Движение мирового сообщества к минному разоружению на современном этапе обусловлено целым рядом объективных причин: изменение геополитической и военно-стратегической обстановки в мире, опасная глобализация распространения противопехотных мин, сдерживающая экономическое развитие государств и обостряющая социальные и демографические проблемы, необходимость разминирования огромных территорий и реабилитации жертв минного оружия, что является дополнительным финансовым бременем для многих стран.
Развитие переговорного процесса по минной проблеме, принятие резолюции Генассамблеи ООН о скорейшей разработке международного соглашения по ППМ и подписание оттавской Конвенции большинством членов мирового сообщества свидетельствуют о том, что принципиальных противников всеобъемлющего запрещения противопехотных мин в мире нет.
Вместе с тем отдельные государства вынуждены учитывать свое геополитическое и экономическое положение, специфику пограничных и территориальных проблем, наличие напряженности во внешнеполитических отношениях и вытекающее отсюда военно-тактическое значение ППМ для национальных вооруженных сил. Целому ряду стран, видимо, потребуется некоторое время для введения полного запрета на ППМ, необходимое для создания соответствующих предпосылок и преодоления существующих трудностей различного порядка.
Подписание в декабре 1997 года в Оттаве Конвенции о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и их уничтожении несомненно является крупным шагом на пути решения этой общемировой разоруженческой и гуманитарной задачи.
В то же время немаловажным представляется и тот факт, что радикальное решение минной проблемы в рамках "оттавского процесса" создает опасный прецедент в урегулировании международных вопросов не на основе консенсуса, а простым большинством. Такой вариант развития событий может привести к расколу мирового сообщества, снизить кредит доверия в отношениях между его членами.
Неприсоединение к соглашению ряда государств-сторонников поэтапного решения проблемы снижает его эффективность, создает опасность затягивания ратификационного процесса. С учетом этого обстоятельства можно утверждать, что вопрос о рассмотрении проблемы ППМ на Конференции ООН по разоружению не потерял своей актуальности и после подписания Конвенции в Оттаве. Несмотря на известные трудности, переживаемые этим форумом на нынешнем этапе, КР обладает механизмом, позволяющим придать соглашению универсальный международный характер и обеспечить эффективный контроль за его реализацией.
Служба внешней разведки России
|