Предыдущая Оглавление Следующая

V

ТРЕТИЙ СЪЕЗД

ТРЕТИЙ СЪЕЗД
Всероссийского общественно-политического движения
"Духовное наследие"

Всероссийское общественно-политическое движение "Духовное наследие" вступало в третий год своего существования. Чтобы подвести итоги проделанной работы, оценить собственные достижения и неудачи, наметить задачи дальнейшей деятельности, в Москве собирались делегаты Ш съезда "Духовного наследия".

Съезду предшествовала большая подготовительная работа. Прошли отчётно-выборные собрания во всех организациях движения от "первичек" до региональных отделений, были проведены важные мероприятия по его организационному укреплению. Значительно увеличилось число индивидуальных и коллективных членов. Они занимали всё более активную позицию в общественно-политической жизни регионов, во многих из них, выступая в союзе с другими силами, играли инициативную, лидирующую роль. Всё больше внимания уделялось решению житейских проблем, с которыми приходилось сталкиваться деятелям науки, культуры, образования, российским предпринимателям. Проводилась значительная научно-теоретическая работа. Предпринимались реальные шаги по сохранению и приумножению богатейшего культурно-исторического наследия народов России, развитию интеллектуального потенциала Отчизны.

Как свидетельствовали отклики с мест, настоятельной, жизненно важной политической проблемой россиян являлось предотвращение дальнейшего ослабления и развала Российского государства.

Несомненно, эта задача носит всеобъемлющий характер и затрагивает все аспекты жизни общества: государственно-административные, экономические, территориальные, национальные, военно-политические, культурно-духовные и т.д. Её эффективное решение не может быть обеспечено путем принятия отдельных мер, не объединенных стройной концепцией возрождения могущественного государства, каковым являлась Россия на протяжении многих столетий как имперского, так и коммунистического периодов своей истории. Такая концепция должна иметь вполне определенную философию и логику развития, учитывать исторический опыт и отражать менталитет народа и его интересы.

В критические периоды истории нашего Отечества, нацию спасали мощные запасы духовной силы русского народа. В основе этого феномена лежала общенациональная Русская Идея. Сущность ее состоит в осознании понятия соборности как единения людей, ради возрождения веры в собственные силы и процветания Отчизны. Исторически сложилась и приверженность россиян идее государственности.

Возрождение Русской Идеи представляется как формирование, с учётом требований времени, научно обоснованной идеологической концепции сплочения российского народа - национально-государственной доктрины, представляющей собой стройную систему признаваемых большинством россиян взглядов на цели, задачи и пути развития общества, нации и государства.

Выдающийся русский мыслитель И.Ильин писал: "Помышляя о грядущей России и подготавливая ее в мыслях, мы должны исходить из её исторических, национальных, культурных и державных основ и интересов. Мы не смеем - ни торговать ими, ни разбазаривать наше общерусское, общенациональное достояние. Мы не смеем обещать от лица России - никому, ничего. Мы должны помнить её и только её. Мы должны быть верны ей и только ей. Поколение русских людей, которое поведет себя иначе, будет обозначено в истории России как поколение дряблое и предательское". Эти мысли, как нельзя более верно, выражают настроения большинства россиян и могут стать стержнем современной национальной доктрины или государственно-патриотической идеологии, включающей традиционные и исторические элементы российской культуры, образа жизни, национальных обычаев и являющей собой своего рода синтез русской идеи, современных реалий и исторического, в том числе социалистического, опыта. Все они имеют глубокие корни в общественном сознании, мировоззрении и сложившейся системе ценностей большинства нации.

Аналитикам РАУ-Корпорации представлялось, что основными составляющими элементами формирующейся государственно-патриотической идеологии являются:

