Договор по ПРО 1972 г., ставший заложником военно-стратегических амбиций нынешней американской администрации, вряд ли имеет шансы сохраниться в неизменном виде.
Суммируя результаты встреч Владимира Путина и Джорджа Буша в Любляне и Генуе, а также последовавшие российско-американские рабочие консультации, можно предположить развитие событий по трем сценариям
Первый (оптимистичный) состоит в том, что на встрече в ноябре Буш и Путин объявляют о модернизации (адаптации) договора путем принятия согласованного дополнительного протокола к нему, разрешающего Соединенным Штатам создание и испытание элементов ограниченной НПРО. Одновременно президенты объявляют о достижении соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений до уровня 1,5-2 тыс. единиц.
Но возможно, что Москве и Вашингтону до конца года достичь принципиального согласия не удастся. В этом случае Соединенные Штаты приступают к действиям, направленным на открытый подрыв договора (новые испытания лазеров и противоракет, строительство шахт и станций слежения). Согласие по уровням и порогам сокращений в рамках СНВ-3 также не достигнуто.
Российская сторона старается избегать конфронтационной риторики, а американская стремится "подсластить пилюлю", обещая отмену поправки Джексона — Вэника, реструктуризацию российских долгов, содействие во вступлении в ВТО и пр. Таков промежуточный вариант.
Не исключен, однако и третий (пессимистический) сценарий. Американская администрация уведомляет Россию об одностороннем выходе из договора в течение 6 месяцев и изъявляет готовность к дополнительным консультациям. Однако взаимное доверие подорвано настолько, что успех таких консультаций маловероятен. США объявляют также об одностороннем сокращении своего стратегического наступательного потенциала, игнорируя позицию России и фактически отказываясь от СНВ-3.
Перевес в администрации и конгрессе получают те, кто уже давно хочет "указать России ее место" и окончательно перестать считаться с ней на международной арене. Российская сторона также не считает более возможным проявлять сдержанность и активизирует свою внешнюю политику по направлениям, нежелательным для Вашингтона (дальнейшее сближение с Китаем, активизация отношений с Ираном, Ираком, Ливией, Северной Кореей и пр.).
|