Алексей Московский: Среди утверждаемых книг номер один присвоен той, в которой прописаны планы развития стратегических ядерных вооружений
Но основные средства в оборонной сфере в ближайшие годы будут тратиться на разработку нового, высокотехнологичного оружия
Что конкретно из себя представляет Государственная программа вооружения (ГПВ) до 2010 г.? Какие ее параметры, возможно, уточнит в своем ежегодном послании президент РФ Владимир Путин? Почему новые образцы боевой техники и вооружений сейчас поступают в войска в очень маленьких количествах? Как будут решаться вопросы финансирования оборонзаказа? Об этих и других проблемах развития и производства для войск новых видов оружия Стране.Ru рассказывает заместитель министра обороны РФ, начальник вооружения Вооруженных сил Российской Федерации генерал-полковник Алексей Московский. Он назначен на эту должность Указом Президента РФ от 28 марта 2001 г. N 368. Это его первое интервью в новом качестве.
- Алексей Михайлович, сейчас готовится ежегодное послание президента России Федеральному собранию. В какой мере, на ваш взгляд, в нем будут отражены проблемы перевооружения армии?
- Президент страны как глава государства и Верховный главнокомандующий, скорее всего, уточнит те ориентиры и задачи, которые он определил в утвержденной им 20 января этого года Государственной программе вооружения (ГПВ) до 2010 г. Именно по его инициативе, не побоюсь этого слова, на сегодняшний день создана система документов, которая на долгосрочной основе определяет перспективу развития Вооруженных сил. Начало, как известно, здесь было положено 11 августа 2000 г., когда Советом безопасности РФ было принято решение, определившее долгосрочную программу развития армии и флота с учетом финансовых и финансово-экономических возможностей государства. 9 ноября 2000 г. на СБ аналогичные решения были приняты в отношении развития всей военной организации страны. В октябре 2001 г. на совместном заседании Совбеза и Президиума Госсовета России были рассмотрены Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. Они как самостоятельно действующий документ утверждены президентом РФ 11 ноября прошлого года. И вот четвертый документ - Государственная программа вооружения до 2010 г. также недавно утверждена президентом. - А что конкретно представляет из себя ГПВ?- В средствах массовой информации уже говорилось, что ГПВ состоит из 43 книг. Добавлю, что объем этих книг довольно значителен. Утверждаемая часть программы вооружения состоит из 12 книг. Начальная книга - паспорт программы, как это положено, и 11 книг составлены по направлениям развития военной техники. Все остальное - это пояснительные записки, расчеты, графики и т.д.
Среди утверждаемых книг номер один присвоен той, в которой прописаны планы развития стратегических ядерных вооружений (ударные средства, системы управления, наземная, морская и авиационная составляющая СЯВ). За ней идут 4 тома, которые посвящены силам общего назначения (СОН). Один из них содержит все, что касается развития космических средств. Другой посвящен перспективам авиации и противовоздушной обороны. Еще одна книга - это планы по наземным средствам сил общего назначения (то есть это бронетанковая, артиллерийская, стрелковая и т.п. техника). И последняя книга из серии СОН посвящена силам и средствам военно-морского флота.
Следующая комплексная часть ГПВ включает в себя две книги, где прописаны планы по созданию средств обеспечения действий вооруженных сил - средств связи и систем управления, а также техники тыла.
В 10-й книге - это планирование базовых военных технологий. Этот документ определяет фундаментальные поисковые работы в области развития перспективных ВВТ во всевозможных НИИ, КБ, РАН и т.п.
И, наконец, очень существенно то, что в Государственной программе вооружения существует целый раздел по обеспечению безопасности государства, правоохранительной деятельности и ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Это 11-я книга программы, которая так и называется. То есть ГПВ не только для вооруженных сил, а в целом, я бы сказал, программа вооружения всего силового блока государства - вооруженных сил, воинских формирований, органов, имеющих в своем составе войска.
- А не случится ли так, что ГПВ будет провалена, как ее предшественницы?
- Как вы, наверное, знаете, в новейшей истории первая десятилетняя программа вооружения была принята в 1986 г. Но после распада СССР она, естественно, "сломалась" на срезе 1991-92 гг. Вторая программа была принята на период 1996-2000 гг. И она тоже реализовывалась с купюрами. В прессе прозвучало мнение, что эта вторая программа, как и первая, не была ресурсами обеспечена, мол, после ее принятия правительство сразу прекратило ее финансирование.
Я бы так резко не выражался, но тем не менее скажу, что вот третья программа, которая была принята и утверждена в этом году, она, с одной стороны, вобрала в себя все положительное от прежних плановых документов, а другой стороны, она существенно отличается от прежних именно в силу того, с чего я начал, - она ресурсно обеспечена. И это подтверждается практикой. Параметры ГПВ полностью соответствуют оборонзаказам 2001 и 2002 гг.
- Каковы особенности ГПВ в вопросах перевооружения войск?
