Госатомнадзор России в первом полугодии 2000 года осуществлял регулирование безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях путем установления критериев, норм и правил безопасности, оценки состояния безопасности объектов использования атомной энергии и выдачи лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии, надзора за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, применял установленные законодательством санкции за нарушение требований норм и правил в области использования атомной энергии.
Так, Госатомнадзор России в июле 2000 г. получил на заключение (поручение Правительства Российской Федерации от 30.06.2000 № ИК-П7-18847) проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (в части лицензирования), подготовленный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Однако текст этого проекта федерального закона практически слово в слово, совпадает с текстом законопроекта, подготовленного Минатомом России, на который Госатомнадзор России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 04.08.99 № ИК-П7-26071 уже представлял в Минатом России свое заключение, где указывал, что заложенные в нем подходы противоречат признанным мировым сообществом нормам и порядку организации деятельности по использованию атомной энергии, когда государство с целью защиты интересов граждан и государственной безопасности юридически и организационно разграничивает полномочия и компетенцию органов государственной власти, ответственных за развитие атомных технологий и органов государственной власти, ответственных за регулирование безопасности при использовании таких технологий, не смешивая их основные функции и полномочия. Эти нормы и порядок зафиксированы в ряде международных договоров, соглашений, конвенций, подписанных Российской Федерацией, а также других документов международных организаций, участником которых является Российская Федерация.
В связи с негативными отзывами широкого ряда министерств и ведомств, также рассматривавших указанный законопроект, - он не был одобрен Правительством Российской Федерации.
Возвращаясь к проекту федерального закона, поступившего от депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Госатомнадзор России считает, что Минатом России лоббирует в обход Правительства Российской Федерации часть депутатского корпуса и тем самым нарушает установленный порядок подготовки и рассмотрения федеральными органами исполнительной власти законопроектов (в частности, постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. № 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации", согласно которому федеральные органы исполнительной власти не вправе передавать в палаты Федерального Собрания Российской Федерации проекты законодательных актов, а также иные материалы по вопросам, связанным с законопроектной работой, без предварительного согласования с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации).
Госатомнадзор России полагает, что действия руководства Минатома России идут вразрез с политикой Правительства Российской Федерации в области законотворчества, о чем и сообщил в письме Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации - Министру Российской Федерации И. И. Шувалову от 27.07.2000 №7-05/558.
В рамках научно-исследовательской работы "Совершенствование нормативной базы Госатомнадзора России по безопасности атомных транспортных и транспортабельных объектов гражданского назначения" подготовлен проект федеральных норм и правил "Требования к обоснованию возможности продления назначенного в проекте срока эксплуатации объектов использования атомной энергии", учитывающие опыт эксплуатации атомных судов Минтрансом России и эксплуатирующей организацией (ОАО "ММП").
При рассмотрении законопроектов по вопросам вывоза и ввоза тепловыделяющих сборок ядерных реакторов на условиях лизинга, Госатомнадзор России неоднократно (исх. от 18.04.2000 г. № 7-05/302 в адрес Министра экономики Российской Федерации на поручение Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2000г. № ХВ-П5-09823 о проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 3 и 36 Федерального закона "О лизинге"; исх. от 08.06.2000 № 7-05/440 в адрес Министра экономического развития и торговли Российской Федерации на поручения Правительства Российской Федерации от 31 мая 2000г. № КА-П5-15425 по проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге"; исх. от 04.08.2000 № 7-05/584 на поручение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2000г. № ИК-П7-21765 о проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" обращал внимание на необходимость принимать во внимание касающиеся этого вопроса положения Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 34) и Федерального закона "О лизинге". В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О лизинге" предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи. На основании статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации непотребляемыми являются вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, и как следствие этого, тепловыделяющие сборки для ядерных реакторов нельзя отнести к предмету лизинга, поскольку они теряют свои исходные свойства при использовании в ядерных реакторах, т.е. не являются непотребляемой вещью. В случае возвращения облученных ТВС лизингодателю после их использования они не могут быть повторно использованы по назначению в российских ядерных реакторах при нормальных условиях эксплуатации. Кроме того, принимая во внимание, что законодательство Российской Федерации (Закон об охране окружающей природной среды статья 50 пункт 3) запрещает ввоз в Россию радиоактивных отходов и веществ и ядерных материалов, включая отработавшее ядерное топливо, в целях их хранения или захоронения, очевидно, что возвращение облученных ТВС российскому лизингодателю противоречит действующим законодательным требованиям.
Госатомнадзором России проведана работа по рассмотрению правовых аспектов проблемы обращения с радиоактивными отходами. • В частности, рассматривались вопросы, связанные с радиоактивными отходами, образующимися при ввозе из-за рубежа ядерных материалов, включая отработавшее ядерное топливо. Так по поручению Правительства Российской Федерации от 31 июля 2000г. № ИК-П7-22024 рассмотрев вносимый депутатами Государственной Думы проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Госатомнадзор России отметил, что предложенная редакция, где разрешается ввоз из иностранного государства тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, не решает проблем ввоза в Россию радиоактивных веществ и ядерных материалов (фармпрепараты, не изготавливаемые в России радиационные источники), и предложил свою редакцию дополнительного пункта статьи 50 (письмо Госатомнадзора России, направленное в адрес Минатома России исх. 7-05/612 от 11.08.2000).
В соответствии с Протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Клебанова от 29.05.2000 г.№ ИК-П7-63пр Госатомнадзором России подготовлен проект Решения о взаимодействии и разграничении полномочий при осуществлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью деятельности в области использования атомной энергии и направлен в Минобороны России (исх. от 15.06.2000 №7-36/456 исх от 29.06.2000 № 3-04/406).
На согласительном совещании у Статс-секретаря - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации 04.08.2000 взаимопонимание по разграничению полномочий при осуществлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью деятельности в области использования атомной энергии не достигнуто из-за попытки Минобороны России возложить на себя функции государственного надзора за обеспечением безопасности на объектах применения Федерального закона “Об использовании атомной энергии” (статья 3 абзацы 2 и 3) и видах деятельности в области использования атомной энергии, предусмотренных статьей 4 Федерального закона, игнорируя положения статьи 1 и статей 23, 24 Федерального закона “Об использовании атомной энергии”.
Поручением Правительства Российской Федерации от 14.08.2000 № ИК-П7-23092 проект Решения о взаимодействии и разграничении полномочий при осуществлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью деятельности в области использования атомной энергии направлен на рассмотрение в Министерство юстиции Российской Федерации.
За шесть месяцев Госатомнадзором России по итогам рассмотрения заявлений предприятий и организаций и оценки состояния безопасности объектов использования атомной энергии выданы 489 лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии (в том числе центральным аппаратом Госатомнадзора России выдано 89 лицензий, 14 заявлений отклонены от дальнейшего рассмотрения).
В первом полугодии 2000 года органами Госатомнадзора России проведено 7006 проверок состояния ядерной и радиационной безопасности, из них 44 комплексных, 2195 целевых и остальные оперативные.
Выявлено и предписано к устранению 9372 нарушения требований норм и правил в области использования атомной энергии. За несоблюдение этих требований, а также условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России, его межрегиональными территориальными органами изъяты 2 лицензии, выданы 15 предписаний на приостановку действия лицензий, 76 - на приостановку производства работ, выданы предупреждения руководителям 123 предприятий, оштрафованы 13 человек, на 5 человек материалы переданы в следственные органы.
Атомные электрические станции
За отчетный период выполнена оценка состояния безопасности энергоблоков АЭС и выданы концерну "Росэнергоатом" 16 лицензий, из них: на эксплуатацию энергоблоков АЭС - 6; на использовании ядерных материалов при проведении НИР (ОКР) на энергоблоках АЭС - 6; на эксплуатацию ХОЯТ Курской АЭС - 1; на сооружение энергоблока № 1 Ростовской АЭС-1; на сооружение ОСХОТ - 1; на обращение с РАО - 1.
Эксплуатирующей организации "Ленинградская АЭС" в отчетный период лицензии не выдавались. Оформлены 54 изменения условий действия лицензий.
Межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России выданы 119 лицензий: на проектирование, конструирование и изготовление оборудования - 22, на проведение работ и предоставление услуг при эксплуатации и сооружении АЭС - 97.
В течение первого полугодия в соответствии с Комплексным планом работы Госатомнадзора России на 2000 год проведены комплексные инспекции концерна "Росэнергоатом" и Белоярской АЭС.
На действующих энергоблоках АЭС, а также на обеспечивающих предприятиях проведено 1817 инспекций, из них 777 целевых, 993 оперативных и 47 по учету и контролю ЯМ и по физической защите. Выявлено и предписано к устранению 1145 нарушений норм и правил в области использования атомной энергии.
Применено 597 мер принуждения и 69 санкций.
Энергоблоки АЭС России за рассматриваемый период времени работали, в основном, стабильно и устойчиво в базовом режиме.
Продолжали действовать ограничения Госатомнадзора России по мощности работы блоков 1, 2 Курской АЭС (до 70% N н). В первом полугодии имели место внеплановые отключения от сети энергоблоков АЭС, снижение их мощности для проведения ремонтных работ.