  • устойчивые и четко осознанные патриотические и государственные, а в целом державные начала;
  • приверженность идее создания общества социальной справедливости, присущей российским традициям как докоммунистической эпохи, так и последующего периода;
  • православие - как основа мировоззрения части населения страны, при абсолютной терпимости по отношению к любым другим религиозным воззрениям или отсутствию таковых;
  • приоритеты духовных ценностей над материальными;
  • соборность, представительство различных слоев общества в институтах власти;
  • общинность и коллективизм, органически присущие россиянам;
  • Всенародность, волелюбие, приверженность идеалам свободы и справедливости, человеколюбия, как природные свойства русского характера;
  • безусловный приоритет человеческой личности, как неповторимого и не возобновляемого творения природы, генетического банка достижений предшествовавших поколений;
  • приверженность "сверхидее" как катализатору самосознания и патриотизма;
  • склонность к сильному лидеру, объединителю и спасителю Отечества;
  • лидерство, жертвенность, сопричастность ко всему, происходящему в мире, мессианство в духовной сфере;
  • необходимость конкретной цели и плана действий на продолжительный период;
  • четкое видение исторических перспектив развития общества и государства.

    В условиях современных политических и экономических реалий, как внутренних, так и международных, государственно-патриотическая идеология представляет собой фактически единственную основу единения народа во имя его возрождения и наиболее четко выражает интересы национальной безопасности. В самые трудные критические периоды истории равновесие между различными уровнями безопасности - личности, общества, государства - неизбежно смещалось в пользу государства, т.е. национальной безопасности, путем усиления эффективности деятельности институтов государственной власти. Поэтому в условиях переживаемого нашим Отечеством всеобъемлющего кризиса, те силы, которые выступают против укрепления государства - выступают против народа, против каждой отдельно взятой личности.

    Борьба за российскую государственность сегодня, как и три года назад, накануне третьего съезда движения, неизбежно ставит каждого политика и каждого гражданина перед выбором: либо он, разделяя государственно-патриотическую идеологию, выступает за общенациональные интересы и укрепление государственных институтов, либо он воспринимает чуждую России либеральную модель развития "в никуда" и содействует процессам ослабления, разграбления и разрушения государства.

    Просвещенческая деятельность, образовательная функция движения "Духовное наследие" требует скрупулезного учёта мельчайших нюансов состояния личности и общества в каждый отдельно взятый период. Формирование гражданского общества социальной справедливости, о котором идёт речь в Программе движения, не требует привнесения в сознание масс россиян каких-либо новых, революционных идей. Напротив, следует помочь человеку очистить собственное мироощущение и миропонимание от идеологического ила, наслоившегося в последние годы. Совместные усилия должны быть направлены на реализацию каждой человеческой личности и богатейшего духовного потенциала народа в целом. На сохранение и развитие национального уклада жизни. Ибо в нём, в этом укладе, аккумулировались нравственный и духовный потенциал всех поколений россиян, трудовые и ратные достижения народа. Только этот уклад, консерватизм обыденной жизни формировали русскую идею, русское мироощущение и миропонимание.

    По многим основным позициям государственно-патриотическая идеология созвучна с установками других сил, стремящихся к возрождению России и укреплению государственности. В частности, со взглядами сторонников социалистического пути развития страны, опирающимися на позитивный опыт социализма и его реальные достижения в недавнем прошлом.

    Созвучна она настроениям русской интеллигенции - жемчужине нации, ибо преисполнена глубоким уважением к человеческой личности, призвана обеспечить честную и достойную жизнь каждого россиянина. Близка она и любому гражданину, народу в целом, так как рождена им и любовно выхаживалась на протяжении многих веков.

    Именно поэтому, в канун третьего съезда движения, уже можно было говорить о существовании объективной основы для союза между патриотами-государственниками, не делая никаких исключений. Причем, речь шла о союзе, основанном не только для решения краткосрочной отдельной задачи, будь то очередные выборы или нечто иное, но, прежде всего, о сплочении на основе общей стратегической заинтересованности в сохранении, возрождении и процветании России. В этом смысле, своевременное формирование национальной доктрины на базе государственно-патриотической идеологии имело важнейшее политическое и организационное значение. Иначе говоря, представляя подобную основу для разработки государственной доктрины, движение имело в виду консолидацию на данной платформе самого широкого спектра сил, различных по своей политической ориентации, идеологической направленности, философским воззрениям, религиозным взглядам, профессиональной принадлежности: коммунистов, социалистов, социал-демократов, центристов, либералов, радикалов, христиан, мусульман и католиков, демохристиан, консерваторов, профессиональные и культурологические объединения, женские, молодёжные, детские и юношеские организации.

