Под "дымовой завесой" о ракетной угрозе США со стороны некоторых третьих стран (Северная Корея, Иран, Ирак) президент США Дж.Буш объявил о начале развертывания национальной системы противоракетной обороны, что автоматически предполагает выход США из Договора по ПРО 1972 г.
Почти 30 лет этот договор обеспечивал стратегическую стабильность и служил одной из фундаментальных опор мирового процесса контроля над вооружениями и ядерным разоружением.
Новый президент США отметил свои 100 дней на посту включением "зеленого света" на пути создания национальной системы ПРО.
Несмотря на высказывание Дж.Буша, что "сегодня Россия нам не враг", заявления помощников президента по вопросам оборонной политики говорят об обратном.
Например, советник президента по национальной безопасности К.Райс считает, что Россия представляет угрозу безопасности США. Той же точки зрения придерживается и министр обороны США Рамсфелд.
Для смягчения негативных последствий от принятия решения о развертывании ПРО Дж.Буш объявил о намерении США в одностороннем порядке сократить американские ядерные арсеналы, хотя Россия уже продолжительное время предлагает приступить к переговорам о дальнейшем сокращении МБР до 1500-2000 ядерных зарядов. Поэтому желание США сократить свои ядерные ракеты совпадает с предложением России и других стран, давно выступающих за продолжение ядерного разоружения, можно только приветствовать.
Вместе с тем начало развертывания национальной ПРО и предложения об одностороннем сокращении ядерных арсеналов появились вместе. Для будущей национальной системы ПРО сокращение ядерных зарядов только на руку. Чем меньше атакующих боевых блоков, тем эффективнее действу-ствует система ПРО, тем больше вероятность понизить ущерб от ядерного удара. Особенно повышаются возможности ПРО при отражении ослабленного ответного удара, когда группировка МБР противной стороны понесла существенные потери от внезапного нападения.
Работая над проблемами ПРО продолжительное время, американцы понимают, что даже многоэшелонная ПРО с элементами космического базирования вряд ли способна противостоять массированному ракетно-ядерному удару современных МБР, оснащенных средствами преодоления ПРО.
Американцы намечают поэтапное развертывание национальной ПРО. На первом этапе создается наиболее трудоемкая составляющая ПРО - информационная с элементами космического базирования и система боевого управления. Огневые средства поражения наземного базирования развертываются в ограниченном количестве (планируется развернуть один стартовый комплекс со 100 ракетами-перехватчиками). Вся эта дорогостоящая система обороны делается по заявлениям США против северокорейских, иранских и иракских ракет большой дальности, которыми эти страны не обладают и вряд ли в обозримом будущем будут их иметь.
Даже США и СССР при практически неограниченных финансовых и технологических возможностях потратили десятки лет на создание МБР и ядерных зарядов к ним. У стран, против которых США, якобы, развертывают свою национальную ПРО, таких возможностей нет. Вряд ли у них имеются и тайные устремления обрушить на США ракетный удар из одной или несколько ракет и получить в ответ полное уничтожение своей страны. Поэтому каждый здравомыслящий человек, даже далекий от оборонной тематики, понимает, против кого США создают свою национальную ПРО - против России и Китая. Можно ли в этом случае доверять словам президента Буша о том, что "Россия нам не враг", и что Россия "демократическая нация, находящаяся в мире с соседями". Однако против мирных соседей не строят высокий забор из сотен противоракет.
Создав национальную ПРО, США еще жестче будут разговаривать со всеми своими оппонентами. Повторение югославского сценария по отношению к странами, не отвечающим американским стандартам "демократии", может стать повседневной практикой. Порог, ограничивающий одностороннее или коллективное вмешательство во внутренние дела других стран, будет существенно понижен. Возникнет соблазн превентивных и упреждающих действий в отношении неудобных и неугодных государств. А это значит, мир снова будет ввергнут в гонку вооружений, в том числе и ядерных. Многие государства станут компенсировать возникшие угрозы их безопасности традиционным способом - повышением своей обороноспособности. Не исключается, что гонка вооружений затронет и космическое пространство.
Что может противопоставить Россия негативному течению событий в области ядерного разоружения и контроля над вооружением в случае отказа США от Договора по ПРО 1972 г.?
В этом случае для сохранения безопасности России на должном уровне было бы целесообразно:
- приостановить ликвидацию тяжелых МБР по Договору СНВ-2;
-
развернуть работы по оснащению МБР "Тополь-М" многозарядными ГЧ, чтобы к моменту окончания гарантийных сроков эксплуатации тяжелых МБР в боевом составе СНС были новые многозарядные МБР наземного базирования;
-
ускорить ввод в строй новых РЛС системы предупреждения о ракетном нападении, а также усилить группировку космических аппаратов системы обнаружения стартов БР;
-
в целях возможного противодействия космической информационной составляющей НПРО восстановить боеготовность системы противокосмической обороны.
В плане международных совместных действий необходимо продолжить консультации по сокращению СНВ при сохранении Договора по ПРО.
Со всеми заинтересованными странами начать обсуждение вопроса о реальных ракетных угрозах странам Европы, Америки и Азии и разработке совместной тактической ПРО, способной противодействовать реальным угрозам. В контексте этих обсуждений внести предложение о создании коллективной системы мониторинга и контроля за распространением ракет и ракетных технологий и принятия санкций против нарушителей режима нераспространения.
Высадившиеся весной-летом с.г. в Москве десанты американских консультантов и экспертов во главе с министром обороны США и советником президента Дж.Буша по национальной безопасности пытались убедить российскую сторону в необходимости пересмотра Договора по ПРО. Американцы настойчиво добиваются своей цели. Европейские страны вполне устроило бы соглашение между Россией и США по этому вопросу. Однако Россия пока стоит на позиции о необходимости сохранения Договора по ПРО в его нынешнем виде.
Военно-политические проблемы Обозреватель
В.СИМАКОВ,
кандидат военных наук
|