

  • не созданы условия для реального доступа малых предприятий на рынок недвижимости и технологий при приватизации государственного и муниципального имущества; в большинстве регионов условия аренды помещений и оборудования нестабильны.

Со стороны государства необходима поддержка российского предпринимательства:

  • признание поддержки малого и среднего предпринимательства самостоятельным направлением политики государства;

  • закрепление на минимально-гарантированном уровне ежегодного бюджетного финансирования программ государственной поддержки предпринимательства (на правах "защищенной" строки бюджета);

  • введение в положения о федеральных министерствах конкретных направлений развития малого предпринимательства.

В последние годы проявилась тенденция в поддержке преимущественно "малых производственных предприятий". Однако для экономики равно важны и сферы торговли, общественного питания и услуг, и сферы промышленности и строительства. Эффективное влияние на развитие сектора МСП, а значит, и всей экономики, можно оказать, только стимулируя рост субъектов МСП во всех отраслях этого сектора. Политика в отношении МСП должна иметь законодательную и исполнительную составляющие, которые необходимо развивать одновременно в трех основных направлениях:

  • создание системы управления сектором МСП;

  • поддержка структурных реформ в секторе МСП;

  • меры по поддержке самих малых предприятий.
Реализация этих направлений потребует:

  1. Принятия пакета системообразующих законов.

  2. Преодоление административных барьеров в развитии предпринимательства, что возможно только через:

    • внесение изменений и дополнений в отдельные законы, регулирующие деятельность малых предприятий (лицензирование, регистрация и т.д.);

    • предоставление структурам поддержки МСП прав по приостановлению решений местных органов власти, создающих дополнительные барьеры для развития предпринимательства.

  3. Расширение доступа малых предприятий к участию в торгах на поставку продукции для государственных нужд. Это потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, определяющего процедуру участия малых предприятий в конкурсах (доведение информации и т.д.), а также выделение квот для малых предприятий.

  4. Облегчение доступа малого бизнеса к помещениям и производственным мощностям, высвобождаемым в ходе структурной реформы предприятий возможно при внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации" в части увеличения льгот для малого бизнеса при приватизации.

  5. Расширение использования отечественного оборудования в малом бизнесе на основе лизинга потребует реализацию системы льгот для лизинговых компаний, обеспечивающих малый бизнес отечественным оборудованием (через налоговое законодательство и Закон "О лизинге").

  6. Упрощение моделей налогообложения для различных видов малого бизнеса. Необходима полная переработка Закона о налоге с временного дохода, превратив его из еще одной "кормушки" для коррумпированного чиновничества в действенный инструмент налогообложения малых предприятий.

Реализация мероприятий по поддержке структурных реформ в секторе МСП должна осуществляться в рамках федеральных проектов в соответствии с отраслевой структурой сектора МСП.

Коренная реструктуризация экономики, повышение конкуренто-способности возможны лишь на основе активного использования высоких технологий, ноу-хау, всего научно-технического и инновационного потенциала. Инновационная деятельность малых предприятий по своим экономическим, технологическим и социальным последствиям, мультипликативному эффекту далеко выходит за рамки их собственной производительной деятельности.

В стране уже создана критическая масса малых и средних инновационных предприятий. Ежегодно они наращивают научно-технический и производственно-технологический потенциал.

Государственные и частные кредитные институты на Западе были бы готовы возобновить предоставление кредитов для МСП при условии специализации, четкого определения целей кредитования (обеспечения максимальной прозрачности) и диверсификации рисков. В настоящий момент имеется возможность использовать ряд факторов, а также применить на практике некоторые организационные и экономические методы, которые еще ни разу не были использованы в комплексе.

За рубежом имеются весьма значительные финансовые ресурсы, исчисляемые миллиардами долларов, которые предназначены для инвестирования исключительно в сферу малого и среднего бизнеса. Эти ресурсы использовались в нашей стране в минимальной степени, так как не было ни эффективных государственных, ни серьезных частных структур, которые были бы в состоянии обеспечить и сопроводить процесс инвестирования и возвращения капитала в данной сфере.

Шанс получения упомянутых выше ресурсов радикально повышается, если речь идет не о "свободных" кредитах, а о связанных кредитных линиях под закупку основных средств у западных производителей.

Обработка и подготовка отдельных проектов в сфере малого и среднего бизнеса в России - дело трудоемкое и потому дорогое. Это одна из основных причин, препятствующих широкому использованию кредитов в этой сфере. И здесь надо искать выход в максимальной стандартизации и унификации всех этапов подготовки проектов, а также в их тиражировании сразу в ряде регионов.

