ВАШИНГТОН /Корр. ИТАРТАСС/. Газета "Вашингтон пост" в номере за 7 августа под заголовком "На пути Рамсфелда множество препятствий" опубликовала статью Томаса Рикса, в которой, в частности, говорится:
Когда министр обороны Дональд Рамсфелд вступал на свой пост, казалось, что это именно тот человек, который выполнит предвыборное обещание президента Буша о "реорганизации" вооруженных сил США.
Пробыв четыре срока в конгрессе, а также на должности руководителя аппарата сотрудников Белого дома при Джеральде Форде, он знал Вашингтон. Он знал, как управлять корпорациями, поскольку два десятилетия был руководителем корпораций. Он даже уже занимал однажды пост министра обороны. Благодаря работе впоследствии в комиссиях по оценке ракетной угрозы и космосу он хорошо разбирается в проблемах национальной безопасности в период после окончания "холодной войны".
Однако после того как Рамсфелд проработал шесть месяцев в администрации, строившей свою предвыборную кампанию на обещании реорганизовать вооруженные силы, его амбициозные планы подвергаются критике со всех сторон. Еще до того как Рамсфелд сделал какието окончательные выводы, конгресс ясно заявил, что будет противиться даже скромным сокращениям войск и традиционных систем вооружения. Консерваторы кричат о том, что министерство обороны не получает нужных ему денег от Белого дома, а высшие военные руководители, как выяснилось, противятся его руководству.
"Возникло стойкое ощущение отчуждения между руководством в военной форме и гражданским руководством",— сказал генерал морской пехоты в отставке Энтони Зинни, поддерживавший Буша во время предвыборной кампании.
Вопрос о том, почему же столь опытный и искушенный человек, как Рамсфелд, сталкивается с такими трудностями, стал одной из главных тем, которая обсуждается в Пентагоне и в кругах, связанных с национальной безопасностью. Рамсфелд, безусловно, столкнулся с трудными обстоятельствами, включая налоговые сокращения в размере 1,3 трлн. долларов, что ограничивает оборонный бюджет, а также отсутствие политических поборников болезненных изменений в вооруженных силах. Некоторые сотрудники министерства обороны и сторонние эксперты утверждают также, что Рамсфелд оттолкнул потенциальных союзников в вооруженных силах и на Капитолийском холме.
Однако все объяснения сходятся в одном: оценка проблем обороны, вероятно, даст гораздо меньше результатов, чем было обещано. Урок, который можно извлечь из возвращения Рамсфелда в Пентагон, как утверждают некоторые, состоит в том, что реформирование современных вооруженных сил может быть невозможно, если это не является главным приоритетом Белого дома.
Вицепрезидент Чейни, который сам в прошлом был министром обороны, признал в одном из интервью, что попытки провести реорганизацию в Пентагоне вызвали "сильное противодействие на Капитолийском холме, и, думаю, в самом Пентагоне тоже". Но, сказал он, любому человеку было бы трудно провести реорганизацию вооруженных сил после, как он выразился, "многолетнего пренебрежения к ним". Он предсказал, что в конечном итоге Рамсфелд сформулирует "важную новую концепцию относительно наших потребностей".
В заключение Чейни дал понять, что борьба еще далеко не закончена: "Это будет трудно, и ему придется решиться на некоторые скандалы, но он— именно тот человек, которому эта задача по плечу".
Рамсфелд объясняет это тем, что "изменения — это трудная задача", слова, которые он сам и его подчиненные произносят в последнее время довольно часто.
Другие скептически оценивают возможность серьезных изменении, исходящих от Пентагона, где выявились глубокие разногласия, "Насколько плохо положение? Думаю, весьма плохо",— сказал Ларри Сиквист, работавший в Пентагоне при Чейни.
Он сказал, что высокопоставленные профессионалы в Пентагоне, рассчитывавшие работать с профессионалами, сейчас боятся, что столкнутся с некомпетентностью.
