Подписан 19 ноября 1990 г. в Париже.
Ратифицирован Верховным Советом РФ 8 июля 1992 г.
Реализация началась 17 июля 1992 г.
Вступил в силу 9 ноября 1992 г.
Срок выхода на установленные уровни вооружений завершился 16 ноября 1995 г.
РАЙОН ПРИМЕНЕНИЯ ДОГОВОРА — вся сухопутная территория государств-участников
в Европе от Атлантики до Урала (страны НАТО и бывшие государства ОВД).
ОГРАНИЧИВАЕМЫЕ КАТЕГОРИИ ВООРУЖЕНИЙ: танки; боевые бронированные машины;
артиллерия калибра 100 мм и выше; боевые самолеты; ударные вертолеты.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОГРАНИЧЕНИЙ: для группы государств установлены максимальные
уровни ограничений: танки — 20 000 ед., ББМ — 30 000 ед., артиллерия — 20 000
ед., боевые самолеты — 6800 ед., ударные вертолеты — 2000 ед., боевые самолеты
морской авиации постоянного наземного базирования — 430 ед.
Предельные уровни для одного государства: танки — 13 300 ед., ББМ — 20 000
ед., артиллерия — 13 700 ед., боевые самолеты — 5150 ед., ударные вертолеты —
1500 ед., боевые самолеты морской авиации постоянного наземного базирования —
400 ед.
Для Российской Федерации: танки — 6400 ед. (из них в регулярных частях — 4975);
ББМ — 11 480 ед. (10 525), в том числе БМП и БМТВ — 7030 ед., артилле-рия — 6415
ед. (5105), боевые самолеты — 3416 ед., ударные вертолеты — 890 ед., боевые самолеты
морской авиации постоянного наземного базирования — 300 ед.
Норма сокращения Российской Федерации составляла: по танкам — 3187 ед., по ББМ
— 5419 ед., по артсистемам — 660 ед., по боевым самолетам — 1029 ед., по ударным
вертолетам — 99 ед. (выполнена полностью).
Кроме того, Россия до конца 1999 г. вне рамок Договора обязана сократить за
Уралом не менее 6000 танков, 1500 ББМ и 7000 артсистем. На 1 февраля с.г. сокращено
3242 танка, 2054 ББМ.
КОНТРОЛЬ. В целях обеспечения контроля каждое государство-участник имеет право
проводить и принимать в пределах района применения инспекции:
l объектов контроля (без права отказа) — 15% от количества объектов контроля (на
1998 г. квота России 48 инспекций);
l по требованию в пределах указанных районов (с правом отказа) — 23% от количества
инспекций объектов контроля (на 1998 г. — 11 инспекций).
Кроме инспекций, Договором предусматривается возможность использования национальных
и многонациональных технических средств контроля.
Для содействия реализации положений Договора об ОВСЕ в Вене действует Совместная
консультативная группа (СКГ).
Первой Конференцией по рассмотрению действия Договора об ОВСЕ (Вена, 15—31
мая 1996 г.) одобрены:
- решение проблемы фланговых ограничений (увеличение уровней вооружений для
СКВО и ЛенВО на основе изменения границ фланговой зоны);
- продление до конца 1999 г. срока выполнения Российской Федерацией обязательств
по сокращению вооружений за Уралом и упрощенные процедуры сокращения;
- решение о начале процесса модернизации Договора об ОВСЕ.
ПЕРЕГОВОРЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ДОГОВОРА идут в Вене в рамках СКГ с января 1997 г.
Договор в целом содействовал усилиям по снижению военных потенциалов в Европе.
Однако он разрабатывался с целью установления безопасного и стабильного баланса
обычных вооружений между военными союзами — НАТО и ОВД.
В результате кардинальных изменений военно-политической ситуации в Европе (роспуск
ОВД, распад СССР, вывод российских войск с территории государств ЦВЕ и Балтии,
расширение НАТО на Восток) Договор утратил свои цели и ориентиры и служит лишь
интересам НАТО. По существу при расширении альянса все вооружения, разрешенные
Договором бывшим участникам Варшавского Договора, могут влиться в военный блок
НАТО.
РЕШЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОВСЕ принято на Конференции по рассмотрению
его действия 31 мая 1996 г. А на Лиссабонской встрече глав государств ОБСЕ в декабре
1996 г. одобрен Документ по охвату и параметрам процесса адаптации Договора к
новым условиям.
ПОЗИЦИЯ СТРАН ЗАПАДА заключается в том, чтобы приспособить процесс модернизации
Договора к планам расширения НАТО и в договорной форме закрепить легитимность
увеличения военного потенциала альянса.
Они предлагают:
- отойти от закрепленных в Договоре предельных уровней для групп государств;
- возможность «переливов» вооружений в пределах всего района применения, за
исключением флангов;
- сохранить фланговые ограничения с целью закрепить ограничения на обычные
вооружения России и Украины;
- ввести новые механизмы складирования вооружений, которые не приемлемы для
России.
ПОЗИЦИЯ РОССИИ учитывает факт наличия в Европе мощного военного союза, уровень
вооружений которого значительно возрастет за счет вступления в него новых членов.
Модернизация Договора должна обеспечить равную безопасность всем государствам-участникам,
независимо от их принадлежности к союзам. Обновление ДОВСЕ может идти только на
базе укрепления его двух фундаментальных элементов: ограничения обычных вооруженных
сил военно-политического союза и неразмещения вооруженных сил вне территорий стран
группы 16-ти.
После достижения согласия по этим двум проблемам можно перейти к согласованию:
национальных уровней ограничений, зональному делению района применения, укреплению
информационного и кон-трольного режимов, открытию Договора для других стран, возможность
его применения в кризисных ситуациях.
Россия может пойти только на такую модернизацию Договора об ОВСЕ, которая обеспечит
равную безопасность для всех его государств-участников.
В целом модернизация Договора должна привести его в соответствие с новыми военно-политическими
условиями в Европе, сократить до минимума военный ущерб от расширения НАТО.
Эксперты
«РАУ-Корпорации»
15.07.1998 |