С целью обеспечения прозрачности и контролируемости отдельных предприятий и их финансовых потоков целесообразно инициировать создание сетей, холдингов на основе франчайзинга и лизинга.

Стандартизация и "сетевой" принцип тиражирования резко повышают ликвидность оборудования и дают возможность в случае неудачи в каком-либо конкретном месте быстро демонтировать и переместить его в руки более умелого менеджера.

Сети и холдинги, с одной стороны, способны эффективно освоить значительные капиталовложения, а с другой - их весовая категория позволяет реально создавать пулы регионов-гарантов с участием крупных коммерческих структур, а это, в свою очередь - диверсификация рисков для кредитора.

Реализация всех указанных мер позволит создать реальные экономические условия для установления необходимого соотношения между сектором крупного производства и сектором малого и среднего предпринимательства, а также будет содействовать укреплению среднего класса - основы политической и социальной стабильности в современном обществе.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

В настоящее время продовольственная безопасность России находится на крайне низком уровне. Необходимо создать самые благоприятные условия для сельскохозяйственного производства. Сельское хозяйство субсидируется во всех развитых странах, а внутренний продовольственный рынок бережно охраняется с помощью таможенных пошлин и квот. Такая же система должна быть создана и в России. В то же время, опыт 70-х и 80-х годов показал, что бесплатная раздача субсидий всем без разбора приводит лишь к поощрению затратности и проеданию выданных средств.

Для поддержки российского крестьянства необходимы существенные налоговые льготы (вплоть до полной отмены налогообложения) и всемерная государственная поддержка (включая прямые субсидии потребителям) крепких хозяйств.

Финансовая помощь должна предоставляться лишь успешным, стабильно работающим хозяйствам, которые смогут ею правильно распорядиться.

Необходимо также создать условия, при которых стабильно работающие хозяйства, расширяющие производство, могли бы иметь право обработки земель развалившихся хозяйств при условии обеспечения работой живущих там крестьян. Причем роль государства заключается не в подмене объективных экономических законов, а в разработке долгосрочных целей продовольственного обеспечения страны и мер социально-экономического регулирования.

Для предотвращения продовольственной катастрофы следует принимать экстренные и долгосрочные меры. Необходимы две группы срочных мер:

  1. Общие для страны меры по предотвращению национальной катастрофы, составной частью которой является катастрофа продовольственная.

  2. Специфические для аграрной сферы, среди которых выделяем следующие:

    • обеспечить паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

    • отказаться от попыток перейти к принципам свободной купли-продажи земли и форм приватизации, инициируемых Указом Президента от 7 марта 1996 г. Земля, находящаяся в сельскохозяйственном обороте должна находиться исключительно в государственной собственности;

    • обеспечить государственную поддержку предприятиям сельского хозяйства независимо от форм собственности, осуществить их гарантированное материально-техническое обеспечение, льготное финансирование и кредитование;

    • стимулировать создание агропродовольственных объединений, комбинатов и корпораций.

Необходимо также восстановить государственный контроль над ценами на основные продукты питания с привлечением к этому товаропроизводителей, торговли, профсоюзов, общественности. Так делается во всех экономически развитых странах. Среди долгосрочных мероприятий выделим главные:

  1. На основе научно обоснованных принципов социально-экономического развития, аграрной реформы и концепции государственного регулирования необходима возведенная в ранг государственной комплексная программа восстановления и развития агропродовольственного производства.

  2. В кратчайшие сроки должен быть завершен и принят к безусловному исполнению блок основных базовых концептуально увязанных законов, защищающих правовые, экономические и социальные интересы тружеников села всех форм собственности. Федеральный бюджет должен предусматривать финансовое обеспечение этих базовых законов.

  3. В целях социально-экономического развития аграрной реформы необходимо ранжировать комплексные задачи с выделением трех этапов, решающих конкретные задачи:

    Первоочередные задачи на 1999-2000 гг.

    Основная цель: остановить падение производства, восстановить инвестиционную активность в отрасли.

    Главные задачи:

    • концентрация организационно-экономических мероприятий на выходе АПК из кризиса, восстановление управляемости в комплексе, формирование рыночных институтов. Обеспечение эквивалентного обмена между промышленностью, сферой услуг и аграрным сектором экономики;

    • сохранение научно-технического и кадрового обеспечения;

    • реальный приоритет комплекса в льготной кредитной, более совершенной налоговой и инвестиционной политиках.

    Среднесрочные задачи на 2000-2005 гг.

    Основная цель: сформировать в АПК рыночную инфраструктуру, осуществить структурную перестройку и обеспечить расширенное воспроизводство в аграрном секторе экономики.

