8. О соотношении Договора СНВ-2 и Военной доктрины Российской Федерации
Подготовка и подписание Договора СНВ-2 происходили в тот период, когда Российская Федерация не имела официальной концепции национальной безопасности, не говоря уже о военной доктрине, которая по логике вещей должна соответствовать ее требованиям. Поскольку в процессе выполнения положений Договора потребуется радикальное сокращение стратегических наступательных вооружений, но с непременным условием соответствия таких мер требованиям обеспечения военной безопасности и экономическим возможностям страны, то без наличия принятой на государственном уровне военной доктрины, в которой бы были изложены основные взгляды на характер возможной войны по защите Отечества, требования к военному строительству, особенно к Вооруженным Силам, их организационной структуре, вооружению, численности и дислокации, реально решить проблемы, вытекающие из этого Договора довольно сложно.
Суждения о необходимости разработки новой военной доктрины основываются на требованиях учета в ней событий, происходящих за последние 7-8 лет, в течение которых все четче просматриваются факты, свидетельствующие о начале нового передела сфер влияния, передела мира. Это подтверждается усилением интеграционных процессов в Центральной и Западной Европе, выходом на политическую арену ряда новых суверенных государств Европы, Азии, Ближнего и Среднего Востока, что обостряет ряд проблем. Политический и экономический кризисы в таких странах вызывают кровопролитные конфликты и гражданские войны. Есть основания считать, что подобного рода процессы сохранятся и в будущем. Они могут сопровождаться обменом территориями, пересмотром существующих границ, непредсказуемостью политических процессов на континентах и в отдельных регионах.
В сегодняшней геополитической обстановке изменяется политика ведущих государств мира, роль и место существующих и потенциальных военно-политических союзов. В военно-стратегическом плане на Западе рассматривают возможность развития нескольких направлений строительства системы безопасности в начале XXI века, в том числе: путем создания военно-политических блоков и союзов; дальнейшего усиления НАТО и переноса его влияния на политику и экономику не только в Европе, но и в других регионах мира; создание в Западной Европе многонациональных соединений и объединений Вооруженных Сил европейского союза; создание системы коллективной безопасности с включением новых государств, образовавшихся после развала СССР, а также формирование взаимодополняющих институтов безопасности.
Во внешнеполитических действиях США можно отметить следующие приоритетные меры по обеспечению своих национальных интересов. Это прежде всего: расширение НАТО за счет Центральных, Восточноевропейских и Прибалтийских стран, что обеспечит выход вооруженных сил этого блока в непосредственное соприкосновение с Россией; более активное вовлечение Германии в процессы обеспечения стабильности на Европейском континенте; сохранение существующих и формирование новых связей США со странами Европы, Ближнего Востока, Африки и др., вне блока НАТО; усиление внимания к зарождающемуся глобальному исламскому фундаментализму.
Нельзя также не заметить политических тенденций объединенной Европы к полному подчинению государств континента альянсу, усилению влияния на страны Ближнего Востока, на некоторые государства СНГ; вытеснению третьих стран из этих регионов в интересах достижения преимуществ контроля над добычей нефти и эксплуатацией других сырьевых ресурсов.
Одной из главных целей объединенной Европы становится подчинение политики и экономики России новому западному союзу, недопущение усиления российских Вооруженных Сил, обладающих высокой боеспособностью, особенно оснащения их современным оружием и военной техникой.
Кроме сказанного выше, при разработке военной доктрины было бы целесообразным учитывать и то обстоятельство, что националистическая политика и откровенный экстремизм руководства ряда стран ближнего зарубежья препятствуют объединению усилий в достижении важнейших внешнеполитических целей, интеграционным процессам, созданию системы коллективной безопасности стран СНГ.
Возвращаясь к проблеме принятия решения о ратификации Договора СНВ-2, считаем целесообразным учитывать ряд важных, на наш взгляд, военно-стратегических факторов.
Прежде всего России при решении вопросов обороны страны необходимо ориентироваться только на собственные силы, поскольку союзнические отношения такого уровня с другими государствами в ближайшей перспективе не просматриваются. Однако экономические возможности страны и уровень боеспособности Вооруженных Сил не позволяют сдерживать эвентуальные угрозы со стороны сильных в военном отношении государств и их коалиций. В то же время государства, которые были в относительной безопасности в биполярном мире, теперь вынуждены пересматривать свои доктринальные взгляды на обеспечение национальной безопасности. При этом, государства, имеющие ядерные материалы и технологии, отводят ядерному оружию важное место в обеспечении национальной безопасности. Поэтому одной из приоритетных задач России должно стать сохранение своего ядерного потенциала, разумеется, в разумных пределах.
Кроме того, важно учитывать, что состояние сил общего назначения Российской Федерации в настоящее время с учетом обязательств и ограничений по Женевским соглашениям привело к тому, что доля стратегических ядерных сил в структуре военной мощи значительно возросла. Поэтому СЯС и ТЯО должны быть в состоянии сдерживать развязывание агрессии против России, а также эскалацию военных конфликтов в крупномасштабную войну.
С другой стороны, СЯС РФ должны выступать в качестве материальной основы во внешнеполитической деятельности руководства страны, направленной на утверждение своей роли в системе межгосударственных отношений.
|