Определение условий присоединения в конкретные сроки к международному соглашению о всеобщем и полном запрещении противопехотных мин требует от наиболее крупных стран-обладательниц минного оружия всестороннего анализа военно-технических и экономических последствий полного отказа от применения ППМ и поиска путей их минимизации. Абстрагируясь от влияния такого запрета на геополитические и военно-стратегические условия, поскольку они специфичны для каждой отдельной страны, можно предположить, что основные материальные и финансовые издержки будут связаны с уничтожением запасов ППМ, разминированием территорий и объектов и в особенности с разработкой и производством военно-технических средств, способных компенсировать отказ от применения ППМ.
Совершенствование существующих ППМ путем их оснащения механизмами самоликвидации или самонейтрализации хотя и соответствует требованиям действующего Протокола II к Конвенции 1980 года о конкретных видах обычного оружия, имеет один принципиальный недостаток: оно бесперспективно, поскольку не соответствует конечной гуманитарной цели, а именно запрету всех типов мин, специально сконструированных для поражения живой силы.
Другое направление — создание альтернативных средств — включает как традиционные пути (расширение возможностей разведки и наблюдения, изменение тактики боевых операций), так и новые подходы, обеспечивающие более гуманное или избирательное воздействие средств поражения. Активно изучаются возможности создания так называемого оружия несмертельного действия, к которому можно отнести мины с поражающими элементами в виде резиновых шариков, мины временно оглушающего и ослепляющего действия, электроразрядные устройства, микроволновые и инфразвуковые генераторы, малозаметные препятствия на основе тончайших сверхпрочных сетей, невысыхающие клейкие пенные составы, сковывающие передвижение, стальные шипы, капсулы с красящими веществами, дезорганизующие зловонные составы и другие средства.
Благодаря достижениям в создании датчиков, микроробототехники, информационных сетей бурно развивается и такое направление, как совершенствование управления минными полями, начиная от организации двусторонней связи между минами и пунктом управления и кончая созданием "разумных" минных полей — автоматизированных инженерных заграждений, способных действовать автономно на значительном удалении от своих войск. Так, американские фирмы в тесном взаимодействии с западноевропейскими активно ведут исследования в рамках программы "Разумное минное поле" (Intelligent Mine Field). Программой предусматриваются разработка и производство систем управления противотанковыми минными полями с помощью аппаратуры связи и электронных датчиков, работающих в миллиметровом и инфракрасном диапазонах. Система позволит отслеживать ситуацию в районах минных полей и передавать информацию на командные пункты для принятия решения при сохранении возможности автоматического включения мин в боевой режим. Кроме того, система может задействовать свою электронную сеть для противодействия противоминным операциям противника. Применение всех этих средств дает возможность отказаться от установки ППМ для защиты противотанковых минных полей.
В настоящее время в США изучается комплексный подход к вопросу замены ППМ, предусматривающий одновременное использование новой тактики действия войск на поле боя (Human Outlooks), применение современных систем электронных датчиков и высокоточного оружия. Затраты на реализацию этой концепции оцениваются в 30 млрд. долл. в течение 10-15 лет. По-видимому, в Пентагоне рассматриваются и другие, более дешевые, но и менее эффективные варианты замены ППМ. На проведение исследовательских работ по определению наиболее перспективных, альтернативных ППМ систем оружия в 1998-1999 годах планируется израсходовать около 10 млн. долл.
Очевидно, что разработка и производство таких систем предполагают наличие соответствующей технологической базы и требуют значительных финансовых и материальных ресурсов, что доступно лишь ограниченному числу высокоразвитых стран.
По оценкам зарубежных экспертов, неизбежный переход на альтернативные средства борьбы с живой силой противника принесет существенные прибыли прежде всего американским и западноевропейским военно-промышленным компаниям.
Служба внешней разведки России
|