    Главные задачи:

    • завершить создание многоукладной экономики на селе;

    • сформировать инфраструктуру рынка;

    • осуществить структурную перестройку в отрасли;

    • обеспечить реальный приоритет развития пищевой и перерабатывающей подотраслей и складского хозяйства, кооперации и интеграции их с сельскохозяйственным производством;

    • обеспечить реальный рост плодородия земель;

    • обеспечить расширенное производство сельскохозяйственного машиностроения, минеральных удобрений, средств защиты от болезней и вредителей, а также инженерно-технического сервиса;

    • осуществить государственные программы развития социальной инфраструктуры на селе.

    Долгосрочные задачи 2005-2015 гг.

    Основная цель: завершение переходного периода, обеспечение продовольственной безопасности страны, решение продовольственной проблемы.

    Главные задачи:

    • гарантированное самообеспечение продовольствием, достаточным для экономического роста и социальной стабильности в стране;

    • завершение перехода в агропродовольственном комплексе от трудосберегающих технологий к ресурсосберегающим и экологически чистым;

    • формирование развитой социальной инфраструктуры в сельской местности, обеспечивающей достойные условия жизни населения;

    • создание новой системы мотивационной активности и наивысшей производительности труда в сельскохозяйственном производстве и продовольственном комплексе.

    Необходимо восстановить государственную поддержку обустройства села и реализовать ранее действовавшие социальные программы (жильё и культура, дороги, электрификация, газификация, телефонизация и т.п.) без чего не удастся повысить значимость сельскохозяйственного труда, закрепить кадры и разбудить созидательную энергию аграриев.

    При таком подходе мы можем рассчитывать на постепенное формирование высокоэффективного аграрного сектора экономики, обеспечивающего продовольственную безопасность страны.

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Экономика России представляет собой многоукладную систему, которая должна позволять развиваться всем формам собственности. Но при этом необходимо сохранить полный государственный контроль над естественными монополиями.

Нужна новая модель приватизации, решающая не сиюминутные фискальные задачи, а ориентированная на подъем и развитие реального сектора экономики. Это означает, что продажа предприятий, их акционирование должно исходить исключительно из экономической целесообразности, необходимости реструктуризации и финансового оздоровления производства. Неэффективное использование имущества приватизированных предприятий, незаконное их приобретение, нарушение инвестиционных условий, установленных при приватизации, должно повлечь за собой деприватизацию, то есть национализацию собственности.

Серьезнейшая проблема в настоящее время заключается в том, что нерадивые собственники, купившие за бесценок предприятия и развалившие их, а также беспомощные директора многих заводов и фабрик не могут быть быстро заменены и продолжают разрушать реальный сектор. С другой стороны, собственники, осуществляющие успешное управление, и эффективные директора никак не поддерживаются государством - напротив, именно на них ложится основное налоговое бремя. Поэтому право владения собственностью должно ставиться в прямую зависимость от успешности управления ею. Через процедуру быстрого банкротства или (для градообразующих и стратегических предприятий) реструктуризации задолженности бюджету собственники и директора разваливающихся предприятий должны быть заменены теми, кто доказал способность развивать производство. Для этого преимущественным правом приобретения обанкротившихся структур должны обладать предприятия, не имеющие долгов перед бюджетом, а также промышленные холдинги. Однако при банкротстве системообразующих предприятий и ВПК приоритетным правом должно обладать государство.

В ситуации глубокого финансового кризиса остро стоит вопрос о повышении доходности принадлежащего государству имущества. Земля, недра, недвижимость, пакеты акций, находящиеся в государственной собственности - все это должно работать и приносить прибыль в государственную казну, а не попадать в чьи-то частные руки. Необходимо ужесточить контроль над ведением учета и сохранностью государственного имущества, довести до логического завершения процесс разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами с тем, чтобы каждый объект недвижимости обрел реального хозяина.

Особое внимание должно быть обращено на эффективное использование государственной собственностью за рубежом, в том числе в целях погашения внутреннего и внешнего долга государства.

ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

В настоящее время в России отсутствует четко определенная политика в сфере внешней торговли, что привело за истекшие семь лет к потере большинства как региональных, так и отраслевых внешних рынков. Необходимо разработать концепцию восстановления позиций, утерянных за последние годы, включающую следующие разделы:

  1. Восстановление первичной переработки продукции прежде всего таких отраслей, как химия и нефтехимия, черная и цветная металлургия, а также литейное производство, угольная промышленность, алмазодобывающая промышленность.

  2. Участие в тендерах на комплексное строительство крупных объектов (таких как металлургические комбинаты, ГЭС и АЭС, разработка нефтяных и газовых месторождений и др.) прежде всего в развивающихся странах.

