Много проведено разносторонних исследований и опубликовано работ по истории Второй мировой войны и ее составной части - Великой Отечественной войны. Поистине необъятен по своей многогранности опыт событий того времени. Но имеется еще немало компонентов этого опыта, из которых можно и должно извлечь уроки на будущее. Необходимо извлекать уроки из истории, а не твердить назойливо: "история не имеет сослагательного наклонения". Весь смысл изучения истории - уметь извлекать из нее уроки, видеть просчеты и ошибки и не допускать их в настоящем и будущем. Можно надеяться, что предстоящее утверждение проекта военной доктрины РФ1 в значительной мере станет подлинным ориентиром в решении насущных проблем обеспечения военной безопасности.
Из необъятного по своей многомерности и многогранности опыта Великой Отечественной войны, конечно, можно и должно найти немало весьма поучительных уроков положительного характера. Несмотря на огромные издержки начального периода войны, они в значительной мере были компенсированы за счет энергичного и эффективного партийно-государственного руководства всеми сферами жизни страны. Прежде всего, Советский Союз столкнулся с необходимостью перевода страны, всего народного хозяйства на нужды войны и, в конечном счете, превращения страны в единый военный лагерь. И в этом направлении успехи руководства Советского Союза бесспорны. В экстремальной обстановке своевременно и довольно быстро была разработана программа действий по превращению страны в единый военный лагерь, по мобилизации всех усилий и средств на разгром агрессоров. Незамедлительно (уже 30 июня 1941 г.) был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти в государстве. Огромную мобилизующую роль по отпору врагу сыграло выступление 3 июля 1941 г. по радио И.В.Сталина, а затем в ходе войны его выступления и приказы Верховного Главнокомандующего служили ориентирами в военных действиях, работе тыла и в умонастроениях общества.
Одним из решающих факторов превращения страны в единый военный лагерь стала всенародная поддержка предпринимавшихся мер по укреплению Вооруженных Сил. Мобилизация военнослужащих проходила в обстановке огромного патриотического подъема. Показательно, что уже к 1 июля 1941 г., то есть в первые восемь дней войны, была обеспечена мобилизация 5,3 млн военнообязанных 1905-1918 гг. рождения2.
Принимается целый комплекс мероприятий по реорганизации структуры Вооруженных Сил, ускорению и расширению подготовки командного состава, упорядочению и централизации подготовки резервных формирований. Важно отметить мобилизующее значение в этом плане реализации принятого 17 сентября 1941 г. Государственным Комитетом Обороны постановления "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР"3.
Все эти и многие другие решения и мероприятия способствовали организации в ходе войны надлежащего отпора агрессии. Начавшаяся война потребовала коренной перестройки жизни общества, создания слаженного военного хозяйства, перестройки руководства государством, управления функционированием экономической, политической, идеологической, социальной, духовной систем. Решающее значение придавалось усилению централизации как форме управления и расширению централизма как метода и стиля функционирования данной системы.
Современная военная доктрина Российской Федерации (проект) содержит принцип централизации и единства государственной политики в области обеспечения военной безопасности, установку на организацию и скоординированное ведение вооруженной, политико-дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы. Подчеркивается совершенствование, повышение качественного уровня и эффективности системы государственного и военного управления. В комплексе сформулированных основных принципов строительства и подготовки военной организации государства выделяются централизация руководства и единоначалие на правовой основе. В ряду основных направлений строительства и подготовки военной организации государства отмечается повышение эффективности систем подготовки кадров, военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, военной науки, совершенствование систем комплектования (на базе смешанного, контрактно-призывного принципа с последовательным увеличением удельного веса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).
Один из феноменов военного времени выразился в сочетании централизации государственного руководства с максимальным развитием инициативы, которая имела многообразные проявления - и на фронте и в тылу, в том числе, что особенно важно подчеркнуть, в межнациональных отношениях. В условиях централизованного управления осуществлялись в целом эффективно необходимые мероприятия для сплочения народов СССР в единый военный лагерь. Этот фактор особенно значим и ценен для будущих возможных испытаний. Военная доктрина РФ содержит положения и на этот счет. В комплексе внутренних угроз безопасности значится противоправная деятельность экстремистских, национально-этнических, религиозных сепаратистских и террористических движений, организаций, структур, направленная на нарушение государственного единства, территориальной целостности, дестабилизации внутренней обстановки в Российской Федерации.
