Ответы Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации С.Б.Иванова
на вопросы,
заданные при проведении интернет-конференции,
посвященной
Военной доктрине Российской Федерации
I. Вопросы, касающиеся военно-политических основ обеспечения военной безопасности Российской Федерации
II. Вопросы, касающиеся военного строительства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск
III. Вопросы, касающиеся военно-экономических основ обеспечения военной безопасности Российской Федерации
IV. Вопросы, не связанные непосредственно с темой интернет-конференции, но представляющие интерес в области информационной безопасности Российской Федерации
I. Вопросы, касающиеся военно-политических основ обеспечения военной безопасности Российской Федерации
1.1. Каким образом Военная доктрина соотносится со складывающимся на сегодня однополярным миром?
Ответ: Прежде всего следует отметить, что на сегодня однополярного мира не существует. Да, есть стремление США и Североатлантического альянса к доминированию на мировой арене. Но этому противостоит не только Россия, а и такие влиятельные страны как Китай, Индия и в целом большинство государств, являющихся членами ООН. Превалирующей тенденцией в настоящее время является формирование многополярного мира. Это проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. Поэтому Военная доктрина Российской Федерации ориентирована на позитивные изменения международной обстановки.
1.2. Какие моменты в Военной доктрине можно назвать ключевыми в системе сложившихся международных отношений?
Ответ: Военная доктрина Российской Федерации нацелена на «утверждение принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательное формирование общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира». Эти положения, которые зафиксированы в разделе «Обеспечение военной безопасности» Военной доктрины, являются ключевыми для системы международных отношений.
1.3. Предусматривается ли в Военной доктрине участие России в оборонительных блоках и союзах?
Ответ: Да, предусматривается. При этом Россия придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности. Особые союзные отношения у России с Белоруссией. Она проводит совместную с ней оборонную политику, координирует свою деятельность в области военного строительства и развития вооруженных сил в рамках Союзного государства.
1.4. Почему в перечень государств-союзников России не включена Югославия?
Ответ: Россию и Югославию связывают десятилетия дружественных и взаимовыгодных отношений, опирающихся на богатые исторические традиции. Вместе с тем между ними в настоящее время не существует таких союзнических договоров и соглашений, какие, например, Россия имеет с Арменией, Казахстаном, не говоря уже о Белоруссии. В целом же Россия рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН.
1.5. Каковы возможные геополитические интересы России в Центральной Азии и какими методами Россия готова их отстаивать, если политические способы воздействия себя исчерпают, а экономические не оправдают?
Ответ: Россия на протяжении длительного времени тесно связана со странами Центральной Азии и рассматривает этот регион как зону своих жизненно важных интересов. Во-первых, эти государства граничат с Россией и для нее важно, чтобы с ними сохранялись дружественные (союзнические) отношения. Во-вторых, у России и стран Центральной Азии имеются общие интересы, прежде всего в сфере борьбы с международным терроризмом, исламским экстремизмом, наркомафией и транспортировкой наркотиков. Часть этих стран (Казахстан, Киргизия, Таджикистан) являются участниками Договора о коллективной безопасности, другие связаны двусторонними или многосторонними соглашениями с Россией, позволяющими им использовать не только политические и экономические, но и другие, в том числе военные, методы защиты своих национальных интересов. Так, границу Таджикистана с Афганистаном охраняют не только таджикские, но и российские пограничники, а подразделения российской 201 мотострелковой дивизии принимают участие в предотвращении прорыва вооруженных банд из Афганистана на территорию Таджикистана и Узбекистана.
1.6. Сможет ли Военная доктрина сдержать расширение НАТО?
Ответ: Расширение НАТО на Восток и превращение блока в доминирующую военно-политическую силу в Европе создают угрозу нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира. К чему это может привести свидетельствует недавняя вооруженная акция НАТО против суверенной Югославии.
Поэтому перспектива дальнейшего расширения НАТО на Восток является неприемлемой для России, как и для любых других государств, дорожащих своим суверенитетом.