  3. Интегрированное участие в крупных программах ЕЭС, таких, как модернизация и реконструкция общеевропейской сети железных дорог, реконструкция ряда Европейских морских и торговых портов и т.п.

  4. Восстановление позиций на мировом рынке вооружений и военных технологий.

  5. Продвижение на мировой рынок отечественных разработок наукоемких технологий.

    Внешнеторговая политика России остается беспрецедентно открытой. В текущем столетии ни одна промышленно развитая страна не оставляет своих производителей настолько беззащитными перед иностранной конкуренцией. Сочетание свободной торговли и протекционизма - неотъемлемая черта внешнеэкономической политики развитых государств, причем основной инструмент защиты национальных рынков - недостаточно используемые Россией нетарифные барьеры (квоты, пошлины и т.д.).

    Основными механизмами защиты национальных производителей являются следующие:

    • правила ВТО/ГАТТ позволяют устанавливать квоты или до 100% повышать пошлины на импорт в том случае, если он наносит ущерб интересам национальных производителей;

    • развитые страны широко применяют "штрафные" антидемпинговые и компенсационные пошлины; например, в США в середине 1994 года действовали более трехсот решений о применении первых и более ста - о применении вторых;

    • развитые страны широко и эффективно применяют для ограничения импорта жесткие и разнообразные нормы качества ввозимой продукции;

    • развитые страны успешно добиваются для себя значительных исключений из действующих правил ВТО/ГАТТ (наиболее яркий пример - успешно реализуемый США и странами Европейского Сообщества аграрный протекционизм).

    В связи с изложенным России представляется жизненно необходимым осуществлять меры защиты субъектов национальной экономики от международной конкуренции, аналогичные применяемым развитыми странами.

    В то же время необходима полная отмена таможенных пошлин на ввоз промышленного оборудования, в первую очередь для перерабатывающих отраслей промышленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

ДАЛЬШЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БУДЕМ МЫ

Экономическая программа ВОПД "Духовное наследие" не претендует и не может претендовать на единственно верные решения в области экономики. Проблема реформирования российского общества намного сложнее ядерной или ракетной проблем, которые пришлось решать Советскому Союзу после войны. И уж если решение тех проблем потребовало огромных усилий и концентрации ресурсов, то решение проблемы обустройства России потребует не меньшего напряжения всех интеллектуальных ресурсов общества. Ведущая роль должна здесь принадлежать опережающим фундаментальным исследованиям, на основании которых можно уточнить соответствующие положения программы.

Наша страна слишком долго жила в обстановке "героического" аврала, когда важнейшие решения принимались "с кондачка", необоснованно. В результате расточалось национальное достояние России и, в конце концов, народ расплачивался лишениями и жертвами за "программы", "ускорения", "перестройки" и "реформы". Наполеон говорил, что он лучше других принимает решения не потому, что он умнее других, а потому, что он заранее эти решения предвидел и обдумал. Именно такой подход требуется в настоящее время от политических партий, движений и правящей элиты, а не реформы ради реформ и бездумное экономическое экспериментирование над собственной страной и долготерпеливым российским народом.

Именно такой подход предлагаем мы.
Именно такой подход привёл нас к ключевым экономическим требованиям, реализации которых мы добьёмся с Вашей помощью:

  1. ГАРАНТИРОВАННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЖДОМУ ГРАЖДАНИНУ РОССИИ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, пусть даже за счёт эмиссии. Именно это положение, а не грызня политиков вокруг власти, должно лечь в основу КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ. Нельзя забывать, что это бюджет и экономическая политика существуют для людей, а не люди для бюджета и экономической политики.

  2. ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО РЕГУЛИРОВАТЬ ЦЕНЫ путём контроля за структурой себестоимости и рентабельностью монополистов. Ценовому террору монополий должен быть положен конец.

  3. ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ГАРАНТИРОВАТЬ РУБЛЁВЫЕ ВКЛАДЫ ГРАЖДАН в крупнейших банках, первоначально - в размере до 100 минимальных заработных плат. Каждый человек должен быть спокоен за плоды своего труда.

  4. ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ЗАЩИЩАТЬ честно приобретённую СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН И КОРПОРАЦИЙ от любых посягательств. Ведь без права собственности не существует и прав человека. Экономика, не построенная на их незыблемости, стоит на песке.

Безопасность общества начинается с безопасности гражданина и его имущества. Хватит экономить на людях - пора экономить на бандитах, какое бы положение те ни занимали.

Центральный совет ВОПД "Духовное наследие"


Предыдущая Оглавление Следующая


   TopList         



404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(77);%>