Поразительно большое число специалистов говорят, что реорганизация вооруженных сил была обречена с самого начала. При этом они ссылаются на речь Джорджа Буша двухлетней давности, в которой Буш, в то время баллотировавшийся в президенты, впервые изложил свои соображения по поводу того, какие изменения необходимо произвести в вооруженных силах США и почему. Вооруженные силы, сказал тогда Буш, выступая в военном колледже "Цитадель", штат Южная Каролина, до сих пор ориентированы на "холодную войну" По мнению Буша, они слишком большие, медлительные и громоздкие, лучше подготовлены к ведению войны с Красной Армией на равнинах Центральной Европы, чем к отражению множеств разных угроз — от террористов, могущих совершил:. нападение на территорию Соединенных Штатов, до стран третьего мира, имеющих ракеты большой дальности, и кибератак.
Буш призвал к созданию быстрореагирующих вооруженных сил, и большей мере опирающихся на невидимые для РЛС технологии "Стеле" и беспилотные средства доставки. Он сказал, что его будущие вооруженные силы будут оснащены высокоточным оружием, создадут многослойную противоракетную оборону и будут реагировать на новые угрозы.
"В качестве президента я немедленно начну всеобъемлющий анализ наших вооруженных сил",— пообещал Буш, — который будет охватывать "структуру вооруженных сил, состояние их стратегии, приоритеты в области закупок". Этот анализ повлечет за собой радикальные перемены, сказал он. Это будут не "маргинальные улучшения", а "мы перепрыгнем через целое поколение в технологии".
Но, по словам некоторых экспертов, для этого сейчас просто неподходящее время, потому что не слышно требований общественности в отношении реорганизации Пентагона и нет политической поддержки такой реорганизации.
"Исторически сложилось так, что реформа срабатывала после какого-то серьезного поражения, такого, как, например, "Перл Харбор" или "Пустыня1 " (попытка спасения американских заложников в Иране в апреле1980 года), или когда мы сталкиваемся с серьезным угрожающим кризисом, к которому мы абсолютно не готовы",— сказал полковник в отставке Ричард Данн.
Другие утверждают, что одна серьезная ошибка была совершена после выборов, когда, по словам этих людей, новая администрация назначила в Пентагон неподходящих людей. Некоторые критикуют лично Рамсфелда; они говорят, что во время предвыборной кампании он не принимал активного участияв формулировании оборонной политики Буша, которую его позже просили претворять в жизнь.
Другие указывают на то, что Рамсфелд не назначил Ричарда Армитиджа на второй по значению пост в министерстве обороны. Армитидж был главным составителем речи, произнесенной Бушем в военном колледже "Цитадель". Он хорошо разбирался в такой проблеме, как военная реформа, поскольку работал в комиссии по национальной обороне, проводившей по указанию конгресса в 1997 году анализ, в котором она призвала к "фундаментальным изменениям" в вооруженных силах.
На их встрече в начале января Рамсфелд заявил Армитиджу, что "шансов на то, что вы станете моим заместителем, меньше, чем50 на50", — рассказал человек, знакомый с содержанием этого разговора.
"Нет,— ответил Армитидж, серьезный "тяжеловес" со скрипучим голосом. — У вас ноль шансов на то, что я стану вашим заместителем". Армитидж был назначен на второй по значению пост в государственном департаменте, возглавляемом его старым другом Колином Пауэллом.
"Думаю, возможно, это был решающий момент, потому что не было поборника идей, изложенных нами в выступлении (Буша) в "Цитадели",— сказал Джон Хиллен, военный эксперт, помогавший Армитиджу, когда тот писал текст этой речи.— Пришел Рамсфелд, и ему вручили программу, в разработке которой он не принимал никакого или почти никакого участия".