В первом полугодии произошло 29 нарушений в работе АЭС, подлежащих расследованию и учету (в соответствии с ПН АЭ Г-12-005-97 все события относятся к категории "происшествия", аварий не было), в том числе произошло 6 внеплановых отключений энергоблоков от сети (из них в 4-х случаях со срабатыванием АЗ), и в 12 случаях снижалась их мощность. Категории по шкале INES: уровень "1" - 3 события, уровень "0" - 26 событий.
События уровня "1" по шкале INES - в мае-июне 2000 г. при выходе блока 1 Ленинградской АЭС и блока 2 Смоленской АЭС (дважды) из ремонта происходило снижение расходов теплоносителя через технологические каналы (ТК), что привело к остановам энергоблоков. Причина снижения расходов теплоносителя через ТК-попадание в КМПЦ посторонних предметов в период проведения ремонтных работ на разуплотненных трубопроводах КМПЦ. Госатомнадзором России проведен анализ отчетов по расследованию нарушений в работе АЭС, в результате чего выдано предписание руководителям эксплуатирующих организаций об устранении повторяющихся причин нарушений в работе АЭС.
Наибольшее количество нарушений произошло на Курской АЭС - 8, на Ленинградской АЭС - 6, на Нововоронежской АЭС - 5.
На АЭС России произошло одно возгорание и 12 несчастных случаев.
Продолжали находиться в стадии подготовки к выводу из эксплуатации два блока Нововоронежской АЭС и два блока Белоярской АЭС. Контроль за функционированием оставшихся в работе систем и оборудования производился в соответствии с технологическими регламентами эксплуатации первых очередей Нововоронежской и Белоярской АЭС, регламентами технического обслуживания и ремонта СВБ первых очередей и эксплуатационными инструкциями.
На блоках 1-й очереди Белоярской АЭС практически мало что изменилось (по отношению к 1999 году) в части снижения потенциально-опасной радиационной обстановки, создавшейся в результате предыдущей эксплуатации блоков 1 и 2. Для повышения безопасности хранения ОЯТ 1-й очереди в апреле 2000 года введена в опытную эксплуатацию система очистки воды в БВ-1, 2, в результате чего удалось снизить активность по цезию-137 в БВ-1 и в БВ-2 почти на два порядка. В результате работы системы из БВ-1 выведено 2440 Ки и из БВ-2 - 4481 Ки. Концерн "Росэнергоатом" и Белоярская АЭС разработали план мероприятий поэтапного вывода блоков 1 и 2 из эксплуатации с конкретными сроками их реализации.
По предложению Госатомнадзора России эксплуатирующая организация определила категорию блоков 1 и 2 Белоярской АЭС и представила в Госатомнадзор России необходимые документы для получения лицензии.
В Госатомнадзоре России также рассматриваются заявления на получение лицензий для блоков 1 и 2 Нововоронежской АЭС.
В отчетном периоде работы на блоках 1, 2 проводились на основании Плана работ Нововоронежской АЭС по выводу из эксплуатации блоков 1, 2 на 2000 год.
Полностью завершены работы по демонтажу турбогенераторов блока 1.
Состояние проводимых работ, с точки зрения обеспечения ядерной и радиационной безопасности, соответствует требуемому уровню безопасности этих блоков.
В апреле 2000 года произведена отправка очередной партии ОТВС с первого блока на ПО "Маяк" для переработки. На 30.06.2000 в БВ-1 находится 4 ОТВС и 39 гермопеналов с разделанными в горячей камере ОТВС. На блоке 2 ОЯТ отсутствует.
Концерном "Росэнергоатом" и Ленинградской АЭС в отчетном периоде проводились работы по повышению безопасности АЭС в соответствии с Графиками техперевооружения энергоблоков АЭС. На основании Графиков все АЭС разработали на 2000 г. рабочие планы - графики выполнения работ по техническому перевооружению каждого энергоблока.
Ремонтные работы выполнялись в соответствии с графиками АЭС, тем не менее анализ ремонтной кампании свидетельствует об увеличении проблем при выполнении ремонтных работ, основными из которых являются:
увеличение сроков продолжительности ремонтов (с одной стороны - из-за старения оборудования и необходимости его модернизации, с другой стороны - из-за совершенствования методов эксплуатационного контроля сварных соединений, металла трубопроводов и оборудования);
снижение уровня подготовки ремонтного персонала (ротация поколений ремонтного персонала, привлечение ремонтного персонала сторонних организаций, не имеющего специфического опыта работы на АЭС);
несовершенство технологической документации;
низкий уровень планирования и организации ремонтных работ;
снижение требовательности и уровня культуры безопасности со стороны эксплуатирующих организаций к качеству выполняемых ремонтных работ;
финансовые проблемы.
В первом полугодии 2000 года, как и в предыдущие годы, радиоактивные газоаэрозольные выбросы АЭС были ниже допустимых значений и не превышали по ИРГ - 3% (Смоленская АЭС), ДЖН - 1,5% (Курская АЭС) и I -131 - 2% (Курская АЭС).
Фактические значения активностей жидких сбросов радиоактивных веществ АЭС меньше допустимых и не превышали 14% величины ДС (Нововоронежская АЭС).
ЖРО хранятся в специальных хранилищах на АЭС. В целях сокращения объемов на всех АЭС используется метод выпарки ЖРО на установках глубокого упаривания (УГУ), позволяющий перерабатывать ЖРО с получением солевого плава, который является промежуточной формой кондиционирования ЖРО и требует дальнейшей переработки. Однако установки битумирования имеются только на Балаковской, Калининской и Ленинградской АЭС. Поэтому на большинстве станций пульпа ионообменных смол и кубовый остаток хранятся в емкостях ХЖО.
Степень заполнения ХЖО на АЭС в среднем составляет 67%. Однако, ХЖО Белоярской и Ленинградской АЭС заполнены на 90%, Кольской АЭС - на 85%.
Достаточно серьезным остается положение с ЖРО на Калининской АЭС. Емкости кубового остатка и низкоактивных сорбентов заполнены на 100%. Станция вынуждена задействовать резервную емкость для хранения ЖРО. Переработка ЖРО на выпарных аппаратах привела к отклонениям технических параметров системы сбора и хранения ЖРО от проектных значений по солесодержанию кубового остатка. Переработка сухих солей на установке битумирования не производится, т.к. компаундохранилище станции заполнено на 99% и свободных объемов нет. Технические мероприятия по сокращению ЖРО, разработанные на станции, не могут решить проблему с отсутствием свободных емкостей в ХЖО. Для устранения создавшейся ситуации на Калининской АЭС расширяется спецкорпус.
Установка битумирования на Балаковской АЭС, не использовавшаяся с 1995 г. из-за отсутствия стола расфасовки битумного компаунда, в настоящее время находится в опытно-промышленной эксплуатации.
ТРО хранятся в специальных бетонных сооружениях наземного или подземного типа на промплощадках АЭС. ТРО на большинстве станций поступают в хранилища внавал. Поэтому ХТО в среднем заполнены на 66%. Однако, ХТО Курской АЭС заполнены на 91%, а Ленинградской, Нововоронежской и Смоленской АЭС - на 80%.Первичная переработка ТРО на большинстве АЭС заключается в сортировке отходов на горючие и негорючие, измельчении металлических отходов до установленных размеров. ТРО после сортировки прессуются на Белоярской, Кольской и Нововоронежской АЭС, а горючие сжигаются на Белоярской и Кольской АЭС. На Белоярской АЭС имеется установка по переплавке металлических РАО низкой активности.
Выполнение работ по федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" на АЭС задерживается из-за отсутствия финансирования.
Темпы реконструкции старых и строительства новых хранилищ РАО на АЭС России не отвечают темпам образования РАО. Кондиционрование РАО на АЭС не соответствует современным требованиям безопасности. До настоящего времени ни одна АЭС России не имеет полного комплекта установок по переработке ТРО с целью сокращения их объемов методами измельчения, прессования и сжигания, или перевода ЖРО в формы, пригодные для транспортировки и захоронения, как того требуют санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций СПАС-88/93. В целях повышения безопасности при обращении с РАО на АЭС Госатомнадзором России в условия действия лицензии на действующие и вновь вводимые блоки АЭС включаются требования по модернизации действующих хранилищ РАО или строительства новых хранилищ, имеющих технологии кондиционирования РАО, отвечающие современным требованиям НД.
Средние индивидуальные дозы внешнего облучения персонала и лиц, командированных на АЭС, в первой половине 2000 года составляли 0,16 и 0,13 бэр соответственно.
Случаев превышения внешнего облучения персонала и лиц, командированных на АЭС, выше ПД (2 бэр) в первой половине 2000 года на АЭС не отмечалось.
Исследовательские ядерные установки
В первом полугодии 2000 года Госатомнадзор России осуществлял государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности 109 исследовательских ядерных реакторов, критических и подкритических стендов (ИЯУ).
Продолжается сокращение использования ИЯУ в связи с затруднительным финансовым положением их владельцев, увольнением персонала ИЯУ и старением ИЯУ. Так, из 109 ИЯУ в состоянии эксплуатации находились 50 установок, в состоянии консервации и стадии вывода из эксплуатации - 53 ИЯУ и в стадии строительства - 6 ИЯУ. Около 30% эксплуатируемых и законсервированных ИЯУ имеют возраст 30 и более лет.
