Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Переговоры по сокращению СНВ
Российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений: современное состояние и перспективы
АВТОРЕФЕРАТ

В работе анализируется сложившееся положение дел в российско-американском диалоге по проблемам сокращения стратегических вооружений, рассматриваются дальнейшие варианты развития событий и формулируются рекомендации, которые способствовали бы дальнейшему поступательному движению к глубокому сокращению ядерных вооружений.

Работа включает введение, четыре главы, выводы и приложения.

Во введении формулируется общее состояние процесса сокращения СНВ России и США, рассматриваются причины наступившего кризиса в дальнейших переговорах. Главной причиной трансформации подхода США к процессу сокращения СНВ является распад СССР. Для Соединенных Штатов исчезновение главного противника освободило их от угрозы ядерной катастрофы, и интерес к процессу контроля над вооружениями, созданному ими совместно с СССР, был потерян. В американской элите сформировалась точка зрения, что угрозу для американской безопасности ныне представляет не сила России, а ее слабость. Россия по чисто экономическим причинам не способна соперничать с США в области стратегических вооружений. Она не может содержать и развивать весь тот оборонный комплекс, который достался ей в наследство от СССР. Более того, переход российской экономики от командной системы к рыночной осуществляется далеко не оптимальным образом, что по существу привело к ее развалу. Россия не способна поддерживать свои СНВ на устанавливаемом Договором СНВ-2 уровне в 3000-3500 боеголовок.

Окончание холодной войны и распад СССР изменили характер отношений между США и Россией. Тем не менее, хотя руководством обеих стран было объявлено о стремлении к установлению взаимоотношений на принципах партнерства, таковыми они не стали. Более того, истинного понимания интересов и мотиваций другой стороны по вопросам ее национальной безопасности сегодня у Москвы и Вашингтона значительно меньше, чем это было в период холодной войны. Ближайшие один-два года станут определяющими для будущего процесса сокращения ядерных вооружений. Либо две ядерные сверхдержавы, а затем и остальные ядерные государства, будут продолжать движение к глубокому сокращению ядерных вооружений, либо этот процесс будет разрушен.

В первой главе анализируются возможности трансформации взаимного ядерного сдерживания России и США. Несмотря на окончание идеологического противостояния двух стран, все доктрины и установки, разработанные в период холодной войны, продолжают действовать, а стратегические силы двух стран находятся в состоянии высокой готовности. Это создает риск возникновения непреднамеренного ядерного конфликта в случае глубокого охлаждения взаимоотношений и возможных ошибок системы предупреждения о ракетном нападении. Новое качество российско-американских взаимоотношений требует пересмотра старых представлений, который целесообразно проводить на фундаменте уже существующих соглашений с обязательным соблюдением принципа равной безопасности сторон и укреплением стратегической стабильности. В этом контексте вопрос трансформации взаимного ядерного сдерживания, с безусловным сохранением и усилением его стабилизирующих свойств является чрезвычайно актуальным.

Решение проблемы может быть найдено в реализации комплекса согласованных мер по повышению доверия в сочетании с повышением выживаемости СНВ России и США. В данный комплекс обязательно должны входить меры, которые касаются транспарентности развернутых стратегических боеголовок и уничтожения избыточных боеголовок, развитие российско-американского сотрудничества в области обмена информацией, фиксируемой системами раннего предупреждения о пусках ракет, вывод тактического ядерного оружия на территорию страны-владельца, прекращение или сокращение масштабов патрулирования американских ПЛАРБ в Северной Атлантике и северной части Тихого океана.

Во второй главе анализируются тенденции трансформации военной и ядерной стратегии США. Военная доктрина США сегодня предполагает возможность участия их вооруженных сил в конфликтах в любой точке земного шара, что подразумевает обладание ими подавляющим превосходством над любым возможным противником. В этой связи сдерживание должно быть дополнено обороной вооруженных сил, территории, а также союзников, которая исключила бы возможность эффективного использования оружия массового поражения потенциальными противниками США. Таким образом, в США сегодня исходят из безусловной необходимости оградить себя от угрозы подвергнуться ракетному нападению и считают, что ПРО способна решить эту задачу.

Проведенный в главе детальный анализ состояния и планов развития СНВ США, программ поддержания ядерного арсенала, создания систем ПРО и развития высокоточного оружия заставляют предполагать, что Вашингтон взял курс на использование фактора силы для установления военного и политического доминирования в мире. Если договорной процесс будет продолжен, усилия американской стороны, вероятнее всего, будут направлены на закрепление и усиление дисбаланса, зафиксированного в Договоре СНВ-2.