В противостоянии этим угрозам Россия, как это определено ее Военной доктриной, приоритет отдает политическим, дипломатическим и другим несиловым средствам, стремясь к равноправному и взаимовыгодному партнерству с НАТО, в сочетании с твердой решимостью защищать всеми имеющими силами и средствами национальные интересы, гарантировать безопасность страны.
1.7. Предусмотрена ли в Военной доктрине защита интересов отдельных граждан Российской Федерации или их групп за рубежом?
Ответ: Дискриминацию, подавление прав, свобод и законных интересов российских граждан в иностранных государствах Россия рассматривает как одну из основных внешних угроз ее безопасности.
На уменьшение этих угроз, наряду с другими, ориентирована Военная доктрина Российской Федерации. В ней последовательная приверженность России к миру сочетается с твердой решимостью защищать интересы российских граждан как внутри страны, так и за рубежом.
1.8. В Военной доктрине содержится положение, предусматривающее применение Россией своего ядерного оружия в случае обычной войны. Не снижает ли это «ядерный порог» использования оружия массового уничтожения?
Ответ: Важнейшей для себя задачей Россия считает обеспечение военной безопасности. Для этого она должна обладать всеми современными средствами вооруженной борьбы, в том числе и ядерным оружием, которое ею рассматривается как фактор сдерживания агрессии и никоим образом иначе.
Как любое государство, в случае если оно подвергается вооруженной агрессии, Россия в соответствии с международными нормами вправе использовать все имеющиеся в ее распоряжении силы, средства и ресурсы. При этом Россия, как это зафиксировано в ее Военной доктрине, оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.
Это положение Военной доктрины, с одной стороны, является недвусмысленным предупреждением, адресованным потенциальным агрессорам, с другой стороны, оно означает: не будет агрессии - не будет и применения Россией ядерного оружия.
Такая открытая позиция России относительно ядерного оружия, отвергающая двойные стандарты, не только отвечает коренным, жизненно важным интересам Российской Федерации, но и полностью коррелируется с ее международными обязательствами, в том числе и с так называемыми «негативными гарантиями» неприменения ядерного оружия против государств-участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием. Предпринимаемые кое-кем попытки заподозрить Россию в отходе от ранее декларированных принципов ядерного сдерживания, снижении «ядерного порога» использования оружия массового уничтожения, а тем более наличии у нее намерений превентивного развязывания ядерной войны, являются абсолютно несостоятельными. Россия твердо привержена принципам поддержания международной стабильности и мира.
II. Вопросы, касающиеся военного строительства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск
2.1. Как изменится состав Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с сокращением РВСН?
Ответ: Сокращение боевого состава РВСН осуществляется в рамках реализации Россией международных договоров по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений. В связи с ратификацией Россией Договора СНВ-2, которым предусматривается полная ликвидация к концу 2007 года многозарядных ракет наземного базирования, в случае вступления его в силу боевой состав РВСН претерпит существенное сокращение. Вместе с тем взамен устаревших ракетных комплексов, выводимых из боевого состава, РВСН оснащаются перспективным современным ракетным комплексом «Тополь-М», который по многих характеристикам не имеет аналогов в мире. Тем самым, боевой состав РВСН будет сохранен на потребном уровне, обеспечивающем, с учетом морской и авиационной компонент стратегических ядерных сил России, баланс потенциалов ядерного сдерживания Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Что касается изменений состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целом, то он, безусловно, подвергнется определенным преобразованиям, адекватным сокращениям боевого состава РВСН.
2.2. Будут ли сохранены на перспективу ВДВ?
Ответ: Вопрос о расформировании Воздушно-десантных войск России, как рода войск, никогда не возникал. В середине 90-х годов прорабатывалась предложения о включении ВДВ в состав Сухопутных войск, но это было признано нецелесообразным.
