2. Военно-стратегические аспекты Договора СНВ-2
Сохраняется ли между Россией и США "взаимное сдерживание" в условиях снижения их ядерных потенциалов до уровней, предусмотренных Договором СНВ-2? Концепция "взаимного сдерживания" базируется на поддержании стратегической стабильности. Под стратегической стабильностью понимают такое состояние межгосударственных отношений и сил сторон, когда ни одна из них не имеет намерений и возможности нарушить в свою пользу соотношение сил с расчетом одержать победу в ядерном конфликте. Это означает, что каждая сторона обладает способностью нанести своему противнику неприемлемый ущерб в ответных действиях при любых условиях развязывания против нее войны. Образно говоря, кто стреляет первым - тот умирает вторым.
Следует иметь в виду, что сам так называемый "неприемлемый ущерб" не есть некоторая фиксированная раз и навсегда величина, а его размеры зависят от целей, которые ставят государства при планировании военных действий. Так, в период холодной войны, когда речь шла об уничтожении СССР как социально-политической системы, США руководствовались критерием Макнамары (министр обороны в администрации Кеннеди), согласно которому размеры неприемлемого ущерба оценивались в потерях 25-30% населения и до 70% промышленного потенциала. Для достижения такого эффекта необходимо было доставить к целям на территории СССР около 400 боеголовок мегатонного класса. Примерно такой же подход был характерен в ту пору и для оперативно-стратегических планов СССР.
По мере снижения уровня конфронтации между Россией и США стало ясно, что размеры неприемлемого ущерба отличаются значительной избыточностью. В этих условиях военно-политическое руководство как России, так и США вряд ли отдадут приказ на нанесение первого удара, сознавая, что в результате ответных действий над их крупными городами взорвется несколько десятков (а может быть, даже один) зарядов мегатонного класса.
Следовательно, можно утверждать, что для надежного сдерживания эвентуального противника от нападения достаточно гарантированно доставить к важнейшим целям на его территории несколько десятков боезарядов СНВ. Это означает, что общее количество ядерных боезарядов на средствах СНВ должно быть не меньше их количества, необходимого для нанесения такого неприемлемого ущерба с учетом суммарного количества их потерь при ведении войны обычными средствами в безъядерный период, потерь в ходе первого удара противника и при преодолении его ПРО.
Кроме того необходимо учитывать снижение вероятности доведения приказов на пуск ракет по системам боевого управления в ходе ответных действий в условиях воздействия противника.
Следует учитывать, что даже в случае развертывания США системы ПРО, эффективность ее до 2010-2015 гг. по перехвату стратегических боеголовок, летящих в сопровождении облака ложных целей, будет сравнительно невелика. Ориентировочно потери российских стратегических ядерных сил в случае нанесения по ним первого ядерного удара могут достигать 70-80%. Оставшиеся непораженными 20-30% (ПЛАРБ, находящиеся в море, мобильные МБР на боевом патрулировании, ТБ - на боевом дежурстве), (700-1000 боеголовок), что более чем достаточно для нанесения агрессору, с учетом его союзников по НАТО, неприемлемых потерь. Даже при 50%-ных потерях на ПРО, что в ближайшее время маловероятно, к целям прорвутся 350-500 боеголовок. Следовательно, в условиях сокращения СНВ до уровня 3000-3500 ядерных боезарядов концепция сдерживания будет сохранять свое военно-политическое значение. Значительное сокращение стратегических вооружений России в результате окончания их гарантийных сроков эксплуатации, приведет к тому, что независимо от вступления в силу Договора СНВ-2, на вооружении ее СЯС к 2007 г. останется не более 1500-2000 боезарядов. Это означает, что в основу стратегического планирования должна быть положена противоценностная концепция, означающая нанесение ответного удара по наиболее чувствительной сфере противника - крупным городам и промышленным центрам. Например, известно, что в США имеется 25 городов с населением более полумиллиона человек. Можно быть уверенным в том, что США не рискнут нанести первыми ядерный удар, если будут твердо знать, что в ответных действиях Россией будут взорваны 25-30 боеголовок над этими городами. В то же время расчеты показывают, что с учетом возможных потерь российских СНВ в результате первого удара США, частичного вывода из строя системы управления и возможных потерь боеголовок при преодолении гипотетической ПРО США, России необходимо иметь на носителях суммарное количество боеголовок порядка 1500-1600 единиц. Это число боезарядов СНВ может служить ориентиром для переговоров по СНВ-3. Концепция ядерного сдерживания является продуктом холодной войны, и в конечном счете она должна уступить место новому типу отношений двух стран в военной сфере. При этом необходимо иметь в виду, что сама концепция ядерного сдерживания будет постепенно претерпевать трансформацию по мере снижения уровня ядерных потенциалов двух стран, укрепления мер доверия между ними, установления по-настоящему партнерских отношений.
r Каким будет соотношение контрсиловых потенциалов и потенциалов ответного удара СЯС России и США в условиях выполнения Договора СНВ-2?