Огромное значение по опыту Великой Отечественной войны имеет достижение социального и межнационального согласия и по возможности единства. В этом плане большую роль сыграло политическое и идейное воспитание воинов. В связи с этим нельзя признать корректными нынешние утверждения о деполитизации Вооруженных Сил: эти установки никак не снимают вопрос о том, какие цели и какие идеи предстоит отстаивать в случае возникновения военных конфликтов. Некоторые из необходимых общегосударственных положений заложены в проекте военной доктрины. "Российская Федерация, - подчеркивается в документе, - рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимной выгоды и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира".
В содержании военной доктрины по вполне понятным причинам не сформулирована в каком-либо отдельном пункте система идей, взглядов, принципов, выражающих сущность идеологии РФ. Но фактически ее дух, ее ориентиры, "дыхание" в какой-то степени пронизывают многие составляющие данного документа. В самом общем понимании идеологические мотивы обеспечения военной безопасности сводятся к последовательной и неуклонной реализации идеи российского патриотизма, защиты суверенитета, независимости и территориальной целостности страны, выполнению конституционного долга, формированию высокой организованности, воинского долга и профессионализма.
Учитывая опыт деятельности руководства Советского Союза в годы войны и извлекая из нее уроки, современная военная доктрина придает большое значение вопросам военно-экономического обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Третий раздел "Военно-экономические основы" заключает в себе цели, задачи, принципы и основные направления военно-экономического обеспечения военной безопасности страны. При всех огромных затратах средств на оборону все же столь дифференцированных подходов к вопросам экономической подготовки к обороне страны не было в предвоенный период нашей истории; если, в общем, адекватные обстановке соображения военно-политического руководства в тот период по этим проблемам существовали, они не были оглашены, не носили характер военно-доктринального порядка, но в тоже время очень энергично внедрялись на практике.
Главная цель военно-экономического обеспечения военной безопасности, как подчеркивается в доктрине, - финансовое и материальное обеспечение военной организации государства, ее оснащение эффективными системами вооружения, военной, специальной техникой и имуществом, другими материальными ресурсами в количествах, необходимых для гарантированного обеспечения военной безопасности РФ.
На основе принципов, заложенных в проект современной военной доктрины, формулируются задачи и направления военно-экономического обеспечения. Среди важнейших из них - оптимизация системы государственного управления оборонным промышленным комплексом, реструктуризация и конверсия оборонно-промышленного комплекса без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, экономическое стимулирование и государственная поддержка предприятий оборонно-промышленного комплекса, оптимизация и создание новых мобилизационных мощностей и объектов, восполнение государственных резервов, организация и проведение фундаментальных поисковых и прикладных исследований, перспективных научно-технических разработок, реализация контрактных и конкурсных основ в системе заказов, разработки и производства военной продукции. Важно отметить и то, что доктрина специальным пунктом определяет основные направления мобилизационной подготовки экономики, в числе которых на первом месте - подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в военных условиях, создание, совершенствование и эффективность функционирующей системы мобилизационной подготовки, организации государственной власти и управления всех уровней, разработка и совершенствование нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики с мирного на военное время. Таким образом, заблаговременное определение организационно-мобилизационных мероприятий военно-экономического обеспечения военной безопасности призвано добиться наиболее безболезненного и эффективного перехода экономических процессов государства с мирного на военный порядок деятельности.
В спектре разнородных событий войны занимает особое место и играет ключевую роль ее начальный период, от исхода которого, его характера, как это стало очевидным, зависит многое в дальнейшем ходе военных действий. В этом плане представляется небезынтересным вопрос о роли и месте военной доктрины в решении задач в ходе военных действий и особенно в начальный период войны.
Первый и, на наш взгляд, важнейший урок, который необходимо извлечь из опыта начального периода Великой Отечественной войны, касается сущности и характера советской военной доктрины предвоенного времени. Допустим, что в ходе уже начавшейся Второй мировой войны в высших партийных и правительственных кругах СССР обсуждались, формулировались идеи, взгляды на характер происходящих событий, в особенности военных задач, на использование Вооруженных Сил в возможной и грядущей агрессии против нашей страны. Вероятно, это было так, но эти взгляды и принципиальные установки в сколько-нибудь развернутом виде не были доведены до сознания широких масс народа, не говоря уже о том, как остро они были необходимы для личного состава РККА и Военно-Морского Флота. Можно предполагать, что с этими принципиальными положениями не было в должной мере знакомо и высшее военное руководство.