К тому же утверждение новых назначений проходило так медленно, что в течение нескольких месяцев Рамсфелд фактически один руководил министерством обороны. Одним из немногих чиновников, которых он знал по своей прежней работе там, был Эндрю Маршалл, давний руководитель аналитического центра Пентагона, специалист по таким вопросам, как введение новшеств в вооруженных силах.
Прошлой зимой в качестве одного из своих первых шагов в Пентагоне Рамсфелд поручил Маршаллу написать основной доклад о военной стратегии США. То, что Маршаллу поручили такое важное задание, вызвало у военной верхушки нервозность: этот опытнейший аналитик давно настроил против себя военных, потому что он и его сотрудники писали доклады,в которых ставили под сомнение полезность в будущем некоторых систем, которыми военные больше всего гордились— таких, как авианосцы армейские танки и истребитель ближнего действия.
Когда группа Маршалла приступила к работе, то, как и другие комиссии, созданные Рамсфелдом, она работала за закрытыми дверьми, военные не присутствовали на ее заседаниях и все больше нервничали. Такой закрытый стиль затруднил работу, по словам некоторых сотрудников Пентагона. Военных не допускали в некоторые комиссии, созданныеРамсфелдом для изучения важнейших проблем, и главнокомандующие различных видов вооруженных сил жаловались, что им приходилось запрашивать у подчиненных Рамсфслда документы, которые им должны были предоставлять автоматически.
Уполномоченный от комитета начальников штабов в проведении этого анализа. Генерал-лейтенант ВВС Брюс Карлсон, недавно заявил другим высокопоставленным офицерам, что весь этот анализ "развалился", так как проводился "поверхностно", сообщили два сотрудника министерства обороны.
По словам военных, они возмущены тем, что к ним относятся как к сотрудникам, запятнавшим себя тем, что они работали при администрации Клинтона. Они считали, что при Билле Клинтоне, а затем при Буше вели себя как лояльные офицеры, подчиняющиеся гражданским властям. "Люди в поенной форме абсолютно лояльны к руководству,— сказал один офицер в Пентагоне.— Они готовы были поддержать его (Рамсфелда), если бы он сказал им: "Вот как я это себе представляю, вот как мы хотим действовать". Он этого не сделал, и, по-моему, это было серьезной ошибкой".
Рамсфелд изменил тактику в июне, проведя беспрецедентную серию интенсивных обсуждений с комитетом начальников штабов, проходивших чуть ли не ежедневно. Но к тому времени ущерб уже был нанесен; как сказал представитель Пентагона, "когда теряешь доверие военных, его трудно обрести вновь".
Если Рамсфелд и совершил за это время какие-то просчеты, то это только часть проблемы, как считают многие сторонние наблюдатели. Более важное препятствие, по мнению этих людей,— военная верхушка, состоящая из генералов и адмиралов, неразрывно связанных с находящимися на вооружении военными системами, структурой вооруженных сил и стратегией. Сиквист, вышеназванный бывший сотрудник Пентагона, утверждал, что "военные руководители абсолютно не готовы предложить какую-то новую концепцию".
В самом деле, сказал Ньют Гингрич, бывший спикер палаты представителей, уже давно выступающий за реорганизацию вооруженных сил, нынешнюю напряженность с комитетом начальников штабов следует расценивать как признак прогресса. "Если бы сейчас он руководил Пентагоном, который был бы всем доволен, это означало бы, что этот парень швыряет деньги на прошлое",— сказал он.
Действительно, Рамсфелд, возможно, хочет тратить деньги на те проблемы, которые он сам считает важными. Сообщают, что он запросил вдвое большую сумму, чем те18,5 млрд. долларов, выделения которых Белый дом добивается в наступающем финансовом году.
Однако комитет начальников штабов хотел получить гораздо большую сумму, что побудило некоторых специалистов говорить о том, что Рамсфелда подкосил главный приоритет администрации — провести через конгресс крупное налоговое сокращение. "Главная проблема— это не сам Рамсфелд, а отсутствие помощи и поддержки со стороны Белого дома" — к такому выводу пришел Адам Гарфинкл, редактор консервативного внешнеполитического журнала "Нэшнл интерест".