- Экономическая ситуация такова, что в перспективе, по крайней мере до 2006 г., приоритет в системе оборонзаказов в России будет отдан развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). На это в 2001-2005 гг. в утвержденной президентом ГПВ запланировано ежегодно тратить до 40% всех средств, выделяемых на оборонзаказ. Для сравнения, в 1996-98 гг. на это тратилось только 10-12%. Почему сейчас почти половина оборонзаказа будет тратиться на НИОКР, тоже понятно - явный приоритет отдан разработкам новых видов вооружений. Когда мы их создадим, доля НИОКР упадет, и основные средства (это уже после 2006 г.) пойдут на серийное производство вооружений и военной техники (ВВТ). Сейчас же поставки новых ВВТ в войска будут осуществляться в единичных экземплярах, хотя достаточно большие средства будут затрачены на модернизацию уже имеющейся боевой техники в войсках, а еще 11-12% от оборонзаказа будет уходить на ремонт ВВТ. Всего же на оборонзаказ в 2002 г. будет истрачено на 32% больше, чем в прошлом. При этом плановые расходы на ремонт ВВТ в нем возросли на 70%, по НИОКР на - 38%, по закупкам вооружений и военной техники - на 58%. Если рассматривать оборонзаказ по видам вооруженных сил, то в нем на развитие ВВС в этом году будет затрачено средств в 2 раза больше, чем в прошлом, а доля ВМФ возрастет на 80%. Вообще же, среди 20 участников оборонзаказа (МВД, МЧС, ФПС и т.п.) доля Минобороны РФ по объему составляет 63%.- А какие планы по модернизации ВВТ?- Модернизация - это реализация в старом оружии новых характеристик. В России есть хорошие перспективы по возможности модернизации ВВТ. За счет внедрения только новой вычислительной техники в образцы вооружения там, где применяются электронные системы, системы вычислений и т.п., к примеру, эффективность системы боевого управления ракетными комплексами повышается почти на 20%, по вооружению ВВС - на 15%, по кораблям разного класса - до 30%, по разведывательно-огневым системам разного класса - на 25%. Вот что такое модернизация. И ее, конечно, мы будем проводить.
Мы намерены провести глубокую модернизацию (установим новые прицелы, средства разведки и т.д.) вертолетов Ми-24, танков Т-80 и Т-72, БМП-2, оснастим новой подвеской и вооружением стратегические бомбардировщики Ту-95 МС и Ту-160.
- Почему мы стали меньше закупать новых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) "Тополь-М"? Их что, снимают с производства?
- МБР никто не снимал с производства. В прошлом году мы закупили 6 "Тополей-М" и все их поставили в войска, в 2002 г. тоже запланировано поставить в РВСН 6 МБР. Это, кстати, все в Программе так и оговорено. ГПВ на развитие стратегических ядерных сил планирует в среднем тратить 16% всех средств. Для сравнения - в 1998 г. на эти цели тратилось до 40%. По государственному оборонному заказу прошлого года и этого года эта цифра составляет 18%. Почему так снизилась доля СЯВ в структуре ГПВ, наверное, объяснять не надо. Мы и США договариваемся сокращать свои стратегические наступательные вооружения. Меняется система угроз для мирового сообщества и нашей страны. И это все просчитано без ущерба для обороноспособности страны. Скажем, в СОН мы намерены развивать наукоемкие средства обороны. Так, по сравнению с прошлым годом, сейчас мы значительно увеличили (почти в 2 раза) расходы на развитие космических аппаратов и средств их доставки. Доля космоса в 2002 г. составляет почти 12%. Нынче мы ожидаем завершение изготовления 8 космических аппаратов и 4 ракет-носителей и создадим задел на следующий год по изготовлению 11 космических аппаратов и 8 ракет-носителей. Я бы сказал, что это за последние годы довольно существенное обеспечение приоритета развития космических средств.
- А перспективная программа вооружения предусматривает закупку вооружения в других странах?
- В целом программа вооружения не ориентирована и никогда не будет ориентирована на закупку иностранных вооружений. У нас в бюджете запланированы определенные средства на международную кооперацию. В основном эта кооперация в рамках Содружества Независимых Государств. Как мы без них до сих пор жить не можем, так и они без нас. И, наверное, это правильно, и будет продолжаться. Хотя ясно, что мы как держава в целях своей безопасности должны быть независимы от иностранного соучастия в производстве ВВТ. Другая проблема - затраты. Ну, возьмите, допустим, примеры такие, как производство учебного самолета Як-130 с Францией и с Италией. Если проанализировать вот такого плана кооперацию, то, как правило, сроки внедрения проекта затягиваются раза в полтора, и, как правило, это дороже почти в 2 раза.
Генерал-полковник Московский Алексей Михайлович родился в 1947 г. в городе Смоленске. Окончил Киевское высшее военное инженерное радиотехническое училище ПВО, Военную инженерную радиотехническую академию, Новосибирский государственный университет, Высшие оборонные курсы при Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил. Работал в области создания, испытания и развития вооружения и военной техники. В 1997-1998 гг. - заместитель Государственного военного инспектора России - секретаря Совета обороны РФ.
С мая 1998 г. - заместитель секретаря Совета безопасности России.
Курировал вопросы обеспечения безопасности в военно-технической, оборонной, научной областях, в сфере оборонных и двойных технологий.
Кандидат технических наук, лауреат Государственный премии Российской Федерации и премии Правительства РФ в области науки и техники.
Страна.Ru
|