Предвоенная доктрина с ее главным принципом: "Воевать на чужой территории" носила скорее пропагандистский характер. Как оказалось, армия была не готова вести наступательные действия. Такая доктрина не давала хотя бы самых общих установок и рекомендаций, как этого добиваться, какие применять способы и формы военных действий для достижения выдвигаемой цели. Военная доктрина призвана дать адекватную картину военнополитической обстановки и выражать основанные на ней истинные идеи и взгляды на использование Вооруженных Сил, формы и способы ведения вооруженной борьбы, иными словами, выражать информацию о предстоящих действиях по отражению возможной агрессии. Должна же была быть проведена жесткая грань между информацией и пропагандой. Военная доктрина как информация - это объективно выверенный порядок действий. Пропаганда же может содержать и черты дезинформации. Кстати заметим, что в массовой пропаганде, по крайней мере для Вооруженных Сил, были изъяты из обращения идеи ведения оборонительных действий в грядущей войне в защиту от внешней агрессии.
Если внимательно вдуматься в смысл и логику принципа советской военной доктрины того времени: "Воевать на территории противника", то станет очевидной его пагубность. Это означало, с одной стороны, побуждение к подозрениям на предмет экстремизма, а с другой стороны, "обоснование" беззаботности к укреплению обороны своих границ, к поискам наиболее приемлемых оперативно-стратегических форм построения войск для отпора агрессору. Такая установка не способствовала мобилизации усилий по сдерживанию и обузданию агрессора в приграничных пространствах. В условиях противостояния двух самых мощных в мире армий - советской и немецкой - упомянутый доктринальный принцип противоречил здравому смыслу. Необходимость воевать на территории врага могла действительно возникнуть, но лишь в результате упорных оборонительных сражений стратегического масштаба с их благоприятным для нас исходом. Организованные же оборонительные операции первых месяцев войны: Прибалтийская, Белорусская, Киевская, Смоленское сражение хотя и способствовали изматыванию врага, однако желаемых стратегических целей не достигли.
Одним из главных уроков, вытекающих из поражения советских войск прикрытия, их катастрофических потерь в начале войны и анализ причин столь трагических событий сводятся к тому, что советское руководство неправильно оценивало характер начального периода войны. Считалось, что обе стороны начнут боевые действия лишь частью сил и что для завершения развертывания главных сил потребуется не менее двух недель. Если же войска первого стратегического эшелона, отразив первый удар врага, перенесут действия на его территорию еще до развертывания главных сил, то второй стратегический эшелон должен нарастить усилия первого и развивать ответный удар в соответствии с общим стратегическим замыслом. Это предположение, являющееся основой замысла первоначальных боевых действий, не учитывало того обстоятельства, что в первых компаниях второй мировой войны "немецко-фашистская армия наносила первый удар главными силами, сосредоточенными и развернутыми на театре военных действий еще до начала вторжения".
Против СССР (несмотря на весь в этом заложенный авантюризм), было задействовано в момент нападения 83% сухопутных войск вермахта, в том числе 86% танковых и 100% моторизованных дивизий, 4 из 5 имевшихся воздушных флотов.
Воспользуемся методом аналогии. Если Финляндия в 1939-1940 гг. с ее трехмиллионным населением могла так долго и с такими для нас тяжелыми потерями сдерживать наступление многочисленных формирований Красной Армии, то это не в последнюю очередь благодаря твердой и неуклонной оборонительной доктрине. Страна же со 170-миллионным населением вполне успешно могла надолго и с большими потерями для агрессора сдерживать армии государства с 50-миллионным населением еще в приграничных сражениях начала войны. Но для этого уже надо было иметь достаточно четкую и реалистическую оборонительную доктрину (естественно, с набором целого спектра самых многообразных соответствующих обстановке видов, форм, способов военных действий).
Во что обошлось армии и стране отсутствие такой военной доктрины и в каких документах были выражены рекомендации действий, можно убедиться на многих примерах. Опираясь на данные из разных источников о нападении на нашу страну, "... нарком обороны и начальник Генерального штаба вечером 21 июня предложили Сталину направить в округа директиву о приведении войск в полную боевую готовность. Последовал ответ: "Преждевременно", а до начала войны оставалось не более 5 ч."4. Директива, направленная в войска лишь в 23.30 21 июня, не давала разрешения на ввод в действие плана прикрытия в его полном объеме, так как в ней предписывалось "не под-даваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения". Эти ограничения вызывали недоумение, последовали запросы в Москву, в то время как до начала войны оставались уже считанные минуты.
