В России нет паритета с США ни в политической, ни в экономической областях, ни в любой другой сфере, кроме стратегических ядерных вооружений. Но сейчас явно видно, что США не хотят быть в паритетной зависимости от ядерной России. Рано или поздно они пойдут на разрушение Договора по ПРО-72 и могут даже преподнести сюрприз - в одностороннем порядке значительно сократить свои стратегические ядерные арсеналы, не обращая внимания на Россию. Не следует считать большим успехом России то, что США согласились рассматривать в переговорном процессе в едином пакете проблемы Договора по ПРО-72 и СНВ.
Соединенные Штаты прекрасно понимают, что им ПРО не нужна в принципе, так как для них нет реальной угрозы ракетно-ядерного нападения со стороны тех, кто способен это осуществить сейчас или в будущем - Россия и Китай. Противоракетный зонтик нужен США так же, как рыбке зонтик. Однако, прикрываясь острой "необходимостью" иметь ПРО для обороны от каких-то будущих ракетно-ядерных стран-изгоев (называют Северную Корею, Иран, Ирак), США преследуют совершенно другую, но очень важную для себя цель: за счет финансирования капиталоемкой ПРО на самом деле профинансировать создание космического информационного эшелона и наземной информационной инфраструктуры, которые будут использоваться как в интересах противоракетной системы, так и в интересах бесконтактных войн. Именно этот "ход конем" находится за кадром всей шумихи вокруг ПРО и договорных соглашений по СНВ. Многие этого не знают или просто не понимают. Вот и получается: не так страшен Карлсон, как его пропеллер! Космический информационный эшелон, созданный, якобы, в интересах ПРО, на самом деле позволяет оторваться Соединенным Штатам от России и других стран на поколение войн и сохранить этот отрыв минимум в течение 10 лет.
Сжатые сроки создания национальной ПРО США - это рывок к готовности воевать со всем остальным миром бесконтактным способом. Уже с началом развертывания этой ПРО неизбежно возникнут новые геостратегические факторы, опрокидывающие всю стратегическую стабильность на планете. Это заставляет утверждать, что проблема заслуживает более активных дебатов и общественного понимания еще до того, как будет принято решение по развертыванию этой системы.
Фактически "ограниченный" характер национальной ПРО США маскирует существо этой системы, так как ее информационные средства, средства боевого управления потенциально способны стать не только базой для наращивания ПРО стратегического масштаба, но также информационной базой для ведения бесконтактных войн после 2010 г. Кроме того, США, создав мощную космическую инфраструктуру этой системы, смогут препятствовать другим странам использовать космическое пространство.
Новая ПРО США - это уже сейчас прямая угроза сложившейся системе стратегической стабильности между двумя главными ядерными странами.
Следует напомнить, что Договор по ПРО был именно американской идеей на советско-американской встрече в Гласборо в 1967 г., которую удалось реализовать, сломив первоначальное упорное сопротивление Советского Союза. В конце концов, США убедили СССР в том, что ударные действия (наступление) и оборона неразрывно связаны, и Советский Союз подписал Договор по ПРО-72. В последующем переговоры о разграничении стратегической и нестратегической ПРО были также длительными и трудными, но привели к подписанию ряда российско-американских соглашений в сентябре 1997 г. в Нью-Йорке.
Процесс ракетно-ядерного разоружения всегда был неразрывно связан с сохранением Договора по ПРО 1972 г., и это общепризнанно. Этот договор установил баланс, который исключал гонку ядерных вооружений, не давал ей возможности перекинуться в космическую сферу. Договор-72 - фундамент всей системы договоров в области международной безопасности, и если Россия допустит, что он будет разрушен с ее согласия, то вся система договоров просто рухнет, могут возникнуть чрезвычайно сложные проблемы во взаимоотношениях двух сторон, которые длительное время были связаны договорными условиями.
В соответствии с договором и Россия, и США ежегодно проводили по 12 взаимных инспекций и порядка 150 раз уведомляли друг друга о действиях сторон, которые без таких уведомлений могли привести к возникновению кризисных, и даже непредсказуемых ситуаций. Именно для этих целей и была создана совместная информационная система, которая позволяет понимать действия сторон и делать их предсказуемыми. Если все это будет разрушено, то возникнет масса различных проблем, которые надо будет решать уже на другом уровне.
Кроме того, в случае согласия России с изменением некоторых статей Договора по ПРО-72, она сразу же вынуждена будет приступить к реализации своих собственных асимметричных мер.
Во-первых, России, скорее всего, придется возобновить патрулирование по маршрутам боевых железнодорожных комплексов с МБР "Тополь".
Во-вторых, снять введенные ограничения (по СНВ-1) с моноблочного ракетного комплекса "Тополь" и переоснастить на многозарядный, тем более что он и разрабатывался под разделяющиеся головные части.
В-третьих, видимо, постепенно перейти на ракетный комплекс "Тополь-М", который способен преодолевать существующие и перспективные системы ПРО.
В-четвертых, не исключено, что Россия будет вынуждена выйти и из более раннего Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД-1987 г.) и снова поставить их на вооружение. Известно, что дальность стрельбы такими ракетными комплексами достигает 5,5 тыс. км, и Европа снова может стать заложницей противостояния двух ядерных стран.
Эти меры могут оказать отрицательное влияние на весь разоруженческий процесс в области ядерных вооружений. Не исключено, что и США в ответ могут "воскресить" свои ракеты "Першинг-2" и снова поставить их в Европе (440 ед.), скажем, в Польше, Венгрии, Чехии, а это гораздо ближе к территории России, чем было прежде, и по дальности эти ракеты могут достигать Урала.
Но США должны понимать, что с выходом из Договора по ПРО-72 они фактически провоцируют возможность нанесения по ним первого ракетно-ядерного удара как наиболее мощного и способного преодолеть их ПРО, а это уже опасно и серьезно.
Сейчас совершенно ясно, что надо не искать пути решения проблемы как изменить Договор по ПРО-72, а снять с повестки любой вопрос о таких изменениях. Если США в одностороннем порядке, т.е. без согласия России, все же выйдут из договора, то этим самым продемонстрируют всему миру, что взятые на себя обязательства они могут пересматривать без учета мнения другого участника договора.
Следует еще раз подчеркнуть, что при сохранении Договора по ПРО-72 стабильность в мире тоже сохранится, так как ни одна ядерная страна, не имеющая надежной системы ПРО, не в состоянии сломать достигнутое военно-стратегическое равновесие. Это равновесие не требует строгого соотношения ядерных сил, достаточно иметь ядерное оружие в любом количестве, но было бы весьма полезным, если бы под давлением ООН все ядерные страны отказались от применения его первыми. Большее количество ядерных вооружений не означает большей безопасности государства. Значит, при сохранении Договора по ПРО между США и Россией и отказе от применения ядерного оружия первыми всем ядерным странам можно идти на существенные, даже односторонние, сокращения и ликвидацию ядерных вооружений, и равновесие, а значит, и ядерный мир сохранятся.
В.СЛИПЧЕНКО
доктор военных наук,
профессор
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(96);%>
|