АВТОРЕФЕРАТ
В работе анализируется сложившееся положение дел в российско-американском диалоге по проблемам сокращения стратегических вооружений, рассматриваются дальнейшие варианты развития событий и формулируются рекомендации, которые способствовали бы дальнейшему поступательному движению к глубокому сокращению ядерных вооружений.
Работа включает введение, четыре главы, выводы и приложения.
Во введении формулируется общее состояние процесса сокращения СНВ России и США, рассматриваются причины наступившего кризиса в дальнейших переговорах. Главной причиной трансформации подхода США к процессу сокращения СНВ является распад СССР. Для Соединенных Штатов исчезновение главного противника освободило их от угрозы ядерной катастрофы, и интерес к процессу контроля над вооружениями, созданному ими совместно с СССР, был потерян. В американской элите сформировалась точка зрения, что угрозу для американской безопасности ныне представляет не сила России, а ее слабость. Россия по чисто экономическим причинам не способна соперничать с США в области стратегических вооружений. Она не может содержать и развивать весь тот оборонный комплекс, который достался ей в наследство от СССР. Более того, переход российской экономики от командной системы к рыночной осуществляется далеко не оптимальным образом, что по существу привело к ее развалу. Россия не способна поддерживать свои СНВ на устанавливаемом Договором СНВ-2 уровне в 3000-3500 боеголовок.
Окончание холодной войны и распад СССР изменили характер отношений между США и Россией. Тем не менее, хотя руководством обеих стран было объявлено о стремлении к установлению взаимоотношений на принципах партнерства, таковыми они не стали. Более того, истинного понимания интересов и мотиваций другой стороны по вопросам ее национальной безопасности сегодня у Москвы и Вашингтона значительно меньше, чем это было в период холодной войны. Ближайшие один-два года станут определяющими для будущего процесса сокращения ядерных вооружений. Либо две ядерные сверхдержавы, а затем и остальные ядерные государства, будут продолжать движение к глубокому сокращению ядерных вооружений, либо этот процесс будет разрушен.
В первой главе анализируются возможности трансформации взаимного ядерного сдерживания России и США. Несмотря на окончание идеологического противостояния двух стран, все доктрины и установки, разработанные в период холодной войны, продолжают действовать, а стратегические силы двух стран находятся в состоянии высокой готовности. Это создает риск возникновения непреднамеренного ядерного конфликта в случае глубокого охлаждения взаимоотношений и возможных ошибок системы предупреждения о ракетном нападении. Новое качество российско-американских взаимоотношений требует пересмотра старых представлений, который целесообразно проводить на фундаменте уже существующих соглашений с обязательным соблюдением принципа равной безопасности сторон и укреплением стратегической стабильности. В этом контексте вопрос трансформации взаимного ядерного сдерживания, с безусловным сохранением и усилением его стабилизирующих свойств является чрезвычайно актуальным.
Решение проблемы может быть найдено в реализации комплекса согласованных мер по повышению доверия в сочетании с повышением выживаемости СНВ России и США. В данный комплекс обязательно должны входить меры, которые касаются транспарентности развернутых стратегических боеголовок и уничтожения избыточных боеголовок, развитие российско-американского сотрудничества в области обмена информацией, фиксируемой системами раннего предупреждения о пусках ракет, вывод тактического ядерного оружия на территорию страны-владельца, прекращение или сокращение масштабов патрулирования американских ПЛАРБ в Северной Атлантике и северной части Тихого океана.
Во второй главе анализируются тенденции трансформации военной и ядерной стратегии США. Военная доктрина США сегодня предполагает возможность участия их вооруженных сил в конфликтах в любой точке земного шара, что подразумевает обладание ими подавляющим превосходством над любым возможным противником. В этой связи сдерживание должно быть дополнено обороной вооруженных сил, территории, а также союзников, которая исключила бы возможность эффективного использования оружия массового поражения потенциальными противниками США. Таким образом, в США сегодня исходят из безусловной необходимости оградить себя от угрозы подвергнуться ракетному нападению и считают, что ПРО способна решить эту задачу.