    Таким образом, чётко и ясно третий съезд движения поставил две задачи: необходимость укрепления единства всех здоровых сил общества, и, учитывая возросший уровень ответственности оппозиции, её отношения со властью, необходимость перехода от чистой критики к решению конкретных вопросов по выводу страны из кризиса.

    Центральный Совет движения, выдвигая эту идею для обсуждения третьим съездом, подчёркивал, что "Духовное наследие" не отягощено амбициозностью и не ищет конфронтации ни с одной из политических сил. Напротив, оно открыто для дискуссии, сколь бы масштабной она ни была. Не для бесконечной говорильни, а для конструктивных предложений и конкретных разработок. С этой целью, в программе Ш съезда Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие" было предусмотрено проведение открытой политической дискуссии по анализу ситуации в стране и возможности радикального сближения позиций всех государственников - от представителей законодательной и исполнительной власти до оппозиционных сил в единый лагерь, на платформе государственного патриотизма.

    9 апреля 1997 года, в столице начал работу Ш съезд Всероссийского общественно-политического движения в поддержку отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства "Духовное наследие". Около двух тысяч делегатов и гостей съезда собрались в Парламентском центре, чтобы проанализировать деятельность организации, критически осмыслить недостатки и промахи, наметить очередные рубежи. Съезд открыл заместитель председателя Центрального Совета, председатель Исполкома "Духовного наследия" А.Г.Луньков. Доклад Центрального Совета представил съезду председатель Центрального Совета движения, доктор исторических наук, академик Подберёзкин А.И.

    В докладе отмечалось, что движение вступило в третий год своего существования. С какими же показателями подошло оно к своему третьему съезду? Свыше 550 первичных организаций действовали почти во всех регионах страны. В 48 из них уже юридически были оформлены региональные отделения "Духовного наследия". Среди нескольких сотен тысяч индивидуальных и коллективных членов движения: Российский центр "Искатель", созданный для выполнения социальной программы по увековечению памяти погибших при защите Отечества, Добровольное общество любителей книги России, Центр по охране памятников, Ассоциация жен военнослужащих, отдельные предприятия, совхозы, учебные заведения, общество культуры "Зов" и многие другие. Активно идёт работа и среди соотечественников за рубежом - на Украине и в Белоруссии, в Австрии, Франции, Швейцарии и ряде других стран. Организационный рост и укрепление рядов движения постоянно находятся в центре внимания Центрального Совета и Исполкома.

    Большую помощь здесь оказывала издательская деятельность движения. До самых дальних уголков Родины доходят информационно-аналитический журнал "Обозреватель" и газета "Духовное наследие" - центральные органы движения. К третьему съезду их тираж достигает соответственно десяти и пятидесяти тысяч экземпляров, к сожалению, лишь небольшая часть из них шла в подписку.

    Серьёзному идейно-теоретическому осмыслению процессов, происходящих в обществе, посвящен ряд крупных изданий, подготовленных движением совместно с независимыми экспертами и аналитиками Международной неправительственной научно-исследовательской и образовательной организации "РАУ-Корпорация". Среди них книги: "Россия: партии, выборы, власть", "Проблемы культурных ценностей, перемещённых в результате второй мировой войны", "Ратификация договора СНВ-П", "Белая книга Российских спецслужб", "Русский путь". Несколько особняком стоял справочник "Кто есть кто в России" и, подготовленный буквально накануне съезда, фундаментальный справочно-теоретический двухтомный труд "Современная политическая история России", который появился именно в те дни на прилавках магазинов.

    Крупные партии этих работ, издающихся, как правило, тиражами пять и десять тысяч экземпляров, направлялись в учебные заведения, библиотечные коллекторы, безвозмездно передавались в детские дома и военнослужащим, первичным организациям движения. Так, например, первичная организация села Никольское Алеутского района Камчатской области (Командорские острова) создала специальную подборку изданий "Духовного наследия" в местной библиотеке, ивановские члены организации передали книги в дар воинам-десантникам 98-й дивизии ВДВ, через активистов движения они доходят даже до небольших библиотек, в маленькие посёлки, как посёлок Новый Торьял Республики Марий Эл.

