В декабре принято подводить итоги уходящего года. Для отечественного оборонно-промышленного комплекса он стал особенным. Можно говорить о том, что властные структуры повернулись лицом к проблемам "оборонки", приняты конкретные меры к их решению. Речь идёт не только о государственном оборонном заказе, хотя и это важно для задыхающихся от недофинансирования предприятий ОПК. Дан отсчёт серьёзной реформе всего комплекса, результаты которой не заставят себя долго ждать. "Красная звезда" планирует рассказать о преобразованиях всех сегментов отечественного ОПК. Сегодня о перспективах реформирования радиоэлектронного комплекса рассказывает генеральный директор Российского агентства по системам управления Владимир Валентинович Симонов.
Вопрос: Владимир Валентинович, Федеральная целевая программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на 2002-2006 годы своей основной целью ставит формирование нового облика всей отрасли. Какое значение она имеет для радиоэлектронного комплекса страны, как будет идти его преобразование?
Ответ: Пожалуй, впервые за последние годы российский ОПК вступает в новый год с чётко сформулированной программой развития не только на ближайшую, но и на отдалённую перспективу. В её основу легли приоритеты военного строительства и Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы, прогнозные оценки военно-технического сотрудничества. Одной из главных задач ставится создание условий для устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения. И здесь не обойтись без создания вертикально интегрированных структур, на которых, словно на китах, и будут держаться вся "оборонка" и радиоэлектронный комплекс в частности. Оптимизация состава и структуры ОПК будет осуществляться путём концентрации военного производства на ограниченном числе системообразующих научно-производственных комплексов, контролируемых государством. Это позволит сохранить и приумножить потенциал оборонного комплекса, создать соответствующий научно-технический задел.
Вопрос: Какие холдинги планируется образовать на базе ведущих предприятий РАСУ?
Ответ: Мы будем создавать интегрированные структуры исходя из принципа экономической эффективности и целесообразности. Цель при этом преследуется, повторюсь, одна: быстрейшее и качественное выполнение Программы вооружения, а также пополнение финансовых средств государства за счёт экспорта ВиВТ. У нас прописан ряд структур, которые уже в ближайшее время принесут большие дивиденды нашей стране. Среди них - концерн ПВО. Соответствующие документы уже внесены в Правительство России, согласовывается состав участников этого концерна. Безусловно, его основу составят такие мощные структуры, как "Алмаз" и "Антей", которые будут объединены. Причём это объединение пройдёт не по указанию "сверху", они пришли к этому решению сами, и это важно. Сейчас пока рано говорить об окончательной структуре концерна - это будут решать Президент и Правительство России.
Среди новых холдингов следует выделить концерн радиостроения "Вега", создающийся на базе разработчиков беспилотных самолётов-разведчиков. Думается, нет необходимости подчёркивать важность этого направления для Российской армии. В концерне "Авиационно-телекоммуникационные системы" базовым станет нижегородское предприятие "Полет" - об этом мы договорились с полпредом Президента в Приволжском федеральном округе С.В.Кириенко. Это также поддержал и губернатор Нижегородской области.
Теперь о концерне "Созвездие". На сегодняшний день с Министерством обороны согласованы его загрузка, направления развития, также определены возможные экспортные направления деятельности новой структуры, ее внутренняя диверсификация. В новый большой холдинг войдут воронежский, московский, тамбовский, рязанский радиозаводы и институты связи, что согласовано практически со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Довольно перспективен концерн ракетно-космической обороны. Мы уже начали работу в этом направлении. Помимо известного предприятия "оборонки" "Комета", в него войдут Московский радиотехнический институт как научный базовый центр, НИИ радиоприборостроения, а также концерн РТИ-система и МАК "Вымпел". В дальнейшем это будет мощное образование. Хочу отметить, что начавшиеся интеграционные процессы носят не кампанейский характер. Главная их цель - найти и объединить интеллектуальный и финансовый ресурсы. Самое важное здесь - заказ от Министерства обороны. Хотя в дальнейшем, и это не исключено, концерн РКО, как и концерн ПВО, примет участие в совместной разработке элементов нестратегической евроПРО или в аналогичных работах, которые проводит "Комета" по центру обмена данных с американцами о пусках ракет.