В настоящее время ВДВ являются наиболее боеготовыми войсками в составе сил общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации. Они составляют основной костяк миротворческих сил России. По мере проведения военной реформы боевой потенциал ВДВ будет повышаться за счет роста качественных параметров.
2.3. Какова позиция России в отношении российских военных баз в Грузии, в том числе по базе в Гудаута (Абхазия)?
Ответ: В целях формирования и поддержания стабильности, обеспечения адекватного реагирования на возникновение внешних угроз на ранних стадиях ограниченные контингенты Вооруженных Силы Российской Федерации и других войск могут размещаться в стратегически важных регионах за пределами территории России в составе объединенных или национальных группировок и отдельных баз (объектов). Условия такого размещения определяются соответствующими международно-правовыми документами.
На территории Грузии в настоящее время размещены четыре российские военные базы - в Вазиани, Гудаута, Ахалкалаки и Батуми. В соответствии с договоренностью между Россией и Грузией военные базы в Вазиани и Гудаута до 1 июля 2001 года будут расформированы и выведены с территории Грузии. По двум другим базам ведутся грузино-российские переговоры о порядке их функционирования и сроках пребывания на территории Грузии.
2.4. Как оцениваются действия российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта?
Ответ: В соответствии с положениями Военной доктрины Российской Федерации ее Вооруженные Силы, наряду с решением задач по предотвращению и отражению агрессии, должны обеспечивать осуществление Россией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и составе международных организаций.
В зоне грузино-абхазского конфликта в настоящее время находится группировка российских войск численностью до 1800 человек. Эта группировка, по оценке конфликтующих сторон и международных наблюдателей, успешно справляется с возложенными на нее задачами, являясь гарантом мира и стабильности в регионе. Благодаря ей обеспечено разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон, остановлено кровопролитие и налаживается мирная жизнь.
2.5. Что означает положение Военной доктрины о том, что «военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов»? Входят ли в них средства и ресурсы, находящиеся в частной собственности, или только находящиеся в государственной собственности?
Ответ: Для обеспечения своей военной безопасности Российская Федерация использует комплекс политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер. При этом предпочтение отдается невоенным мерам, но с опорой на военную мощь России.
В целях обеспечения военной безопасности государство может использовать средства и ресурсы независимо от форм собственности. Условия и порядок привлечения ресурсов, находящихся в частной собственности, регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации: Федеральными законами «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и другими.
2.6. Россия планирует защищать государственную границу в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов. Возникает вопрос, как это собирается делать Россия в условиях неопределенности государственной границы и континентального шельфа Российской Федерации в Каспийском и Азовском морях и Керченском проливе?
Ответ: Защита государственной границы Российской Федерации обеспечивается не только и даже не столько военными мерами. Это, прежде всего, меры дипломатического, политического, экономического, пограничного, таможенного, природоохранного, санитарно-эпидемиологического и иного невоенного характера. Эти меры Россия осуществляет на всех своих границах. Объем этих мер зависит от конкретно складывающейся обстановки на том или ином участке границы.
Что касается Каспийского и Азовского морей и Керченского пролива, то здесь проблемы заключаются не в установлении границы, а в определении ее правового статуса, учитывая специфику географического положения этих регионов. Переговоры по этим вопросам уже длительное время ведутся с прикаспийскими государствами, а относительно Азовского моря и Керченского пролива - с Украиной. Есть уверенность, что существующие проблемы будут разрешены с учетом сохранения дружественных и взаимовыгодных отношений России с граничащими с ней государствами.
2.7. Новая Военная доктрина допускает возможность использования Вооруженных Сил внутри России. Планируется ли в связи с этим принятие каких-либо законодательных актов, чтобы привести существующую законодательную базу в соответствие с положениями Военной доктрины? Когда можно ожидать подобных инициатив от Правительства Российской Федерации?