В соответствии с поступившими заявлениями от эксплуатирующих организаций выданы лицензии: на эксплуатацию исследовательских ядерных реакторов - ВК-50 (ГНЦ РФ НИИАР, г. Димитровград), АМ-1 (ГНЦ РФ ФЭИ, г. Обнинск), ВВР-М (ПИЯФ, г. Гатчина), Ф-1 (РНЦ "Курчатовский институт", г. Москва); на эксплуатацию критического ядерного стенда ГРОГ (РНЦ "Курчатовский институт", г.Москва); на вывод из эксплуатации исследовательского ядерного реактора БАРС-2 (НИИП, г. Лыткарино); на сооружение исследовательского ядерного реактора ПИК (ПИЯФ, г. Гатчина).
За отчетный период на ИЯУ ядерных, радиационных, технических аварий и нарушений условий безопасной эксплуатации, приведших к превышению пределов безопасной эксплуатации, не было. В первом полугодии 2000 г. на всех ИЯУ, поднадзорных Госатомнадзору России, зарегистрировано 33 случая (в первом полугодии 1999 г. - 29 случаев) срабатывания аварийной защиты (АЗ); по вине персонала - 6 случаев; из-за отказов в системе управления - 3 случая; из-за отказа КИП - 4 случая; из-за колебания напряжения во внешних электросетях - 12 случаев; из-за нарушения в работе электрооборудования - 6 случаев; из-за нарушения в работе экспериментальных устройств - 2 случая.
Имели место 3 случая внеплановых остановов.
Обнинским отделом инспекций ЯРБ ИЯУ в связи с нарушением требований условий действия лицензии, выдано предписание ГНЦ РФ ФЭИ о приостановке работ на мощности ИР БР-10. Эксплуатация реактора возобновлена после устранения нарушения с 10 февраля 2000 г.
09.04.2000 на установке ВК-50 (ГНЦ РФ НИИАР, г. Димитровград) произошло самопроизвольное погружение одной из трех кассет АЗ в активную зону. Причина - обрыв нижней теплоизоляции исполнительного механизма АЗ, упавшей на рабочий орган АЗ. Димитровградской инспекцией было выдано предписание о приостановке работ на ИР ВК-50 до устранения причин имевшего место нарушения и корректировки эксплуатационной документации в связи с выявленными при расследовании ошибочными действиями персонала. Эксплуатация реактора была возобновлена в мае 2000 г.
Все перечисленные нарушения условий нормальной эксплуатации не привели к облучению персонала и загрязнению окружающей среды сверх установленных для нормальной эксплуатации пределов.
Необходимо отметить, что в первом полугодии 2000 г. произошел рост числа нарушений, связанных с ошибками персонала.
В первом полугодии 2000 г. на ИЯУ, поднадзорных Госатомнадзору России, выбросов и сбросов радиоактивных веществ, количество которых превышает допустимые пределы, не было, радиационная обстановка не превышала естественного фона.
Из-за отсутствия финансирования сохраняется тенденция к накоплению радиоактивных отходов в том числе специфических (щелочные металлы, технологические среды, крупногабаритные изделия). Предприятия имеют решения о "консервации", выводе из эксплуатации ИЯУ. Однако средства для проведения работ предприятиями не накоплены и нет государственного финансирования работ. По некоторым "законсервированным" и неиспользующимся объектам заявления на получение лицензии соответствующий на вид деятельности не подаются.
Анализ результатов проведенных инспекций (проведено 586 инспекций, выявлено 261 нарушение, из которых 19 не устранены в срок) показывает, что наибольшее количество замечаний относится к: обеспечению физической защиты ИЯУ и ядерных материалов; невыполнению предыдущих актов - предписаний надзорных органов; невыполнению требований методических указаний по представлению информации о нарушениях в работе ИЯУ.
Объекты ядерного топливного цикла
В первом полугодии 2000 года Госатомнадзор России осуществлял государственное регулирование ядерной, радиационной и технической безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОЯТЦ) 14 промышленных предприятий ядерного топливного цикла (ПТЦ), а также 52 научно-исследовательских, проектных организаций и организаций, выполняющих перевозки, хранение ядерных материалов, оказывающих посреднические услуги.
За отчетный период получили лицензии Госатомнадзора России четыре организации ранее не имевших лицензии ни на один из видов деятельности в области использования атомной энергии: Государственное учреждение Российский Морской Регистр Судоходства (г. Санкт-Петербург). Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-конструкторское и производственно-внедренческое предприятие "Деймос ЛТД" (ООО "ПК ПВП "Деймос ЛТД", г. Санкт-Петербург);
Корпорация ATLANTIC RO-PO CARRIERS, INC (Атлантик Ро-Ро Карриерс, Инк., США, штат Нью-Джерси); Закрытое акционерное общество "Энерготекс" (ЗАО "Энерготекс" г. Курчатов Курской обл.), В отчетный период Госатомнадзор России выдал 66 разрешений на право выполнения работ и предоставление услуг, связанных с экспортом-импортом ядерных материалов.
Межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России за отчетный период выдано 26 лицензий на деятельность на объектах ядерного топливного цикла, из них: Сибирским - 22; Центральным - 2; Уральским - 2.
Со стороны заявителей имели место случаи недостаточного обоснования 'безопасности деятельности в области использования атомной энергии. По этой причине отклонено от дальнейшего рассмотрения заявление АООТ КЧХК, признанного Минатомом России эксплуатирующей организацией.
В первом полугодии 2000 года на объектах ядерного топливного цикла зафиксировано два нарушения:
04.04.2000 на Химико-металлургическом заводе СХК (г. Северск, Томская обл.) произошел срыв камерных перчаток на боксе 0892 установки 08 цеха № 1 при выполнении персоналом работ по проверке режима работы новой муфельной печи. Ядерные материалы в боксе отсутствовали. По данным измерений на установке СИЧ повышенного поступления радионуклидов в организм персонала не зафиксировано. Выброса радионуклидов в атмосферу выше установленных норм не произошло.
Данное событие классифицировано в соответствии ПНАЭ Г-14-037-96 как аномалия - нарушение "1" категории.
Северский отдел инспекций Сибирского межрегионального территориального округа Госатомнадзора России выдал по данному факту предписание о приостановке работ на участке металлургии цеха № 1.
Комиссия, образованная главным инженером СХК при участии Северского отдела инспекций Сибирского межрегионального территориального округа Госатомнадзора России, расследовала причины срыва перчаток на установке 08 (акт от 21.04.2000). Причиной срыва перчаток на боксе явилось образование при нагревании печи повышенного давления в полости крышки муфельной печи, заполненной асбестом.
Разработаны мероприятия по устранению недостатков.
На основании инспекционной проверки выполнения мероприятий по предотвращению повышения давления в крышках муфелей на установках Северский отдел инспекций СМТО Госатомнадзора России 19.04.2000 выдал разрешение на возобновление работ.
07.06.2000 в ГНЦ РФ ФЭИ (г. Обнинск, Калужская обл.) зарегистрировано превышение среднесуточного выброса радиоактивных веществ из трубы вентцентра комплекса горячих камер при резке вулканитовым диском облученных твэлов реактора АМ на отдельные куски для исследования в специальной камере, где разрешены работы с открытыми радионуклидными источниками по 1 классу.
Причина события - превышение количества резов твэл вулканитовым диском в единицу времени при отсутствии в инструкции максимального количества резов дисками данного типа (акт от 13.06.2000).
Разработаны мероприятия по устранению недостатков. Событие классифицировано в соответствии ПНАЭ Г-14-037-96 как аномалия - нарушение "1" категории.
В течение первого полугодия 2000 года на объектах ядерного топливного цикла аварий, взрывов, пожаров, подлежащих расследованию в соответствии с требованиями НД, не было.
За отчетный период в процессе проведения инспекций Госатомнадзором России выявлено на ОЯТЦ 931 нарушение, из которых 30 не устранены в срок. При проведении инспекций по проверке деятельности, связанной с экспортом и импортом ядерных материалов, оборудования и технологий, выявлено 39 нарушений.
По сравнению с аналогичным периодом 1999 года в первом полугодии 2000 года количество выявленных нарушений на объектах ядерного топливного цикла возросло, что объясняется увеличением общего количества проверок и совершенствование методов их проведения.
Все нарушения, выявленные инспекторами Госатомнадзора России, предписаны к устранению, ведется контроль за выполнением предписаний.
Сравнительный анализ нарушений показывает, что характер нарушений практически не изменился. Основной процент нарушений связан с нарушением требований нормативных документов. Основные причины нарушений - низкая исполнительская дисциплина и недостаточный производственный контроль со стороны технических служб предприятий.
К нарушителям применялись следующие меры принуждения: выдано 282 предписания на устранение нарушений; выдано 8 предписаний на приостановку производства работ; вынесены предупреждения 4 должностным лицам.
Проверки поднадзорных предприятий в части выполнения ими условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России, показали, что они в основном выполняются. Выявленные нарушения, общие для ПТЦ, те же что и в 1999 году, а именно:
не выдерживались сроки представления годовых отчетов поднадзорных предприятий о состоянии ЯРБ;
выявлены случаи заключения договоров на проведение работ и оказания услуг в области использования атомной энергии с организациями, не имеющими лицензий Госатомнадзора России.