Военное руководство было согласно позволить Рамсфелду говорить о реорганизации пока его планы не противоречили их собственным приоритетам, отмечают многие эксперты. Он хотел добитая дополнительных расходов на противоракетную оборону, спутники и разведку. У них же был свой собственный закупочный список: новые корабли, самолеты и бронемашины, а также компьютеры, оборудование связи и специалисты для их обслуживания.
Все изменилось, когда конгресс принял решение о налоговом сокращении в размер 1,35 трлн. долларов, и администрация подала сигнал о том, что увеличение бюджетных расходов на оборону ограничено, ясно дав понять, что, вероятно, нет достаточно денег для финансирования разных пожеланий Рамсфелда и комитета начальников штабов.
В этот момент стало очевидно, что для того, чтобы финансировать свои идеи. Рамсфелду, возможно, придется сократить войска и военную технику в том, что касается обычных вооруженных сил и вооружений. Рамсфелд до сих пор не сказал, что именно он буде сокращать и будет ли он это делать вообще. Но многие в Пентагоне предполагают, что он предложит скромные сокращения численности армии, ВВС, ВМС и морской пехоты, где на действительной службе состоят вобщей сложности 1,4 млн. человек.
Может быть, наиболее озадачивающий аспект второго пребывания Рамсфелда Пентагоне— его плохие отношения с конгрессом, причем не только с сенатом, в котором демократы имеют большинство, но и с республиканцами в обеих палатах.
Плохие отношения начали складываться с того момента, когда Рамсфелд пропустил весной крайний срок для объявления результатов своего стратегического анализа предложений об изменениях в оборонном бюджете. Когда Рамсфелд, наконец, выступи на Капитолийском холме, сенаторы жаловались, что они, как и военные, почувствовал себя отстраненными от участия в этом процессе. Сенатор Сюзан Коллинз (республиканка, от штата Мэн) заявила, что Пентагон во главе с Рамсфелдом подает "нечеткие противоречивые сигналы" относительно своих планов для ВМС.
Именно в тот момент, когда Рамсфелд начал вовлекать в этот процесс конгресс, администрация вновь вызвала враждебность со стороны консерваторов по вопросам обороны на Капитолийском холме своим неожиданным решением прекратить к2003 год испытания на полигоне на пуэрториканском острове Вьекес. Не успело рассеяться недовольство, вызванное этим решением, как новый шаг Пентагона— сокращение соединения бомбардировщиков и перевод его с баз в штатах Джорджия и Канзас— вызвал еще больший антагонизм со стороны конгресса.
"Я обескуражен, разочарован и возмущен",— заявил, обращаясь к Рамсфелду н слушаниях в сенате, сенатор Пэт Роберте (республиканец, от штата Канзас) считающийся "ястребом"
Складывается единодушное мнение, что анализ, осуществляемый Рамсфелдом, н оправдает ожидании, возникших под влиянием амбициозной риторики речи Буша военном колледже "Цитадель" Эксперты предсказывают, что Рамсфелд достигнет прогресса в трех областях: создании противоракетной обороны, сокращении ядерного потенциала и придании операциям Пентагона более делового характера. Но широка реорганизация вооруженных сил, обещанная Бушем два года назад, вряд ли будет проведена, отмечают они. Например, в Пентагоне уже не так часто говорят об отказе с одной из трех новыхдорогостоящих программ создания тактического самолета.
Представители администрации попрежнему выражают осторожный оптимизм. "Я думаю, мы справимся с ситуацией, и у нас будет три или четыре удачных года", заявил один из тех, кого Рамсфелд назначил в Пентагон. Но, признал он, "мы создали для себя трудное положение, из которого теперь надо выбираться".
По материалам ИТАР ТАСС
2001 г.
|