В соответствии с п. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных Федералным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Условия и порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службы должны быть определены федеральным законом. Такого закона в настоящее время нет. Необходимость принятия его вытекает не только из Конституции, но и из тех обязательств-рекомендаций, которым должна следовать Россия после вступления в Совет Европы.
Институт альтернативной службы не является новым для законодательства России. Еще в 1919 г. декретом СНК РСФСР было признано право верующих на замену военной службы на иную общеполезную работу. Данная замена должна была производиться по решению суда. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. Закона о всеобщей воинской обязанности. Замена военной службы альтернативной гражданской или службой без оружия по религиозным, политическим или этическим мотивам признается во многих странах. При этом для нее предусматривается более продолжительный по сравнению с действительной военной службой срок, лишение многих льгот, предоставляемых военнослужащим. Данная служба предполагает выполнение наиболее трудоемких и не престижных работ, например, в психиатрических лечебницах, домах престарелых, службах социальной помощи больным, инвалидам и пенсионерам, на вспомогательных должностях в пожарной охране и проч.
Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе затрудняет осуществление права на ее прохождение. Однако, являясь в силу ст. 18 Конституции непосредственно действующим, оно может быть реализовано и до принятия этого закона. Призывные комиссии в подавляющем большинстве случаев отказывают призывникам в замене военной службы на альтернативную. Поскольку такой отказ противоречит положению Основного закона, он может быть обжалован в суд. Как показывает практика, суды, как правило, удовлетворяют такие жалобы, применяя непосредственно ч. 3 ст. 59 Конституции.
Часть 2 ст. 328 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы. Альтернативная гражданская служба в России, как уже отмечалось выше. пока не органи-зована, законодательство, которое бы регламентировало порядок призыва на эту службу и ее прохождения, также отсутствует. Поэтому сегодня норма ч. 2 ст. 328 бездействует.
На практике возникает вопрос о возможности привлечения к ответственности по ч.1 ст. 328 лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, но желающих проходить альтернативную гражданскую службу и имеющих на то необходимые основания. Можно ли их привлекать к ответственности по ч. 1 ст. 328 по той причине, что альтернативной гражданской службы пока не существует, а значит, все призывники должны проходить военную службу? Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Право гражданина на прохождение гражданской службы взамен военной гарантировано Конституцией РФ.
Часть 3 ст. 59 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Отсутствие фактической возможности проходить гражданскую службу вместо военной при наличии для этого соответствующих оснований не может служить причиной для ограничения конституционных прав и свобод граждан, которые согласно ст. 18 Конституции РФ "являются непосредственно действующими".
Таким образом, если установлено, что призывник уклонился от военной службы по той причине, что она противоречит его убеждениям или вероисповеданию, он не может нести ответственность за уклонение от призыва на военную службу, равно как и от прохождения альтернативной гражданской службы
(см., например, определение № 4-Дп96-20 по делу Бакалина // Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 1996 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 11 сентября 1996 г.).
Для решения вопроса об освобождении от призыва по данному основанию призывник обращается в призывную комиссию с ЗАЯВЛЕНИЕМ
В случае получения отказа от районной призывной комиссии в предоставлении освобождения от призыва гражданин может обратиться в призывную комиссию субъекта Российской Федерации с ЖАЛОБОЙ
При отказе в удовлетворении поданной жалобы, для окончательного разрешения спора, призывник имеет право обратиться в суд по месту своего жительства с ИСКОВЫМ ЗАЯВЛЕНИЕМ
|