    Перед съездом, появляются свои издания и у региональных отделений. Барнаульское отделение выпустило издание "Первый русский академик", собственный ежемесячник "Духовное наследие на Дону" и журнал "Донской вестник" издаёт Ростовское региональное отделение, там же вышла в свет монография "Государство и расказачивание", подготовленная профессором С.А.Кислициным, руководителем научной секции отделения, целую подборку своих публикаций в местной прессе направило на съезд Санкт-Петербургское региональное отделение.

    Конечно, далеко не везде и не всё обстояло столь благополучно. Доходило до смешного. Некоторые писали: организацию создали, а что делать, когда нет выборов, не знаем. С мест приходили жалобы на нехватку, а порой и полное отсутствие средств, на невнимание местных органов власти, на недостаток методических материалов, на просто информационную блокаду действий отдельных организаций. Всё это было понятно в тех сложных условиях, в которых жили россияне, особенно врачи, учителя, инженеры, работники культуры - простые представители русской интеллигенции, составляющей основной актив движения.

    И напротив, просто вдохновляюще звучали известия с мест, оттуда, где не ждали указаний из центра или подъёма благосостояния до уровня Швеции. Вот круг проблем, которые рассматривались первичной организацией "Духовного наследия" посёлка Тайга Дальнегорского района Приморского края. Повестка дня общего собрания включила в себя, помимо выборов делегата на съезд, отчёта о проделанной работе, такие пункты: воспитательная работа с молодёжью и организация досуга в связи с закрытием дома культуры "Родник", отсутствие бани в посёлке Тайга с 1993 года, ремонт моста через реку Рудная, о передаче 16 школе женьшенария. По всем вопросам приняты соответствующие постановления. Мост, между прочим, решили ремонтировать собственными силами. А вот в отношении бани, надежда была на помощь главы администрации г. Дальнегорска Старченко В.М. и главного санэпидврача района Гончара В.А. Дело это, по мнению членов "Духовного наследия" посёлка было не очень сложным, тем более что рядом находился Краснореченский леспромхоз, руководимый Герасимовым Г.Н.

    Самое пристальное внимание члены движения уделяли вопросам распространения государственно-патриотической идеологии. Патриотизм - это, прежде всего, память народа. Каждый год, в день Великой Победы, в московском театре "Содружество актёров Таганки", работающим под руководством народного артиста России Н.Н.Губенко, члена Центрального Совета движения, собирались ветераны и молодёжь с тем, чтобы отдать дань памяти немеркнущему подвигу советского народа во Второй мировой войне. В этом же театре "Духовным наследием" проводились ряд научно-практических конференций, посвященных наиболее животрепещущим проблемам современности.

    В дискуссии на съезде отмечалось, что теория и практика государственного патриотизма изучаются не только в столице. Архангельское отделение совместно с кафедрой философии Архангельского государственного технологического университета организовало конференцию на тему "Россия: истоки и пути духовного возрождения". В Нижнем Тагиле, с участием преподавателей Нижнетагильского государственного педагогического института прошла научно-практическая конференция "М.В.Ломоносов - выдающийся учёный, мыслитель и патриот". Его же наследию посвятили свою конференцию активисты в Алтайском крае. В Северокавказском центре рассмотрели вопросы по теме "Пять лет русской демократии и государственный патриотизм", в г. Грязи Липецкой области - "Духовность и Русская Идея", в Ростове - "Соборность в России и современный мир", а в Смоленске - "Проблемы культурных ценностей России".

    Работая в рамках соответствующих секций, функционирующих при региональных отделениях, учёные и представители технической интеллигенции проводят семинары и симпозиумы, готовят научные публикации и патентуют изобретения, принимают участие в митингах и пикетах.