Ответ: В соответствии с положениями Военной доктрины Российской Федерации ее Вооруженные Силы, наравне с другими войсками, могут применяться во внутренних вооруженных конфликтах в целях разгрома и ликвидации незаконных вооруженных формирований, создания условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
В настоящее время применение Вооруженных Сил Российской Федерации во внутреннем вооруженном конфликте, как это имеет место при проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, регламентируется Федеральным законом «О борьбе с терроризмом».
Более детально условия и порядок использования Вооруженных Сил Российской Федерации во внутреннем вооруженном конфликте предусмотрено определить в федеральных конституционных законах «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и федеральном законе «О Вооруженных Силах Российской Федерации».
Законопроект «О чрезвычайном положении» уже внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Его рассмотрение в Государственной Думе возможно на весенней сессии 2000 года.
Что касается законопроектов «О военном положении» и «О Вооруженных Силах Российской Федерации», то они разработаны соответственно Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Минобороны России и сейчас проходят согласование в федеральных органах государственной власти. Их внесение в Государственную Думу возможно в III-IV кварталах 2000 г.
III. Вопросы, касающиеся военно-экономических основ обеспечения военной безопасности Российской Федерации
3.1. Что собирается предпринять власть для ликвидации экономической разорванности России?
Ответ: Утверждение о том, что существует экономическая разорванность Российской Федерации, не соответствует действительности. Наше государство объединено единым экономическим пространством, включающим единые транспортные, энергетические и коммуникационные сети, разветвленные кооперационные связи, которые базируются на единстве правовых норм в экономике в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Основой такого объединения является ежегодный федеральный бюджет страны, а в части оборонной промышленности - ежегодный заказ на государственные нужды.
Другое дело, что экономические связи субъектов Российской Федерации и государства в целом несовершенны и, безусловно, нуждаются в улучшении. Осуществить это предусматривается в рамках реализации разрабатываемого стратегического плана развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на период до 2010 года). В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина разработка этого документа должна быть завершена в июне, а его утверждение возможно в начале второго полугодия 2000 года.
3.2. Намерена ли Власть создавать в России «конкурентоспособные экономические кулаки»?
Ответ: Что касается так называемых «конкурентноспособных экономических кулаков», то в ближайшей перспективе магистральным направлением преобразования экономики Российской Федерации станет формирование крупных отраслевых и межотраслевых интегрированных структур. В первую очередь такие структуры будут создаваться в процессе реформирования оборонно-промышленного комплекса и других высокотехнологичных отраслей промышленности на основе единой научно-промышленной политики.
Главное на данном этапе - на государственном уровне обеспечить преимущество отечественному производителю и защиту от внешней конкуренции перспективных направлений производства и научно-технического прогресса, способных при соответствующей поддержке создать базу для прогрессивной специализации Российской Федерации в рамках мирового хозяйства.
Специализация будет проводиться как в традиционных, так и новых экспортных областях промышленности: вооружение, военная и специальная техника; информационные и космические технологии; электроника (полупроводниковые приборы и микроэлектроника); новые материалы; экологическая техника и ресурсосберегающие технологии; измерительная техника и приборы; телекоммуникации, средства связи; технологии и оборудование по поиску полезных ископаемых, очистке воды, переработке и утилизации промышленных отходов и другие.
3.3. Просьба осветить вопрос финансирования (если данная информация не относится к секретным сведениям) «оборонки» (производство), НИИ (исследования, связанные с вооружениями), Вооруженных Сил и других войск.
Ответ: Объемы финансирования расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства ежегодно определяются Федеральным законом «О федеральном бюджете ». Показатели бюджетных назначений на эти нужды относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, и не подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 июля 1998 года, определено, что расходы федерального бюджета на военное строительство (по разделам «Национальная оборона» и «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства») должны составлять не менее 5,1% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. К сожалению, пока экономика России не способна обеспечить эти параметры финансирования. Так, федеральным бюджетом на 2000 год предусмотрено выделить на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства 4,12% ВВП страны.
