Уважаемый господин председатель! Уважаемые дамы и господа!
Уважаемые коллеги!
Сейчас в мире наметилась два подхода к решению проблемы ракетного нераспространения. Один —это силовой, военно-технический, связанный с попытками созхдать средства борьбы с баллистическими ракетами; другой —политико-дипломатический, связанный с использованием разных мер, режимов, в том числе и мер доверия в ракетной области, механизмов стимулирования и поощрения.
Хотелось бы подчеркнуть, что российская сторона считает перспективным второй путь. При формировании идеи создания ГСК за нераспространением ракет и ракетных технологий российская сторона исходила из следующих основных посылок:
- Процесс распространения в мире ракет и ракетных технологий, к сожалению, еще не прекратился.
- Режимы нераспространения ОМУ и средства доставки могут быть эффективными лишь в том случае, если они представляют собой всеобъемлющую хорошо продуманную структуру компаненты которой ориентирована на решение той или иной группы задач, подчиненных общей цели.
- Цель такой структуры режимов нераспространения, а также задачи ее составляющих элементов должны быть признаны мировым сообществом, поддержаны им и быть тесно взаимосвязаны со сложнейшей мировой проблемой ограничения, сокращения и запрещения различных видов ОМУ. Как представляется, ГСК во всех отношениях соответствует такому подходу. ГСК по своему существу ориентирована на достижение той же цели нераспространения, что и существущие ограничительные режимы, но решает свою группу задач, связанных с ракетами и ракетными технологиями. В этом смысле ГСК дополняет структуру существующих режимов нераспространения.
Задача ГСК, как мымогли видеть по реакции большого количества государств на идею ее создания, признаются и поддерживаются значительной частью мирового сообщества. И наконец, задача ГСК лежат в русле общей задачи сокращения ракетно-ядерных вооружений в мире. Есть основания полагать, что ГСК как она замышляется, займет свою пока еще пустующую нишу в рещение проблемы нераспространения. Как мы могли видеть из обзоров существующих международных механизмов контроля и юридических норм в ракетной и ракетно-технической областях, а также предложения по вопросам контроля в ракетной области, высказанных различными государствами, серьезными проблемами, требующими своего решения, остаются до настоящего времени:
-
Предотвращение или уменьшение опасности от использования ракет в мирное время, в том числе снижение риска неадекватного воприятия другими государствами производимых пусков, то есть ошибочного истолкования ситуации.
-
Решение этих пролем неизбежно связано с обеспечением транспорентности ракетной деятельности, в частности, пусков ракет, с побудительными мотивами государства к осовению ракетной технологии и обладанию ракетами —средствами доятавки ОМУ, с вопросами обеспечения безопасности государств при добровольном отказе его от обладания такими ракетными средствами, с мерами стимулирования и поощрения государства, готового не идти по пути распространения ракет и ракетных технологий. Сказаное —это далеко не полный перечень того, что лежит в основе предотвращения и ли уменьшения опасности от использования ракет, а также создания норм поведения в ракетной области, но составляет ту его важную часть, которая во многом определяет позиции государства, стоящего перед выбором: овладевать или не овладевать ракетной технолгией?
Известно, что ряд государств мира добровольно, осознанно отказались от реализации национальных ракетных программ. Ряд государств продолжают их осуществление. ГСК ориентирована на решение именно таких задач. Концепция ГСК будет сегодня представлена в нескольких сообщениях российских экспертов, но сейчас мы дадим ей лишь общую характеристику.
В концептуальном отношении ГСК, как она нам видится, представляет собой комплекс международных режимов и механизмов.
Этот комплекс включает в себя следующие элементы:
1 элемент: режим транспарентности пусков ракет.
2 элемент: механизм предоставления гарантий безопасности государствам-участникам ГСК, отказавшимся от обладания ракетными средствами ОМУ.
3 элемент: механизм стимулирования и поощрения государств, отказавшихся от обладания ракетными средствами доставки ОМУ.
4 элемент: механизм международных консультаций в рамках ГСК для совершенствования режимов и механизмов ГСК и решения возникающих проблем.
О режиме транспарентности. Этот режим пусков ракет предусматривает добровольное предоставление согласованной по срокам выдачи, по объему и формату информации о готовящихся и произведенных пусков баллистических ракет и космических ракет-носителей, а также технический мониторинг с помощью средств обнаружения и наблюдения за осуществлением пуска ракет.
Осуществление режима транспарентности пусков ракет могло бы быть возложено на соответствующий международный технический центр.
О нем сегодня пойдет речь в других сообщениях. Создание режима транспарентности и соответствующего международного центра должно, по нашему мнению, оформляться смногосторонней международной договоренностью.