Отданная в 7 часов 15 минут 22 июня 1941 г. директива: "Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу", авиации "мощными ударами ... уничтожить на аэродромах противника и разбомбить основные группировки его наземных войск"5 не отвечала реально сложившейся обстановке.
А между тем все могло быть иначе. В начале войны Красная Армия имела численное превосходство, многие образцы вооружения и техники с обеих сторон вполне были сравнимы по тактико-техническим данным. Мы поплатились, по сути, разгромом армий прикрытия границ по причине отсутствия реалистической военной доктрины, не-адекватных (не соответствующих обстановке) решений высшего политического (и военно-политического) руководства и слабого уровня оперативно-тактической подготовки командного состава Красной Армии, особенно в звене армия-фронт. На этих примерах (а их можно привести множество) видно, насколько важно и необходимо иметь заблаговременное "расписание" порядка и нормативов деятельности Вооруженных Сил с военно-политической и оперативно-стратегической точек зрения.
Самым поразительным и непонятным с точки зрения логики военно-политического анализа фактом явилось индифферентное, а попросту сказать, преступно-безразличное отношение советского политического руководства к поведению вероятного противника в прилегающих границах сопредельных государств в условиях уже начавшейся мировой войны.
Из истории известно, что государства всегда или почти всегда в рамках своих возможностей предпринимали соответствующие адекватные меры к нейтрализации опасностей и угроз, связанных с сосредоточением сил и средств у границ сопредельных государств. Экстремальная ситуация, сложившаяся на западных границах СССР, несопоставима ни с какими историческими примерами как по масштабам и мощи сосредоточенных у наших границ группировок и, следовательно, размером опасности, так и по возможностям заблаговременной информированности об этом. Кроме того, в условиях начавшейся мировой войны возникала жизненнонеобходимая, настоятельная потребность в разработке и доведении до сознания не только личного состава Вооруженных Сил, но и населения страны основных положений и установок военной доктрины. Для этого как минимум была необходима тщательная оценка военно-политической обстановки, анализ военно-стратегической ситуации и формулирование на этой основе хотя бы достаточно общих целей и задач по отражению агрессии и определению в общих чертах способов и форм применения Вооруженных Сил. Но этого не было сделано.
Вся внутренняя логика военной доктрины, ее лейтмотив, заключается в том, что все мероприятия по обеспечению национальной и военной безопасности в мирное время как бы подчинены решению военно-политических и военно-стратегических задач в угрожаемый период и в начальный период войны. Квинтэссенция военной доктрины - срыв, пресечение агрессивных действий противника и, если это не удается в полной мере, то полномасштабное отражение агрессии. Была ли возможность в тот период времени если уж не сорвать агрессию фашистской Германии, то как минимум, существенно ослабить мощь удара по войскам прикрытия границы Советского Союза? Да, безусловно. Для этого надо было планомерно, целеустремленно и заблаговременно создавать стратегическую оборону, подчинять оперативные построения в интересах сдерживания наступления противника, изматывание его сил на достаточно подготовленных рубежах. Исход приграничных оборонительных сражений стал бы логичной предпосылкой дальнейших способов и форм действий советских Вооруженных Сил.
Правда, фашистской Германией была предпринята массированная дезинформация советского руководства о своих намерениях; ее пропаганда до самого последнего дня перед нападением сохраняла антианглийскую направленность. Планы нападения на СССР лидеры Германии скрывали до последнего времени даже от своих Вооруженных Сил. При этом до такой степени, что, как говорилось в одной из директив, "придется отложить идеологическую подготовку немецких солдат и немецкого народа"6.
Но и это обстоятельство не может служить оправданием для непринятия советским правительством должных мер по срыву, пресечению и, в конечном счете, отражению агрессии. Кстати заметим, что общий замысел и основные цели агрессии против СССР были определены задолго до разразившихся трагических событий. В июле 1940 г. был разработан предварительный план операции "ОСТ". Он носил откровенно-агрессивный характер и ни в коей мере не мотивировался опасностью, "грозившей" Германии. В нем имело место замечание: "Русские не окажут нам любезности совершить нападение. Мы должны исходить из того, что русская армия будет оставаться по отношению к нам в обороне"7.