По авторитетному свидетельству видных российских военных экспертов, соотношение боевых возможностей СНВ СССР и США по состоянию на период подписания Договора СНВ-1 определялось следующими показателями:
Стратегические ядерные силы СССР имели значительное превосходство над СЯС США в суммарном забрасываемом весе МБР и БРПЛ (более чем в 2,5 раза) и общем мегатоннаже (более чем в 2 раза). Это создавало возможность поражения площадных целей в 1,7 раза больше, чем СНВ США.
Соотношение потенциала сдерживания составляло 3-4,5:1 в пользу США. При реализации СНВ-1 это соотношение должно составить 2-2,5:1. В условиях СНВ-3 ожидается выравнивание потенциалов сдерживания.
В то же время контрсиловой потенциал США примерно на 20% превосходил аналогичный показатель у СССР. Это определялось более высокими характеристиками точности наведения боеголовок на цель американских СНВ. Такое соотношение сил определялось как примерный паритет и обеспечивало выполнение задачи сдерживания противостоящими сторонами друг друга, однако на чрезвычайно высоком уровне боевых возможностей, превышающим все разумные потребности.
При этом решающая роль в СЯС СССР принадлежала МБР: они были способны поразить до 75% всей площади в противоценностном ударе СНВ и до 90% от числа защищенных малоразмерных целей.
В США роль группировки МБР была значительно меньше: доля поражаемой ими площади составляла около 40%, а высокозащищенных целей - до 60%.
Для проведения сравнительной оценки боевых возможностей СЯС двух сторон после сокращений по Договору СНВ-2 необходимо определить примерный их состав.
В качестве одного из возможных вариантов установим, что СНВ России будут иметь 800 боевых блоков ракет СС-25 ("Тополь-М"), 1750 блоков БРПЛ и 450 боезарядов ТБ, всего около 3000 боевых блоков.
СЯС Соединенных Штатов будут иметь 500 боеголовок на МБР "Минитмен-3", 1728 боеголовок на БРПЛ "Трайдент-2" (в том числе 400 высокоточных боеголовок W-88), и 1200 авиационных боеприпасов (всего около 3500 боезарядов).
Суммарный мегатоннаж уменьшится для российских СЯС почти в пять раз, для СНВ США - около двух раз. Это приведет к тому, что размеры поражаемой площади СНВ Соединенных Штатов будут примерно на 20% больше, чем у СНВ России, что вряд ли имеет существенное значение. При этом следует учитывать, что при ликвидации многозарядных ракет и замены их на однозарядные роль контрсилового потенциала значительно снижается, поскольку для уничтожения последних необходимо будет затратить большее количество боеголовок, чем число уничтоженных ими у противника.
В условиях предстоящих сокращений до уровня 3000-3500 и даже до 1500-2000 боезарядов у каждой стороны задача сдерживания будет обеспечиваться, и более того, это количество оценивается как избыточное (при условии отсутствия у сторон ПРО), что создает возможность для дальнейших сокращений.
Однако следует учитывать, что в условиях радикальных сокращений СНВ будет значительно возрастать роль обычного и особенно высокоточного оружия. Поражающее действие высокоточного оружия (ВТО) по поражению высокозащищенных точечных целей приближается к действию ядерного оружия. По оценкам экспертов, США уже в 1995 г. имели такое количество ВТО, которое эквивалентно 500 боевых блоков и их накопление продолжается. Потери СНВ России при применении против них высокоточного оружия могут превышать 30%. Соответственно, применение российской стороной обычного оружия по объектам американских СНВ, практически исключено, что объясняется особенностями их географического положения и отсутствием авиабаз России вблизи их территории. При этом следует учитывать, что в условиях расширения НАТО на восток в распоряжение блока перейдет около 290 аэродромов, на большинстве из которых возможно размещение боевой авиации. По оценке специалистов, под ударами авиации НАТО окажется около 60% объектов стратегических ядерных сил России. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов наличие ядерных средств в других странах - союзниках США.
r Окажет ли влияние Договор СНВ-2 на уровень стратегической стабильности? Влияние переговоров и подписание соглашений по ограничению и сокращению вооружений на стратегическую стабильность может быть как положительное, так и отрицательное, в зависимости от того, какие результаты в итоге достигнуты.