Дозовые нагрузки на персонал и население за отчетный период на объектах ядерного топливного цикла не превышали установленных норм.
Проведены инспекции на объектах ядерного топливного цикла по проверке выполнения организационных и технических мероприятий по приведению в полное соответствие их требованиям НРБ-99. В целом можно отметить, что предприятиями проводится работа по достижению соответствия производства требованиям НРБ-99, однако эта работа сдерживалась отсутствием Основных санитарных правил, методик расчета эффективной дозы, недостаточным финансированием.
Уровни сброса и выброса радионуклидов в окружающую среду в первом полугодии на объектах ядерного топливного цикла не превысили установленных значений.
За отчетный период выдано 4 лицензии на вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии: 5 промышленных ядерных уран-графитовых реакторов А, АИ, АВ-3, АВ-1 и АВ-2 (ПО "Маяк"), стационарного объекта, предназначенного для хранения радиоактивных отходов (Гидрометаллургический завод г. Лермонтов), и участков комплекса, в котором проводились работы с использованием ядерных материалов (ГНЦ ВНИИНМ).
Кроме того, в Госатомнадзоре России находится на рассмотрении заявление СХК на вывод из эксплуатации стационарных гидротехнических сооружений для хранения среднеактивных отходов (бассейны Б-1, Б-2).
В настоящее время остановлены и выводятся из эксплуатации сооружения и комплексы с десятью промышленными ядерными реакторами: три на СХК (И-1, ЭИ-2 и АДЭ-3), два на ГХК (АД, АДЭ-1) и пять на ПО "Маяк" (А, АИ, АВ-1, АВ-2, АВ-3). Работы по выводу из эксплуатации промышленных реакторов осуществляются на основании лицензий, выданных Госатомнадзором России, и в соответствии с проектной документацией, а также с введенными в 1999 году в действие "Правилами обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации промышленных реакторов" НП-007-98. Проводятся работы по демонтажу оборудования и комплексному инженерному обследованию систем и конструкций. В отчетном периоде проведена целевая инспекция выполнения условий действия лицензии на вывод из эксплуатации реакторных установок И-1, ЭИ-2, АДЭ-3, расположенных на СХК. Выявлены нарушения условий действия лицензии и нарушения ведомственной нормативной документации. По результатам инспекции выдан акт-предписание. На ГХК разработаны мероприятия по выполнению условий действия лицензии на вывод из эксплуатации АД и АДЭ-1. Железногорским отделом инспекций контролируется выполнение этих мероприятий.
За отчетный период нарушений в работе систем и оборудования остановленных реакторов не было. Случаев переоблучения персонала не было.
На УЭХК утверждены решение, программа и перечень работ по дезактивации комплекса зданий 260 опытного цеха разделительного производства и переводу зданий в 2001 году в разряд объектов хозяйственного назначения. В Госатомнадзор России направлено заявление на корректировку условия действия лицензии для включения работ по дезактивации.
В отчетный период состояние обращения с РАО на объектах ядерного топливного цикла не претерпело существенных изменений.
На объектах ядерного топливного цикла расположено 416 объектовых пунктов хранения РАО, из них:
96 - пунктов хранения жидких РАО;
320 - пунктов хранения твердых РАО.
На поднадзорных предприятиях находится 21 объектовый пункт хранения ОЯТ (в том числе бассейны выдержки). Заполнение пунктов хранения твердых РАО осталось на уровне, 1999 года(~63%).
Наибольшее количество жидких высокоактивных отходов (ВАО), образовавшихся в результате работы завода по переработке отработавшего ядерного топлива, хранится на ПО "Маяк". По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в отчетном периоде на ПО "Маяк" образовалось меньшее количество жидких ВАО. Связано это с тем, что на заводе РТ длительное время - с начала года по март - производился ремонт агрегата резки ТВС, и переработка ОЯТ началась только с апреля. По той же причине образовалось меньше твердых технологических отходов. В условиях работы завода РТ без остекповывания жидких высокоактивных отходов особенно важным является наличие свободных емкостей (емкости заполнены на 78%) для приема ВАО. На проводимых на предприятии с участием инспекторов Озерского отдела инспекций Госатомнадзора России ежемесячных совещаниях технологи отделения в обязательном порядке отчитываются по этому вопросу. Кроме заслушивания отчетов, Озерский отдел инспекций Уральского межрегионального территориального округа дважды за первое полугодие проводил проверки хранения ВАО. Количество свободных емкостей на весь период работы завода без остекловывания отходов признано достаточным для хранения образующихся отходов. Работы по сооружению электропечей продолжаются. При проведении пусконаладочных работ обнаружены дефекты по герметичности змеевиков охлаждения сливных устройств. Сливные устройства демонтированы и переданы в СвердНИИхиммаш для переделки змеевиков охлаждения.
На ПО "Маяк" задерживается сооружение установки отверждения среднеактивных жидких РАО, которые продолжают сбрасывать в озеро Карачай. Озеро Карачай остается потенциальным источником крупномасштабной радиационной аварии в случае уноса загрязненной воды под воздействием возможных смерчей. Образовавшаяся в районе озера Карачай линза загрязненных подземных вод продолжает продвигаться к реке Мишеляк. Ее граница по нитрат - иону в южном направлении достигла долины реки Мишеляк. ПО "Маяк" в основном ограничивается пассивными мероприятиями по мониторингу продвижения загрязненных вод, не принимая активных мер по ликвидации подземной линзы загрязненных вод или приостановке ее продвижения. О недопустимости подобного состояния дел Госатомнадзором России неоднократно указывалось руководству Минатома России и ПО "Маяк".
Наибольшую потенциальную опасность в настоящее время представляет Теченский каскад водоемов (ТКВ), созданный в середине 50-х годов для защиты открытой гидрографической сети от жидких РАО, прорыв плотин которого может привести к загрязнению радионуклидами значительных площадей в пойме реки Теча.
Плотина № 10 сооружена в 1956 г., но из-за высоких темпов заполнения водоема В-10 в 1964 г. сооружена плотина № 11, которая образовала новый водоем - В-11. Заполнение водоема жидкими РАО начато в 1966 г.
В Теченском каскаде водоемов накоплено около 3,1х105 Ки долгоживущих бета-активных нуклидов.
Теченский каскад водоемов является источником загрязнения приземного слоя воздуха, поверхности, подземных и поверхностных вод. Распространение радионуклидов в окружающую природную среду происходит в результате выноса радиоактивных аэрозолей в атмосферу за счет ветрового разноса и загрязнения подземных вод за счет фильтрации загрязненных вод через борта водоемов и тело плотины № 11, большая часть которых разгружается в открытую гидрографическую систему реки Теча. Снижение уровня миграции загрязненных поземных вод возможно за счет снижения уровня водоема В-11.
Наиболее тяжелую потенциальную опасность представляет прорыв плотины № 11 и разовое крупномасштабное поступление до 20х108 м3 загрязненной радионуклидами воды с донными отложениями с суммарной активностью до 15 - 20х103 Ки в открытую гидрографическую сеть, что грозит катастрофическими последствиями для речной системы Исеть - Тобол - Обь. Оценочные расчеты, выполненные ПО "Маяк", показали, что при полном разрушении плотин № 10 и № 11 приход фронта волны к ближайшему населенному пункту (пос. Муслимово) произойдет, спустя примерно восьми часов после разрушения указанных плотин.
Поэтому первоочередной задачей безопасной эксплуатации ТКВ следует считать предотвращение максимальной допустимой отметки уровня воды в водоеме В-11 и обеспечение безопасности эксплуатации сооружений ТКВ (в частности, плотин 10 и 11).
В результате аномально высокого количества осадков уровень водоема В-11 в середине мая 2000 г. достиг разрешенной максимальной отметки 206,5 м и к 05.06.2000 превысил ее, достигнув отметки 206,62 м.
Кроме того, в настоящее время ПО "Маяк" не имеет, предусмотренные федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений", лицензию на эксплуатацию гидротехнических сооружений Теченского каскада водоемов и утвержденную декларацию безопасности эксплуатации указанных сооружений, подтверждающую соответствие состояния гидротехнических сооружений и условий их эксплуатации критериям безопасности.
Состояние обеспечения ядерной и радиационной безопасности на ПО "Маяк", и в частности, при обращении с радиоактивными отходами, было рассмотрено на заседании коллегии Госатомнадзора России в июне 2000 г. Коллегия отметила необходимость скорейшей реализации запланированных ПО "Маяк" мероприятий по совершенствованию системы обращения с радиоактивными отходами.
Лицензий Госатомнадзора Россиина эксплуатацию водоемов - хранилищ жидких РАО ПО "Маяк" не имеет.
На ГХК в отчетный период продолжались работы по переработке осадков из емкостей-хранилищ жидких отходов среднего уровня активности и определению ресурса работы этих емкостей. Для извлечения осадков созданы опытно-промышленные установки, проводятся работы по изучению процесса остекловывания пульп с применением СВЧ - нагрева на имитационных растворах.
На ОАО НЗХК реабилитированы ранее загрязненные территории на площади около 20000м2.
Основные работы по совершенствованию системы обращения с радиоактивными отходами проводятся в рамках Федеральной целевой программы "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1995-2005 годы" (ФЦП), направленной на комплексное решение проблем обращения с РАО и ОЯТ. Данная программа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. № 149 действует до конца 2000 г.
