Минное оружие впервые стало применяться в годы первой мировой войны в качестве средства для борьбы с танками. В ходе второй мировой войны было установлено уже около 300 млн. мин. Простейшие взрывные устройства-предшественники современных противопехотных мин (ППМ) использовались в начале войны почти исключительно для защиты противотанковых минных полей от разминирования противником и лишь на более поздних этапах войны — для поражения живой силы и контроля над населением. В последующие после второй мировой войны десятилетия технология минного оружия получила бурное развитие, а противопехотные мины наряду со стрелковым оружием стали самым распространенным и дешевым средством ведения боевых действий.
Как показывает практика, эффективность использования противопехотных мин в вооруженных конфликтах оказывается достаточно высокой. В то же время потери среди мирного населения в результате их применения недопустимо велики. Поэтому идея ограничения применения противопехотных мин в настоящее время поддерживается практически всем мировым сообществом, а многие страны выступают за их скорейшее всеобщее и полное запрещение.
Важное гуманитарное значение имело принятие в 1980 году Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Вступление в силу Протокола II (минного), являющегося составной частью этой Конвенции, положило начало международно-правовому оформлению движения за ограничение применения ППМ. Объединению усилий мирового сообщества в этом направлении способствовало также объявление целым рядом стран, в том числе Россией, моратория на экспорт некоторых типов противопехотных мин.
Недостатки Протокола II, проявившиеся с течением времени, а также разработка новых типов противопехотных мин и обострение проблемы их распространения потребовали внесения дополнений и новых положений в достигнутые ранее соглашения. В мае 1996 года на конференции государств-участников Конвенции был принят обновленный протокол (Протокол II с поправками), существенно ограничивающий применение ППМ, представляющих наибольшую опасность для гражданского населения.
Одновременно по инициативе ряда государств и при поддержке многих международных и региональных неправительственных организаций сформировалась коалиция стран, выступающих за всеобъемлющее запрещение ППМ. Активная деятельность этого движения, названного "оттавским процессом" (по месту проведения его первой конференции), привела к подписанию в декабре 1997 года представителями 121 государства Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи ППМ и об их уничтожении.
Принятие Конвенции большинством государств-членов ООН, несомненно, является крупным достижением в области международного гуманитарного права. Рассмотрение проблемы всеобъемлющего запрещения противопехотных мин в рамках "оттавского процесса" привлекло к себе внимание мировой общественности и правительств всех без исключения государств, независимо от их отношения к немедленному запрету этого вида оружия.
Вместе с тем отход от принципа консенсуса при разработке и принятии этого международного соглашения, игнорирование интересов большой группы стран-производителей и обладателей оружия породили целый комплекс вопросов военно-политического и экономического характера, решение которых может потребовать значительного времени. Большинство государств, не присоединившихся к Конвенции, разделяет идею поэтапного решения минной проблемы по мере создания соответствующих условий. По-видимому, в ближайшие несколько лет усилия мирового сообщества будут направлены на поиск взаимоприемлемых путей универсализации Конвенции за счет расширения круга ее участников и решение проблемы разминирования. Определенную положительную роль в этом смысле могут сыграть рассмотрение на Конференции ООН по разоружению вопроса о всеобъемлющем запрещении передачи и экспорта ППМ, обзор действия Протокола II с поправками после вступления его в силу на ежегодных конференциях ООН в Женеве, привлечение к гуманитарным акциям по разминированию всех без исключения стран, располагающих финансовыми и техническими возможностями для этого.
Служба внешней разведки России
|