В третьей главе подробно рассматриваются состояние и планы развития стратегических ядерных сил России. Сохранение Россией своего ядерного потенциала, с учетом ее экономических возможностей, требует максимально возможного продления сроков эксплуатации ракетных комплексов, не подлежащих сокращению в соответствии с Договором СНВ-2. Это позволит оптимизировать затраты на поддержание СЯС в течение последующих 7-10 лет. Однако требуется разработка и развертывание новых ракетных комплексов, которые будут обеспечивать безопасность России после 2010 г. При этом нужно считаться с реальной возможностью разрушения договорного процесса.

Анализ финансовых потребностей для дальнейшего развития СЯС РФ показывает, что финансирование СЯС на существующем уровне и выход на уровень 1500 боеголовок позволяет России решить задачу ядерного сдерживания на предстоящие 10-15 лет. Однако влиять на стратегический курс США, с сохранением их интереса к сокращению СНВ в рамках договорного, этого уровня финансирования явно недостаточно.

В четвертой главе анализируются три возможных дальнейших сценария развития процесса сокращения стратегических вооружений и формулируются практические рекомендации для российской политики при реализации этих сценариев.

Первый сценарий предполагает выход США из Договора по ПРО, и разрушение существующих механизмов контроля над СНВ. В условиях, когда Москва не обладает реальной способностью заблокировать принятие Вашингтоном решения о развертывании НПРО, России нет смысла занимать жестко конфронтационную позицию. Дальнейшие сокращения СНВ целесообразно осуществлять путем односторонних мер по сокращению СНВ. Выход Соединенных Штатов из Договора по ПРО и переход к односторонним сокращениям вооружений освобождают Россию от выполнения условий Договоров СНВ-1 и СНВ-2, а следовательно, от запрета на развертывание МБР с РГЧ ИН, что позволяет ей строить свои СЯС наиболее оптимальным образом. России не следует менять планов выхода через 10-15 лет на уровень в 1500 боезарядов. Этот уровень позволяет ей обеспечить эффективное выполнение задачи поддержания стратегической стабильности в рамках рассматриваемого сценария.

Во втором сценарии рассматривается не только возможность сохранения режима СНВ-1, СНВ-2, но и возобновление переговорного процесса по СНВ в обмен на российское согласие модифицировать Договор по ПРО или достаточно сдержанную реакцию России на выход США из Договора по ПРО. При этом, наряду с продолжением программы "Совместное уменьшение угрозы", не исключены некоторые уступки со стороны США в переговорах по СНВ-3. Тем не менее, вероятнее всего, на переговорах по СНВ-3 США будут твердо отстаивать позицию формальных сокращений своих СНВ – за счет сокращения количества развернутых наземных МБР, БРПЛ, дальнейшей разгрузки БРПЛ и изменений правил засчета боезарядов на бомбардировщиках. При этом США будут настаивать на том, чтобы неразвернутые МБР, БРПЛ и выгруженные боезаряды перемещались на склады (без ликвидации), а выводимые из засчета тяжелые бомбардировщики были переориентированы для решения неядерных задач. Хотя этот сценарий предполагает сохранение договорного процесса и не исключает поддержания формального количественного паритета, достижимость сбалансированного, с российской точки зрения, Договора СНВ-3, лишенного недостатков СНВ-2, вызывает большие сомнения. Даже приняв российское предложение об установлении потолка в 1500 боеголовок, США сохранят возможность быстрого увеличения числа развернутых боеголовок. Возможность быстрого наращивания числа развернутых боеголовок, которой будут обладать США, в сочетании с развернутой системой ПРО, будет ослаблять потенциал сдерживания российских СЯС. Эта та цена, которую России придется заплатить за сохранение договорного процесса.

Третий сценарий, оптимальный с точки зрения авторов, предполагает достижение компромиссного соглашения, основными элементами которого являлись бы

  • разрешение на развертывание системы национальной ПРО с установлением единого потолочного уровня на количество развернутых боезарядов и число ракет-перехватчиков системы ПРО;
  • ликвидация возвратного потенциала и уменьшение контрсилового потенциала за счет контролируемого уничтожения выводимых из засчета носителей и ядерных боезарядов;
  • разрешение на развертывание МБР с РГЧ ИН мобильного базирования;
  • развитие мер транспарентности по создаваемой системе ПРО; развитие сотрудничества между двумя странами в сфере обмена данными от систем раннего обнаружения, включая совместные проекты по созданию космических систем наблюдения.

    Достижение соглашения об установлении единого уровня для наступательных и оборонительных систем в сочетании с ликвидацией выводимых из засчета средств доставки и боеголовок одновременно решило бы проблему беспокойства США в отношении государств-"изгоев" и устранило беспокойство России в отношении намерения США сломать стратегическую стабильность и минимизировать российский потенциал сдерживания.

А.С. Дьяков,
П.Б. Ромашкин,
Т.Т. Кадышев,
Е.В. Мясников,
П.Л. Подвиг



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"