В первом полугодии 2000 года на объектах ядерного топливного цикла в рамках ФЦП выполнялись следующие работы:
завершено строительство могильника твердых радиоактивных отходов на АЭХК;
ВНИПИЭТ выполнил технико-экономическое обоснование создания для АЭХК опытно-промышленного участка по переработке отвала гексафторида урана в экологически безопасное для длительного хранения соединение - тетрафторид урана;
для переработки отвального урана разделительных заводов Минатома России ВНИИХТ разработана "Концепция хранения, обращения и переработки обедненного гексафторида урана на период до 2010 года";
на СХК проводились НИОКР по прекращению сбросов ЖРО в открытые бассейны - хранилища Б-25, ПХ-1, ПХ-2. Совместно с Северским технологическим институтом продолжаются исследования по отверждению (цементированию) водно-химических растворов и пульп бассейна Б-25. Совместно с ИФХ РАН исследуется возможность глубинного захоронения жидких низкоактивных отходов химико-металлургического завода СХК, разрабатываются технологические схемы подготовки отходов к захоронению.
Необходимость выполнения указанных работ была отмечена в актах инспекций Госатомнадзора России.
Кроме того, в рамках ФЦП были выполнены следующие работы:
на ГХК подготовлены исходные данные для выполнения работ по теме "Разработка исходных данных и выполнение технико-экономических исследований по разработке и реализации мер безопасного хранение препаратов государственного радиевого фонда", выполнен плановый объем работ по теме "Ликвидация и консервация емкостей-хранилищ ЖРО на ГХК";
осуществлялись ремонтно-профилактические работы по укреплению дамбы хвостохранилища на ОАО "НЗХК".
Госатомнадзор России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями Минатома России в соответствии с ФЦП проводят работу по разработке нормативной документации по обращению с радиоактивными отходами.
Из-за отсутствия ряда документов, обосновывающих обеспечение безопасности эксплуатации, необходимость наличия которых у эксплуатирующей организации предусмотрена нормативными правовыми актами, не получили лицензии Госатомнадзора России на эксплуатацию полигонов подземного захоронения жидких радиоактивных отходов полигон "Северный" на ГХК, опытно-промышленный полигон НИИАР, полигон СХК. В марте 2000 г. в Госатомнадзоре России было проведено совещание с участием представителей указанных выше эксплуатирующих организаций, ВНИПИпромтехнологии и Физико-химического института РАН, на котором были рассмотрены вопросы ядерной безопасности полигонов подземного захоронения и обсуждены требования Госатомнадзора России к обосновывающим безопасность эксплуатации этих полигонов документов.
За отчетный период были выявлены следующие нарушения по обращению с РАО и источниками ионизирующих излучений на объектах ядерного топливного цикла:
эксплуатация закрытых радионуклидных источников с истекшим сроком эксплуатации;
в паспортах на РАО не указываются радионуклидный состав и удельная активность РАО, поступающих на хранение и захоронение.
За отчетный период на объектах ядерного топливного цикла проведено 952 инспекции, из них 2 комплексных - на ОАО "ХМЗ" и СПП "Изотоп", 92 целевых и 858 оперативных.
По обращению с РАО проведено 69 инспекций, из них 2 целевые и 67 оперативных.
По выводу из эксплуатации объектов ядерного топливного цикла проведено 8 оперативных инспекций.
В процессе надзора за деятельностью, связанной с экспортом-импортом ядерных материалов, оборудования и технологий в первом полугодии 2000 года проведено 84 инспекции в связи с рассмотрением заявлений на получение разрешения на эти работы и при сопровождении условий действия разрешений,а также в связис проверкой состояния физической защиты ядерных материалов при отгрузке, транспортировании, временном хранении.
Основные усилия Госатомнадзора России в области государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных грузов были сосредоточены в первом полугодии 2000 года на совершенствовании нормативной базы, лицензировании деятельности по обращению с ядерными материалами при их транспортировании, осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью. Осуществлялась работа по сертификации конструкции транспортных упаковочных комплектов и условий перевозок, а также проводился надзор за конструированием новых транспортных упаковочных комплектов (ТУК).
Разработана и введена в действие с марта 2000 г. Инструкция по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла, содержащая раздел, относящийся к перевозке радиоактивных грузов.
Работа по сертификации конструкции ТУК и условий перевозок является составной частью регулирующей деятельности.
Госатомнадзор России согласовывает “сертификаты-разрешения” на конструкцию и перевозку упаковок. В первом полугодии 2000 года Госатомнадзором России выявлен ряд нарушений условий транспортирования, которые могли привести к серьезным авариям с радиационными последствиями. Госатомнадзор России в 1 полугодии 2000 также как и в 1999 году обращался в Правительство Российской Федерации по вопросу неудовлетворительного состояния дел с созданием металлобетонных контейнеров для отработавшего ядерного топлива, поскольку придает этому вопросу большое значение в связи с сопряженным с ним значительным риском для людей и окружающей среды. Разрабатывая и изготавливая транспортный контейнер ТУК МБК-ВМФ, Минатом России и Минобороны России могут принимать при отсутствии регулирующих воздействий независимого органа необъективные решения в отрыве от конечных целей обеспечения безопасности эксплуатации таких контейнеров, а именно, гарантирования защиты граждан и окружающей среды от угрозы недопустимого радиационного воздействия.
Минатомом России создана система аварийно-технических центров. Однако, до настоящего времени ни один аварийно-технический центр не подал заявление на получение лицензий Госатомнадзора России, несмотря на заключение Минюста России о необходимости получения таких лицензий.
Ядерные энергетические установки судов
В первом полугодии 2000 года Госатомнадзор России осуществлял государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии организаций и предприятий, находящихся в ведении Минтранса России, Россудостроения и Минатома России.
Минтранс России
Под государственным надзором находятся 9 атомных судов и 6 судов атомно-технологического обслуживания Открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" (ОАО “ММП”).
Оборудование атомных паропроизводящих установок типа ОК-900А ЯЭУ атомных ледоколов “Россия”, “Советский Союз” и “Ямал” с назначенным ресурсом оборудования по техническим условиям - 50-60 тыс.часов и сроком службы 10-12 лет фактически проработало в два раза больше и находится в работоспособном состоянии. Это позволило продлить ресурс основного оборудования до 130 - 150 тыс. часов.
При продлении ресурса учитывались: результаты ревизий, технического освидетельствования и оценки фактического состояния АППУ; опыт эксплуатации; данные расчетно-конструкторского анализа и экспериментальных исследований.
В связи с выработкой установленного ресурса основного оборудования АППУ ледокола "Арктика", в 2000 году ОАО “ММП” предстоит принять решение о сроках вывода его из эксплуатации. Сроки службы отдельных систем и оборудования других ледоколов достигли предельных показателей, установленных проектом.
В настоящее время разработана межотраслевая целевая комплексная программа продления ресурса до 150 тыс.часов и срока службы до 30 лет систем и оборудования ядерных энергетических установок судов.
27 июня 2000 г. состоялось заседание коллегии Госатомнадзора России "О результатах государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности атомных судов, выработавших установленный ресурс".
Коллегия приняла ряд решений, направленных на усиление контроля за продлением ресурса, включая разработку необходимых документов. Решение коллегии доведено до руководства ОАО “ММП”.
Под надзором также находится государственное унитарное ремонтно-технологическое предприятие ГУ РТП "Атомфлот", обеспечивающее базирование атомных судов и судов АТО, ремонт оборудования ЯЭУ, хранение и переработку радиоактивных отходов (РАО), а также проведение транспортно-погрузочных и технологических операций с ядерным Топливом (ЯТ). Состояние ядерной и радиационной безопасности в ОАО “ММП” и на ГУ РТП “Атомфлот” в основном соответствует требованиям правил и норм в области использования атомной энергии.
Россудостроение
Под государственным надзором находятся судостроительные и судоремонтные заводы, в том числе: ОАО “Балтийский завод”, ГП СРЗ “Нерпа”, ГУП "ПО “Севмашпредприятие”, ФГУП "ГМП “Звездочка”, ОАО “Амурский судостроительный завод”, ГУП "ДВЗ “Звезда”.
Остальные поднадзорные предприятия осуществляют проектирование, конструирование и изготовление морской техники и оборудования, разработку энергетических и других технологий в области использования атомной энергии.
На ГУП "ДВЗ “Звезда” проводятся испытания установки по переработке ЖРО. Полный цикл испытаний не проведен из-за ошибочного выбора конструкционных материалов. Обстановка с утилизируемыми АЛЛ на ГУП "ДВЗ "Звезда" вызывает серьезную озабоченность Госатомнадзора России из-за несвоевременной выгрузки ОЯТ из реакторов утилизируемых АПЛ.
ГУП ПО "Севмашпредприятие" планирует проведение работ по утилизации АПЛ. Лицензии Госатомнадзора России на данный вид деятельности предприятие не имеет. О необходимости получения лицензии на деятельность в области использования атомной энергии предприятие проинформировано. Заявление на получение лицензии от ГУП ПО "Севмашпредприятие" в Госатомнадзор России до настоящего времени не поступало. Создавшаяся ситуация не исключает в дальнейшем препятствий в допуске инспекторов на предприятие для осуществления государственного надзора, что имело место в 1999 году.