Вместе с тем эффективность использования финансовых средств, выделяемых на нужды военной организации государства, оставляет желать лучшего. Исходя из этого Военная доктрина Российской Федерации предусматривает совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации государства на основе концентрации финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов для решения ключевых задач обеспечения военной безопасности.
Предусмотрен и конкретный механизм, обеспечивающий рациональную степень концентрации и использования выделяемых ресурсов. Военная доктрина Российской Федерации определяет, что таким механизмом является программно-целевое планирование военного строительства.
На основе практической реализации этого механизма и будет обосновываться и определяться рациональный вариант распределения ресурсов на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, научные исследования, закупку вооружения и техники и другие направления военного строительства.
3.4. Какие изменения претерпела Военная доктрина в той части, которая касается вопросов разработки новых видов оружия, поддержания необходимого научно-технического потенциала, охраны этого потенциала от иностранной деятельности?
Ответ: Приоритет в области создания новых видов вооружения и военной техники отдан созданию экономических и финансовых условий для разработки и производства высокоэффективных систем управления войсками и оружием, систем связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения.
В качестве особенности Военной доктрины Российской Федерации следует отметить заложенный в ней принцип научно-технической, технологической, информационной и ресурсной независимости государства в разработке и производстве основных видов военной продукции. Реализация этого принципа обеспечивается выполнением содержащихся в Военной доктрине задач военно-экономического обеспечения военной безопасности, среди которых:
развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, военной инфраструктуры;
обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного назначения, а также в технологиях ее разработки и производства;
интеграция гражданского и военного секторов экономики страны и координация военно-экономической деятельности государства;
повышение уровня социального обеспечения граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе.
Необходимо также отметить исключительную важность перечисленных задач для комплексного решения проблемы сохранения научно-технических достижений оборонного промышленного комплекса государства, с одной стороны, и для объединения усилий гражданского и военного секторов экономики в интересах обеспечения военной безопасности страны, с другой стороны. Возможность достижения указанных результатов основывается на государственной поддержке развития научно-исследовательских и научно-производственных организаций и предприятий оборонной промышленности, юридической защите и финансово-экономическом обеспечении деятельности работающих в этой сфере специалистов.
3.5. Учитывает ли Военная доктрина тот факт, что Россия не в состоянии поддерживать прежний размер (сроки списания, износ и т.д.) ядерного потенциала, а также средств его доставки, средств ПВО, ВМФ без увеличения финансирования?
Ответ: Задача поддержания в прежних размерах стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники в Военной доктрине Российской Федерации не ставится. И это обусловлено не только экономическими ограничениями, которые, безусловно, имеют место, но и изложенной в Военной доктрине современной оценкой военно-политической обстановки, предполагающей снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, а также готовностью Российской Федерации к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия как на двусторонней основе с США, так и на многосторонней основе с другими ядерными государствами, до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности.
С учетом отмеченных факторов одним из основных направлений развития военной организации государства является достижение соответствия (в пределах имеющихся финансовых ресурсов государства) уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности.
Реализация указанного положения нашла свое отражение в следующих изложенных в Военной доктрине основных принципах военно-экономического обеспечения военной организации:
соответствие уровня финансового и материального обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности и ресурсным возможностям государства;
концентрация финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на решении ключевых задач обеспечения военной безопасности.
Такой подход позволяет обеспечить возможность своевременного и адекватного реагирования на возникновение угроз в военной (военно-технической) областях без постоянного чрезмерного напряжения экономики государства.
3.6. Если произойдет подъем военно-промышленного комплекса, каким отраслям будет отдан приоритет?
Ответ: Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Российской Федерации - это разветвленная сеть научных, научно-производственных и образовательных центров, конструкторских бюро, научных школ. Это один из богатейших ресурсов страны. Он представляет собой реальную основу, в первую очередь, кадровую, для научно-технологической конверсии.
Сохранению и дальнейшему развитию оборонно-промышленного потенциала государства, в том числе в интересах реального сектора экономики, руководством страны придается чрезвычайно важное значение.