Несомненно, сами переговоры - как в политическом, так и в дипломатическом плане - являются стабилизирующим фактором, укрепляющим доверие между договаривающимися сторонами. Вместе с тем в ряде случаев достигнутые договоренности могут оказаться негативными для стратегической стабильности. Вопрос заключается в том, к чему приводит та или иная договоренность: к сокращению вооружений или укреплению безопасности, либо (наиболее благоприятный вариант) к тому и другому вместе.
Само по себе сокращение вооружений, даже крупное, не может быть главной целью соглашения, если при этом безопасность одной из сторон снижается.
Следует еще раз подчернуть, что стратегическая стабильность в условиях существования СНВ основывается на том, что любая сторона, подвергшаяся агрессии, будет способна даже в самых неблагоприятных для нее условиях нанести агрессору неприемлемый ущерб в ходе ответных действий. При этом необходимо учитывать, что военно-стратегический паритет в области СНВ России с США уходит в прошлое. Необходимым и достаточным условием поддержания стабильности является нанесение неприемлемых потерь противнику в ответном ударе. Известно, например, что в США имеется 25 городов с населением более полумиллиона человек. Вряд ли можно сомневаться в том, что США никогда не пойдут на обмен ядерными ударами, сознавая, что над этими городами взорвутся 25-30 боеголовок мегатонного класса (потери более четверти населения страны).
r Почему США так настойчиво добивались полной ликвидации тяжелых ракет России? Российские тяжелые ракеты СС-18 (Р-36М УТТХ) вобрали в себя новейшие (по 70-80-м годам) достижения советской науки и техники в области ракетостроения. Это жидкотопливная ракета, оснащенная 10 ядерными боеголовками полумегатонного класса индивидуального наведения, обладает высокой точностью (по оценкам иностранных экспертов, круговое вероятное отклонение боеголовки от цели составляет около 200 м). Сочетание высокой точности наведения и мощности боеголовок делает эту тяжелую ракету весьма эффективным контрсиловым средством, которое может быть использовано как в первом разоружающем ударе, так и в ударе "возмездия". При стартовой массе около 200 т ракета несет на себе полезную нагрузку до 8,8 т. Для сравнения укажем, что американская ракета МХ, также оснащенная 10 ядерными боеголовками, имеет полезную нагрузку равную 4,3 т.
Американские военные специалисты при оценке СС-18 опасаются того, что ее большая полезная нагрузка создает возможность разместить на ней больше чем 10 боеголовок.
Однако наибольшие опасения со стороны США вызваны тем, что эта ракета обладает высокой способностью успешно преодолевать противоракетную оборону, которая может быть развернута в обозримом будущем. Американские специалисты полагают, что на средства преодоления ПРО необходимо выделять не менее 10% полезной нагрузки ракеты. Так, в комплект средств преодоления ПРО ракеты МХ общей массой до 450-500 кг входят тяжелые и легкие ложные цели, дипольные отражатели радиолокационного излучения, станции активных помех. Аналогично при выделении 10% массы полезной нагрузки на средства преодоления ракеты СС-18 эта величина составит 900-1000 кг. Это означает, что комплект средств преодоления будет еще более весомым, разнообразным и содержать в себе помимо традиционных элементов неожиданные сюрпризы, которые могут поставить в тупик противоракетную оборону противника.
Согласие на ликвидацию тяжелых ракет рассматривается многими военными специалистами как наиболее существенная уступка России, не получившая адекватного ответа со стороны США.
В то же время необходимо отметить, что согласие России на ликвидацию тяжелых ракет объясняется в значительной степени тем, что эти ракеты производились на украинском заводе "Южмаш" в Днепропетровске. Поэтому строить свои стратегические ядерные вооружения в расчете на иностранное государство, к тому же нередко проявляющее недружественное отношение к России, вряд ли было бы оправданным.
Наладить же собственное производство тяжелых ракет на заводах России в сложных экономических условиях в обозримом будущем не представляется возможным. Для этого потребуется не менее 35 млрд. руб. и 7-8 лет на НИОКР и организацию производства ракет.
В то же время представляется целесообразным сохранить до истечения гарантийных сроков (до 2006 г.) около 60 ракет Р36М2 последней модификации со снятыми боеголовками (после 2003 г.) для компенсации превосходства США в размерах "возвратного потенциала".
В то же время следует заметить, что жидкотопливная ракета СС-18 имеет сравнительно продолжительный участок разгона (порядка 5 минут) и участок разведения боеголовок (5-8 минут), там где она наиболее уязвима. В случае выхода США из Договора по ПРО и создания противоракет космического базирования вероятность уничтожения ракет СС-18 на этих участках будет довольно велика. Поэтому будущее МБР принадлежит твердотопливным ракетам, в частности "Тополю-М".
|