Этот урок, связанный с дезинформацией со стороны противника, на наш взгляд, является самым поучительным с точки зрения сегодняшнего решения проблем национальной и военной безопасности РФ. В военной доктрине сегодня отражено наличие в мире такого дестабилизирующего фактора, как использование информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий для достижения деструктивных военно-политических целей.
А при определении основных угроз военной безопасности подчеркивается такой феномен, как создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущих к нарушению баланса сил вблизи границ РФ и ее союзников и прилегающих к их территории морям. Отмечается также в качестве внешней угрозы - создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории РФ и ее союзников. Военная доктрина в ряду основных внешних угроз считает ведение враждебных по отношению к России и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий8. Здесь имеются в виду и массированные дезинформационные действия.
В настоящее время коренным образом изменились социально-экономические, политические и военно-технические условия обеспечения военной безопасности, укрепления обороны страны и решения задач в угрожаемый период и в начале возможных военных действий. Сущность военной доктрины как раз и состоит в установках на предотвращение, срыв и пресечение агрессии. Основные принципы обеспечения военной безопасности заключаются в сочетании твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности, в эффективности прогнозирования, своевременного вскрытия и классификации военных угроз, адекватности реагирования на них, достаточности необходимых для обеспечения военной безопасности сил, средств и ресурсов, их рационального использования. В доктрине в системном виде нашли отражение основные задачи по обеспечению военной безопасности как в мирное время, так и в угрожаемый период и с началом войны. Для этого предусмотрено формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности, предотвращение (сдерживание, в том числе ядерное) агрессии или угрозы агрессии любого масштаба против РФ и ее союзников со стороны любого государства или группы государств, совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, организация подготовки органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведение территориальной и гражданской обороны.
В угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта) предусматривается наряду с другими мерами введение в действие нормативных правовых актов военного времени, принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий, перевод экономики страны, отдельных ее отраслей или организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного времени, предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора. В разделе "Военно-стратегические основы" дана более конкретная военно-оперативная характеристика действий по предотвращению, отражению и пресечению агрессии, обеспечению военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Вся совокупность мероприятий строится на базе анализа основных черт современной войны. В разделе отмечается опасность дезорганизации системы государственного и военного управления, блокирование (вывода из строя) систем управления войсками и оружием, использования неконтактных, других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения, применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружений и военной техники.
В военной доктрине в общих положениях раскрывается "механизм" возникновения войн (вооруженных конфликтов). Цели мировой (региональной) войны могут быть достигнуты, а их исход предрешен в рамках начального периода. Основным содержанием начального периода войны является напряженная вооруженная борьба с целью отражения (пресечения) агрессии, а также борьба за овладение стратегической инициативой, за сохранение устойчивого государственного и военного управления, достижения превосходства в информационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе. Обычная мировая война, подчеркивается в документе, будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную. Формулируется требование готовности Вооруженных Сил к ведению активных действий - как оборонительных, так и наступательных - при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов.
Необходимо подчеркнуть важность еще одной функции военной доктрины государства: ее основные положения, принципы и установки доктрины выступают в роли оснований для организации управления как Вооруженными Силами (их видами, родами войск), так и управления войсками. Военная доктрина, как составная часть военной теории, в наиболее концентрированном виде включает в себя основополагающие принципы, выступающие в роли отправных пунктов для организации управленческой деятельности самых разнообразных военных инстанций. Неоценимую роль доктрина играет в организации управления в переходный период от мирного времени к условиям войны. Все концептуально-программные положения и установки доктрины наполняют управленческий процесс знанием, смыслом, целеполаганием, способствуют эффективному претворению в жизнь, в практику всего многообразия задач управления. Но поскольку конкретные доктринальные установки не были сформулированы в предвоенной доктрине, это вызвало провалы в управленческой сфере.