На предприятиях отрасли уровень обеспечения ядерной и радиационной безопасности и безопасность проведения потенциально-опасных работ (ПОР) в целом соответствует требованиям правил и норм в области использования атомной энергии. Озабоченность Госатомнадзора России вызывают факты нарушения принципиальной технологии утилизации АПЛ со стороны Минобороны России, Минатома России.
Минатом России
Госатомнадзор России ведет надзор за комплексом стендов-прототипов корабельных ЯЭУ НИТИ.
Две установки - в стадии эксплуатации,
две установки частично демонтированы (стенды КМ-1 и Э-6с - оборудование в режиме консервации).
Активная зона со стенда КМ-1 хранится в хранилище ОТВС № Х-01 стендового здания № 101 с обеспечением расхолаживания от остаточных тепловыделений и ведением радиационного контроля.
ОТВС стенда КВ-1 хранятся в бассейне выдержки № 2 хранилища ОТВС № 1.
Свежее топливо хранится в хранилище СТВС стендовых зданий № 102 и № 103.
Нарушений требований НТД по ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации стендов-прототипов НИТИ не выявлено.
Нарушения в работе
Минтранс России
За отчетный период произошло 15 эксплуатационных происшествий, из них 3 со срабатыванием аварийной защиты, без выхода радиоактивности в окружающую среду:
03.01.2000. А/л "Россия", АППУ № 2, мощность реактора - 13%. При проверке выходных напряжений блоков питания стоек резервирования ИЦК "Полюс-С" прошел ложный сигнал повышения давления в первом контуре и, как следствие, срабатывание аварийной защиты реактора.
29.01.2000. А/л "Таймыр". Мощность реактора - 32 %. Произошло срабатывание А3. Причина - из-за колебания напряжения в электросетях при включении второго турбогенератора произошло срабатывание защиты блоков питания, от которых запитываются напряжением карты одного этажа процессовых станций "аварийное сообщение". Защита сработала на всех 26 блоках питания. Оборудование, управляемое от системы "DAMATIK" осталось без управления, что привело к срабатыванию А3.
21.04.2000. А/л "Вайгач". Мощность реактора - 65 %. Вследствие самопроизвольного закрытия стопорного клапана ВТГ-2 произошло автоматическое отключение генераторного автомата ВТГ-2, обесточился щит RS2. При анализе происшествия установлено, что закрытие стопорного клапана турбины было вызвано ложным срабатыванием одного из реле в схемах 3,474,7631,65,2621,40962, ЗЛ,115, участвующих в прохождении сигнала воздействия на стопорный клапан, спровоцированный вибрацией, которая на момент отключения ВТГ была весьма значительной.
18.05.2000. А/л "Арктика". АППУ № 2. Реактор заглушен всеми штатными поглотителями. При взятии пробы из ПГ-2 через двое суток после постановки их на хранение в воде обнаружен аммиак, при спектрометрировании пробы воды были обнаружены изотопы Xe-133, I-131, Cs-134. Парогенератор снят с мокрого хранения, отключен по воде и пару запорной арматурой. При ремонте обнаружена течь трубки 8 секции.
Отказы оборудования и происшествия к нарушению пределов безопасной эксплуатации не привели и были устранены в соответствии с требованиями Инструкцийпо эксплуатации. На каждое выявленное нарушение выдавались предписания с конкретными требованиями по его устранению и установленными сроками. Работы по устранению нарушений контролировались.
На объектах использования атомной энергии Россудостроения и Минатома России аварий, происшествий и других инцидентов в первом полугодии 2000 года не зарегистрировано.
В первом полугодии 2000 года организациям, поднадзорным Госатомнадзору России, выдано 15 лицензий.
Проводилась корректировка условий действия ранее выданных лицензий. В отчетном периоде проведено 514 инспекций, из них: 6 комплексных; 77 целевых; 431 оперативных.
В результате проведенных проверок выявлено 373 нарушения, из них:
нарушений требований НТД по безопасности при осуществлении разрешенной деятельности - 246;
несоблюдение условий действия лицензий - 44;
нарушение требований проектной, технологической и эксплуатационной документации - 83.
По результатам инспекций можно сделать вывод, что произошло уменьшение количества нарушений. Это связано с усилением контроля за выполнением условий действия лицензий и более тщательной подготовкой документов, обосновывающих заявления на получение лицензий.
В марте 2000 года проведена проверка выполнения условий действия лицензии на СРЗ "Нерпа". В первом полугодии 2000 года из Северодвинска отправлен на переработку один эшелон с ОЯТ; из Мурманска за отчетный период на ПО "Маяк" отправлено два эшелона с ОТВС.
В отчетном периоде продолжены работы по совершенствованию компьютеризированной системы учета и контроля ЯМ (ГСУК ЯМ). В Мурманской инспекции создан банк данных о движении ОЯТ на плавтехбазах.
На предприятиях Россудостроения и в ОАО "Мурманское морское пароходство" созданы службы по учету ЯМ, организован учет и контроль ЯМ. Для нормального функционирования служб разработаны инструкции.
Несанкционированных выбросов и сбросов радиоактивных веществ в 2000 г. не выявлено.
Радиоактивные отходы
Минтранс России
ОАО "ММП" и ГУ РТП "Атомфлот". На судах АТО ЖРО хранятся в специальных цистернах, исключающих несанкционированный сброс ЖРО за борт. ТРО собираются и хранятся в спецконтейнерах, размещенных в спецпомещениях. ЖРО с атомных судов передаются на спецтанкер или ПТБ.
Существующие объемы и технические возможности участков переработки ЖРО на ГУ РТП "Атомфлот" позволяют полностью обеспечить потребности ОАО “ММП” по переработке и удалению ЖРО, а также частично принимать ЖРО на переработку от объектов Северного флота.
ГУ РТП “Атомфлот” с привлечением иностранных инвесторов проводит работы по модернизации установки очистки ЖРО.
С вводом в эксплуатацию на ГУ РТП "Атомфлот" модернизированной установки по переработке ЖРО будет возможно перерабатывать до 5000 тонн ЖРО в год.
Россудостроение
ГУП "ПО “Севмашпредприятие”. Проведены проектно-изыскательские работы по консервации (ликвидации) хранилища РАО “Миронова гора”.
В настоящее время ведутся работы по созданию модульной установки по переработке ЖРО и аппаратурно-технологической схемы блочной установки очистки малосолевых жидких РАО на ФГУП ГМП “Звездочка”.
ГП СРЗ “Нерпа”. Обращение с РАО осуществляется в соответствии с нормативными документами по установленной технологической схеме с соблюдением требований по радиационной безопасности. Действующая схема предполагает вывоз ЖРО и ТРО силами и средствами ВМФ. Частично проблема сдачи РАО решается путем загрузки контейнеров ТРО в блоки утилизируемых АПЛ с последующим переводом блоков на полигон временного хранения. Площадка временного хранения ТРО заполнена на 20,2 %, хранилища ЖРО - на 47,3%.
ОАО “АСЗ”. Техническое состояние емкостей для хранения ЖРО удовлетворительное. После подготовки партия ТРО направляется для хранения в СК "Радон" спецавтотранспортом СК "Радон". Перемещение РАО по территории предприятия и в черте города осуществляется собственным аттестованным спецавтотранспортом. Проведена инвентаризация количества ТРО и ЖРО, находящихся во внешних емкостях.
ГУП "ДВЗ “Звезда”. В отчетном периоде производилось перемещение ЖРО в связи с подготовительными мероприятиями к испытанию ПЗО в соответствиями с условиями контракта на его сооружение.
Площадка временного хранения ТРО практически освобождена.
В целом нормы и требования радиационной безопасности при обращении с РАО выполняются.
Минатом России
На стендах НИТИ ЖРО хранятся в монжюсах и дренажных цистернах, а также в баках-накопителях, ТРО - на площадках временного хранения в центральных залах стендов. По мере накопления ЖРО по системе спецканализации передаются на спецкомбинат, а ТРО вывозятся автотранспортом.
На поднадзорных предприятиях разработаны планы мероприятий по защите персонала и населения в случае ядерной и радиационной аварии, а также инструкции по предупреждению этих аварий и ликвидации их последствий. Превышений дозовых нагрузок на персонал не выявлено.
Радиационно опасные объекты в народном хозяйстве
В течение первой половины 2000 года в сфере народного хозяйства работало 2540 поднадзорных предприятий, организаций и учреждений (далее - организаций), осуществлявших свою деятельность с использованием атомной энергии и имевших в своем составе 7806 радиационно опасных объектов - цехов, лабораторий, технологических единиц и пр.
К числу таких организаций относятся большинство предприятий металлургической, химической промышленности, предприятия топливно-энергетического комплекса, а также научные организации, медицинские учреждения и таможенные органы. Тенденция к сокращению организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием атомной энергии, сохраняется.
Из указанных поднадзорных организаций 2017 организаций имела лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, 132 подали заявления на получение лицензий. Таким образом, процент организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии временно без лицензий, продолжает снижаться и на конец первого полугодия 2000 года составляет 15 % (по итогам первого полугодия 1999 г. он составлял 35 %, на конец 1999 г.-20%).