В целях дальнейшего развития ОПК в ближайшее десятилетие приоритет будет отдан созданию необходимых условий для организации фундаментальных, прогнозных, поисковых научных исследований и конструкторских разработок, обеспечивающих создание в интересах обороны страны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического и технологического заделов.
Меры государственной поддержки предполагается сосредоточить на сохранении и развитии критических технологий и технологий двойного назначения, с учетом обеспечения народного хозяйства качественным оборудованием, социальной сферы - предметами потребления и услугами, а внешней торговли - конкурентноспособными экспортными товарами.
3.7. Почему в Военной доктрине не уделяется достаточного места вопросу «научно-технической безопасности»?
Ответ: Вопросу «научно-технической безопасности» уделено достаточное внимание в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (где, как представляется, ему и место) в рамках более широкого понятия «экономическая безопасность».
Отношение государства к научно-технической и технологической безопасности определено в целом ряде нормативных правовых документов федерального уровня, прежде всего в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» и Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, введенных в действие в 1996 году.
В числе мер, осуществляемых государством по сохранению и развитию научно-технического потенциала, можно выделить следующие:
повышение востребованности науки, создание экономических условий привлекательности разработки и создания высоких технологий за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования и развитие инновационной инфраструктуры;
создание эффективного механизма «продвижения» результатов научно-технических разработок и прогрессивных технологий в реальный сектор экономики;
регулирование процесса миграции научных кадров и защита прав на результаты научно-технической деятельности;
создание общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации;
развитие территорий с высоким научно-технологическим потенциалом;
участие российской науки в международном научно-техническом сотрудничестве и решении глобальных проблем человечества.
IV. Вопросы, не связанные непосредственно с темой интернет-конференции, но представляющие интерес в области информационной безопасности Российской Федерации
4.1. В связи с тем, что Интернет так широко шагает по миру, стирая все информационные границы, возникает вопрос - НЕ ОСТАНЕТСЯ ЛИ НЕДООЦЕНЕННОЙ РОЛЬ ИНТЕРНЕТА, КАК ОПЕРАТИВНОГО ИНФОРМАТОРА мировой общественности О ПОЛИТИКЕ РОССИИ?
Ответ: Глобальная информационно-телекоммуникационная система Интернет является важным, хотя и достаточно специфичным, средством распространения массовой информации, включая оперативную информацию о политической, экономической и других областях деятельности государств мира. В связи с этим эта система активно используется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти для информирования российской и мировой общественности о деятельности государства. В системе федеральных органов исполнительной власти образовано Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, которое призвано реализовывать государственную политику в области развития российского сегмента системы Интернет. Созданы и регулярно обновляются сайты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти России.
Вместе с тем система Интернет еще в недостаточной степени регулируется как международным, так и российским правом. Это позволяет преступным элементам использовать возможности всемирной сети в целях, несовместимых с международным правом.
Опыт проведения Российской Федерацией контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе показал, что противодействие попыткам использования системы Интернет международными террористами в своих преступных целях требует правового регулирования деятельности этой системы на международном уровне.
Российская Федерация предпринимает активные шаги в направлении разработки и принятия мировым сообществом соответствующих актов.
4.2. Предприняты ли какие-либо меры и созданы ли условия для ведения «кибервойны» с использованием мировых компьютерных сетей и других коммуникаций?
Ответ: Принципиальная позиция России состоит в соблюдении принципов неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и свобод человека и в недопущении использования достижений в сфере информатизации и телекоммуникаций в противоречащих Уставу ООН целях.
Опасность возникновения «кибервойн» с использованием мировых компьютерных сетей и других коммуникаций, на наш взгляд, существует и требует принятия превентивных мер. Нельзя допустить возникновения принципиально новой области конфронтации на международной арене, способной спровоцировать новый виток гонки вооружений на основе достижений научно-технической революции в сфере информационных технологий.