Решение военно-управленческих проблем в Красной Армии в начальный период войны было усложнено (и без того недостаточно эффективное) заблаговременным развертыванием противником превосходящих сил на главных направлениях. Войскам наших фронтов пришлось действовать в крайне невыгодных условиях в первые дни войны, а потеря связи и управления во фронтовом и армейском звене привели к образованию огромных брешей в обороне, к окружению и отсечению от основных сил фронтов не только отдельных частей и соединений, но и целых армий. Для того чтобы создать, организовать скоординированные боевые действия оборонительного характера в экстремальной обстановке, необходима заблаговременная достаточно продуманная, четко намеченная система военной связи, создание скрытной, надежной устойчивой системы управления, прежде всего во фронтовом и армейском звене. Эти вопросы составляют компетенцию военной доктрины, что нашло отражение в ее нынешнем содержании. Особым пунктом фиксируется установка на создание и совершенствование единой системы управления военной организацией.
Современная военная доктрина уделяет особое внимание вопросам поддержания состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки. В связи с этим возникает ряд очень важных соображений, касающихся роли информационных технологий и информационно-управленческих аспектов вооруженного противоборства. Информационные средства и способы воздействия нас-только коварны и изощрены в современных условиях, что может наступить время, когда им трудно будет противопоставить даже силу ядерного оружия. Отсюда вытекает актуальность проблемы ускорения развития и распространения новых информационных технологий, унификации средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную структуру. Вопросы обеспечения информационной безопасности органично связаны с поддержанием устойчивого и эффективного управления.
В предвоенной советской военной доктрине вовсе не был заложен коалиционно-союзнический принцип, в то время как в военных доктринах западных стран придавалось ранее и теперь придается большое значение союзническим проблемам в решении военных задач. "В ядерный век, утверждал военный авторитет Англии фельдмаршал Монтгомери, ... ни одна страна не может воевать без союзников. Союзники иногда могут раздражать, но они необходимы". Вообще, России на протяжении по крайней мере последнего столетия с союзниками не очень-то везло. Надежным союзником в канун войны считался пролетариат капиталистических стран, который, как предполагалось, восстанет немедленно после нападения агрессора на СССР и будет создавать свои советские республики. Утопические расчеты в военно-союзнических проблемах опасны.
В предвоенные годы не были использованы реальные возможности по созданию и сплочению антифашистских сил, которые можно было бы квалифицировать как союзнический фактор и положить на "весы" противоборства с гитлеровским военным блоком. По коренным вопросам внешней политики в 30-е годы в советском руководстве произошло размежевание. Господствующая группа политических и военных деятелей: И. В. Сталин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, А. А. Жданов, Л. М. Каганович, Г. М. Маленков, С. М. Буденный, Л. З. Мехлис - полагала, что капиталистическое окружение сплошь враждебно СССР, фашизм - одна из разновидностей империализма, не более, социал-демократия - слуга империализма. Существовало и другое, менее влиятельное направление в политическом и военном руководстве СССР, его представителями были Н. И. Бухарин, М. М. Литвинов, М. Н. Тухачевский, И. П. Уборевич, А. И. Егоров и другие. Они утверждали, что необходим антифашистский союз с западными буржуазными демократиями, фашизм - это качественно новое явление в системе империализма; германская агрессия против СССР неизбежна10.
Были определенные возможности сотрудничества с социалистами, пацифистами, либералами в борьбе с фашизмом, притом с помощью такой формы борьбы, как народный фронт. Но эти возможности не были реализованы, чему помехой была идеологическая зашоренность руководства Советского Союза. Но в то же время совершенно парадоксальным выглядело сближение И.В.Сталина с Гитлером, принятие курса на сближение Кремля и Берлина. Здесь почему-то идеологическая составляющая не мешала названному процессу.
После поражения Польши в результате германского вторжения в эту страну в сентябре 1939 г. Советский Союз присоединил земли западной Украины и Западной Белоруссии. В наше время в связи с 60-летием начала Второй мировой войны правительство Польши весьма негативно оценивает этот факт и требует извинения за эти действия исторической давности от руководства РФ. Но, как мы полагаем, руководство РФ в его сегодняшнем составе не может нести ответственности за названные военные акции, так как в тот период времени у власти стояли совершенно другие политические силы. Осенью 1939 г. правительства Латвии, Литвы и Эстонии согласились с требованием СССР о вводе частей Красной Армии на свои территории, а позднее, летом 1940 г., в этих странах произошли во многом инспирированные "социалистические революции", и они, в конечном счете, вошли в состав СССР. Оставим в стороне правовые и нравственные аспекты названных военно-политических акций советского государства и отметим, что за счет территориальных приращений 1939 - 1940 гг. Советский Союз заметно укрепил свое стратегическое положение. Это обстоятельство сыграло большую роль в первый период войны, обусловило определенный выигрыш времени и, в конечном счете, стало дополнительным фактором в балансе сил в пользу победы над фашистской Германией, в том числе и в интересах народов, в свое время присоединенных к Советскому Союзу и несмотря на немалые их лишения и беды.