    Сохранение культурного наследия, взаимодействие с деятелями литературы, искусства и культуры - ещё одно из центральных направлений деятельности "Духовного наследия". В состав Совета Санкт-Петербургского отделения, работавшего под руководством заслуженной артистки РСФСР, профессора Е.Г.Драпеко, вошли многие видные общественные деятели, среди которых народный артист СССР И.О.Горбачев, президент Российского географического общества академик С.Б.Лавров, декан исторического факультета СПГУ профессор И.Я.Фроянов и другие. Выставка авторского политического плаката "Выбор-96", благотворительный фестиваль к столетию отечественного кинематографа "Духовное наследие России", встречи с артистами В.Тихоновым, С.Светличной, Л.Лужиной, А.Мартыновым, Ю.Черновым, организация фотовыставок в Варшаве и Кракове, гастроли выездной группы артистов в Адлере, многие другие мероприятия - в багаже СПРО. Аналогичные акции проводятся в Москве, Твери, Ростове. Интересен опыт налаживания межрегиональных связей отделений "Духовного наследия" на основе развития культурного сотрудничества как, например, между ленинградцами и ростовчанами, решившими возвести незримый дружеский мост между Доном и Невой.

    Важными аспектами деятельности региональных отделений стали укрепление связей и поддержка отечественных предпринимателей. Практика показывала: там, где подобные контакты развиваются успешно, возникают и дополнительные возможности для активизации работы. Примером здесь могут служить связи того же Санкт-Петербургского отделения с одним из старейших предприятий - АОЗТ "Полюстрово", или избрание председателем Совета РРО генерального директора ЗАО "Монолит" В.М.Чеботарёва. Активистами движения вносились предложения по усовершенствованию местного законодательства о малом и среднем бизнесе, разрабатывались программы изучения рынка и продвижения продукции, организовывались рекламные кампании. Такие мероприятия всегда находят ответную реакцию со стороны отечественных предпринимателей, что в свою очередь даёт возможность разнообразить и обогащать деятельность региональных отделений.

    Забота о детях и молодёжи, воспитание подрастающего поколения, несущего в себе богатейший интеллектуальный потенциал и являющегося природным хранилищем генофонда нации - не только форма и одно из важнейших направлений деятельности, но и весомый, зримый результат продвижения к провозглашаемым целям. Именно эти проблемы составили основное содержание исследования под условным названием "Духовность и образование в России". И в этой области накоплен достаточно позитивный опыт региональными отделениями. Защита областной детской библиотеки им. Н.К.Крупской в Смоленске; организация благотворительных концертов, средства от которых переводятся в детские дома, проведение выставки детской керамики и новогодних представлений для детей-сирот в Москве; помощь Республиканской клинической инфекционной больнице, где расположен Российский республиканский центр детского СПИДа и оздоровительный лагерь для больных детей, в Санкт-Петербурге; циклы лекций квалифицированных врачей в школах Гатчины; шефство над муниципальными центрами социальной помощи семье и реабилитации детей-сирот, создание детских домов творчества, поддержка детей-инвалидов Ростовским РО, в сотрудничестве с предприятием "Виола"; разнообразная просветительская деятельность давно стали практикой многих первичных организаций.

    Многое делалось в этом плане в Свердловском региональном отделении. Там был создан межвузовский постоянно действующий семинар "Русская идея", руководимый доктором философских наук, профессором В.И.Копаловым. По материалам дискуссий на семинаре готовился к изданию альманах. Не были оставлены без внимания и школьники. Члены регионального отделения С.З.Гончаров, Н.К.Чапаев, М.А.Коптилина подготовили программу лекториев и экскурсий для школьников Екатеринбурга, подобрали коллектив для её осуществления. Информация о программе была представлена на областном совещании учителей.

    Но даже в обстоятельной дискуссии на съезде, невозможно было рассказать обо всех славных делах тех, кому дороги нравственный и духовный опыт ушедших поколений россиян, трудовые и ратные подвиги русского народа. Многие делегаты говорили о том, что интеллектуальный потенциал России неисчерпаем. И россияне готовы отдать свои знания, профессионализм, богатейший опыт и щедрость души во благо народа и Отечества. Незачем идти им в обученье за рубежи своей Родины. Нужно лишь чаще напоминать им, что живут они в прекрасной стране, что они талантливые, трудолюбивые люди, а их жизненный уклад порождает добрых, отзывчивых и самоотверженных. И ещё нужна власть, которая бы это понимала.

    Третий форум "Духовного наследия", сосредоточив внимание на очередных задачах, принял решения, которые ещё долгое время будут побуждать соотечественников творить жизнь честно и с достоинством.


    Предыдущая Оглавление Следующая


       TopList         



  • 404 Not Found

    Not Found

    The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

    <%you_hit(77);%>