Россия активно выступает за разработку международных правовых режимов предупреждения использования информационных технологий в несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности целях, за эффективную борьбу с информационным терроризмом и криминалом, включая создание международной системы (центра) мониторинга угроз, связанных с информационной безопасностью. Так, в 1998 году по инициативе России на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Первый комитет (вопросы разоружения и международной безопасности) принял консенсусом, без голосования резолюцию по рассмотрению «существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности».
Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации вплотную занимается разрешением имеющихся проблем в этой сфере. Так, на июнь с.г. запланировано проведение заседания Совета Безопасности Российской Федерации с повесткой дня: «О государственной политике Российской Федерации в области информационного противоборства и мерах по ее реализации». По результатам проведения этого заседания будут приняты решения, реализация которых позволит, как представляется, значительно продвинуться вперед в вопросах обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
4.3. Как вы относитесь к существованию англо-американской системы глобального шпионажа «Эшелон»? Угрожает ли это национальной обороне Российской Федерации и какие меры могут быть приняты для предотвращения этой угрозы?
Ответ: Имеющаяся информация позволяет судить о том, что США совместно с некоторыми странами-союзницами реализована программа развертывания и активного использования системы глобального контроля за телекоммуникациями «Эшелон». Станции перехвата и обработки информации этой системы расположены на континентальной части США, в Пуэрто-Рико, на территории Великобритании, Канады, Дании, Новой Зеландии и Австралии. По заключению европейских экспертов, технические возможности средств радиоэлектронной разведки, объединенных в систему «Эшелон», позволяют осуществлять перехват и обработку больших массивов информации, циркулирующей в системах кабельной и радиосвязи, включая спутниковые каналы, телефонные и компьютерные сети, подводные волоконно-оптические линии связи. С использованием системы «Эшелон» военно-политическое руководство США может получать информацию, передаваемую по правительственным, дипломатическим, коммерческим и военным линиям связи иностранных государств, а также в значительной степени контролировать функционирование международной компьютерной системы Интернет. При этом система «Эшелон» позволяет американской стороне осуществлять контроль не только за деятельностью интересующих США иностранных государственных структур, но и отдельных организаций и граждан. При этом в сферу «информационных интересов» США, помимо их традиционных соперников на международной арене, включаются нейтральные и союзные государства, что вызывает у последних серьезную озабоченность.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации ее граждане, все люди, пребывающие на территории России, имеют право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Деятельность системы «Эшелон» нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина, затрагивает интересы общественных организаций и государства и является угрозой обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.
Для противодействия этой угрозе ФАПСИ, Минобороны России, ФСБ России, Гостехкомиссия России и другие федеральные органы исполнительной власти принимаются адекватные меры, направленные на повышение защищенности передаваемой информации.
В то же время эти меры будут эффективными только при совместных усилиях федеральных органов исполнительной власти и предприятий и организаций частного сектора, информация которых может быть перехвачена и рассекречена зарубежными спецслужбами.
Благодарим всех откликнувшихся на наше приглашение принять участие в интернет-конференции (в том числе Александра Арзуманова, Владимира Беспалова, Вячеслава Бондаря, Фатеха Вергасова, Ивана Данилова, Сергея Дмитриева, Евгения Евдокимова, Бориса Зверева, Алексея Коваленко, Евгения Косинова, Михаила Кулика, Александра Митенко, Андрея Михайлова, Юрия Михайлова, Дмитрий Наумова, Николая Носова, Алексея Одинцова., Александра Палкина, Алексея Помазкина, Сергея Потокина, Марка Рожанского, Константина Романова, Алексея Савкина, Андрея Ситникова, Романа Смирнова, Яниса Цыся, Олега Черепенина, Вахтанга Чкуасели, Дмитрия Чурочкина, Семена Шишигина из России, Олега Бодрука, Андрея Иванова, Андрея Корнилова, Михаила Фадеева из Украины, Константина Подушкина из Казахстана, Евгения Вертлиба из Германии, Николая Корсарова, Юрия Манжуру из США).
16 мая 2000 г.