О гарантии безопасности. Государства-участники ГСК, отказавшиеся от обладания ракетными средствами доставки ОМУ, должны быть защищены от посягательства на их безопасность путем предоставления им соответствующих гарантий. Характер таких гарантий и механизм их предоставления должны быть, на наш взгляд, определены на международной основе и закреплены сответствующей договоренностью.
О стимулировании и поощрении государств. В отношении государств, отказавшихся от обладания ракетными средствами доставки ОМУ, следовало бы применять стимулирование и различного рода поощрения. Например, содействие развитию национальных космических программ и участию этих государств в использовании результатов космической деятельности.
О механизме консультаций. Механизм международных консультаций в рамказ ГСК является, как нам представляется, важным элементом системы —тем рабочим инструментом, с помощью которого можно совершенствовать режимы ГСК, разрешать спорные вопросы и не ясные ситуации. Словом, это механизм для постоянного диалога, для обеспечения эффективного функцйионирования ГСК за нераспространением ракет и ракетных технологий.
О координационном органе ГСК. По-видимому, такая многоаспектная и сложная система, каковой является ГСК, должна иметь в своей структуре международный орган, функционирующий под эгидой ООН, координирующий деятельность системы, ее режимов и механизмов, рассматривающий вопросы ее развития и совершенствования, управляющий консультационным процессом.
Организационной формой такого координирующего органа могли бы быть определены совместными усилиями и зафиксированы международной договоренностью.
Хотели бы обратить внимание на правовую сторону создания и функционирования ГСК. Определенные договоренности в отношении ГСК безусловно должны быть достигнуты, иначе трудно будет реализовывать идею создания такой системы. Но, как нам представляется, целесообразность подготовки таких договоренностей не должна стать сдерживающим или отпугивающим фактором, поскольку ключевые принципы, на которых по мнению российской стороны должна создаваться ГСК, трудно не поддержать. Эти принципы таковы:
-
Создание ГСК на многосторонней международной основе.
-
Равные права участников ГСК.
-
Открытость ГСК для участия в ней всех заинтересованных государств.
-
Добровольность участия в ГСК.
-
Функционирование ГСК под эгидой ООН.
-
Поэтапное создание ГСК как весьма сложной системы.
Создание ГСК с самых первых шагов на многосторонней междунородной основе исключает придание этой системе статуса закрытого клуба для избранных. Все участники пользуются равными правами при создании и функционировании этой системы. Принцип открытости системы не дает оснований для возможных подозрений насчет сговора узкого круга стран, владеющих ракетной технологией, действующих без учета интересов других государств.
Добровольность участия в ГСК исключает опасность быть замененым в западню, предполагает осознанное согласие следовать нормам поведения, которые будут заложены в эту систему. Функционирование ГСК под эгидой ООН означает соблюдение государствами-участниками системы международно-признанных норм, предусмотренных Уставом этой организации. С учетом этого должна разрабатываться и правовая основа этого нового в международной практике многостороннего механизма. Создание столь сложной и многоплановой системы как ГСК целесообразно, по-видимому, осуществлять поэтапно.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть несколько важных момментов.
Во-первых, ГСК является системой контроля, но не ограничительной, не запретительной, а обеспечивающей транспарентность действия участников. Второе, ГСК не является дескриминационным механизмом
— она обеспечивает равные права всем ее участникам. И третье: ГСК не основана на методах принуждения. Она использует меры поощрения и гарантий. Существо ГСК состоит, таким образом, в том, чтобы побуждать государства к максимальному снижению опасности от использования ракет в мирное время, в том числе, к снижению риска неадекватного восприятия другими государствами производимых пусков, к выработке норм поведения в ракетной области, добровольному, осознанному следованию этим нормам и добровольному осознанному отказу от обладания ракетными средствами доставки ОМУ и соответствующими технологиями.
Российская сторона сегодня не ставит перед собой задачу представить концепцию ГСК во всех деталях. Во-первых, вряд ли в настоящее время у кого либо есть готовые ответы на все вопросы, которые вытекают из идеи ГСК. Во-вторых, и мы уже об этом говорили, идея ГСК с самого начала является результатом коллективныхусилий многих государств. Именно на многосторонней основе ее нужно развиавть и детализировать. Мы убеждены, что вовлеченность всех заинтересованных государств в осуществление концепции ГСК является надежной основой успешного решения этой сложной задачи. В дальнейших сообщениях российских экспертов будет изложено наше предварительное видение существа, основных составляющих элементов ГСК за нераспространением ракет и ракетных технологий, как они были показанына слайде, который здесь демонстрировался.
Выступление старшего представителя МИДа России Александра
Клоповского.
|