В ближайшее время также будет создан концерн, который займется радиоэлектронными системами противодействия и радиоэлектронной борьбы. Это представляется особенно важным для эффективной борьбы с терроризмом. Предприятия этого холдинга, в частности, будут специализироваться на разработке систем противодействия управляемым фугасам, обнаружения и подавления радиосигналов террористов, нетрадиционных миноискателей и т.д.
Важнейшим структурным объединением станет концерн "Навитех", создаваемый на базе перспективного питерского института "РИРВ", завода "Навигатор", московского конструкторского бюро "Компас", НИИ телевидения и ряда других предприятий отрасли. Этот концерн будет головным исполнителем программы ГЛОНАСС в интересах Министерства обороны и гражданских потребителей. Он займётся разработкой и производством систем, обеспечивающих точную привязку по координатам и времени. Такая аппаратура необходима, например, не только для высокоточного оружия. В ближайшие годы мы, надеюсь, сумеем убедить всех пользователей, в том числе Министерство транспорта, МПС и других, в том, что отечественная система ГЛОНАСС превосходит по многим параметрам наших конкурентов - систему GPS. Также попытаемся убедить европейских коллег в финансово-экономической целесообразности применения нашей системы, а не разработки какой-либо новой.
Прошли все необходимые согласования документы с Минобороны, Минэкономразвития, другими заинтересованными ведомствами по концерну "Красная заря" (военная и гражданская проводная связь), радиолокационному концерну "Скала".
Вопрос: А как отреагировало Министерство по антимонопольной политике на перспективу создания структур, которые в той или иной мере станут монополистами в своей сфере деятельности?
Ответ: Список новых концернов с этим министерством нами согласован. И вот что важно. В МАПе наконец-то согласились, что в военном производстве монополист обязателен. Мы не вправе государственные средства, выделяемые на разработку и производство оборонной продукции, например той же радиолокационной станции по цене 10 - 20 миллионов долларов, распылять сразу по нескольким производителям. Это попросту бесхозяйственно.
Ещё раз повторю: проекты указов о создании интегрированных структур скорректированы и согласованы с министерствами обороны, имущественных отношений, по антимонопольной политике и представлены в Аппарат Правительства России и в дальнейшем - в Администрацию Президента России для последующего утверждения. Мы надеемся, что в январе будут подписаны некоторые из них. Это заложено в программу реформирования ОПК, подписанную председателем Правительства М. Касьяновым, так что мы просто обязаны эти задачи выполнить.
Вопрос: Основной куратор "оборонки" в Правительстве России вице-премьер И.И.Клебанов не так давно получил полномочия министра промышленности, науки и технологий. Как это отразилось на возможности решения различных вопросов на правительственном уровне?
Ответ: Признаюсь: работать стало значительно тяжелее, так как задач стало гораздо больше. При этом требовательность стала ещё выше. Начата работа по координации и жесткой привязке всех федеральных целевых программ, а также программ в области двойных технологий с программами Министерства обороны. Главная задача - избежать дублирования, неэффективного расходования государственных средств.
Это абсолютно правильное решение президента и правительства о сосредоточении в одних руках управления оборонно-промышленным комплексом, промышленностью и наукой. Теперь стало возможным концентрировать финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы на приоритетных направлениях, которые определяет правительство. Одно из таких направлений связано с гражданской авиацией. Другими словами, это направление, словно локомотив, потянет за собой развитие других. Ведь той же авиации не обойтись без электроники и радиотехники, значит, и они получат дополнительный импульс.
Вопрос: Давайте затронем проблему государственного оборонного заказа этого года: каковы его особенности, что нового в отношении предприятий отрасли по сравнению с прошлым годом в нём появилось?
Ответ: Руководство Министерства обороны России выбрало абсолютно верное в нынешней ситуации направление по первоочередному развитию комплексированных систем, систем разведки, целеуказания, навигации, радиоэлектронной борьбы, систем управления в тактическом звене. Эти приоритеты сосредоточены в нашем агентстве, и как комплектующая структура мы делаем и будем делать всё возможное для качественного решения этих задач и создания высокоинтеллектуального оружия.