Проведенный в главе детальный анализ состояния и планов развития СНВ США, программ поддержания ядерного арсенала, создания систем ПРО и развития высокоточного оружия заставляют предполагать, что Вашингтон взял курс на использование фактора силы для установления военного и политического доминирования в мире. Если договорной процесс будет продолжен, усилия американской стороны, вероятнее всего, будут направлены на закрепление и усиление дисбаланса, зафиксированного в Договоре СНВ-2.
В третьей главе подробно рассматриваются состояние и планы развития стратегических ядерных сил России. Сохранение Россией своего ядерного потенциала, с учетом ее экономических возможностей, требует максимально возможного продления сроков эксплуатации ракетных комплексов, не подлежащих сокращению в соответствии с Договором СНВ-2. Это позволит оптимизировать затраты на поддержание СЯС в течение последующих 7-10 лет. Однако требуется разработка и развертывание новых ракетных комплексов, которые будут обеспечивать безопасность России после 2010 г. При этом нужно считаться с реальной возможностью разрушения договорного процесса.
Анализ финансовых потребностей для дальнейшего развития СЯС РФ показывает, что финансирование СЯС на существующем уровне и выход на уровень 1500 боеголовок позволяет России решить задачу ядерного сдерживания на предстоящие 10-15 лет. Однако влиять на стратегический курс США, с сохранением их интереса к сокращению СНВ в рамках договорного, этого уровня финансирования явно недостаточно.
В четвертой главе анализируются три возможных дальнейших сценария развития процесса сокращения стратегических вооружений и формулируются практические рекомендации для российской политики при реализации этих сценариев.
Первый сценарий предполагает выход США из Договора по ПРО, и разрушение существующих механизмов контроля над СНВ. В условиях, когда Москва не обладает реальной способностью заблокировать принятие Вашингтоном решения о развертывании НПРО, России нет смысла занимать жестко конфронтационную позицию. Дальнейшие сокращения СНВ целесообразно осуществлять путем односторонних мер по сокращению СНВ. Выход Соединенных Штатов из Договора по ПРО и переход к односторонним сокращениям вооружений освобождают Россию от выполнения условий Договоров СНВ-1 и СНВ-2, а следовательно, от запрета на развертывание МБР с РГЧ ИН, что позволяет ей строить свои СЯС наиболее оптимальным образом. России не следует менять планов выхода через 10-15 лет на уровень в 1500 боезарядов. Этот уровень позволяет ей обеспечить эффективное выполнение задачи поддержания стратегической стабильности в рамках рассматриваемого сценария.
Во втором сценарии рассматривается не только возможность сохранения режима СНВ-1, СНВ-2, но и возобновление переговорного процесса по СНВ в обмен на российское согласие модифицировать Договор по ПРО или достаточно сдержанную реакцию России на выход США из Договора по ПРО. При этом, наряду с продолжением программы "Совместное уменьшение угрозы", не исключены некоторые уступки со стороны США в переговорах по СНВ-3. Тем не менее, вероятнее всего, на переговорах по СНВ-3 США будут твердо отстаивать позицию формальных сокращений своих СНВ – за счет сокращения количества развернутых наземных МБР, БРПЛ, дальнейшей разгрузки БРПЛ и изменений правил засчета боезарядов на бомбардировщиках. При этом США будут настаивать на том, чтобы неразвернутые МБР, БРПЛ и выгруженные боезаряды перемещались на склады (без ликвидации), а выводимые из засчета тяжелые бомбардировщики были переориентированы для решения неядерных задач. Хотя этот сценарий предполагает сохранение договорного процесса и не исключает поддержания формального количественного паритета, достижимость сбалансированного, с российской точки зрения, Договора СНВ-3, лишенного недостатков СНВ-2, вызывает большие сомнения. Даже приняв российское предложение об установлении потолка в 1500 боеголовок, США сохранят возможность быстрого увеличения числа развернутых боеголовок. Возможность быстрого наращивания числа развернутых боеголовок, которой будут обладать США, в сочетании с развернутой системой ПРО, будет ослаблять потенциал сдерживания российских СЯС. Эта та цена, которую России придется заплатить за сохранение договорного процесса.
Третий сценарий, оптимальный с точки зрения авторов, предполагает достижение компромиссного соглашения, основными элементами которого являлись бы
А.С. Дьяков, П.Б. Ромашкин, Т.Т. Кадышев, Е.В. Мясников, П.Л. Подвиг
|