Основными видами деятельности в области использования атомной энергии для таких организаций являлась эксплуатация радиационных источников (РИ) при ведении технологических процессов, а также обращение с радиоактивными веществами (РВ) при их производстве, переработке, использовании, транспортировании и хранении.
За отчетный период межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России проведено 2250 инспекций состояния РБ в поднадзорных организациях народного хозяйства, в том числе 32 комплексных, 1242 целевых и 976 оперативных. Выявлено 4538 нарушений требований условий действия лицензий, требований норм и правил в области использования атомной энергии, применено санкций - 1694.
Типичными нарушениями "являются: нарушение организации работ с применением РВ и РИ (в том числе использование РИ с истекшими сроками службы), нарушение оформления и ведения организационно-распорядительной документации, нарушения, связанные с учетом, хранением и транспортированием РВ и РИ, нарушения подготовки персонала, нарушения условий действия лицензий. Применены следующие меры воздействия в первом полугодии 2000 года: аннулирование (изъятие) лицензий - 1; приостановление действий лицензий - 10; запрещение применения оборудования и технологий - 13; приостановление производства работ -40; предупреждение - 83; наложение штрафов - 9; направление материалов в правоохранительные органы - 5 (принято 1).
В отчетном периоде, как и в предыдущие, наиболее эффективной санкцией была приостановка работ (40 подобных санкций). По вопросам обеспечения радиационной безопасности было заслушано почти 700 руководящих работников поднадзорных организаций.
Анализ обеспечения РБ и радиационного контроля на радиационно-опасных объектах народного хозяйства показал, что по физическим характеристикам объектов, определяющую роль играют закрытые радиационные источники, главным образом гамма-излучатели со средними энергетическими параметрами от 0,1 до 1 Мэв, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, находящиеся в неспециализированных пунктах хранения. Радиоактивные вещества в открытом виде в народном хозяйстве используются в основном в медицине и науке. Количества и активности жидких радиоактивных веществ незначительны, и методики их применения не создают потенциальной опасности, сравнимой с применением радиоактивных веществ в закрытом виде.
Контролируемыми параметрами в большинстве организаций являются мощность экспозиционной (эквивалентной) дозы, радиационное загрязнение рабочих поверхностей и плотность потока частиц. Организациями в обязательном порядке для оперативного радиационного контроля установлены требования по контрольным уровням на рабочих местах. Для разных производств и условий использования радиационных источников и радиоактивных веществ значения контрольных уровней существенно различаются.
Дозовые нагрузки на работников не превышали контрольных уровней, что свидетельствует о надежности существующей радиационной защиты от внешнего облучения в условиях нормальной работы. Аппаратная база контроля радиационной безопасности является серийной.
Одной из главных задач надзорной деятельности отделов инспекций РБ остается надзор за своевременной сдачей РАО на захоронение, главным образом радионуклидных источников с истекшими сроками эксплуатации. Из образовавшихся за отчетный период РАО в виде указанных радионуклидных источников (свыше 41 тысячи единиц.) сдано только 54 % отработавших источников (чуть более 22 тысяч единиц). К этому следует добавить еще почти 95 тысяч источников, не сданных за прошлые несколько лет. В итоге - почти 115 тысяч источников с истекшими сроками эксплуатации в нарушение требований норм и правил продолжают находиться в организациях, представляя несомненную угрозу РБ персоналу и населению. Из образовавшихся за первое полугодие РАО (в расчете по суммарной активности) сдано менее 1 % твердых радиоактивных отходов и менее 1 % жидких. Таким образом, достигнутое к концу 1999 года некоторое улучшение положения дел со сдачей твердых и жидких радиоактивных отходов удержать не удалось.
Основная причина - отсутствие у большинства эксплуатирующих организаций необходимых финансовых средств на оплату услуг по сдаче отходов на захоронение.
В первом полугодии не удалось реально начать вывод из эксплуатации радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), установленных на трассе северного морского пути. Проблема неоднократно ставилась Госатомнадзором России перед Минатомом России, Минтрансом России и Минобороны России. По ней имеется и соответствующее поручение Правительства Российской Федерации.
Проведенное в июне 2000 года Управлением Госатомнадзора Республики Саха (Якутия) с привлечением Государственного гидрографического предприятия обследование условий размещения восьми из одиннадцати РИТЭГ Хатангской гидробазы подтвердили необходимость незамедлительных действий по выводу данных генераторов из эксплуатации, о чем было сообщено в Минтранс России.
Министерством обороны России не решена проблема по поиску утерянных в 1987 и 1997 годах в акватории Охотского моря при транспортировании двух РИТЭГ.
В итоге можно сделать вывод, что сложившаяся к настоящему времени обстановка в обращении с РИТЭГ не обеспечивает практическую реализацию требований федеральных законов, норм и правил, действующих в области использования атомной энергии и обеспечении радиационной безопасности населения и окружающей среды.
В Волжском округе удалось частично решить проблему сдачи на захоронение твердых РАО - загрязненного естественными радионуклидами сульфоугля из систем химводоочистки Конаковской ГРЭС и Тверской ТЭЦ-3 филиала ОАО “Тверьэнерго”, отдельных видов нефтешламов из оборудования предприятий цикла добычи и первичной подготовки нефти.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2000 № 334 “О мероприятиях по ликвидации источников загрязнения и реабилитации загрязненных территорий Чеченской Республики на 2000-2001 годы”, в подготовке которого принимал участие Госатомнадзор России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проведен ряд работ по сбору и локализации источников излучения, находящихся на объектах г. Грозного.
Продолжают иметь место случаи обнаружения неучтенных (бесхозных) источников ионизирующего излучения преимущественно в организациях, не находящихся под надзором Госатомнадзора России, а также бесхозных источников, владельцев которых в большинстве случаев установить не удается. Таких случаев Госатомнадзором России выявлено 11, при этом количество обнаруженных бесхозных источников составило около 200 единиц.
В поднадзорных организациях народного хозяйства отмечено 19 радиационных происшествий, связанных, главным образом, с: отказом источника в процессе эксплуатации - 7; обрывом снаряда в скважине при проведении геофизических работ -7; хищением источника - 4; обнаружением неучтенного источника - 1.
Указанные происшествия не привели к облучения персонала, населения и загрязнению окружающей среды. Радиационных аварий не зафиксировано.
Следует отметить следующие происшествия:
Январь - при проведении работ в скважине подземного хранилища газа в 000 “Оренбурггеофизика” произошел обрыв кабеля с прибором ЦМ-8-1, в состав которого входит источник ионизирующего излучения Cs-137. Радиационное происшествие ликвидировано. Расследование завершено. Причинами возникновения аварийной ситуации явились нарушения требований должностных инструкций работниками, а также ослабление контроля за соблюдением технологической дисциплины руководящим инженерным составом. Принятыми мерами прибор извлечен из скважины. Ход проведения работ контролировался Оренбургским отделом инспекций по радиационной безопасности.
Январь - в радоновой лаборатории санатория (республика Башкортостан) произошла утечка раствора Ra-226 из барботера, находящегося в хранилище. Мощность экспозиционной дозы в хранилище составила 2,8 мР/ч, а на поверхности шкафа до 8 Р/ч. Последствия радиационного происшествия ликвидированы. Контроль за проведением работ по ликвидации последствий происшествия осуществляли сотрудники Башкирского отдела инспекций по радиационной безопасности.
Февраль - в ООО “Ставропольгазгеофизика” из-за отказа тормоза лебедки произошел обрыв в скважине на глубине 2500 м кабеля с прибором РКМТ-42, в состав которого входит полоний-бериллиевый источник быстрых нейтронов с активностью 2,4х1011 Бк. Прибор захоронен в скважине методом цементирования. Ход расследования происшествия находился под контролем Северо-Кавказского отдела инспекций радиационной безопасности.
С марта по июль 2000 года произошло еще пять подобных происшествий. Основная причина их остается прежней - плохая подготовка скважин к геофизическим исследованиям.
Апрель - в АОЗТ “Известняк” (г. Богданович Свердловской обл.) были похищены два блока БГИ-60 с радионуклидом Cs-137. Органами внутренних дел похищенные блоки найдены и возвращены владельцу. Против похитителей возбуждено уголовное дело.
Июнь - в ОАО “Косогорский металлургический комбинат” (пос. Косья Гора Тульской обл.) похищены два блока гамма-излучения, в ОАО “Боровический комбинат огнеупоров” утерян блок гамма-излучения. Блоки содержат радионуклид Cs-137 с активностью 1,51 Ки. По фактам хищения органы внутренних дел ведут расследования.
Июнь - в республиканской клинической больнице (г. Ижевск) обнаружено растрескивание колбы бартера и заброс солей радия в бак радиационно-терапевтической медицинской установки. Колба бартера подготовлена к захоронению специалистами радиационной безопасности ОАО “Чепецкий механический завод” (г. Глазов) и отправлена на спецкомбинат “Радон”.
Учет и контроль ядерных материалов.
В первом полугодии 2000 г Госатомнадзором России была продолжена работа по созданию системы государственного учета и контроля ядерных материалов в рамках полномочий Госатомнадзора России, определенных Правилами организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. № 746.
