Эксклюзив
Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно
Прошедшая в июле 2001 г. встреча президентов России и США оценивается многими западными СМИ, как прорыв в российско-американских отношениях. Есть ли такой прорыв и что вообще изменилось? Попытаемся разобраться.
Москва выступала и выступает за сохранение Договора по ПРО 1972 г., отмечая при этом, что разрушение этого договора не только дестабилизирует обстановку в мире, но и сделает невозможным глубокие сокращения российских и, соответственно, американских СНВ.
До последнего времени администрация США заявляла, что создаваемая система ПРО никакой направленности против России не имеет и что, в связи с этим, наша страна может, мол, не беспокоится об ослаблении своих СНВ, т.к. американская система ПРО является ограниченной и направлена только против так называемых стран-изгоев. Вопрос о сокращении СНВ признавался важным, но он рассматривался как бы вопросом второго плана, не связанным с проблематикой ПРО.
В Генуе было достигнуто понимание, что вопросы статегических и оборонительных вооружений, как объективно взаимосвязанные, должны рассматриваться совместно и одновременно. Таким образом речь идёт не о каком-то прорыве, а о возврате к тому подходу, который всегда признавался при решении проблем глобальной стабильности.
В ходе последующих бесед помощника президента США К.Райс в Москве выражалось стремление провести в короткие сроки все необходимые консультации и уже к ноябрю с.г. - ко встрече президентов В.Путина и Дж.Буша в Техасе - подготовить необходимые предложения. Но дело будет заключаться в том, что конкретного стороны предложат на этих консультациях.
Пока Соединённые Штаты ничего конкретного России не предложили, кроме согласованного выхода из Договора по ПРО. А что из себя будет представлять американская система ПРО и насколько она будет "ограниченной" официальной точки зрения до сих пор не высказывалось. Что же касается возможных сокращений СНВ, то здесь ещё больше тумана. Вашингтон, ссылаясь на отсутствие собственных планов по развитию ядерного оружия, разработка которых задерживается, вообще не определился с уровнем достаточности своего ядерного потенциала. Не готовы США и к оформлению юридически обязывающих договорённостей в отношении сокращений СНВ.
Готовность Москвы к проведению упомянутых консультаций выглядит значительно более продвинутой. Заявленная позиция о недопустимости развёртывания системы ПРО территории страны в условиях, когда президенты в Генуе де-факто признали ядерное сдерживание как законный элемент государственной политики, представляется достаточно аргументированной. Проблему защиты от ракетных средств стран-изгоев предлагается начать решать путем совместной оценки ракетной угрозы и снятия возникших озабоченностей политическими средствами. В отношении СНВ позиция России абсолюнтно конкретна - установить общий уровень ядерных боезарядов на СНВ по 1500 единиц для каждой из сторон. В том же случае, если удастся привлечь к сокращениям другие ядерные государства, то предлагается принять суммарный уровень ядерных боезарядов после сокращений в 4000 единиц (исходя из оценки, что на сегодня суммарное количество ядерных зарядов других ядерных государств укладывается примерно в 1000 единиц).
Остаётся подождать конкретных предложений Вашингтона.
Вместе с тем, учитывая политический настрой администрации Дж. Буша, стремление уйти от логики военно-политических обоснований и малую вероятность того, что на данном этапе на США вряд ли окажут отрезвляющее влияние российские контрмеры, вряд ли в ближайшие год-два следует рассчитывать на продвижение в этом вопросе.
В этой ситуации вся вина за дестабилизацию обстановки ложится на Соединённые Штаты. Принципиальные изменения в воззрениях американских президентов на вопросы "войны и мира" не являются новостью. Достаточно вспомнить провозглашённую президентом Р.Рейганом в 1983 г. программу "звёздных войн". В 90-х годах эта программа была благополучно похоронена другим президентом США и американским Конгрессом. Представляется, что и современная программа президента Д.Буша рано или поздно также будет похоронена.
В практическом плане в ближайшее десятилетие указанная дестабилизация больше повлияет на гонку вооружений в других странах, чем непосредственно скажется на стратегических взаимоотношениях между Россией и США. Это связано, во-первых, с тем, что реальной эффективной системы ПРО США в этот период не создадут. Во-вторых, сохраняющийся у России значительный ракетно-ядерный потенциал и возможные контрмеры позволят России обеспечить защиту своей национальной безопасности.
Г.К. Хромов
член делегации СССР на переговорах по Договору СНВ-1
1 августа 2001 г.
Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ
|