В современной военной доктрине (проект 1999 г.) впервые в значительном объеме нашел отражение союзнический аспект в деятельности государства и Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности. В содержании документа коалиционно-союзнический принцип отражен практически во всех его разделах.
Прежде всего, все многообразие целей, задач, направлений, форм и способов обеспечения военной безопасности, а в случае необходимости срыва (пресечения) и отражения агрессии, защиты независимости, суверенитета государственной и территориальной целостности относится не только к РФ, но и касается ее союзников. При оценке военно-политической обстановки, при определении основных угроз военной безопасности учитываются также и интересы союзников РФ. Главная цель обеспечения военной безопасности выражена в поддержании военной мощи государства на уровне, гарантирующем адекватное реагирование на существующие и потенциальные военные угрозы национальным интересам безопасности РФ и ее союзников. Россия сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и ее союзников.
В угрожаемый период и с началом войны предусматривается оказание помощи союзникам Российской Федерации и мобилизация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте). С коалиционной точки зрения важно также положение о предотвращении вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора. Руководство обеспечением военной безопасности включает положение о том, что для управления коалиционными группировками войск (сил) согласованным решением высших органов государственной власти стран - участниц коалиции создаются соответствующие объединенные органы военного управления. В разделе "Военно-стратегические основы" отмечается, что региональная война может вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) региона, национальными или коалиционными Вооруженными Силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. Здесь предусматривается возможность действий группировок коалиционного состава; фиксируется цель: защита независимости и суверенитета, территориальной целостности РФ и ее союзников, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам РФ ее союзников. В комплексе основных задач по отражению (пресечению) вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и ее союзников формулируется требование о выполнении союзнических обязательств. В перечне задач Вооруженных Сил и других войск оговаривается, что при создании группировок войск (сил) на территории РФ учитывается характер взаимоотношений с сопредельными государствами.
В разделе "Военно-экономические основы" помещен подраздел: "Международное военное и военно-техническое сотрудничество". Государство организует международное военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, исходя из национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности. Строится оно на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства и в интересах международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности. Приоритетное значение придается сотрудничеству с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности СНГ, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности. Основными направлениями международного военного и военно-технического сотрудничества являются: укрепление военно-политических позиций РФ в различных регионах мира, увеличение притока валютных средств, поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала страны в области обычных вооружений и военной техники.
Таковы основные уроки из опыта Великой Отечественной войны, имеющие, на наш взгляд, первостепенное значение для формирования и развития положений и установок современной военной доктрины. Как видим, этот опыт и уроки из него носят противоречивый характер: здесь в едином комплексе соединены и негативные и позитивные элементы. Мы сосредоточили главное внимание на начальном периоде войны, так как если на том этапе истории этот период имел трагические последствия, то в современных условиях начало войны не только может определить во многом исход всего дальнейшего течения боевых действий, но и предвидеть судьбу всей войны. Начальному периоду войны современная военная доктрина уделяет значительное внимание. Но это не означает, что доктрина дает ответы на все вопросы обеспечения военной безопасности. Более подробная детализация мероприятий по обеспечению военной безопасности является прерогативой военной науки и, прежде всего, теории военного искусства, ее практического воплощения.
Список использованной литературы:
1,8. Военная доктрина РФ (проект). Красная Звезда. 9 октября 1999 г.
2, 5. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1967. С. 48, 37
3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Краткий исторический справочник. М., 1990. С.55.
4. Генеральный штаб Объединенных Вооруженных Сил СНГ. 1941 год - уроки и выводы. М. Военное издательство, 1992. С. 88
6. Цит. по: Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. М., 1973. С.192-193.
7. Правда и вымыслы о войне. Проблема историографии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. СПб.: Пушкин, 1997. С.97.
9. Монтгомери Б. Л. Панорама войны в ядерный век. Военный зарубежник. 1957. №2. С.17.
10. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. С.-Петербург ,1995. С.10.
Г.А.МОХОРОВ - доктор исторических наук, профессор;
В.А.РОДИН - доктор философских наук, профессор
|