Что касается особенностей выполнения гособоронзаказа, то с приходом нового руководства Минобороны его финансированию уделяется как никогда повышенное внимание, а значит, и выполняется гособоронзаказ полноценнее. Скажу откровенно: оборонная промышленность, долгие годы находившаяся на скудном пайке, изголодалась по выполнению ГОЗ, она сейчас борется за его наполнение. И это меня, как руководителя федерального оборонного агентства, не может не радовать.
Вопрос: Какое значение вы придаёте Международной специализированной выставке-конференции военных и двойных технологий "Новые технологии в радиоэлектронике и системах управления", которая состоится в апреле следующего года?
Ответ: Об уровне её подготовки говорит то, что в организации выставки-конференции принимают участие Министерство обороны России, Комитет России по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Министерство промышленности, науки и технологий России, министерства иностранных и внутренних дел России, ФСБ, Минатом, все федеральные оборонные агентства, ФГУП "Рособоронэкспорт" и другие.
Эта выставка призвана показать достижения отечественных предприятий, НИИ, КБ в областях радиосвязи, радиолокации, радиоизмерительного приборостроения, оптики, квантовой оптики, оптоэлектроники, специальной микроэлектроники. Безусловно, этот форум будет способствовать решению важнейших проблем внедрения новых прогрессивных разработок и технологий в современные виды вооружения и военной техники.
Пользуясь случаем, от имени РАСУ как головного организатора этого форума и от имени сопредседателей оргкомитета И.И.Клебанова и С.В.Кириенко хочу пригласить к участию в выставке заинтересованные международные и отечественные организации, наверняка она привлечёт внимание руководства российского ТЭКа, транспортных структур. Главной особенностью этой выставки станет то, что на ней, пожалуй, впервые будут представлены не только вооружение и военная техника, но и непосредственно военные технологии, возможности в этой области предприятий российского оборонно-промышленного комплекса. Подобных прецедентов не было.
Вопрос: Среди всех федеральных целевых программ, которые финансируются в 2002 году, наибольшее внимание привлекает ФЦП "Электронная Россия". Российское агентство по системам управления - один из семи государственных заказчиков "Электронной России". Какую роль эта программа может сыграть в укреплении национальной технологической базы России и каковы приоритеты РАСУ при ее реализации?
Ответ: Еще в начале года фраза "электронное правительство" вызывала у многих недоверчивую улыбку. Сегодня эти слова уже никого не смущают. Словосочетание "Электронная Россия" стало привычным в государственных учреждениях. Сотрудники министерств и ведомств уже заняты обсуждением путей практической реализации программы. Этот процесс происходит не только в тиши кабинетов, но и с участием общественности. Например, в начале декабря прошёл форум "Технологии и решения для электронной России", собравший около 700 участников и более 100 представителей средств массовой информации. На нём вырабатывались практические рекомендации по реализации разделов ФЦП "Электронная Россия". Учитывая роль, которую играет РАСУ в этой программе, мы активно участвовали во всех мероприятиях форума.
Существует много мнений по структуре ФЦП "Электронная Россия" и по путям её реализации. Естественно, своё мнение есть и у Российского агентства по системам управления. Мы считаем, что российские инфокоммуникации, российское электронное правительство должны строиться на национальной технологической основе. Речь не идёт о том, что при строительстве электронной России должны использоваться исключительно российские компьютеры, программы, телекоммуникационное оборудование. Мы не призываем "не пущать" зарубежных разработчиков и производителей на российский рынок. Сегодня это невозможно и неэффективно. Но необходимо найти такой баланс, при котором выполнение Федеральной целевой программы "Электронная Россия" позволит развивать и национальную технологическую базу, используя огромный интеллектуальный потенциал российской радиоэлектронной промышленности.
Напомню: радиоэлектронный комплекс России - это более 750 предприятий и научных организаций. Многие его разработки вполне конкурентоспособны на мировом рынке, а некоторые не имеют аналогов в мире. Российское агентство по системам управления полагает, что при реализации ФЦП "Электронная Россия" продукция и разработки отечественных предприятий должны применяться в приоритетном порядке в таких областях, как защита от несанкционированного доступа, суперкомпьютеры, цифровое телевидение, смарт-карты с отечественными алгоритмами идентификации и защиты, федеральная система мониторинга объектов и ресурсов, единая государственная система управления и передачи данных, автоматизированный государственный регистр населения.
Газета «Красная звезда»
опубликованно 19 декабря 2001 года
|