В завершающей стадии разработки находятся “Основные правила учета и контроля ядерных материалов”, которые должны стать основным нормативным документом федерального уровня в этой области.
Проект документа прошел доработку по результатам ряда согласительных совещаний Госатомнадзора России с Минатомом России - разработчиком документа. Основные остающиеся разногласия касаются порядка и периодичности отчетности эксплуатирующей организацией по учету ядерных материалов. После рассмотрения на рабочей комиссии Госатомнадзора России документ планируется опубликовать в Вестнике Госатомнадзора России.
НТЦ ЯРБ подготовлен к опубликованию проект федеральных норм и правил "Требования к организации зон баланса ядерных материалов на ядерных установках и пунктах хранения ядерных материалов".
Как негативный факт следует отметить, что Минатом России, являясь ответственным за создание системы государственного учета и контроля ядерных материалов, направляет основные усилия на разработку ведомственных документов и недостаточно внимания уделяет организации разработки федеральных норм и правил в области контроля и учета ядерных материалов.
Более чем пятилетний опыт работ по созданию системы государственного учета и контроля ядерных материалов показывает, что отсутствие нормативной базы федерального уровня является основным сдерживающим фактором для проведения работ и по другим направлениям, связанным с созданием этой системы.
За отчетный период межрегиональными территориальными округами Госатомнадзора России проведено в общей сложности 157 инспекций состояния учета и контроля ядерных материалов на 69 поднадзорных объектах, в ходе которых выявлено 154 нарушения нормативных документов и условий действия лицензий. По итогам инспекций выписано 71 предписание об устранении нарушений.
Отмечено, что на ядерных установках Минатома введены в действие “Временные правила учета и контроля ядерных материалов на предприятиях и в организациях Минатома России” (ВОПУК) и “Правила учета и контроля ядерных материалов на атомных станциях” (ПКУ ЯМ АС 99).
На большинстве ядерных установок продолжены работы по совершенствованию учета и контроля ядерных материалов и по созданию элементов системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
Вместе с тем, инспекции выявили ряд недостатков в организации и осуществлении учета и контроля ядерных материалов, наиболее характерным из которых являются:
нормативные документы объектового уровня не приводятся в соответствие документам федерального и ведомственного уровня;
требования ведомственных документов, в первую очередь Минатома России, не выполняются в полной мере;
затягивается разработка и введение в действие единых форм учетных и отчетных документов;
отсутствует методическая база проведения физической инвентаризации и определения фактического наличия ядерных материалов;
не проведена первоначальная инвентаризация на большинстве ядерных установок;
широко практикуется применение норм технологических потерь для списания ядерных материалов, что создает возможности для накопления и несанкционированного использования ядерных материалов.
Недостатки в организации и обеспечении учета и контроля ядерных материалов проявляются в инцидентах, связанных с хищениями ядерных материалов и обнаружением ядерных материалов, в том числе урана высокого обогащения, в контейнерах и изделиях, числящихся свободными от ядерных материалов.
Продолжена работа по оснащению отделов инспекций межрегиональных территориальных округов Госатомнадзора России приборами неразрушающего контроля для использования при проведении инспекций по проверке фактического наличия ядерных материалов в местах их нахождения. К 1 июля 2000 г. поставлено в общей сложности 54 гамма спектрометра, 11 нейтронных счетчиков различных типов, 11 единиц вспомогательного оборудования и 18 комплектов отраслевых стандартных образцов урана различного обогащения.
Проводятся работы по созданию автоматизированной системы надзора за учетом, контролем и физической защитой Госатомнадзора России. Начата работа в направлении автоматизации учета и идентификации устройств индикации вмешательства (пломб различных типов - металлических, оптических и электронных), предполагаемых к использованию в инспекционной деятельности при надзоре за хранением и перемещением ядерных материалов.
Госатомнадзором России организована разработка методик проведения измерений количества и состава ядерных материалов методами неразрушающего контроля, которые будут использоваться при инспекционной деятельности, а также при осуществлении учета и контроля ядерных материалов. В отчетный период завершена разработка ВНИИНМ пяти таких методик.
Физическая защита ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения, радиационных источников и радиоактивных веществ.
Госатомнадзор России осуществляет государственный надзор за обеспечением физической защиты на 62 ядерно-опасных и более 2600 радиационно-опасных объектах различной ведомственной принадлежности, деятельность которых находится в сфере действия Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
Основной формой государственного надзора за обеспечением физической защиты являлись инспекции физзащиты этих объектов, проводимые территориальными органами Госатомнадзора России.
В 2000 году для дальнейшего развития надзорной деятельности за физической защитой ядерно и радиационно-опасных объектов разработаны и введены в действие приказами Госатомнадзора России три руководящих документа:
РД-08-19-2000 Инструкция по проведению инспекции инженерно-технических средств физической защиты ЯОО;
РД-08-20- 2000 Типовая программа инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
РД-08- 21- 2000 Методические указания по осуществлению надзора за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
Основное внимание при проведении инспекций физзащиты ядерно-опасных объектов в 2000 году уделял состоянию физической защиты, ее соответствию требованиям Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997г.№ 264.
Государственный надзор за физической защитой РИ, РВ, пунктов хранения РВ и РАО осуществлялся на основании действующих ведомственных нормативных документов.
Органами Госатомнадзора России проведено 157 инспекций физической защиты на ядерно-опасных объектах и выдано 47 предписаний на устранение выявленных нарушений.
Проведено 1448 инспекций физической защиты РИ, РВ и ПХ РВ и РАО на 1153 радиационно-опасных объектах народного хозяйства объектах (из 2634 работающих и лицензируемых Госатомнадзором России объектов), включая инспекции физической защиты 8 специализированных комбинатов (СК) "Радон," наиболее опасных в радиационном отношении объектов. Выдано 132 предписания на устранение выявленных нарушений.
Как показали результаты инспекций физической защиты радиационно-опасных объектов, имеющих мощные радиационные установки, содержащие радионуклидные источники с активностью, достигающей до 5-35 кКи, учитывая их размещение в типовых или специально проектируемых помещениях, имеющих элементы защиты, состояние физической защиты их можно считать удовлетворительным.
Озабоченность надзорных органов Госатомнадзора России вызывает обеспечение физической защиты РИТЭГов, которых например только в Сибирском круге более 100 шт., Расположены они в основном на Таймырском полуострове, а пользователи их не могут обеспечить их систематический контроль и охрану.
В связи с возросшей опасностью возможных террористических актов в отношении радиационно - опасных объектов территориальными органами Госатомнадзора России проведены дополнительные внеплановые инспекции физической защиты на значительном числе объектов народного хозяйства.
Анализ результатов инспекций фактического состояния физической защиты ядерно и радиационно-опасных объектов, проведенных Госатомнадзором России в 2000 году, свидетельствует, что несмотря на значительную работу проделанную федеральными органами исполнительной власти и эксплуатирующими организациями в области совершенствования физической защиты и приведению ее в соответствие с Правилами, имеются значительные недостатки в обеспечении физической защиты, бюджетное финансирование работ по совершенствованию физзащиты и организационные усилия со стороны администрации объектов и соответствующих министерств и ведомств неадекватны современной обстановке в стране, с учетом повышенной угрозы террористических действий, имеющиеся крупные недостатки в состоянии физической защиты на объектах, поднадзорных Госатомнадзору России, не ликвидируются на протяжении ряда лет.
Состояние физической защиты ядерно и радиационно-опасных объектов не может быть оценено как удовлетворительное, отвечающее требованиям Правил и ведомственных нормативных документов.
***
Существующая организация эксплуатации объектов использования атомной энергии и организация регулирующей деятельности со стороны Госатомнадзора России в первом полугодии 2000 года обеспечивали поддержание требуемого уровня безопасности этих объектов.
Тем не менее, в первом полугодии 2000 года сохранились проблемы, связанные с безопасностью объектов использования атомной энергии, основными из которых являются:
выработка ресурса оборудования систем, важных для безопасности, отсутствие обоснованных методик по управлению ресурсными характеристиками оборудования;
низкие темпы модернизации объектов использования атомной энергии, увеличение количества мероприятий по повышению безопасности, сроки выполнения которых переносятся из года в год;
проблема обращения с радиоактивными отходами, медленные темпы внедрения современных технологий их переработки;
низкий уровень культуры безопасности при организации и проведении ремонтных работ на трубопроводах и оборудовании, важных для безопасности;
для АЭС с РБМК не решен вопрос с хранением ОЯТ (переход к уплотненному хранению ОТВС в приреакторных БВК и ХОЯТ является вынужденной и временной мерой);
неудовлетворительное техническое состояние оборудования, систем, конструкций на некоторых объектах топливного цикла, графики замены оборудования на безопасное из-за финансовых трудностей не выполняются;
старение парка переносных приборов дозиметрического контроля в связи со снижением темпа их замены (высокая стоимость, недостаток финансов у поднадзорных предприятий);
сложившаяся обстановка в обращении с РИТЭГ не обеспечивает практическую реализацию требований федеральных законов, норм и правил, действующих в области использования атомной энергии и обеспечении радиационной безопасности населения и окружающей среды.
Необходимо отметить также, что по-прежнему остается недостаточным финансирование инспекционной деятельности Госатомнадзора России.
Начальник Госатомнадзора России
Ю.Г. Вишневский
|